Урок № 1
Тема: «Сказки как вид народной прозы «
Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.
I. Оргмомент. Проверка домашнего задания.
II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.
III. Выберите свой вопрос (работа в группах)
Стр. 24
Чтение
статьи учебника (с. 24-28) и коллективное составление плана этой
статьи.
— Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Слово учителя, эвристическая беседа
— Давайте сейчас перенесемся лет на
сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе
сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу
ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет
старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так,
а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым
работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в
родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем
старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям,
владеющим тайной слова.
Сказители знали на память множество былин,
называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных.
Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит
наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера
вместе взятым.
На разные дни, на разные случаи сказители
припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А
ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в
космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить,
разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
— Как по-вашему, какие сказки станет
говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые
сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный
человек всегда попадает впросак.
Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло
как не бывало.
— Как вы думаете, какую интонацию выберет
сказитель?
Можно предложить определения на выбор:
лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
— Представьте, что кто-то из охотников
вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки,
а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле
происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою
сказкой?
Дети догадаются: сказкой о
животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и
простодушном медведе.
— Какая будет интонация на этот раз?
Веселая, добродушная, лукавая, интонация
удивления, насмешливая, спокойная.
— Теперь снова вообразим себе зимовье.
Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в
избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в
середине — стол, вдоль стен — лавки, под
потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали.
Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела
однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется
лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали,
лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет
сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
Дети поймут, что в таких случаях нужна
волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед
богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть
бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот,
говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует
справедливость.
Приведём примеры различных видов сказок.
Предложим детям заполнить таблицу.
Сказки о животных: «Лисичка со
скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
Бытовые сказки: «Солдат и царица»,
«Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
Волшебные сказки: «Финист ясный
сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса
Премудрая».
Домашнее задание
Подготовить по плану пересказ статьи
учебника (с. 25-29)
Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку
подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве,
связанном с русским фольклором.
Урок 2
Тема: Народная мораль в характере и поступках героев. Образ
невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования. Русская народная
сказка «Царевна-лягушка»
Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки.
I. Артикуляционная
разминка, проверка домашнего задания
Урок начнем с разучивания одной из
предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще
на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
Слушаем пересказ статьи учебника по плану,
составленному на предыдущем уроке.
— Какие виды сказок вам известны?
Приведите примеры.
«Царевна-лягушка»
— Что вы знаете о том, как надо
рассказывать или читать волшебную сказку?
Ученики назовут особую выразительность,
напевность, таинственность.
Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в
пересказе А.Н.Толстого (с. 29-36).
Чтение полного текста сказки
занимает 15 минут.
(Можно сказку прослушать или посмотреть художественный фильм)
II. «Царевна-лягушка». Народная
мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность
сказочного повествования
Беседа
— Какой фразой начинается сказка? В
каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется
такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают,
что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем
варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно
обратиться к теоретическому материалу (с. 24-28).
— Повторяем пройденное: отвечаем на
вопросы (стр. 24)
Сказка
называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой
сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом
Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в
лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
— Как царь предложил своим детям
искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель
предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья
пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность
отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
— Почему, по-вашему, царь сказал
Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию
И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства
царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой
Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса
Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того,
как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот
абзац выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
— Сравните
описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы
Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших
царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама.
Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок
работу за Василису выполняют ее помощники.
— Сделайте ритмическую запись или
произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
«Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят».
— Как
царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
РАБОТА с ТЕТРАДЬЮ
Стр. 9
Упражнение 4 (Примеры из сказки)
Упражнение 5 (Основные события сказки – сюжетная лента)
РЕШАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ
Стр. 40
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Стр. 41
ЛИТЕРАТУРА и ИЗО
— Рассмотрите репродукцию картины
В. Васнецова «Пир».
Если есть возможность, интересно было бы
сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки
И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении
растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем
разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на
кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но
прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно
бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка,
под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину
чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису
Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
Слушаем учеников, которые приготовили выступление по творчеству Билибина
Подводим итог урока.
Тест по сказке заранее готовит учитель.
Дом. задание
Стр. 43 (на выбор)
или
Тетрадь (стр. 10-11) – напиши свою сказку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.