Скороговорки
УМК «Школа России»
Методический материал
Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.
Задачи:
Ø развитие речи учащихся;
Ø формирование техники беглого чтения;
Ø воспитание любви к чтению.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.
Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.
Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.
Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.
У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет восстребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.
Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.
В скороговорках нет чепухи, небылицы. Скороговорки представляют картину знакомого ребёнку реального мира.
Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.
Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.
Работу со скороговорками начинаю ещё в букварный период при изучении букв и звуков. Например, при изучении темы «Звуки [п] [п,], буквы Пп» использую скороговорку
Пётр Петров
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать.
Просил полтинник,
Получил подзатыльник.
Или при изучении темы «Звук [щ,], буквы Щщ»использую скороговорк
Ты нас, мама, не ищи –
щиплем мы щавель на щи.
В роще, травы шевеля,
мы нащиплем щавеля.
Работа продолжается на уроках литературного чтения. Например, во втором классе.
Фрагменты уроков
Урок № 3
Тема: Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы
Цель: продолжить знакомить детей с малыми жанрами фольклора.
Задачи:
Øнаучить произносить скороговорки;
Øформировать умение различать малые жанры фольклора;
Øразвивать внимание, память, логическое мышление.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Постановка цели урока
Учитель:
- Прочитайте эти слова снизу вверх
|
|
|
ы |
ы |
ы |
|
р |
р |
р |
т |
о |
б |
б |
у |
б |
о |
о |
д |
|
д |
б |
и |
в |
Учащиеся:
Добры бобры идут в боры
Учитель:
- Попробуйте прочитать справа налево:
НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
- Догадались что это такое?
Учащиеся:
Скороговорки
Учитель:
Ну, конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.
Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением. (Используются любые скороговорки из презентации, на усмотрение учителя)
4.Работа по теме урока
Учитель:
- Какие ещё скороговорки вы знаете? (Дети называют скороговорки, а учитель записывает их на доске)
- Как их надо читать?
Учащиеся:
- Медленно по слогам, медленно словами, а потом всё быстрее и быстрее, но правильно.
Чтение скороговорок с доски.
Учитель:
- Для чего нужны скороговорки?
Учащиеся:
- Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.
или
Урок № 84
Тема: Скороговорки
Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.
Задачи:
Øразвитие речи учащихся;
Øформирование техники беглого чтения;
Øвоспитание умения работать в группе.
Урок проводится в виде игры. Класс делится на три команды (по количеству рядов)
Конкурсы:
1. Закончи скороговорку;
2. За определённое время разучить и рассказать скороговорку;
3. Кто больше прочтет скороговорок за 1 минуту;
4. Составить и прочитать скороговорку;
5. Чья команда назовёт больше скороговорок, не повторяясь;
6. Узнать скороговорку по рисунку.
Кроме этого, использую почти на каждом уроке литературного чтения скороговорки для речевой разминки.
Также использую скороговорки на уроках русского языка. Например, во 2 классе при изучении темы «Имена собственные».
Дядя Коля дочке Поле
подарил щеночка колли,
но щенок породы колли
убежал от Поли в поле.
Здесь дети наблюдают, почему слова «Поли в поле» в предложении пишутся то с прописной, то со строчной буквы.
Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".
И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать.
Используемые источники
Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях, часть 2. М.: Просвещение, 2007 г., 223 с.
Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.