Конспект занятия по рисованию «Укрась свои игрушки»
средняя группа
Цель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи.
Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.
Образовательные
- Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек.
- Закреплять приемы рисования кистью.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация с изображением дымковских игрушек, дымковские барышни, уточка, лошадки, образец разукрашенной игрушки.
Раздаточный материал: заготовки, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка), ножницы
Ход занятия:
I. Вводная часть
Мотивационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Вы когда-нибудь были в музее? (ответы детей) Я приглашаю вас в музей. Хотите вместе со мной посетить музей? (ответы детей) Закрывайте глаза (звучит музыка). Откройте глаза. Вот мы с вами и очутились в музее (проходят к столу с игрушками)
II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, красивые, нарядные. Ребята, а может кто-нибудь назовет, как называются эти игрушки? (ответы детей – дымковские) Правильно, это дымковская игрушка! Давайте вспомним историю этой игрушки. А почему их так назвали? (ответы детей - потому
что их сделали в селе Дымково)
Воспитатель: А почему село это назвали Дымково? (ответы детей). Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коровушек, барашек, лошадок, овец, ходили рыбку ловить. А дети играли на лугу, пели песни. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать? Набрали они на берегу реки глины, замесили её как тесто и начали из неё лепить. В начале они сделали много свистулек, слепили их, обожгли в печи, покрыли их белым мелом а затем раскрасили яркими красками и отдали все свистульки детям. Много радости было у детей от игры на свистульках. Приезжали в деревню Дымково гости из других деревень и просили люди сделать для их детей тоже такие игрушки. И начали Дымковские мастера лепить всё больше и больше, всё краше и краше, и не только свистульки, а разные фигурки. И появились барышни, водоноски, кавалеры, повозки с лошадками, гусары, олени, козлики, рыбы, петушки, курочки с цыплятами и ещё много, много других игрушек. Так мастера из деревни Дымково прославились своими игрушками на всю нашу страну, на всю Россию!
Правильно, потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке (рассматривание картинок с изображением деревни зимой)
Воспитатель:
Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Сами белоснежны, как березки,
А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.
Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали? (ответы детей - Делали эту игрушку из глины). Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими веселыми и нарядными? (ответы детей - потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами)
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера? (ответы детей - круги, полоски, точки, сетка, кольцо)
Воспитатель: Молодцы, правильно. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий - землю.
Воспитатель: А какие цвета использовали мастера для росписи игрушки?
(красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый)
Сегодня мы попробуем себя в роли народных мастеров.
II. Физкультминутка:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
(Ходьба)
Руки поднимать,
(Руки вверх)
Приседать и вставать.
(Приседания 4-6 раз)
III. Самостоятельная работа детей за столами.
Воспитатель: Я предлагаю подумать немного о том, какую вы нарисуете игрушку и каким узором вы распишете ее. (Дать детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
(Во время работы оказывается помощь, даются указания).
IV. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы встретились с дымковскими игрушками, побыли дымковскими мастерами. Ребята, посмотрите на свои рисунки. Какие они красивые. (При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы). У вас все получилось или были трудности?
Вы очень хорошо справились с этой работой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.