Современный уровень развития спорта характеризуется обостряющейся конкуренцией на мировой спортивной арене и выдвигает всё большие требования к повышению эффективности тренировочного процесса и увеличению темпов подготовки резервов большого спорта. Физическая подготовка и уровень развития комплекса специальных двигательных качеств во многом определяют потенциальные возможности спортсмена к достижению высоких спортивных результатов [9, 16, 32].
«СКОРОСТНОСИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ»2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Теоретические основы построения тренировочного процесса
толкателей ядра
1.2. Особенности проявления силовых качеств в толкании ядра
1.3. Скоростносиловая подготовка толкателей ядра
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКОРОСТОСИЛОВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ У ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
3.1. Оценка динамики прироста скоростносиловых качеств у
толкателей ядра
3.2. Взаимосвязь результата в толкании ядра с уровнем скоростно
силовой подготовленности спортсменов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
3
6
6
10
13
19
19
19
21
23
23
26
28
293
ВВЕДЕНИЕ
Толкание ядра имеет больше чем столетнюю историю. За это время
мировой рекорд был улучшен более чем в два раза. Значительно изменились
представления о технике метателя. От простейших приемов до сложных
поступательновращательных движений, выполняемых на большой скорости, –
такой путь прошла техника толкания ядра за столетие. Становление
методических основ ее шло от изучения эмпирического опыта тренеров и
спортсменов к использованию законов биомеханики, физиологии и других
наук. Современный уровень развития спорта характеризуется обостряющейся
конкуренцией на мировой спортивной арене и выдвигает всё большие
требования к повышению эффективности
тренировочного процесса и
увеличению темпов подготовки резервов большого спорта. Физическая
подготовка и уровень развития комплекса специальных двигательных качеств
во многом определяют потенциальные возможности спортсмена к достижению
высоких спортивных результатов [9, 16, 32].
Легкоатлетические метания относятся к таким физическим
упражнениям, которые характеризуются высоким, проявлением силовых и
скоростносиловых качеств спортсменов. Исследованиями, а также
практикой, установлено, что спортивный результат в метаниях обусловлен
уровнем развития силовых и скоростносиловых качеств спортсмена [21, 29].
Важным теоретическим достижением изучением проблемы силовой и
скоростносиловой подготовки спортсменов является положение о том, что
развитие физических качеств должно осуществляется одновременно с
совершенствованием техники спортивных движений.4
В научнометодической литературе подробно описаны методы развития
силы, имеются общие рекомендации о необходимости соблюдения принципа
преимущественного развития ведущих групп мышц [16].
Однако
применительно к метателям высших разрядов нет конкретных разработок и
рекомендаций по использованию различных сочетаний средств и методов, а
также соотношений объёма и интенсивности нагрузки в процессе специальной
подготовки на этапе предсоревновательной подготовки.
Актуальным остаётся вопрос о построении системы тренировки,
которая должна составить основу структуры этапа предсоревновательной
подготовки. Этому вопросу и посвящается наше исследование
Эти и ряд других вопросов явилось основанием для выбора темы и
постановки экспериментальных исследования.
Одной из его предпосылок явились соображения, сформировавшиеся
первоначально в процессе спортивной деятельности автора, о необходимости
перестройки этапа предсоревновательной подготовки, что и составило
основное содержание нашей работы.
Цель настоящей работы – выявление эффективности применения
комплекса скоростносиловых упражнений высокой интенсивности
на
подготовительном этапе у толкателей ядра высокой квалификации.
Рабочая гипотеза:
предполагается, что применение комплекса
упражнений высокой интенсивности скоростносиловой направленности на
подготовительном этапе у толкателей ядра высокой квалификации повысит
их спортивные результаты.
Объект исследования – тренировочный процесс толкателей ядра
высокой спортивной квалификации.5
Предмет исследования
– упражнения скоростносиловой
направленности для толкателей ядра в подготовительном периоде.
Практическая значимость. Данные, полученные в настоящей работе,
позволяют определить построение рациональной системы в подготовительном
периоде квалифицированных толкателей ядра и могут использоваться на
практике.
Подготовительный период тренировки начинается примерно c декабря месяца. Точной грани между переходным и подготовительным периодом не существует. Содержание подготовительного периода тренировки, длящегося около пяти месяцев, вытекает из содержания переходного периода и постепенно в течение зимы меняется, имея вначале более общий характер и принимая к концу подготовительного периода все более и более специальное направление. Поэтому нельзя указать один стандартный план тренировки, подходящий для любой части подготовительного периода. Основные задачи этого периода: разносторонняя физическая подготовка, особенно развитие силы и быстроты, и совершенствование спортивной техники. В тренировочные занятия вводится большое число упражнений, способствующих гармоническому развитию всех органов и систем человеческого организма (бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, прыжки, упражнения со снарядами и на снарядах, акробатика, баскетбол, волейбол, борьба за тяжелый мяч, весом в 4—5 кг, работа с грузом на блоках). Большинство
упражнений, способствующих разносторонней физической подготовке, развивает у атлета и силу. Особое значение для развития силы имеют упражнения со штангой, с гирями, с мешками с песком и набивными мячами, многократные прыжки с ноги на ногу и на одной ноге с продвижением вперед, прыжки с места в длину и в высоту. Для развития силы можно зимой иногда толкать утяжеленное ядро весом до 12 кг, но надо сочетать это с толканием нормального и облегченного ядра. При выполнении упражнений, развивающих силу, всегда надо помнить о специфике движений. Они должны обладать широкой амплитудой, быстротой выполнения, не напряженностью, максимальной скоростью к концу движения. Ежедневные упражнения утренней зарядки, специально подобранные, помогают метателю развивать силу. Дозировка и направленность этих упражнений определяются «слабым местом» у атлета. Одному метателю надо больше внимания обратить на силу мышц предплечья, другому — на силу мышц голени, третьему — на силу мышц живота. Можно, однако, порекомендовать серию
ежедневных утренних упражнений, которые полезны для каждого толкателя ядра: 1. Легкий бег, упражнения для согревания. 2. Подскоки (можно со скакалкой) 2—3 минуты. 3. Прилегание на руках с упором на пальцы. 4. Подтягивание на перекладине или дверном косяке. 5. В висе на перекладине подъем прямых ног до положения «угла» и выше. 6. Отталкивание одной и двумя руками от стены, стоя лицом или боком к стене на 120—180 см от нее. 7. Имитация движений толкания ядра (без ядра). 8. Легкий бег. Толкателю ядра рекомендуется носить в кармане теннисный мяч и по нескольку раз в день упражняться, сжимая его рукой. Такие упражнения укрепляют кисть. Во время зимней тренировки (декабрь — март) закладывается прочный фундамент будущих спортивных успехов метателя. Тренировочные занятия, проводимые часто предельно насыщено большой нагрузкой, содержат разнообразные упражнения, раздающие силу и быстроту метателя. Однако, несмотря на такую загруженность занятий упражнениями, надо совершенствовать и технику толкания ядра. Занятия проходят в
спортивном зале или зимнем стадионе, а при благоприятной погоде — на воздухе. Тренироваться зимой надо четыре раза в неделю. Каждое занятие должно продолжаться 1,5—2 часа. Первые две недели зимней тренировки нагрузка постепенно увеличивается, достигнут определенный уровень физической подготовленности, приступают выполнению задуманной программы тренировки. Приводимые ниже недельные планы тренировок даются здесь я того, чтобы читателю была понятна основная направленность работе толкателя ядра в разные периоды времени. Тренеры и спортсмены могут использовать их как первоначальную схему для тренировки, творчески изменяя их сообразно своим потребностям.6
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ДАННЫМ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Теоретические основы построения тренировочного процесса
толкателей ядра
Вопросами построения процесса тренировки легкоатлетовметателей
занимались такие авторы, как [2, 4, 8 и др.], которые внесли наибольший
вклад в разработку научнообоснованной методики многолетней тренировки
спортсменов, в частности – толкателей ядра.
В настоящее время в специальной литературе достаточно хорошо
представлены материалы по этапности многолетней тренировки толкателей
[18, 30]. В них отражены взгляды специалистов на изменение
преимущественной направленности подготовки, должное соотношение общей
и специальной составляющих нагрузки, динамику объема и интенсивности
отдельных категорий тренирующих воздействий, а также предпочтительный
их состав.
Установлено,
что рациональность управления тренировочным
процессом в первую очередь зависит от оптимальных соотношений объема и
интенсивности выполняемых бросковых движений. Исследования показали,
что рост спортивных результатов в основном идет не за счет увеличения
бросков с максимальной интенсивностью, а за счет планомерного
использования различных по весу снарядов как в подготовительном, так и в
соревновательном периодах
[19,
31]. Применяя соревновательные
упражнения, надо помнить, что средства СФП должны соответствовать
возрастным особенностям, особенно при нагрузке соревновательного
упражнения.7
Для спортсменов различной квалификации существуют рекомендации
по применению тех или иных моделей построения круглогодичной
тренировки.
Первая и наиболее известная из них − «классическая» модель [29],
имеющая много положительных моментов. К основными положениям
традиционной модели следует отнести следующее: плавное, волнообразное и,
как правило,
противофазное изменение объема и интенсивности
тренировочных нагрузок; в общем объеме тренировочных средств должна
быть увеличена доля ОФП в переходном и подготовительном периодах и
снижена по мере приближения к соревновательному этапу; умеренное
использование средств СФП в переходном и подготовительном периодах и
постепенное увеличение доли СФП по мере приближения к
соревновательному сезону; ряд других принципиально важных позиций,
которые широко известны и используются на практике тренерами. Но,
несмотря на положительные стороны этой концепции круглогодичной
тренировки, некоторые авторитетные специалисты находят в ней и
недостатки. Одни считают, что она достаточно консервативна [10], другие
обвиняют ее в эмпиризме [3]. Те и другие, возможно, и правы, высказывая
свои точки зрения, но все же отметим, что полностью отвергнуть
классическую модель пока не удается никому. Напротив, имеющая место в
специальной литературе дискуссия [3, 4, 10, 33, 38] помогает заинтересовать
тренеровпрактиков поновому взглянуть на привычные подходы к
организации годичного тренировочного макроцикла, в том числе − и в
толкании ядра.
Альтернативная модель годичного тренировочного цикла предложена
Ю.В. Верхошанским [7]. Она разработана на основе глубокого изучения
особенностей долговременной компенсаторной адаптации организма8
спортсменов к однонаправленным тренировочным нагрузкам. Некоторые
авторы [33] считают эту модель вариантом общей «классической», но
проявляющей при этом большую эффективность применительно к
долговременной адаптации организма к осваиваемым нагрузкам в скоростно
силовых видах легкой атлетики, к которым относится и толкание ядра.
Подготовительный период тренировки начинается примерно c декабря месяца. Точной грани между переходным и подготовительным периодом не существует. Содержание подготовительного периода тренировки, длящегося около пяти месяцев, вытекает из содержания переходного периода и постепенно в течение зимы меняется, имея вначале более общий характер и принимая к концу подготовительного периода все более и более специальное направление. Поэтому нельзя указать один стандартный план тренировки, подходящий для любой части подготовительного периода. Основные задачи этого периода: разносторонняя физическая подготовка, особенно развитие силы и быстроты, и совершенствование спортивной техники. В тренировочные занятия вводится большое число упражнений, способствующих гармоническому развитию всех органов и систем человеческого организма (бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, прыжки, упражнения со снарядами и на снарядах, акробатика, баскетбол, волейбол, борьба за тяжелый мяч, весом в 4—5 кг, работа с грузом на блоках). Большинство
упражнений, способствующих разносторонней физической подготовке, развивает у атлета и силу. Особое значение для развития силы имеют упражнения со штангой, с гирями, с мешками с песком и набивными мячами, многократные прыжки с ноги на ногу и на одной ноге с продвижением вперед, прыжки с места в длину и в высоту. Для развития силы можно зимой иногда толкать утяжеленное ядро весом до 12 кг, но надо сочетать это с толканием нормального и облегченного ядра. При выполнении упражнений, развивающих силу, всегда надо помнить о специфике движений. Они должны обладать широкой амплитудой, быстротой выполнения, не напряженностью, максимальной скоростью к концу движения. Ежедневные упражнения утренней зарядки, специально подобранные, помогают метателю развивать силу. Дозировка и направленность этих упражнений определяются «слабым местом» у атлета. Одному метателю надо больше внимания обратить на силу мышц предплечья, другому — на силу мышц голени, третьему — на силу мышц живота. Можно, однако, порекомендовать серию
ежедневных утренних упражнений, которые полезны для каждого толкателя ядра: 1. Легкий бег, упражнения для согревания. 2. Подскоки (можно со скакалкой) 2—3 минуты. 3. Прилегание на руках с упором на пальцы. 4. Подтягивание на перекладине или дверном косяке. 5. В висе на перекладине подъем прямых ног до положения «угла» и выше. 6. Отталкивание одной и двумя руками от стены, стоя лицом или боком к стене на 120—180 см от нее. 7. Имитация движений толкания ядра (без ядра). 8. Легкий бег. Толкателю ядра рекомендуется носить в кармане теннисный мяч и по нескольку раз в день упражняться, сжимая его рукой. Такие упражнения укрепляют кисть. Во время зимней тренировки (декабрь — март) закладывается прочный фундамент будущих спортивных успехов метателя. Тренировочные занятия, проводимые часто предельно насыщено большой нагрузкой, содержат разнообразные упражнения, раздающие силу и быстроту метателя. Однако, несмотря на такую загруженность занятий упражнениями, надо совершенствовать и технику толкания ядра. Занятия проходят в
спортивном зале или зимнем стадионе, а при благоприятной погоде — на воздухе. Тренироваться зимой надо четыре раза в неделю. Каждое занятие должно продолжаться 1,5—2 часа. Первые две недели зимней тренировки нагрузка постепенно увеличивается, достигнут определенный уровень физической подготовленности, приступают выполнению задуманной программы тренировки. Приводимые ниже недельные планы тренировок даются здесь я того, чтобы читателю была понятна основная направленность работе толкателя ядра в разные периоды времени. Тренеры и спортсмены могут использовать их как первоначальную схему для тренировки, творчески изменяя их сообразно своим потребностям.
Самостоятельное положение занимает модель круглогодичной
подготовки, предложенная А.П. Бондарчуком [4]. Она ориентирована на ряд
важных положений, которые относятся к развитию спортивной формы и
срокам вхождения в нее отдельных спортсменов в зависимости от их
индивидуальных адаптационных возможностей. А.П. Бондарчук считает, что
развитие спортивной формы происходит у разных спортсменов на протяжении
разных периодов времени (от 2 до 8 месяцев) и не зависит от «навязываемой»
извне периодизации тренировки. Длительность сохранения спортивной формы
можно продлить, если каждые 34 недели после вхождения в это состояние
частично видоизменять комплекс применяемых тренировочных средств. При
сохранении спортивной формы нагрузки могут быть менее эффективными,
чем в период ее развития. А.П. Бондарчук выступает за комплексное,
параллельное и неизменное для данной ступени спортивного мастерства по
соотношению использования всех средств подготовки (технической, СФП и
ОФП).
Вопросами круглогодичной тренировки занимались и другие
специалисты [19, 38].
Современная модель управления подготовкой спортсменов включает в
себя такое понятие как прогноз, который составляет движущую силу всего
многолетнего процесса [22, 23]. Исходя из прогнозируемого результата в том
или ином виде легкой атлетики, в частности − в толкании ядра, составляется
модель будущего спортсмена, куда входят различные параметры: уровень9
развития необходимых качеств, объем и интенсивность нагрузок и т.д. [9].
Анализ деятельности ведущих спортсменов в экстремальных для них
условиях позволяет выявить особенности отдельных элементов этой
деятельности и прогнозировать такой уровень ее показателей, который
необходим для достижения рекордного результата. Это помогает более
целенаправленно строить тренировочный процесс
[9].
Модельные
характеристики разносторонней подготовленности должны соответствовать
уровню определенных сторон соревновательной деятельности, необходимой
для достижения прогнозируемого результата. Прогнозирование спортивных
достижений составляет исходный этап всей работы по планированию
подготовки спортсменов [22, 23, 35].
Современное научнообоснованное управление
подготовкой
спортсменов высокого класса включает в себя планирование мер,
направленных на повышение функциональных возможностей организма и
спортивной работоспособности. В плане содействия решению этой задачи
разрабатываются модельные характеристики подготовленности спортсменов
для различных этапов подготовки, при этом ряд авторов [22, 38, 43].
высказывают самостоятельные точки зрения относительно очередности
факторов, обеспечивающих достижение конкретных уровней спортивной
результативности. Одни считают, что достижение высоких результатов
зависит не столько от возраста, сколько от времени начала занятий до
достижения конкретной ступени спортивного мастерства, другие выдвигают
приоритет морфологических особенностей спортсмена.
Существует
множество других мнений, но при этом все авторы согласны с тем, что
показатели физического развития тесно связаны со спортивными
достижениями юных метателей отдельных возрастных групп и внутри них.
Направленность тренировочного процесса должна учитывать значимость10
ведущих факторов физической подготовленности [43]. При этом сколько бы
ведущие специалисты ни рассматривали вопрос об изменении спортивной
результативности спортсменов, в том числе – толкателей, опираясь на
предложенные ими модельные характеристики и различные способы
моделирования [23, 35, 38], все они ориентируются на юных спортсменов,
потенциально способных стать рекордсменами и чемпионами, а таких −
единицы. Практически игнорируются важные социальные факторы, имеет
место нивелировка исходного уровня подготовленности,
темпов
биологического созревания, темпов формирования спортивного мастерства.
1.2. Особенности проявления силовых качеств в толкании ядра
Современный спорт предъявляет к спортсменам с каждым годом всё
более высокие требования. Система подготовки спортсмена сложна и
включает в себя множество различных факторов , которые влияют на
качество выступления спортсмена на соревнованиях. Одним из факторов
подготовленности спортсмена, является физическая подготовленность.
Проблема
физической подготовки
спортсмена
представлена
многочисленными научными исследованиями, ставившими своей целью
выявить влияния уровня развития физических качеств на спортивны
результат.
Под физической подготовкой спортсмена принято понимать
воспитание его физических качеств, проявляющихся в двигательных
способностях,
необходимых в спорте.
Специфическое содержание
физической подготовки составляет воспитание силовых и скоростных
способностей, выносливость и гибкость.
Уровень развития физических качеств определяется структурой нервно
мышечного аппарата и характером сигналов, поступающих из двигательных
центров ЦНС. Проявление скоростных, скоростносиловых и силовых качеств11
мышц также во многом определяется строением нервномышечного аппарата.
Нервномышечный аппарат состоит из двигательной зоны коры головного
мозга, мотонейрона, расположенного в спинном мозге и имеющего длинный
отросток – аксон, который выходит через передние рога спинного мозга и
проходит в составе периферических нервов к мышце и инвертирует её.
Каждая мышца иннервируется определённым количеством мотонейронов,
которые различаются по размерам. Большие мотонейроны иннервируют
быстрые мышечные волокна, малые – медленные. Увеличению скорости
движения также способствует внутри и межмышечная координация, так как
при координированной работе мышц, их усилия кооперируются, преодолевая
внешнее сопротивление с большой скоростью. Известно, что наиболее
высокопороговыми (менее возбудимыми) являются быстрые двигательные
единицы мышц. Их вклад в общее напряжение мышц особенно велик, так как
каждая из них содержит множество мышечных волокон. Быстрые мышечные
волокна толще, имеют больше миофибрил, и поэтому их сила сокращения
выше, чем у медленных двигательных единиц. Отсюда понятно, почему
максимальная сила зависит от композиции мышц, чем больше мышечных
волокон они содержат, тем выше их максимальная сила.
Ю.В. Верхошанский [5,6,7] считает, что проявление качеств
определяется степенью динамического соответствия по следующим
критериям действия: амплитуде и направлению движения, ритму и развитию
усилий на рабочей траектории. Одним из основных физических качеств, от
которых зависит результат толкания, является сила.
Увеличение силы воздействия толкателя на снаряд достигается двумя
путями:
вопервых, путём непосредственного увеличения силы основных
мышечных групп толкателя при помощи систематических тренировок;12
вовторых, путём лучшего использования уже имеющегося у толкателя
силового потенциала за счёт совершенствования техники толкания.
Таким образом, совершенствование техники метания приводит к
умению прикладывать усилие разных групп мышц к снаряду в определённой
последовательности.
Считается,
что сначала толкателю надо
преимущественно использовать относительно мощные группы мышц (ног и
туловища). Далее использовать менее мощные, но более быстрые мышцы
(тела, плечевого пояса и руки), воздействующие на снаряд, когда скорость его
движения возросла.
В многочисленных исследованиях установлено, что различные типы
силовых проявлений в спорте и вообще в двигательной деятельности нередко
мало связаны или даже отрицательно коррелируют друг с другом. В связи с
этим и выделяют силовые, скоростносиловые способности и силовую
выносливость.
Чем быстрее спортсмен, тем за более короткий срок он сможет
мобилизировать большую величину своей силы для сообщения ускорения
телу, отдельным его частям и снаряду.
Однако, в скоростносиловой подготовке многих наших толкателей
ядра превалируют силовые упражнения, а скоростным упражнениям,
быстроте, уделяется недостаточно внимания.
Л.П.Матвеев [19] считает, что быстрота движения в чистом виде не
проявляется никогда. Её внешнее проявление – скорость двигательных актов
всегда обусловлено скоростными, силовыми, координационными и другими
способностями. Задачи по воспитанию быстроты решаются в единстве с
воспитанием силы, но и в них есть своя специфика. Воспитывая быстроту
движения, необходимо обеспечить те двигательные способности, которые
лимитируют предельную скорость движения.13
Скоростные способности, по общему мнению специалистов, поддаются
развитию с большим трудом и в значительно меньших пределах, чем другие
физические способности, но и иными путями, в частности, через воспитание
силовых и скоростносиловых способностей.
Специальная силовая подготовка
толкателей направлена
преимущественно на воспитание взрывной силы. Под этим термином
подразумевается способность достигать максимума проявляемой силы по
ходу движения в возможно меньшее время (оценивается скоростносиловым
индексом градиентом силы). Математический градиент силы равен первой
производной от силы по времени Df/df. Для численной характеристики
градиента силы используют обычно один из следующих показателей.
Время достижения силы, равной половине максимальной (t0,5max)
Частное от деления Fmax/tmax. Это показатель называют скоростно
силовым индексом.
Время, необходимое для достижения максимальной силы, составляет
примерно 0,300,40 секунд. Время проявление силы действия во многих
движениях значительно меньше. Например, финальное усилие в толкание
ядра длится примерно 0,180,27 секунд. В этом случае спортсмены не
успевают проявить свою максимальную силу, и достигаемая скорость зависит
в значительной степени от градиента силы.
Подготовительный период тренировки начинается примерно c декабря месяца. Точной грани между переходным и подготовительным периодом не существует. Содержание подготовительного периода тренировки, длящегося около пяти месяцев, вытекает из содержания переходного периода и постепенно в течение зимы меняется, имея вначале более общий характер и принимая к концу подготовительного периода все более и более специальное направление. Поэтому нельзя указать один стандартный план тренировки, подходящий для любой части подготовительного периода. Основные задачи этого периода: разносторонняя физическая подготовка, особенно развитие силы и быстроты, и совершенствование спортивной техники. В тренировочные занятия вводится большое число упражнений, способствующих гармоническому развитию всех органов и систем человеческого организма (бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, прыжки, упражнения со снарядами и на снарядах, акробатика, баскетбол, волейбол, борьба за тяжелый мяч, весом в 4—5 кг, работа с грузом на блоках). Большинство
упражнений, способствующих разносторонней физической подготовке, развивает у атлета и силу. Особое значение для развития силы имеют упражнения со штангой, с гирями, с мешками с песком и набивными мячами, многократные прыжки с ноги на ногу и на одной ноге с продвижением вперед, прыжки с места в длину и в высоту. Для развития силы можно зимой иногда толкать утяжеленное ядро весом до 12 кг, но надо сочетать это с толканием нормального и облегченного ядра. При выполнении упражнений, развивающих силу, всегда надо помнить о специфике движений. Они должны обладать широкой амплитудой, быстротой выполнения, не напряженностью, максимальной скоростью к концу движения. Ежедневные упражнения утренней зарядки, специально подобранные, помогают метателю развивать силу. Дозировка и направленность этих упражнений определяются «слабым местом» у атлета. Одному метателю надо больше внимания обратить на силу мышц предплечья, другому — на силу мышц голени, третьему — на силу мышц живота. Можно, однако, порекомендовать серию
ежедневных утренних упражнений, которые полезны для каждого толкателя ядра: 1. Легкий бег, упражнения для согревания. 2. Подскоки (можно со скакалкой) 2—3 минуты. 3. Прилегание на руках с упором на пальцы. 4. Подтягивание на перекладине или дверном косяке. 5. В висе на перекладине подъем прямых ног до положения «угла» и выше. 6. Отталкивание одной и двумя руками от стены, стоя лицом или боком к стене на 120—180 см от нее. 7. Имитация движений толкания ядра (без ядра). 8. Легкий бег. Толкателю ядра рекомендуется носить в кармане теннисный мяч и по нескольку раз в день упражняться, сжимая его рукой. Такие упражнения укрепляют кисть. Во время зимней тренировки (декабрь — март) закладывается прочный фундамент будущих спортивных успехов метателя. Тренировочные занятия, проводимые часто предельно насыщено большой нагрузкой, содержат разнообразные упражнения, раздающие силу и быстроту метателя. Однако, несмотря на такую загруженность занятий упражнениями, надо совершенствовать и технику толкания ядра. Занятия проходят в
спортивном зале или зимнем стадионе, а при благоприятной погоде — на воздухе. Тренироваться зимой надо четыре раза в неделю. Каждое занятие должно продолжаться 1,5—2 часа. Первые две недели зимней тренировки нагрузка постепенно увеличивается, достигнут определенный уровень физической подготовленности, приступают выполнению задуманной программы тренировки. Приводимые ниже недельные планы тренировок даются здесь я того, чтобы читателю была понятна основная направленность работе толкателя ядра в разные периоды времени. Тренеры и спортсмены могут использовать их как первоначальную схему для тренировки, творчески изменяя их сообразно своим потребностям.
1.3. Скоростносиловая подготовка толкателей ядра
Известно, что одним из основных условий достижения высоких
спортивных результатов в большинстве видов в легкой атлетике является
скоростносиловая подготовленность спортсменов. Под скоростносиловой
подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов14
комплексного воспитания быстроты и силы. Такая подготовка позволяет
создать благоприятные предпосылки для освоения рациональной спортивной
техники и снизить вероятность ошибок, возникающих вследствие
недостаточно высокого уровня физической подготовленности.
Исходя из данных литературы,
можно сделать следующую
классификацию средств скоростносиловой подготовки:
1 упражнения общего воздействия;
2 упражнения локального воздействия:
а) упражнения для развития силы мышцы плечевого пояса и рук
б) упражнения для развития мышц, вращающих, сгибающих и
разгибающих туловище
в) упражнения для развития мышц области таза и ног.
3 упражнения, имитирующие движения толкателя.
Между объемом силовой работы, величиной и темпом прироста уровня
скоростносиловых качеств существуют определенные взаимоотношения.
Чрезмерный, выполняемый длительное время объем силовой работы,
приводит к снижению быстроты движений и способности мышц к проявлению
взрывных усилий. Циклическое, волнообразное повышение силовой работы
обеспечивает такое же волнообразное повышение быстроты движений и
взрывной силы мышц. Большое значение при этом имеют снижение силовой
нагрузки, обеспечивающее возможность восстановления организма и его
выход на новый уровень, функционально более высокий. Для повышения
тренированности в первую очередь следует развивать мышечную силу и
быстроту во взаимосвязи, а отсутствие этой взаимосвязи ограничивает
возможности технического совершенствования занимающихся.15
Под влиянием тренировки параметрическая зависимость «сила
скорость» может измениться поразному. Это определяется тем, какие
тренировочные средства и методы использовались спортсменом.
Существенно, что прирост скорости при движениях со средними
сопротивлениями может происходить при разном соотношении прироста
силовых и скоростных качеств: в одних случаях за счет роста скоростных
качеств, в других за счет роста силовых качеств.
Какой путь роста скоростных показателей является в тренировке более
выгодным, зависит от многих причин, и в частности от величины
сопротивления, которое приходится преодолевать спортсмену: чем оно
больше, тем более важно повышение силовых качеств. Это подтверждается, в
частности, величинами непараметрических зависимостей между показателями
силовых качеств спортсмена и скоростью выполнения движений при разных
величинах сопротивления. Поэтому чем больше величина преодолеваемого
сопротивления, тем выгоднее в тренировке повышать скорость за счет роста
силовых показателей.
Исследования многих специалистов указывают на то, что физические
качества (сила и скорость) развиваются более эффективно при помощи
упражнений,
сходных по характеру нервномышечных усилий с
соревновательными упражнениями.
Специальные скоростносиловые
упражнения должны выполняться в такой последовательности и в том ритме,
в каком выполняется целостное соревновательное упражнение или его часть,
и подбираться таким образом, чтобы одновременно содействовать развитию
скоростносиловых качеств и приобретению необходимых навыков в метании
[14, 23, 30].
Комплекс силовых упражнений, направленных на развитие отдельных
мышц и всей мускулатуры в целом, при оптимальном объеме их применения,16
вызывает скачкообразный прирост скоростносиловых качеств, а упражнения,
выполняемые с предельной и околопредельной интенсивностью, повышают
скоростносиловую подготовленность.
Зарубежные тренеры Г.Шпенке и Ганс Гюнтер Рабе предлагают систему
скоростносиловой подготовки, в которой большое место занимают
упражнения с оптимальными весами (отягощениями), выполняемые с
максимальной скоростью.
Повышение эффективности процесса подготовки спортсменов за
последние годы в значительной степени было связано с увеличением объемов
и интенсивности тренировочных нагрузок. Эта тенденция, хотя и дала свои
положительные результаты, все же не может рассматриваться в качестве
основной перспективы на пути к достижению рекордных результатов, так как
увеличение нагрузок не может быть безграничным. Поэтому в настоящее
время особое внимание уделяется вопросам подбора и дозировки
тренировочных средств.
Многие авторы особо выделяют ведущую роль физических качеств при
совершенствовании спортивных двигательных действий [3, 6, 34]. Именно это
необходимо спортсменам в подготовительном периоде при вхождении в
оптимальную спортивную форму.
Летний этап подготовительного периода длится от семи до девяти
недель. Его основными задачами являются сохранение и дальнейшее
повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно
более полная реализация его в соревнованиях. Это достигается применением
соревновательных и близких к ним специальноподготовительных
упражнений. Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с
программой соревнований. Они могут ограничиваться стартами и17
непосредственным подведением к ним и могут включать и специальные
тренировочные занятия .
В пятидесятых годах появились работы, говорящие о возможности
использования соревнований в качестве факторов,
повышающих
тренированность (Л.C. Хоменков, 1957).
Эмоциональный фон, создаваемый при участии в соревнованиях, должен
усиливать воздействие физических упражнений на организм, способствуя
эмоциональному развитию за счет резервов, которые не выявляются в
условиях обычной тренировки в подготовительном периоде. Особое влияние
оказывают соревнования на развитие специальных физических качеств.
Соревнования помогают совершенствовать навыки, умения, качества,
применительно к специфическим условиям этапа предсоревновательной
подготовки [3].
Для повышения уровня скоростносиловых качеств необходимо
развивать силу и скорость во взаимосвязи, то есть в упражнениях уместно
использовать субмаксимальные отягощения и время выполнения упражнения
должно быть минимальным.
Для повышения результата в основном движении необходимо применять
упражнения в том же режиме, направленности и на те же группы мышц,
которые участвуют в толкании ядра.
Подготовленность спортсменов,
как физическая,
так и
психологическая, на этапе предсоревновательной подготовки позволяет
выполнять специальные упражнения с большей интенсивностью. Так как
эмоциональный фон в предстоящих соревнований усиливает воздействие
физических упражнений, это способствует большему приросту результатов в
этих упражнениях.18
Определение средств скоростносиловой направленности и их
целенаправленное использование на этапе НПП является актуальным
вопросом и ранее практически не исследовался.
Проведя анализ литературы, мы сформулировали рабочую гипотезу
(указанную выше), что позволяет приступить к экспериментальным
исследованиям интересующего нас факта.
Подготовительный период тренировки начинается примерно c декабря месяца. Точной грани между переходным и подготовительным периодом не существует. Содержание подготовительного периода тренировки, длящегося около пяти месяцев, вытекает из содержания переходного периода и постепенно в течение зимы меняется, имея вначале более общий характер и принимая к концу подготовительного периода все более и более специальное направление. Поэтому нельзя указать один стандартный план тренировки, подходящий для любой части подготовительного периода. Основные задачи этого периода: разносторонняя физическая подготовка, особенно развитие силы и быстроты, и совершенствование спортивной техники. В тренировочные занятия вводится большое число упражнений, способствующих гармоническому развитию всех органов и систем человеческого организма (бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, прыжки, упражнения со снарядами и на снарядах, акробатика, баскетбол, волейбол, борьба за тяжелый мяч, весом в 4—5 кг, работа с грузом на блоках). Большинство
упражнений, способствующих разносторонней физической подготовке, развивает у атлета и силу. Особое значение для развития силы имеют упражнения со штангой, с гирями, с мешками с песком и набивными мячами, многократные прыжки с ноги на ногу и на одной ноге с продвижением вперед, прыжки с места в длину и в высоту. Для развития силы можно зимой иногда толкать утяжеленное ядро весом до 12 кг, но надо сочетать это с толканием нормального и облегченного ядра. При выполнении упражнений, развивающих силу, всегда надо помнить о специфике движений. Они должны обладать широкой амплитудой, быстротой выполнения, не напряженностью, максимальной скоростью к концу движения. Ежедневные упражнения утренней зарядки, специально подобранные, помогают метателю развивать силу. Дозировка и направленность этих упражнений определяются «слабым местом» у атлета. Одному метателю надо больше внимания обратить на силу мышц предплечья, другому — на силу мышц голени, третьему — на силу мышц живота. Можно, однако, порекомендовать серию
ежедневных утренних упражнений, которые полезны для каждого толкателя ядра: 1. Легкий бег, упражнения для согревания. 2. Подскоки (можно со скакалкой) 2—3 минуты. 3. Прилегание на руках с упором на пальцы. 4. Подтягивание на перекладине или дверном косяке. 5. В висе на перекладине подъем прямых ног до положения «угла» и выше. 6. Отталкивание одной и двумя руками от стены, стоя лицом или боком к стене на 120—180 см от нее. 7. Имитация движений толкания ядра (без ядра). 8. Легкий бег. Толкателю ядра рекомендуется носить в кармане теннисный мяч и по нескольку раз в день упражняться, сжимая его рукой. Такие упражнения укрепляют кисть. Во время зимней тренировки (декабрь — март) закладывается прочный фундамент будущих спортивных успехов метателя. Тренировочные занятия, проводимые часто предельно насыщено большой нагрузкой, содержат разнообразные упражнения, раздающие силу и быстроту метателя. Однако, несмотря на такую загруженность занятий упражнениями, надо совершенствовать и технику толкания ядра. Занятия проходят в
спортивном зале или зимнем стадионе, а при благоприятной погоде — на воздухе. Тренироваться зимой надо четыре раза в неделю. Каждое занятие должно продолжаться 1,5—2 часа. Первые две недели зимней тренировки нагрузка постепенно увеличивается, достигнут определенный уровень физической подготовленности, приступают выполнению задуманной программы тренировки. Приводимые ниже недельные планы тренировок даются здесь я того, чтобы читателю была понятна основная направленность работе толкателя ядра в разные периоды времени. Тренеры и спортсмены могут использовать их как первоначальную схему для тренировки, творчески изменяя их сообразно своим потребностям.
Заключение
Для повышения уровня скоростносиловых качеств необходимо
развивать силу и скорость во взаимосвязи, то есть в упражнениях уместно
использовать субмаксимальные отягощения и время выполнения упражнения
должно быть минимальным.
Для повышения результата в основном движении необходимо применять
упражнения в том же режиме направленности и на те же группы мышц,
которые участвуют в толкании ядра.
Подготовленность спортсменов,
как физическая,
так и
психологическая, на этапе НПП позволяет выполнять специальные
упражнения с большей интенсивностью. Так как эмоциональный фон в
предстоящих соревнований усиливает воздействие физических упражнений,
это способствует большему приросту результатов в этих упражнениях.
Определение средств скоростносиловой направленности и их
целенаправленное использование на этапе НПП является актуальным
вопросом и ранее практически не исследовался. Проведя анализ литературы,
мы сформулировали рабочую гипотезу (указанную выше), что позволяет
приступить к экспериментальным исследованиям.19
ГЛАВА 2.
ЗАДАЧИ,
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
Для достижения цели нашей работы, указанной ранее, были
сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме
исследования.
2. Выявить взаимосвязь результата в толкании ядра с уровнем
скоростносиловой подготовленности спортсменов.
3. Разработать комплекс упражнений для повышения скоростно
силового потенциала толкателей ядра и провести их в педагогическом
эксперименте.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
анализ научнометодической литературы;
метод опроса;
педагогический эксперимент;
педагогические тестирования;
методы математической статистики.
Анализ литературных источников применялся для исследования мнения
специалистов о развитие физических качеств спортсменов на этапе НПП,
анализировалась различная литература. Всего было проанализировано 29
источников.20
Анализ практического опыта тренеров применялся для обобщения
практического опыта тренеров о развитии физических качеств спортсменов на
этапе НПП. Был проведен опрос тренеров высокой квалификации.
Педагогический эксперимент, педагогические тесты
Педагогический эксперимент являлся основным методом проверки
гипотезы исследования и решения поставленных задач. Для проведения
эксперимента был разработан комплекс упражнений, которые должны
повышать уровень скоростносиловой подготовленности спортсменов.
В комплекс были включены упражнения,
подобранные по
биомеханическому соответствию основному соревновательному упражнению.
Эти упражнения были направлены на повышение силового потенциала тех
мышечных групп, которые несут основную нагрузку при толкании ядра. Они
были выведены из биомеханики толкания ядра, которая позволила выявить
оптимальные движения всех частей тела, а затем анатомически были
определены группы мышц, в основном участвующих в толкании ядра. Именно
на эти группы мышц и оказывалось основное действие скоростносилового
плана.
Кроме комплексных (экспериментальных) упражнений повышающих
уровень скоростносиловой подготовленности,
в эксперименте
использовались общепринятые тестовые упражнения, которыми обычно
определяют уровень скоростносиловой подготовленности.
Также фиксировались результаты в толкании ядра.
Эффективность
экспериментального комплекса упражнений
оценивались по сдвигам в показателях (в толкании ядра), которые
сравнивались со сдвигами в контрольной группе испытуемых, тренирующихся
отдельно от экспериментальной группы, как обычно (в основном силовые21
тренировки небольшой интенсивности и малого объема и толкания основного
снаряда).
Методы математической статистики
Результаты измерения контролируемых показателей обрабатывались
методами математической статистики. Средняя арифметическая величина
(Хср). Величина Хср рассчитывалась по формуле: Критерий Вилкоксона
критерий достоверности различия двух выборок рассчитывается по
следующему порядку: объединение двух выборок в одну. Объём
объединенной выборки будет n=nx+ny=12. Ранжируем объединенную выборку,
располагая данные в порядке возрастания, При этом отмечаем данные,
относящиеся к одной из выборок (все равно какой), например второй.
Находим ранги R обедненной выборки. Отмечаем ранги, относящиеся ко
второй выборке.Суммируем по отдельности ранги, т.е. находим суммы:
Rx= ERxiи Ry= Е Rxi
Меньшую из Сумм рангов (Rxили Ry) принимаем в качестве значения
критерия W.
2.3. Организация исследования
Работа осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе исследования изучалась литература, имеющая
отношение к проблеме исследования. Так же на первом этапе формировались
гипотеза и задачи исследования. Завершением на первом этапе исследования
мы определили методы исследования из числа доступных нам,
инструментальную методику сбора необходимой нам информации, методики
обработки и анализа данных.22
На втором этапе разрабатывался специальный комплекс скоростно
силовых упражнений для толкателей ядра.
На третьем этапе был осуществлен педагогический эксперимент.
Четвертый этап предусматривал обработку данных, полученных в
результате эксперимента и формирование ответов на поставленные задачи.
Эксперимент проходил на легкоатлетической базе г.Подольска в 2014
году. Было проведено 10 тренировок (таблица 1). Проводились исследования
на основе летнего этапа предсоревновательной подготовки.
Экспериментальные упражнения выполнялись в течение шести недель два раза
в неделю. В исследовании участвовало две группы по 5 человек в каждой. Им
был предложен специальный комплекс упражнений, разработанный
специально для групп. После каждой тренировки делались контрольные
измерения, чтобы не нарушить чистоту и ход эксперимента.
Подготовительный период тренировки начинается примерно c декабря месяца. Точной грани между переходным и подготовительным периодом не существует. Содержание подготовительного периода тренировки, длящегося около пяти месяцев, вытекает из содержания переходного периода и постепенно в течение зимы меняется, имея вначале более общий характер и принимая к концу подготовительного периода все более и более специальное направление. Поэтому нельзя указать один стандартный план тренировки, подходящий для любой части подготовительного периода. Основные задачи этого периода: разносторонняя физическая подготовка, особенно развитие силы и быстроты, и совершенствование спортивной техники. В тренировочные занятия вводится большое число упражнений, способствующих гармоническому развитию всех органов и систем человеческого организма (бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, прыжки, упражнения со снарядами и на снарядах, акробатика, баскетбол, волейбол, борьба за тяжелый мяч, весом в 4—5 кг, работа с грузом на блоках). Большинство
упражнений, способствующих разносторонней физической подготовке, развивает у атлета и силу. Особое значение для развития силы имеют упражнения со штангой, с гирями, с мешками с песком и набивными мячами, многократные прыжки с ноги на ногу и на одной ноге с продвижением вперед, прыжки с места в длину и в высоту. Для развития силы можно зимой иногда толкать утяжеленное ядро весом до 12 кг, но надо сочетать это с толканием нормального и облегченного ядра. При выполнении упражнений, развивающих силу, всегда надо помнить о специфике движений. Они должны обладать широкой амплитудой, быстротой выполнения, не напряженностью, максимальной скоростью к концу движения. Ежедневные упражнения утренней зарядки, специально подобранные, помогают метателю развивать силу. Дозировка и направленность этих упражнений определяются «слабым местом» у атлета. Одному метателю надо больше внимания обратить на силу мышц предплечья, другому — на силу мышц голени, третьему — на силу мышц живота. Можно, однако, порекомендовать серию
ежедневных утренних упражнений, которые полезны для каждого толкателя ядра: 1. Легкий бег, упражнения для согревания. 2. Подскоки (можно со скакалкой) 2—3 минуты. 3. Прилегание на руках с упором на пальцы. 4. Подтягивание на перекладине или дверном косяке. 5. В висе на перекладине подъем прямых ног до положения «угла» и выше. 6. Отталкивание одной и двумя руками от стены, стоя лицом или боком к стене на 120—180 см от нее. 7. Имитация движений толкания ядра (без ядра). 8. Легкий бег. Толкателю ядра рекомендуется носить в кармане теннисный мяч и по нескольку раз в день упражняться, сжимая его рукой. Такие упражнения укрепляют кисть. Во время зимней тренировки (декабрь — март) закладывается прочный фундамент будущих спортивных успехов метателя. Тренировочные занятия, проводимые часто предельно насыщено большой нагрузкой, содержат разнообразные упражнения, раздающие силу и быстроту метателя. Однако, несмотря на такую загруженность занятий упражнениями, надо совершенствовать и технику толкания ядра. Занятия проходят в
спортивном зале или зимнем стадионе, а при благоприятной погоде — на воздухе. Тренироваться зимой надо четыре раза в неделю. Каждое занятие должно продолжаться 1,5—2 часа. Первые две недели зимней тренировки нагрузка постепенно увеличивается, достигнут определенный уровень физической подготовленности, приступают выполнению задуманной программы тренировки. Приводимые ниже недельные планы тренировок даются здесь я того, чтобы читателю была понятна основная направленность работе толкателя ядра в разные периоды времени. Тренеры и спортсмены могут использовать их как первоначальную схему для тренировки, творчески изменяя их сообразно своим потребностям.23
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКОРОСТО
СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ У ТОЛКАТЕЛЕЙ ЯДРА
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
3.1.
Оценка динамики прироста скоростносиловых качеств у
толкателей ядра
С целью проверки выдвинутой нами гипотезы был проведён
Для участия в эксперименте были
педагогический эксперимент.
задействованы 10толкательниц ядра уровня МС и МСМК. Перед началом
эксперимента было проведено педагогическое тестирование, показывающее
уровень скоростносиловой подготовленности. Были предложены следующие
упражнения:
прыжок в длину с места;
тройной прыжок с места (с ноги на ногу);
бег 30 м по движению;
бросок ядра вперед;
бросок ядра назад.
Эти упражнения применяются для определения взрывной и
динамической силы. А также были взяты результаты из протокола
соревнований, первых в летнем сезоне, мы их обозначили как результаты до
эксперимента. Аналогичные данные были взяты и по окончанию
эксперимента, результаты представлены в таблице 4.
Испытуемым в тренировке предлагалось использовать следующий
комплекс упражнений:
1. Жим лежа выполняется стандартно, широким хватом.24
2. Быстрый жим на время выполняется стандартно, широким хватом
отягощение 60 кг, что примерно соответствует 4550% от максимума,
выполнялось 6 раз.
3. Полуприсед со штангой на плечах выполнятся на тумбу, высота тумбы
подбиралась индивидуально, таким образом, чтобы угол сгибания в
коленных суставах соответствовал углу сгибания правого коленного
сустава в момент начала выполнения финального усилия.
4. Вставания из полуприседа со штангой на плечах на время высота
тумбы подбиралась так же, как и в предыдущем упражнении, вес
отягощения 100 кг, что соответствует 45% от максимума, выполнялось 6
раз.
5. Швунг изза головы выполняется быстро, с активным сгибанием и
разгибанием ног в коленных суставах. Отягощение 50 кг, выполнялось 6
раз.
6. Прыжки через барьеры и запрыгивание на тумбу выполнялись после 3
5 подходов со штангой.
В конце силовой тренировки выполнялся бег со старта. 23 ускорения.
Средние результаты в экспериментальных упражнениях
Таблица 1
Упражнения Жим
лёжа
(кг)
Жим лёжа
60 кг (сек)
Полуприс
ед (кг)
Полуприсед –
100 кг (сек)
Прыжок с
мест а(м)
«Швунг» из
за головы –
50 кг (сек)
Результаты
до эксперим.
2
3
4
5
6
7
8
9
100
90
90
100
Отдых
100
105
105
110
6,00
5,81
5,75
5,70
Отдых
5,20
5,15
5,11
4,95
185
165
165
170
Отдых
185
190
200
205
8,90
2,52
8,85
8,81
8,72
Отдых
7,30
7,40
7,35
7,31
2,45
2,45
2,48
Отдых
2,65
2,68
2,65
2,67
8,01
7,80
7,70
7,55
Отдых
6,80
6,65
6,45
6,4010
11
Показатели
после экспер.
110
Отдых
120
Прирост
15%
4,87
Отдых
4,65
22,5%
25
210
Отдых
220
13%
7,25
Отдых
7,11
2,69
Отдых
2,76
20%
8,2%
6,31
Отдых
5,95
25%
По ходу эксперимента велся учет изменения результатов в
экспериментальных упражнениях (таблица 1).
Для определения взаимосвязи между экспериментальными
упражнениями и результатами в толкании ядра были рассчитаны
коэффициенты корреляции (таб. 2)
Коэффициенты корреляции между экспериментальными
упражнениями и результатами в толкании ядра
Таблица 2
Упражнения
r
Жим
лёжа
(кг)
0,88
Жим лёжа 60
Полуприс
кг (сек)
ед (кг)
Полуприсед (сек) «Швунг» из за
головы – 50 кг
0,82
0,75
0,86
(сек)
0,93
Как видно из таблицы, все предлагаемые упражнения имеют высокую
корреляционную взаимосвязь с результатами в толкании ядра
Результаты в контрольных упражнениях до и после эксперимента
Таблица 3
Тестовые
упражнения
Прыжок в длину с
места, м
Тройной прыжок
с места, м
Бег 30 метров со
старта
Тестирование 1
Тестирование 2
Прирост
2,52
7,97
4,50
2,76
8,191
4,31
6,95%
2,42%
4,8%Бросок ядра
вперед, м
Бросок ядра
назад, м
14,81
16,75
26
15,42
17,40
3,57%
3,66%
После проведенных занятий с использованием разработанного
комплекса упражнений, были зарегистрированы показатели в контрольных
тестах, оценивающих уровень скоростносиловых качеств толкателей ядра
(таблица 3).
Была проведена успешная работа, о чем свидетельствует повышение
результатов показанных спортсменами в экспериментальных упражнениях
(таблица 3) и возросли результаты в контрольных тестовых упражнениях.
Результаты контрольных тестов приведены в (таблице 3)
Как видно из таблицы, скоростносиловые качества испытуемых
выросли. Самый большой прирост результата в прыжке с места (6,9%) . В
остальных упражнениях также отмечается прирост показателей от 2,42% в
тройном прыжке с места до 4,8% в беге на 30 м со старта.
С целью выяснения зависимости результатов в тестовых упражнениях и
толкании ядра мы провели корреляцию, были получены следующие данные:
Прыжок в длину с места r=0,88, тройной прыжок с места r=0,98,
Бег 30 метров со старта r=0,83, Бросок ядра вперед r=0,87, Бросок ядра
назад (спиной)
Также зависимость была выявлена с
экспериментальными упражнениями: Жим лёжа r=0,88, жим лёжа на время
r=0,81.
r=0,82, полуприсед r=0,75, полуприсед на время r=86,5,швунг изза головы
r=0,93. Эти данные свидетельствуют о существующей высокой зависимости
между толканием ядра и тестовыми и экспериментальными упражнениями
3.2. Взаимосвязь результата в толкании ядра с уровнем скоростно
силовой подготовленности спортсменов27
Если результат в толкании ядра напрямую связан с скоростносиловыми
качествами и предложными упражнениями, то и результат в толкании ядра
должен был повыситься, посредством применения предложенного комплекса
упражнений. Это можно проследить в таблице 4, где указаны приросты
результатов в толкании ядра у спортсменок экспериментальной и
контрольной групп.
Таблица 4
Результаты в толкании ядра экспериментальной и контрольной группах
до и после эксперимента
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Показатели
Исходный
результат
Конечный
результат
Исходный
результат
Конечный
результат
1
2
3
4
5
Х ср
Относительная
величина прироста, %
величина прироста м
Wкритерий
Вилкоксона
18,51
17,19
17,91
17,15
17,78
17,55
19,46
18,42
18,80
18,13
18,91
18,61
18,15
17,11
17,93
16,33
16,69
16,93
19,70
18,36
18,02
17,73
17,79
17,26
6,03%
1,06
25
1,84%
0,33
35
Исходя из полученных данных видно: прирост результата у
экспериментальной группы гораздо выше, чем у контрольной, разница
прироста результатов на начало и конец эксперимента составила 73
сантиметра.
Из данных исследования можно сделать следующие выводы: W
критерий Вилкоксона у контрольной группы составил 25. Это говорит о28
достоверности различий на начало и конец эксперимента, на основании этого
можно заявлять, что различия статистически значимы.
Процент прироста в экспериментальной группе составил 6,03%, в то
время как у контрольной группы — всего 1,84%. Это говорит о том, что
разница результатов вызвана не случайными факторами, а в результате
выполненной нами работы.
У спортсменов повысился результат.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о необходимости внедрения
специального комплекса упражнений для повышения скоростносиловых
качеств верна.29
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источников и изучение мнений специалистов
показал, что для повышения уровня скоростносиловых качеств необходимо
развивать силу и скорость во взаимосвязи, то есть в упражнениях уместно
использовать субмаксимальные отягощения и время выполнения упражнения
должно быть минимальным. Для повышения результата в основном движении
необходимо применять упражнения в том же режиме направленности и на
такие же группы мышц, которые участвуют в толкании ядра.
2. Разработанный комплекс, направленный на повышение уровня
скоростносиловых качеств, включает в себя упражнения, имеющие высокую
корреляционную взаимосвязь с результатами в толкании ядра (от r=0,75 до
r=0,93).
3.
Прирост результатов в толкании ядра у спортсменов
экспериментальной группы, применявших упражнения скоростносиловой
направленности, больше, чем у спортсменов контрольной группы,
занимавшихся по общепринятой методике (6,03% и 1,84%).
4.
Эффективность разработанного комплекса упражнений
подтверждается приростом результатов в контрольных упражнениях,
оценивающих уровень развития скоростносиловых качеств толкателей ядра:
прыжок в длину с места – 6,95%;
тройной прыжок с места (с ноги на ногу) – 2,42%;
бег 30 м по движению – 4,80%;
бросок ядра вперед – 3,57%;
бросок ядра назад – 3,66%.30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аракелян Е.Е.
Совершенствование технического мастерства
легкоатлетов различной квалификации: Сб. науч. тр. каф. теории и
методики легкой атлетики, подготовлен. по итогам НИР за 1999 г. /
Аракелян Е.Е., Мирзоев О.М.; РГАФК. М., 2000. 120 с.:
2. Бакаринов Ю.М., Жуков И.Л. Подготовка метателей высокой
квалификации. М.: Физкультура и спорт, 1987. 128 с.
3. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей
человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. 144 с.
4. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. Киев, 2005. 303 с.
Использование технических средств для
5. Буевская И.П.
совершенствования специальной подготовленности метателей/ Буевская
И.П., Казеев Е.М.// Человек, здоровье, физическая культура и спорт в
изменяющемся мире: Материалы 6й научный –практическая
конференция. Коломна 1996.
Васильев Л.А. Экспериментальное исследование значения вариативности
веса снаряда для воспитания специальных скоростно силовых качеств
метателя: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Васильев Леонард Алексеевич
1975.
Верхошанский Ю.В. Ударный метод взрывной силы/ Верхошанский
Ю.В.// Теория и практика физической культуры .1968
Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории
методики спортивной тренировки/ Верхошанский Ю.В.// Теория и
практика физической культуры.1993
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
6.
7.
8.
9.31
10. Воробьев А.Н., Чернов К.П. Принципы управления подготовкой
спортсменов. М.: МОГИФК, 1987. 65 с.
11. Ворошин Ю. Андрей Михневич: Хочу вырастить у ядра крылья.// Легкая
атлетика2004.
12. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности
человека и способы повышения работоспособности спортсменов:
Автореф. дисс. …док. биол. наук. – М.: 1990.
13. Воронкин В.И. Основы системы подготовки спортивных метаний ,
резервов в легкоатлетических метаниях. Автореф. дисс.пед.наук.
М.,1986
14. Выступление сборной России по метаниям на Играх 28 Олимпиады в
Афинах 2004 г. Результаты, анализ подготовки, прогнозирование : метод.
пособие : рек. Ученым советом Моск. гос. акад. физ. культуры / Ю.М.
Бакаринов [и др.] ; Федер. агенство по физ. культуре, спорту и туризму
[и др.]. Малаховка, 2004. 105 с.:
15. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для ИФК.М.:
Физкультура и спорт,1979
16. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена / 2е издание
переработанное. М.: Физкультура и спорт 1972.
17. Ермаков К.П. Методы отбора и контроля за подготовленностью
метателей высокой квалификации на этапе спортивного
совершенствования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 1990,
25с.
18. Ермолаев Б.В. Методы совершенствования техники метания копья на
основе моделирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК,
1991. 22 с.
19. Иванова Л.С. Вариативность в подготовке метателей. М.: Физкультура и
спорт, 1987. 112 с.32
20. Комарова А.Д. Тренировочные нагрузки юных метателей // Легкая
атлетика. 1984. № 12. С. 34.
21. Комарова А.Д. Динамика физической подготовленности юных метателей
при равномерном и концентрированном распределение тренировочных
средств: М.: Теория и практика физической культуры, 1980
22. Кривецкий И.Ю. Управление технической подготовкой прыгунов в
высоту с использованием имитационного моделирования на нейро
нечетких сетях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04; Федер. гос.
бюджет. образоват. учреждение высш. проф образования "Рос. гос. унт
физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". М., 2012. 23 с.
23. Курамшин Ю.Ф. Диагностика и пронозирование способностей при
спортивной ориентации и отборе : учеб.метод. пособие. СПб.: [Издво
СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта], 2006. 85 с.
24. Легкая атлетика/под ред. Т. П. Юшкевич, М. Е. Кобринского, А. Н.
Конникова. – Мн., 2005
25. Лунькин А.Н. Скоростносиловая и техническая подготовка юных
толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации.:
Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1990
26. Легкоатлетические метания: методические рекомендации / Состав. Ю.
Бакаринов, А. Квитков Харьков ,1991,144с
27. Легкая атлетика учебник для ИФК / под ред. Н. Озолина, В.И.
Воронкина, Ю.Н. Примакова, изд.4е перерабМ.: ФиС, 1989.
28. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для
ИФК.М.: Физкультура и спорт, 1991, 543с.
29. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для
завершающего уровня высш. физкультур. Образования. 4е изд., испр. и
доп. СПб [и др.]: Лань, 2005. 378 с.33
30. Мехрикадзе В.В. Метание копья : пособие; Мво спорта и туризма Респ.
Беларусь, Учреждение образования "Белорус. гос. унт физ. культуры".
Минск: Издво Белорус. гос. унт физ. культуры, 2010. 32 с.
31. Назаренко Е.Н. Соотношение средств специальной подготовки в
годичном цикле метательниц копья высокой квалификации: автореф.
дис. ... канд. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1986. 23 с.
32. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Озолин
Николай Григорьевич.М: АСТ: 2004
33. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка.Киев: Здоровье,
1980336с.
34. Пал Рамеш. Основы техники скоростно силовых легкоатлетических
упражнений :дисс. канд. пед. наук./ Пал Рамеш; ГЦОЛИФК.М.,1991.
35. Рудерман Г. Взросление : Стратегия подготовки юных метателей в связи
с особенностями развития основных двигательных качеств // Легкая
атлетика. 2003. № 5. С. 2021.
36. Сахновский . А.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: Здоровье
1990
37. Стасюк А. Толкателям ядра: специальные подготовительные и
общеподготовительные упражнения/ Стасюк А.//Легкая атлетика.1993
38. Таранов В.Ф., Черкашин А.В. Возрастная динамика спортивной
результативности сильнейших спортсменов мира в легкоатлетических
прыжках // Научнометодические аспекты подготовки легкоатлетов
прыгунов сборной команды России (методическое пособие). М.: ВФЛА,
2011. С.138165.
39. Теория спорта/под ред. В.Н. Платонова. Киев. Высшая школа.1980
40. Толкание ядра. 11 лет спустя:// Легкая атлетика .2003. N 910.С. 42
41. Узденова А. Тренажерное устройство для толкания ядра: Наука
практике / Узденова А.// Легкая атлетика.199034
42. Укенов К.Ш. Индививидуализация тренировочного процесса толкателей
ядра/Укенов К.Ш.// Оптимизация структуры тренировочного процесса
квалифицированных спортсменов.АлмаАта,1991
43. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений. М.: РГАФК,
1995. 103 с.
Исполнитель выпускной квалификационной
работы __________(Подольская А.Ю.)
Научный руководитель _____________(Никонов В.И.)
Заведующий кафедрой
профессор, д.п.н. ____________(Чесноков Н.Н.)
Дата защиты «____» ____________ 20__г.
Оценка за защиту _______________________35
Председатель государственной
аттестационной комиссии ___________(___________)