Сказки А.С. Пушкина. Внеклассное мероприятие.
Оценка 4.7

Сказки А.С. Пушкина. Внеклассное мероприятие.

Оценка 4.7
doc
25.12.2019
Сказки А.С. Пушкина.  Внеклассное мероприятие.
конспект П..doc

Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

 

Класс: 4 В

 

Учитель: Кожухова Л.Н.

 

Дата: 11.12.12.

 

Цель:

·                               обобщение и расширение знаний обучающихся о сказках А.С. Пушкина.

Задачи.

 

·                               выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;

·                               формировать умение выразительно читать стихотворные тексты;

·                               учить выделять главное; развивать умение работать в группах,

·                               воспитывать чувство дружбы, коллективизма;

·                                воспитывать уважительное отношение к русской поэзии.

Оборудование: презентация, карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.                                                     Орг. момент.  Улыбнитесь друг другу, гостям. Настройтесь на работу.

II.                                                   Формулирование темы и цели.

Послушайте стихотворение и подумайте, о ком идёт в нём речь:

 

Люблю я … творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У Лукоморья дуб зелёный» -

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот учёный

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели,

Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда – рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

- О ком сегодня пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока. 1 Слайд (Портрет Пушкина).

-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам сказок А.П. А что должен знать человек, отправляясь в любое путешествие. (Хоть что-то о том месте куда он отправляется).

-А зачем люди совершают путешествия (чтобы развлечься, узнать что-то новое интересное).

- Как настоящие путешественники определите сами задачи нашего урока.(Вспомнить что мы знаем о сказках П., о самом П., повторить содержание сказок, узнать что-то новое и интересное).

 

3. Актуализация знаний.

- Какие произведения  П. вы узнали в этом стихотворении? Только ли о сказках здесь идёт речь? Какие из сказок, известных вам, не упоминает автор стихотворения?

- Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

- А.С. Пушкин - автор изумительных стихотворений, создатель мудрых поэм, чудесных сказок, повестей. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира вот уже много поколений любят его произведения? (Сказки П. интересны, там происходят разные чудеса).

- А.С.П. родился в Москве более двух веков назад. Его очень любили родители, он всегда был окружён заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна. Лучше её петь песни и рассказывать сказки не мог никто. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря няне П. полюбил русскую речь, русскую народную поэзию. Песни и сказки, которые ему рассказывала няня, запомнились на всю жизнь. Об этих детских впечатлениях он написал в стихотворении «Сон»:

И шёпотом рассказывать мне станет,

 О мертвецах о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствую ни ног, ни головы.

Об А.Р. небольшое сообщение подготовила ученица нашего класса (Маша Б.).

- Мы вспомнили некоторые сведения об А.С., названия его самых известных сказок, отдали дань А.Р., без которой, наверное, не было бы этих сказок. Теперь можем отправляться в путь.

4. Основная часть.

1) Нас ждут корабли, на которых мы отправимся в путешествие. Но на каждом из кораблей могут плыть только герои одной сказки. Перед вами карточки. Переверните их и вы узнаете на каком корабле совершите путешествие.

-Занять места на кораблях!

- Проверим, все ли правильно выбрали судно? Назовите своего героя и скажите о нём несколько слов.

-Вся ли команда поднялась на борт или кого-то не хватает? Найдите недостающих героев? (учитель показывает карточки, члены команды поднимают руку, если герой их).

-Хоть и из другого произведения, но всем нам известно, что «как вы судно назовёте, так оно и поплывёт». Придумайте название. Условие: оно должно быть связано с содержанием вашей сказки.

- Определите разновидность  судна , на котором мы отправляемся в путешествие. (парусное). Чтобы привести его в движение нам необходим один из героев П. Кто это? (Ветер). Кто может доказать, что у П. ветер – это герой, а не просто природное явление?

- За такие ответы ветер будет дуть сильно-сильно, чтобы доставить нас к месту назначения.

- Поднять якоря! Лево руля!

2) Мы приближаемся к острову «Всезнаек». Его жители приготовили для нас задание. (Кроссворд – для каждой команды). Что получили в выделенных клетках? (Михайловское). Как это слово связано с темой нашего урока?

3) Следующий остров – остров «Незнаек». У островитян случилось горе. Они рыдают в три ручья. В чём же дело? Оказывается на их острове появились интересные объявления, а они никак не могут определить, куда и к кому им обратиться. Поможем?

(Вопросы задаются командам по очереди)

1Предлагаю свои услуги, работаю за семерых,могу:

·                               Запрягать лошадь;

·                               Топить печь;

·                               Закупать продукты на рынке;

·                               Я и повар, и конюх, и плотник;

·                               Умею нянчить детей

(Балда "Сказка о попе и работнике его Балде")

·                               Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к :

(Царице-мачехе "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях")

·                               Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес сказки:.

("Сказка о золотом петушке")

·                               Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться к :. (золотой рыбке из "Сказки о рыбаке и рыбке")

 

·                               Осуществляю мечты: со мной вы можете облететь весь свет и вам не нужен даже ковёр-самолёт. Обращаться к …(Царевне-Лебеди «Сказка о царе Салтане…»)

 

4) Пора отправляться на следующий остров – остров «Загадок».

Жители этого острова, как вы догадались, любят загадывать загадки. Приготовили они их и для вас. Вы должны отгадать, что в баночке, задавая вопросы, на которые я могу ответить только да или нет? В какой сказке встречается и для чего служит данный предмет?

- яблоко, верёвка, белка, петушок, Соколко, зеркальце.

5) Остров «Исследователей». Вспомните, в каком веке Пушкин написал свои сказки? (в 19в.). Прошло около 2-х столетий. Изменился ли язык за это время? В чём именно? Почему происходят изменения в языке?  Как же узнать, что означало то или иное слово во времена П.? Какими методами исследования мы можем воспользоваться? Что нам доступно на данный момент? (Словарь, спросить у старших). Обязательно ли старшие должны знать, что означают эти слова?

 

Архаизмы и историзмы в сказках Пушкина

 

1. «Сына Бог им дал в аршин», — говорится о младенце Гвидоне в «Сказке о царе Салтане...» А сколько это — аршин?

(Русская мера длины, равная 0,71 м.)

2. Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так:

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.


Что такое кичка?

(В старину — головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)

3. Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его варёной полбой. Что это за блюдо?

(Каша из зёрен пшеницы. Полба — один из видов пшеницы.)

4. В «Сказке о мёртвой царевне...» царица угрожает Чернавке рогаткой. Что такое рогатка?

И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чём?”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила: иль не жить,
Иль царевну погубить.

 

(Железный ошейник с длинными остриями внутри, надевавшийся в наказание на шею.)

5. Во многих русских народных сказках, а также в сказочной поэме Пушкина «Руслан и Людмила» встречаются на одеждах или украшениях сверкающие, “как жар”, яхонты. Какие драгоценные камни так назывались в древности?

(Рубины и сапфиры.)

6. Остров любителей русской словесности.

А.С.П. - мастер слова. Недаром украинский поэт Ростислав Братунь пишет:

Я с детских лет язык России

По сказкам Пушкина учил.

Он свет мечты неугасимой

Навек мне в сердце поселил.

Львов утопал в осенней ночи,

И дождь, и снег, и мрак густой…

Мне виделись Татьяны очи, Полтавы полдень золотой…

Олег дружинников сзывает,

В бой Пугачёв ведёт людей,

Волшебной сказкой озаряет

Мне детство Пушкин-чародей…

Та книга до сих пор со мною, меня отец учил по ней

Любить Россию всей душою,

Её язык, её людей.

 

А.С.П. Создаёт удивительные, неповторимые образы в своих сказках. А вот как он это делает, какие изобразительные средства (средства художественной выразительности) использует поэт? Это вы сейчас и будете выяснять. У каждой группы отрывок из сказки. Назвать средства создания образа + подготовить выразительное чтение.

 

7. И последний остров – «Остров ценителей мудрых мыслей». Прочитать произведение можно по-разному: прочитал и забыл или прочитал – и задумался. Я хочу, чтобы вы задумались над главной мыслью тех сказок, о которых сегодня говорили. У каждого своя карточка. Выбранный вариант ответа обосновать.

 

5. Итог урока. Рефлексия.

-Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся на берег.

-Вспомните героя статьи Николая Новикова «Молодой путешественник». Что понял Скоробег, вернувшись домой? Давайте не будем скоробегами и подумаем, что полезного, нового  каждый вынес из нашего путешествия. (Ответы детей).

- Чьи ответы вам понравились больше всего? Кого вы бы хотели похвалить?

-Что особенно понравилось на уроке?

- У кого появились вопросы по сказкам Пушкина? Что ещё хотите узнать по нашей теме? Как это можно сделать?

- Я благодарю всех за активное участие в игре,если каждый вас считает, что он работал на славу и занятие понравилось прикрепите к нашему сказочному дубу листочек цвета своего корабля.

6. Домашнее задание: по желанию: продолжить иллюстрировать сказки Пушкина;

- по желанию: найти ответ на один из предложенных ребятами вопросов;

-обязательно: выучить наизусть или отрывок из сказки Пушкина (не менее 20 строк), или стихотворение.

 

 

Сказки А.С. Пушкина. Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина.  Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина. Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина.  Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина. Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина.  Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина. Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина.  Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина. Внеклассное мероприятие.

Сказки А.С. Пушкина.  Внеклассное мероприятие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2019