Сказкотерапия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Оценка 5

Сказкотерапия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Оценка 5
doc
29.01.2020
Сказкотерапия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Сказкотерапия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.doc

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ                          С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

За последние десятилетия возросло количество детей с речевыми нарушениями, причем, эти нарушения носят комплексный характер и связаны, как правило, с другими нарушениями – органическими или психологическими, что усложняет систему работы над коррекцией речи у детей. Подобные комбинированные дефекты становятся серьезным барьером на пути овладения ребенком связной речи и, как следствие, оказывают негативное воздействие на коммуникативные способности и навыки в процессе взросления в современном мире.

В условиях специализированного учебного заведения для детей с тяжелыми нарушениями речи подобные нарушения преодолеваются системно и комплексно, однако, в последнее время сложные речевые дефекты сопровождаются дополнительными нарушениями, которые оказывают негативное влияние на всю систему коррекционной логопедической работы. Поэтому возникает острая необходимость сочетания логопедической работы с другими видами помощи, применения новых методов, поиск новых приемов. Только комплекный подход позволит найти оптимальные пути коррекции речевых дефектов у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Согласно различным исследованиям, дети с общим недоразвитием речи постоянно испытывают чувства тревоги и неуверенности, особенно в новых для себя ситуациях и при новых видах деятельности, что связано с трудностями применения речевых навыков и недосформированности коммуникативных умений. Более того, практически треть исследованных детей испытывают страх логопедических занятий, страх речи, а часть детей относятся к логопедическим группам как к враждебной среде, существование в которых для них психологически затруднено [2]. По этой причине, учитывая комплексность дефектов развития детей, а также их возраст, необходимо использовать близкие и понятные для детей приемы и методы работы. Особую актуальность сказкотерапия играет на этапе поступления и адаптации детей с речевыми нарушениями к учебному процессу, так как это является значительным стрессором для ребенка, поэтому применение этого метода в условиях специализированной школы по адаптированным образовательным программам особенно значимо.

Неоценимым по понятности и принятию со стороны учащихся с речевыми нарушениями является использование на логопедических занятиях элементов народного творчества и сказкотерапии. Использование этих методических приемов играет не только психологическую роль по расслаблению ребенка, мотивированию его к деятельности вообще и логопедической деятельности в частности, но и несет в себе фонетическую, лексическую и грамматическую составляющую, способствует большей сконцентрированности и усердности ребенка при выполнении поставленных заданий. Кроме того, использование элементов фольклора, к которому относятся и сказки, способствует формированию и развитию врожденного чувства языка, что в большей мере  страдает у детей с речевыми нарушениями, запоминанию повседневных, грамматически правильных клешированных фраз.

Безусловно, метод сказкотерапии часто позиционируется как метод преимущественно психологический или, в рамках логопедических занятий, способствующий развитию связной речи, однако, его использование уместно практически на всех этапах логопедической работы с ребенком с речевыми нарушениями. Та заинтересованность и мотивированность к занятию, которая появляется у учащегося после предложения ему поиграть в сказку, в значительной мере стимулирует его активность по усвоению необходимых для этого фонетических и прочих навыков.

Если исполнение роли какого-то из персонажей требует от ребенка произношения отсутствующего у него звука, процесс постановки и автоматизации этого звука становится для учащегося более осмысленным и понятным, так как понятной и желаемой становится цель овладения этим звуком – стать персонажем сказки, оживить его и говорить за него. Желание побыстрее получить куклу со своим персонажем также способствует более активному вовлечению в логопедическую работу, более внимательному отношению к тому, что и как учащийся произносит. Особенно незаменимым использование этого метода становится на самом долгом и трудном этапе автоматизации поставленного звука, так как на этом этапе ребенок уже начинает участвовать в постановке сказки, а значит, процесс автоматизации становится менее скучным и более интересным.

Заучивание слов и фраз, которые могут быть наполнены автоматизируемыми звуками, особенно если на занятии используются специальные авторские «логосказки», становится более легким и больше заинтересовывает учащегося, чем простая отраженная речь. Ребенок, отвлекаясь на игрушку и концентрируясь на задачах сказки, забывает о боязни речи, если у него таковая существовала, он более психологически спокоен, более воодушевлен, мотивирован на речевые проявления.

Неоценима сказкотерапия и в коррекции слоговой структуры речи. Например, Н.А. Сорокина предлагает использовать сказку, поделенную на слоги, и учащийся с нарушениями речи вместе с логопедом четко повторяет сказку по частям [3], что способствует и проговариванию всех звуков, и возможности самоконтроля за речью, и помогает формировать ритмическую структуру слова, ритмическую составляющую предложения. Отработанная таким образом сказка легче и с меньшим количеством ошибок воспроизводится ребенком собственно в момент драматизации. В условиях школы  подобная деятельность успешно реализуется в рамках занятий логоритмикой, способствуя формированию восприятия ритма детьми с нарушениями речи.

Стоит также отметить и традиционные плюсы сказкотерапии, такие как развитие эмоциональной сферы, способствование интенсивному использованию мимики и пантомимики, эмоциональной выразительности речи [1]. Все это положительно влияет на  развитие интонационной стороны речи, вариативности высоты, тембра, громкости голоса в соответствии с заданным персонажем, активизирует познавательные процессы ребенка, самостоятельность в выборе характера персонажа и его вербального оформления. При работе над интонацией с большим интересом учащимся воспринимается отработка речевого дыхания, которая «вплетается» и в подготовку к сказке, и в саму сказку, становится ее элементом, перестает восприниматься как обычное упражнение. Например, на логоритмическом занятии «Животные в зимнем лесу» дети с удовольствием перевоплощаются в животных, стараются говорить их голосами, имитируют движения, при этом усваивая лексическую тему, расширяя глагольный словарь, развивая общую и мелкую моторику, учась эффективно взаимодействовать друг с другом, формируя положительное отношение к занятиям по развитию речи.

Благодаря сказкотерапии у учащихся развивается мелкая моторика (например, при использовании пальчикового театра или кукол-петрушек) и общая моторика (пространственное ориентирование, координация движений, осознанный координированный переход от одного положения к другому и т.д.). Таким образом, улучшение состояния моторики и оказание положительного влияния на нее посредствам сказкотерапии, приводит к более осознанному и целенаправленному процессу реализации речедвигательной функции.

Использование элементов сказкотерапии на коррекционных логопедических занятиях (пальчиковый театр, драматизации и т.д.) позволяет не только наладить близкий контакт с ребенком с речевыми нарушениями, но и дать ему возможность проявить собственную речевую активность и более успешно усвоить необходимый ему отрабатываемый материал, более мотивированно и осознанного выполнять задания и упражнения, направленные на коррекцию недостатков речевого развития, начиная с фонетической стороны речи и заканчивая связной речью.

 

Список литературы

1.   Аникина Н.С. Сказкотерапия как ресурс развития речи у дошкольников // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 1. С. 7.

2.   Валявко С.М., Панфилова М.А. Использование сказкотерапии в подготовке детей с нарушениями развития к новой социальной ситуации // Вестник МГПУ. Серия «Психология и педагогика». 2008. № 4. С. 85-86.

3.   Сорокина Н.А. Использование фольклоро-терапии в логопедической практике / Сайт Кировской областной клинической больницы им. В.М. Бехтерева. URL: http://www.kokpb.ru/index.php/2010-07-15-19-43-26/153-2011-05-18-06-03-14.


Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ

Особую актуальность сказкотерапия играет на этапе поступления и адаптации детей с речевыми нарушениями к учебному процессу, так как это является значительным стрессором для ребенка, поэтому…

Особую актуальность сказкотерапия играет на этапе поступления и адаптации детей с речевыми нарушениями к учебному процессу, так как это является значительным стрессором для ребенка, поэтому…

Желание побыстрее получить куклу со своим персонажем также способствует более активному вовлечению в логопедическую работу, более внимательному отношению к тому, что и как учащийся произносит

Желание побыстрее получить куклу со своим персонажем также способствует более активному вовлечению в логопедическую работу, более внимательному отношению к тому, что и как учащийся произносит

Все это положительно влияет на развитие интонационной стороны речи, вариативности высоты, тембра, громкости голоса в соответствии с заданным персонажем, активизирует познавательные процессы ребенка, самостоятельность в…

Все это положительно влияет на развитие интонационной стороны речи, вариативности высоты, тембра, громкости голоса в соответствии с заданным персонажем, активизирует познавательные процессы ребенка, самостоятельность в…

Список литературы 1. Аникина

Список литературы 1. Аникина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020