Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Класс: 4 В
Учитель: Кожухова Л.Н.
Дата: 11.12.12.
Цель:
· обобщение и расширение знаний обучающихся о сказках А.С. Пушкина.
Задачи.
· выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;
· формировать умение выразительно читать стихотворные тексты;
· учить выделять главное; развивать умение работать в группах,
· воспитывать чувство дружбы, коллективизма;
· воспитывать уважительное отношение к русской поэзии.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
I. Орг. момент. Улыбнитесь друг другу, гостям. Настройтесь на работу.
II. Формулирование темы и цели.
Послушайте стихотворение и подумайте, о ком идёт в нём речь:
Люблю я … творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
«У Лукоморья дуб зелёный» -
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот учёный
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели,
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда – рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
- О ком сегодня пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока. 1 Слайд (Портрет Пушкина).
-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам сказок А.П. А что должен знать человек, отправляясь в любое путешествие. (Хоть что-то о том месте куда он отправляется).
-А зачем люди совершают путешествия (чтобы развлечься, узнать что-то новое интересное).
- Как настоящие путешественники определите сами задачи нашего урока.(Вспомнить что мы знаем о сказках П., о самом П., повторить содержание сказок, узнать что-то новое и интересное).
3. Актуализация знаний.
- Какие произведения П. вы узнали в этом стихотворении? Только ли о сказках здесь идёт речь? Какие из сказок, известных вам, не упоминает автор стихотворения?
- Что вы знаете об этом знаменитом человеке?
- А.С. Пушкин - автор изумительных стихотворений, создатель мудрых поэм, чудесных сказок, повестей. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира вот уже много поколений любят его произведения? (Сказки П. интересны, там происходят разные чудеса).
- А.С.П. родился в Москве более двух веков назад. Его очень любили родители, он всегда был окружён заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна. Лучше её петь песни и рассказывать сказки не мог никто. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря няне П. полюбил русскую речь, русскую народную поэзию. Песни и сказки, которые ему рассказывала няня, запомнились на всю жизнь. Об этих детских впечатлениях он написал в стихотворении «Сон»:
И шёпотом рассказывать мне станет,
О мертвецах о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствую ни ног, ни головы.
Об А.Р. небольшое сообщение подготовила ученица нашего класса (Маша Б.).
- Мы вспомнили некоторые сведения об А.С., названия его самых известных сказок, отдали дань А.Р., без которой, наверное, не было бы этих сказок. Теперь можем отправляться в путь.
4. Основная часть.
1) Нас ждут корабли, на которых мы отправимся в путешествие. Но на каждом из кораблей могут плыть только герои одной сказки. Перед вами карточки. Переверните их и вы узнаете на каком корабле совершите путешествие.
-Занять места на кораблях!
- Проверим, все ли правильно выбрали судно? Назовите своего героя и скажите о нём несколько слов.
-Вся ли команда поднялась на борт или кого-то не хватает? Найдите недостающих героев? (учитель показывает карточки, члены команды поднимают руку, если герой их).
-Хоть и из другого произведения, но всем нам известно, что «как вы судно назовёте, так оно и поплывёт». Придумайте название. Условие: оно должно быть связано с содержанием вашей сказки.
- Определите разновидность судна , на котором мы отправляемся в путешествие. (парусное). Чтобы привести его в движение нам необходим один из героев П. Кто это? (Ветер). Кто может доказать, что у П. ветер – это герой, а не просто природное явление?
- За такие ответы ветер будет дуть сильно-сильно, чтобы доставить нас к месту назначения.
- Поднять якоря! Лево руля!
2) Мы приближаемся к острову «Всезнаек». Его жители приготовили для нас задание. (Кроссворд – для каждой команды). Что получили в выделенных клетках? (Михайловское). Как это слово связано с темой нашего урока?
3) Следующий остров – остров «Незнаек». У островитян случилось горе. Они рыдают в три ручья. В чём же дело? Оказывается на их острове появились интересные объявления, а они никак не могут определить, куда и к кому им обратиться. Поможем?
(Вопросы задаются командам по очереди)
1Предлагаю свои услуги, работаю за семерых,могу:
· Запрягать лошадь;
· Топить печь;
· Закупать продукты на рынке;
· Я и повар, и конюх, и плотник;
· Умею нянчить детей
(Балда "Сказка о попе и работнике его Балде")
· Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к :
(Царице-мачехе "Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях")
· Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес сказки:.
("Сказка о золотом петушке")
· Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться к :. (золотой рыбке из "Сказки о рыбаке и рыбке")
· Осуществляю мечты: со мной вы можете облететь весь свет и вам не нужен даже ковёр-самолёт. Обращаться к …(Царевне-Лебеди «Сказка о царе Салтане…»)
4) Пора отправляться на следующий остров – остров «Загадок».
Жители этого острова, как вы догадались, любят загадывать загадки. Приготовили они их и для вас. Вы должны отгадать, что в баночке, задавая вопросы, на которые я могу ответить только да или нет? В какой сказке встречается и для чего служит данный предмет?
- яблоко, верёвка, белка, петушок, Соколко, зеркальце.
5) Остров «Исследователей». Вспомните, в каком веке Пушкин написал свои сказки? (в 19в.). Прошло около 2-х столетий. Изменился ли язык за это время? В чём именно? Почему происходят изменения в языке? Как же узнать, что означало то или иное слово во времена П.? Какими методами исследования мы можем воспользоваться? Что нам доступно на данный момент? (Словарь, спросить у старших). Обязательно ли старшие должны знать, что означают эти слова?
Архаизмы и историзмы в сказках Пушкина
1. «Сына Бог им дал в аршин», — говорится о младенце Гвидоне в «Сказке о царе Салтане...» А сколько это — аршин?
(Русская мера длины, равная 0,71 м.)
2. Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Что такое кичка?
(В старину — головной убор замужних женщин: шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)
3. Когда Балда нанимался служить к попу, то попросил кормить его варёной полбой. Что это за блюдо?
(Каша из зёрен пшеницы. Полба — один из видов пшеницы.)
4. В «Сказке о мёртвой царевне...» царица угрожает Чернавке рогаткой. Что такое рогатка?
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чём?”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила: иль не жить,
Иль царевну погубить.
(Железный ошейник с длинными остриями внутри,
надевавшийся в наказание на шею.)
5. Во многих русских народных сказках, а также в сказочной поэме Пушкина «Руслан и Людмила» встречаются на одеждах или украшениях сверкающие, “как жар”, яхонты. Какие драгоценные камни так назывались в древности?
(Рубины и сапфиры.)
6. Остров любителей русской словесности.
А.С.П. - мастер слова. Недаром украинский поэт Ростислав Братунь пишет:
Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Львов утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьяны очи, Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает,
В бой Пугачёв ведёт людей,
Волшебной сказкой озаряет
Мне детство Пушкин-чародей…
Та книга до сих пор со мною, меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Её язык, её людей.
А.С.П. Создаёт удивительные, неповторимые образы в своих сказках. А вот как он это делает, какие изобразительные средства (средства художественной выразительности) использует поэт? Это вы сейчас и будете выяснять. У каждой группы отрывок из сказки. Назвать средства создания образа + подготовить выразительное чтение.
7. И последний остров – «Остров ценителей мудрых мыслей». Прочитать произведение можно по-разному: прочитал и забыл или прочитал – и задумался. Я хочу, чтобы вы задумались над главной мыслью тех сказок, о которых сегодня говорили. У каждого своя карточка. Выбранный вариант ответа обосновать.
5. Итог урока. Рефлексия.
-Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся на берег.
-Вспомните героя статьи Николая Новикова «Молодой путешественник». Что понял Скоробег, вернувшись домой? Давайте не будем скоробегами и подумаем, что полезного, нового каждый вынес из нашего путешествия. (Ответы детей).
- Чьи ответы вам понравились больше всего? Кого вы бы хотели похвалить?
-Что особенно понравилось на уроке?
- У кого появились вопросы по сказкам Пушкина? Что ещё хотите узнать по нашей теме? Как это можно сделать?
- Я благодарю всех за активное участие в игре,если каждый вас считает, что он работал на славу и занятие понравилось прикрепите к нашему сказочному дубу листочек цвета своего корабля.
6. Домашнее задание: по желанию: продолжить иллюстрировать сказки Пушкина;
- по желанию: найти ответ на один из предложенных ребятами вопросов;
-обязательно: выучить наизусть или отрывок из сказки Пушкина (не менее 20 строк), или стихотворение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.