Сказкотерапия - как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста.
Оценка 4.8

Сказкотерапия - как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста.

Оценка 4.8
Документация
docx
детская психология
1 кл
25.01.2021
Сказкотерапия - как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста.
Методический материал для учителей начальной школы
сказкотерапия.docx

Сказкотерапия как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста. (арт-терапия).

 

                                  (Методический материал для учителей начальной школы)

                Подготовила: Гудым Екатерина Григорьевна

                    МБОУ СОШ № 68

 

   Последние 10 лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов вызывает арт-терапия. Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Основные арт-терапевтические методы:

  • Изотерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Игровая терапия.
  • Песочная терапия.
  • Музыкальная терапия.

   Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Среди первоклассников есть дети, которые трудно адаптируются к новым для них условиям. Арт-терапевтические занятия и упражнения помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение – это для детей; поднимают статус ребёнка – это для родителей; позволяют детям считать занятия частью обычного школьного воспитания – это для учителей. В своей работе я использовала занятия для сплочения первоклассников, для разрешения конфликтов, для выработки взаимоуважения и понимания друг друга, освоения социальных навыков. Улучшить мнение ребёнка о себе или мнение других о себе, помочь завести новых друзей поработать с социальными навыками и быть увиденным в положительном свете можно во время классного часа, в ГПД, во время прогулки и т.д. вопрос о месте проведения времени занятия решается индивидуально, в зависимости от проблемы. Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки уверенности создания более уверенного образа себя. Детские психологи, врачи, специалисты, работающие с детьми, нуждающимися в психологической помощи есть, не в каждой школе, проблемы же от этого не исчезают. В своей работе я использовала сказкотерапию.

   Сказка – это жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребёнка самое главное: выход из трудной ситуации есть. Термин « сказкотерапия» у некоторых вызывает улыбку и отношение как к несерьёзному, « детскому» методу. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывались у ребёнка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человечка формируется своеобразный « банк» жизненных ситуаций. То ость набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений с людьми, возможностях самореализации, устройства Мира и пр. Осмысливая Жизненные Уроки, ища параллели с реальными явлениями « банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. Если сказочные истории просто читались или рассказывались, этот « банк», эти знания находятся в пассивном состоянии (процесс успешной социализации тоже имеется).

Сказкотерапия – как процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Целью и задачей сказкотерапии  является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Перед взрослыми встают важные задачи: понять, что чувствует ребёнок, оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки, или появившихся по ассоциации.

. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безбо­лезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помо­щью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого не­удачного жизненного сценария человека извлечь.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • Осознание своих потенциалов, возможностей ценности собственной жизни;
  • Понимание причинно-следственных связей событий, поступков;
  • Познание разных стилей мироощущения;
  • Осмысление созидательного взаимодействия с окружающим миром;
  • Внутреннее ощущение силы и гармонии.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно ещё и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с др. подходами.

У неё нет возрастных границ. У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. В каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по школе

« нормальное – отклоняющее развитие».

Современная сказкотерапия « трёхлика». «Лик»:

  • диагностический,
  • воздействующий,
  • профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

  • художественных,
  • дидактических,
  • психокоррекционных,
  • психотерапевтических,
  • медитативных.

Для каждой ситуации, для каждого случая подбираются соответствующие сказки.

Возможности работы со сказкой:

  • использование сказки как метафоры.
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
  • Проигрывание эпизодов сказки.
  • Использование сказки как притчи-нравоучения.
  • Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание)

Анализ сказок, рассказывание, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизация позволяют изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями.

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трёх вещах:

  • Уместность.
  • Искренность.
  • Дозированность. Часто процесс размышления над сказкой длительный. Поэтому нельзя « перегружать» сказкой. Один из секретов сказкотерапии состоит в последействии, которое является мощной силой, стимулирующей развитие.

На первых этапах работы целесообразно « вставлять» как бы ненароком, как бы « к слову».

 

Факторы эффективности сказкотерапии:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
  • Отсутствие чётких персонификаций;
  • Образность и метафоричность языка;
  • Психологическая защищённость – хороший конец;
  • наличие тайны, волшебства.

Сейчас появилось много литературы, посвященных работе со сказками, освещающих методические особенности работы, методические приёмы, использование сказок как для индивидуальной работы, так для работы в группах. Большинство рекомендаций дано психологам, но и воспитатель и учитель начальной школы и родители могут использовать сказкотерапию в работе с ребёнком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Энергоинформационное поле сказки – это особая энергия, оставляющая у слушателя определённое « послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей, впечатлений. Каждая сказка обладает частью энергии своего автора, содержит о нём информацию. Встречаясь со сказкой, необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстрагироваться и « посмотреть со стороны».

 

Авторские сказки Л.Д. Коротковой включают в себя методические разработки, анализ каждой из них с точки зрения практического применения. Её книга « Сказкотерапия в школе» содержит методики коррекционной и педагогической работы к каждой из предложенных сказок.

 

В книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой описываются также некоторые игры, тренинги органично включающиеся в работу со сказками.

Взрослый, который говорит на одном языке с ребёнком, понимает и учит его согласию с самим собой и другими, подобен волшебнику. Книга Е.Прудис « Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники» поможет глубже проникнуть в сказочный мир маленького человека, избежать ошибок воспитания и, возможно разобраться в истоках собственных проблем.

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев представляют терапевтические сказочные истории для детей 3-15 лет, ориентированные на конкретные проблемы, дают советы как использовать эти истории.

 

В книгах А. Лопатиной, М. Скребцовой « Вечная мудрость сказок» собраны притчи, легенды, сказки народов мира как фольклорные, так и авторские, посвящённые вечным темам – дружбе, добру, мудрости, милосердию. Уроки нравственности снабжены методическим аппаратом – после каждого текста приводятся вопросы и задания, темы письменных работ, рисунков, сценок на материале вышеприведённых сказок.

 

Л. П. Стрелькова « Уроки сказок», « Войди в тридевятое царство»,

Н. Огненко « Волшебная книга сказок», Л.Е. Тумина « Сочини сказку», З.Г. Шустерман « Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких» рассказывают об увлекательных путешествиях в сказочную страну, используются разнообразные игровые приёмы, интересные задания, с помощью которых ребята сами становятся участниками определённой сказочной ситуации.

В психологической практике можно использовать как народ­ные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки

Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиня­ются по проблемам. Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапев­тические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

В книге известного петербургского врача и сказочника Гнездилова А.В. « Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу)» собраны его сказки, помогающие справиться с затруднительными ситуациями.

В своей работе, кроме названных авторов, я использовала уже разработанные программы:

1. « Добро пожаловать в сказочный мир» (Ю.С. Шиманович).

2. «День за днём в стране фантазий» (Н.А. Сакович).

3. « Я – единственный на планете» (Е.В. Белинская).

Данная работа в 1-2 классах помогла сплотить коллектив учащихся, разрешить многие конфликтные ситуации.


 

Сказкотерапия как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста

Сказкотерапия как педагогический метод воздействия на эмоционально-чувственное состояние ребёнка младшего школьного возраста

В своей работе я использовала сказкотерапию

В своей работе я использовала сказкотерапию

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трёх вещах:

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трёх вещах:

Взрослый, который говорит на одном языке с ребёнком, понимает и учит его согласию с самим собой и другими, подобен волшебнику

Взрослый, который говорит на одном языке с ребёнком, понимает и учит его согласию с самим собой и другими, подобен волшебнику

День за днём в стране фантазий» (Н

День за днём в стране фантазий» (Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021