Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поговорить о важном и интересном направлении в обучении и воспитании - сказкотерапии и её применении в образовательном процессе начальной школы.
Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, когда он входит в мир новых социальных отношений, осваивает морально-нравственные нормы, по-другому оценивает себя и свои способности, учится быть самостоятельным и ответственным человеком. Младший школьный возраст также является периодом интенсивного развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Стержнем воспитания в младшем школьном возрасте является развитие у детей таких нравственных качеств, как аккуратность, бескорыстие, вежливость, милосердие, сочувствие, щедрость, честность, порядочность и т.п. Эти качества к концу младшего школьного возраста должны осознаваться, развиваться и закрепляться в привычных формах поведения ребенка.
Известно, что у детей преобладает образное мышление. Следовательно, наиболее важная информация должна быть передана им через яркие образы. Именно поэтому наши мудрые предки использовали сказку в целях ненавязчивого обучения детей.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:
– потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
– потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
– потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности. А как можно этим процессом управлять? Ответ-сказкотерапия.
Сказкотерапия основана на использовании сказок как средства для преодоления различных трудностей, с которыми сталкиваются дети в своём развитии. В начальной школе дети находятся в возрасте, когда они активно формируют своё представление о мире, о себе и о других. В этом возрасте они часто сталкиваются с проблемами, такими как страхи, неуверенность, трудности в общении и адаптации.
Сказки дают возможность детям увидеть свои переживания через призму персонажей, понимая, что они не одни в своих чувствах и переживаниях.
Сказкотерапия помогает:
1. Развивать эмоциональный интеллект. Сказки учат детей распознавать и выражать свои эмоции, а также понимать чувства других.
2. Способствовать социализации. Через персонажей дети учатся взаимодействовать в коллективе, понимать правила дружбы и сотрудничества.
3. Строить навыки решения проблем. Персонажи сказок сталкиваются с трудностями и находят пути их решения, что может вдохновить детей на активные действия в реальных ситуациях.
Как использовать сказкотерапию?
1. Чтение и обсуждение сказок. Выбирайте сказки, которые подходят для решения конкретных проблем. После чтения проводите обсуждение, задавайте вопросы о чувствах и действиях персонажей.
2. Создание собственных сказок. Пусть дети сами пишут или рассказывают сказки, в которых главные герои преодолевают трудности. Это помогает детям выразить свои мысли и переживания.
3. Ролевые игры. Используйте элементы театрализации, где дети могут сыграть роли своих любимых персонажей, проигрывая ситуации и находя неожиданные решения.
4. Творческие задания. Предлагайте детям рисовать, лепить или создавать поделки по мотивам прочитанных сказок. Это поможет лучше усвоить материал и развить креативность.
Примеры использования
Например, мы можем использовать сказку "Дюймовочка" для работы с темой дружбы и понимания. После чтения дети могут обсудить, как героиня справлялась с трудными ситуациями, и что они могут сделать, если окажутся в похожих условиях.
А можно самим написать сказку. А еще лучше-использовать современные технологии (нейросети, чат-бот «Полигоша»)
МАСТЕР-КЛАСС
Вот несколько программ для развития эмоционального интеллекта на основе сказочных сюжетов. Каждая программа включает в себя этапы чтения, обсуждения и практических упражнений.
Программа 1: «Эмоции в лесу»
Сюжет: сказка о лесных животных, которые сталкиваются с различными эмоциями, когда заблудились в лесу.
Этапы:
1. Чтение: Прочитайте сказку о животных, которые испытывают радость, страх, грусть и дружбу, когда они блуждают в лесу.
2. Обсуждение: Попросите детей обсудить, какие эмоции испытывали герои, и почему. Задайте вопросы:
- Как вы думаете, что чувствовал заяц, когда потерялся?
- Как они справились с этими эмоциями?
3. Практическое задание: Создайте «Эмоциональный дневник». Пусть дети рисуют или записывают свои эмоции на протяжении недели, а затем делятся своими записями с группой.
Программа 2: «Что такое дружба?»
Сюжет: Рассказ о двух друзьях — медведе и лисе, которые имеют конфликты, но в конце концов учатся прощать и находить компромиссы.
Этапы:
1. Чтение: Прочитайте сказку о том, как медведь и лиса учатся решать конфликты и ценить дружбу.
2. Обсуждение: Спросите детей, как они справляются с конфликтами с друзьями, и почему важно прощать. Обсудите:
- Что произошло между медведем и лисой?
- Какие эмоции они испытывали?
3. Практическое задание: Разделите детей на пары и дайте им задание выполнить сценарий, в котором они должны решить конфликт с учетом чувств друг друга.
Программа 3: «В поисках счастья»
Сюжет: Сказка о путешествии маленькой птички, которая пытается найти, что такое счастье, и в процессе встречает разных персонажей, каждый из которых делится своим пониманием счастья.
Этапы:
1. Чтение: Прочитайте сказку о птичке, которая встречает друзей и учится у них.
2. Обсуждение: Обсудите, какие разные идеи о счастье герои сказки предлагают и как это соотносится с опытом детей:
- Что для них значит счастье?
- Какие вещи делают их счастливыми?
3. Практическое задание: Попросите детей создать коллаж или рисунок, изображая, что делает их счастливыми. Затем пусть каждый представит свой проект и объяснит, почему он выбрал именно эти вещи.
Программа 4: «Страх и смелость»
Сюжет: Сказка о маленьком зайце, который преодолевает свои страхи, сталкиваясь с разными ситуациями.
Этапы:
1. Чтение: Прочитайте сказку о зайце и его страхах, например, страх перед темной пещерой или высоким деревом.
2. Обсуждение: Поговорите о страхах:
- Какие страхи были у зайца?
- Как он справился с ними?
- Есть ли у вас похожие страхи?
3. Практическое задание: Проведите упражнения, в которых дети по очереди рассказывают о своих страхах и о том, как они могут их преодолеть. Также можно сделать «доску смелости», где дети записывают маленькие шаги к преодолению своих опасений.
Вот несколько примеров сказок, направленных на формирование хороших привычек и прививку моральных ценностей:
1. Лесные друзья и чистота
Сюжет: В лесу живут разные животные, но однажды они замечают, что их дом становится грязным. Каждый из животных по-своему относится к чистоте: медведь не обращает внимания, а зайцы очень заботятся о своем месте. Они решают провести день очистки леса и обучить ненаблюдательных друзей важности чистоты и бережного отношения к природе. В конце концов, все животные понимают, что чистота — это не только работа, но и радость.
Мораль: Важность соблюдения чистоты и бережного отношения к окружающей среде.
2. Умный Слон и его Друзья
Сюжет: Слон по имени Сима всегда учился и читает книги. Его друзья, обезьяна Мими и страус Степан, часто дразнят его за это, предпочитая играть и веселиться. Однако, когда друзья сталкиваются с проблемой — найти укрытие от дождя — только Сима может помочь благодаря знаниям, которые он получил. Он находит безопасное место и вместе с друзьями делится своим опытом.
Мораль: Значение образования и постоянного обучения; ум и знания могут помочь в сложных ситуациях.
3. Птица с золотым пером
Сюжет: В одном лесу жила птица с золотым пером. Каждый день она летала и делилась с другими животными своими знаниями о том, как заботиться о себе и окружающих. Однажды, когда пришла беда, и лес охватило пламя, только те, кто слушал птицу и следовал ее советам, смогли спасти себя и других, используя свои умения.
Мораль: Важность передачи знаний и помощи друг другу в трудные времена.
4. Заяц, который хотел спать
Сюжет: Заяц по имени Зосик всегда уставал от игр и часто падал спать. Его друзья, волк и лиса, старались побудить его поучаствовать в активных играх, но он лишь уставал. В конце концов, он понял, что нужно находить баланс между отдыхом и активностью, чтобы быть здоровым и радостным. Зосик создал расписание своих игр и отдыха, что сделало его жизнь более гармоничной.
Мораль: Значение баланса между работой и отдыхом; как важны хорошие привычки для здоровья.
5. Маленький муравей и великое братство
Сюжет: Маленький муравей по имени Мура всегда предавал своих друзей ради личной выгоды и избегал работы. Однажды, когда их колония столкнулась с угрозой, ему пришлось научиться работать в команде и делиться своими ресурсами с другими муравьями. Постепенно он стал ценным членом коллектива, научившись оказывать поддержку и дружбу.
Мораль: Важность teamwork и дружбы; совместная работа дает большие результаты.
Эти сказки могут использоваться как средство для обучения детей хорошим манерам, моральным ценностям и жизненным навыкам.
Каждая программа направлена на то, чтобы помочь детям развить эмоциональный интеллект, улучшить навыки общения и научиться управлять своими эмоциями через сказочные идеи и практические упражнения.
Заключение
Сказкотерапия - это мощный инструмент, который поможет создать в классе атмосферу доверия и понимания. Она способствует развитию ребенка как целостной личности, помогает справиться со стрессом и преодолеть трудные жизненные моменты.
Предлагаю системно использовать этот уникальный метод в нашем образовательном процессе, чтобы помочь каждому ребенку расти счастливым и уверенным в себе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.