Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта классного часа Тема «Сквозь тернии – к звездам»
Составила студентка 321 группы Драпиковская Яна МАОУ СОШ № 18, класс 2 в, каб. № ___ Дата проведения занятия:10.04.2019 Смена ____ Номер урока _________ Начало урока ________________________ ФИО учителя школы: Полякова Любовь Владимировна ФИО преподавателя-консультанта: Тютюнник Валентина Николаевна Допущены к проведению классного часа: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
1. Цель классного часа: познакомить учащихся с интересными фактами по данной теме; познакомить учащихся с планетами Солнечной системы. Задачи Личностные: - развивать познавательную мотивацию, наблюдательность; - развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли;
Предметные:- -Способствовать вовлечению детей в живое обсуждение посредством сообщений о планетах -Расширить и углубить знания детей о планетах -Расширять кругозор учащихся Метапредметные: - Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
- продолжать развивать навык коммуникативной работы |
Оборудование У учителя: компьютер, мультимедийный проектор, ПО MicrosoftOfficePowerPoint 2007.
У учащихся:
Образовательные ресурсы: |
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||
Организационный момент. Приветствие |
Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Каждый из вас наверняка подумал о своем, о личном. Пусть это останется у вас. А мы начнем занятие. |
|
|
|||||||||
Выход на тему урока. |
-Идет весна. Какой сейчас месяц? Какой
праздник отмечает наша страна в апреле? Какого числа? Жила мечта заветная- Взлететь при помощи ракет В пространство межпланетное. И вот летит ракета ввысь. В гостях мы побываем у планет. Землянин, ты домой вернись, А звездам передай привет.
Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Вспомним, что вам уже известно о космосе и узнаем новое. |
12 апреля. День космонавтики. |
|
|||||||||
Викторина. |
Название самой маленькой планеты. Название самой большой планеты. Почему наша система называется солнечной? Что такое солнце? Солнце самая близкая к нам звезда. Это раскалённый огненный шар. Температура на поверхности - 6 миллионов градусов. Поверхность Солнца – это кипящая, бурлящая, взрывающаяся масса. Посмотрите, как красиво выглядит эта планета из космоса. Кажется, что какой-то художник не пожалел красок для нее по ярко- голубому фону рассыпаны зеленые острова, окруженные белыми пятнами. Кто догадался, что это за планета? Вы правы это планета Земля. Единственная планета, где есть жизнь. На ней живут люди, животные, растут растения. Наша задача сохранить всю эту красоту на нашей планете, для будущих поколений. Обратите внимание. Что это за маленькая планета, которая неустанно следует за Землей? Американские астронавты побывали на Луне и увидели там безжизненную поверхность. Человеку, попавшему на Луну очень трудно передвигаться по её поверхности. Все предметы на Луне весят в 6 раз меньше. Если вы весите 30 килограммов, значит, там вы будете весить 5 килограммов, как небольшой пакет с макулатурой. День на Луне продолжается больше двух земных недель. К Земле она обращена только одной стороной. Вся поверхность Луны покрыта глубокими впадинами (углубления), которые называются кратерами. Воздуха нет. Метеориты падают на поверхность Луны, оставляя на ней глубокие следы. |
(Меркурий) (Юпитер) (вращается вокруг солнца) Солнце самая близкая к нам звезда
Земля.
(Луна - спутник Земли) |
|
|||||||||
Разделение на семейки. Задание для работы. |
Ребята, а сейчас мы с вами будем узнавать новое про другие планеты. Каждой семейке мы предоставим листы с информацией и план работы, в котором прописано, что нужно найти в сообщении. Каждая группа будет рассказывать о разных планетах. Вместе у нас выйдет небольшая газета о планетах нашей солнечной системы. |
|
|
|||||||||
Сообщения о планетах |
План. 1. Название. 2. Сколько раз за земной год планета огибает солнце? 3. В честь кого названа. 4. Температура на планете. 5. Поверхность планеты. 6. Наличие спутников. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, часто прячется в его лучах. За земной год она обегает вокруг Солнца четыре раза. Поэтому её и назвали Меркурием: так римляне называли греческого бога Гермеса – посланца богов. В крылатых сандалиях на ногах, с крылатым шлемом на голове носился бог Гермес с быстротой мысли от высот Олимпа до самых отдалённых краёв мира. Солнце от Меркурия совсем близко. Оно кажется огромным и жарит нестерпимо. На освещённой стороне Меркурия жара достигает 400 градусов. В то же время на другой стороне планеты царит страшнейший холод – до минус 170 градусов. На Меркурии почти нет воздуха, небо там всегда чёрное. Поверхность Меркурия очень похожа на поверхность Луны: камни, кратеры, окружённые кольцами холмов. Спутников у него нет.
Спасибо за сообщение. Давайте отправимся на Венеру! |
|
|
|||||||||
План. 1. Название. 2. В честь кого названа? 3. Есть ли атмосфера? 4. Температура планеты. 5. Период обращения вокруг солнца. 6. Наличие спутников. Венера – самое яркое небесное тело после Солнца и Луны. Своим блеском она привлекала взгляды людей утром, перед восходом Солнца, и вечером, после заката. Имя своё она получила в честь греческой богини красоты и любви Афродиты. Афродита блистала красотой и прелестью. Там, где она проходила, вспыхивали ещё ярче лучи Гелиоса, поднималась в рост трава, а цветы распускались и источали дивный аромат, птицы начинали петь ещё веселее. Венера окружена слоем густой плотной атмосферы. В ней так много облаков, что планета кажется укутанной в белую вату. На дне воздушного океана Венеры стоит жарища в 470 градусов! Так жарко на Венере всегда, днём и ночью, летом и зимой. Воздух там совсем другой по составу, для человека он не пригоден, очень много углекислого газа – 97%. Поверхность сухая и каменистая. Период обращения вокруг солнца – 224 земных дня. Спутников у неё нет. Летим на планету Марс! |
||||||||||||
План. 1. Название. 2. В честь кого названа. 3. Сколько длятся сутки. 4. Скорость движения вокруг солнца. 5. Температура на планете. 6. Поверхность планеты. Спутники. Планета Марс издавна привлекала людей хорошо видимым кроваво-красным цветом. За этот цвет она и получила название – Марс: так древние римляне называли древнегреческого бога войны Ареса. Марс легко отличить от других звёзд по цвету. Глядя на эту красную планету, люди невольно вспоминали про пожары. Люди боялись Марса, они думали, что, появляясь на небе, он навлекает на них войны. Зато полководцы считали Марс своим покровителем. Марс виден не каждый год, он ходит вокруг Солнца в два раза медленнее, чем Земля. И часто получается так, что наша планета находится по одну сторону Солнца, а Марс - по другую. Сутки на Марсе длятся 24 часа 37 минут. Марс – холодная планета. Даже на экваторе температура не поднимается выше 20 градусов, а ночью падает до 40-50 градусов мороза. Поверхность Марса выглядит как красная, безводная, усеянная камнями пустыня. Небо розовое. У Марса два спутника Деймос и Фобос, что в переводе на русский означает Страх и Ужас. -Очень жаль, что мы во время путешествия на Марс не встретили ни одного марсианина. Ну что поделаешь… Нет на Марсе жизни. Хотя многие хотят доказать обратное, но гипотеза остаётся гипотезой. Ну а мы уже на пути к Юпитеру.
|
||||||||||||
|
План. 1. Название. 2. В честь кого назван. 3. Особенности планеты. 4. Поверхность планеты. Спокойный и сильный золотистый видимый блеск придаёт планете Юпитер величественность и грандиозность. Поэтому, видимо, она и получила имя Юпитер в честь древнегреческого бога Зевса – властелина Неба и Земли. Своими молниями он уничтожал любого, кто нарушал установленный им порядок и законность в мире. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Но твёрдую поверхность на Юпитере ещё не обнаружили, то, что мы видим, представляет собой облачный шар. Сама планета находится внутри этого шара, как косточка в вишне. Учёные предполагают, что ядро этой планеты может быть твёрдым, но они над этим работают, чтобы точно это определить. На поверхности Юпитера уже многие годы наблюдается колоссальное «красное пятно». Природа этого пятна остаётся загадочной. За ним учёные наблюдают вот уже более 300 лет.
|
|
|
|||||||||
План. 1. Название. 2. Поверхность планеты. 3. Длительность суток. 4. Особенности планеты. 5. Спутники. Медленное видимое движение этой планеты и спокойный её желтоватый блеск придают ей известную величавость. Поэтому ей дали имя Сатурн – так древние римляне называли древнегреческого бога Кроноса. Сатурн очень похож на Юпитер. Это такой же огромный облачный шар, возможно, с жидким ядром в глубине. Температура на Сатурне ещё ниже, чем на Юпитере. Полный оборот вокруг Солнца Сатурн совершает за двадцать девять с половиной земных лет. Сутки его равны 10 часам 14 минутам. Самое замечательное, что выделяет его из семьи планет – это плоские кольца, которые окружают Сатурн, нигде к нему не прикасаясь. Состоят они из камней и космической пыли. Толщина кольца всего несколько километров, но ширина их такова, что можно было бы уложить четыре земных шара. Сатурн имеет рекордное количество спутников – не менее 33 на сегодня.
Ну, вот мы уже и далеко от Земли. |
||||||||||||
Викторина. |
-Ребята, думаю нам пора вернуться с небес обратно на землю. -Сейчас мы узнаем, как много вы знаете о развитии космонавтики. Каждой семейке мы раздали карточки со словами. Только вот незадача – все буквы перепутались. Вы должны их сообща собрать в слово и представить своим одноклассникам. СОСОМК - АТЕРАК - РОТЕСАИД - ДОЛЁТЗВЕЗ - ИДОНАМУГ – -Ребята, а сейчас мы будем отгадывать загадки, чтобы перейти к следующему заданию. 1) чтобы глаз вооружить и со звёздами дружить Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный … (телескоп) 2) Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет Нам расскажет обо всём Умный дядя… (астроном) 3) Астроном – он звездочёт Знает всё наперечёт Только лучше всех видна в небе полная … (луна) 4) До луны не может птица Долететь и прилуниться Но зато умеет это Делать быстрая … (ракета) 5) У ракеты есть водитель Невесомости любитель По-английски «астронавт» А по-русски … (космонавт) 6) Космонавт сидит в ракете Проклиная всё на свете На орбите, как на зло Появилось … (НЛО) 7) НЛО летит к соседу Из созвездья Андромеды В нём от скуки волком воет Злой зелёный … (гуманоид) 8) Гуманоид с курса сбился В трёх планетах заблудился Если звёздной карты нету Не поможет скорость … (света) 9) Всё комета облетела Всё на свете осмотрела Видит, в космосе нора Это чёрная … (дыра) |
Космос Ракета Астероид Звездолёт Гуманоид |
|
|||||||||
|
Ребята, как вы думаете, кого послали в космос первыми? Верно, животных. Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Это были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом наступила очередь собак. Но не каждая собака подходит для полёта. Надо найти такую, чтобы она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух – трёх лет и чтобы у неё была светлая шерсть – её лучше видно в кинокамеру. Собак заранее учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и ещё многому другому. Лучше других была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1959 года собака Лайка в специальном скафандре отправилась в космос. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Все они возвратились на Землю. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. -Все мы знаем, как звали первого космонавта. Давайте скажем его имя дружно. Юрий Гагарин! А 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. - Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать юноша, который решил стать космонавтом? • Научный и испытательский характер; • способность к нестандартным действиям; • жизненный и профессиональный опыт; • выносливость; • стремление к познанию; • стремление к цели; • интуиция; • полная самоотдача; • отменное здоровье; • трудолюбие; • упорство. - А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия? - Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины – космонавта известно всему миру. Это Валентина Николаевна Терешкова. Первой женщиной, побывавшей в космосе, стала Валентина Терешкова. Свой полёт она осуществила в одиночку, что само по себе является беспрецедентным случаем. Терешкова для этого полёта была выбрана из большого числа парашютисток. Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт Корабль «Восток-6» оказался на орбите Земли 16-го июня 1963-го года. Советский Союз стал не только первой страной, отправившей своего космонавта в космос, но и первой страной, отправившей в космос женщину. Этот шаг являлся политически мотивированным. Удивительно, что родственники первой в мире женщины-космонавта узнали о её полёте в космос из радиосообщений только после того, как она совершила удачную посадку. Зная, что полёт вполне мог окончиться трагедией, девушка предпочла сохранить предстоящее событие в тайне. Полёт Терешковой продолжался 22 часа 41 минуту. За это время первая женщина-космонавт совершила сорок восемь витков вокруг нашей планеты. Её позывной – «Чайка». |
Животных.
Смелость, храбрость, иметь крепкое здоровье.
Ответы детей. |
|
|||||||||
|
«Улыбка Гагарина» Автор: И.Левченко
Я помню, солнце в этот день искрилось: Какой был удивительный апрель! И в сердце радость с гордостью светилась: Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали — Такой улыбки не было второй! Весь мир рукоплескал! Все ликовали: Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали, Осваивают космос корабли… А начинал — российский, славный парень, Гагарин — первый космонавт Земли! |
|
|
|||||||||
Рефлексия |
-Ребята, вам представлена таблица. В первом столбце впишите то, что вам понравилось на уроке. Во втором, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. В третьем - все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме. |
|
|
|||||||||
Прощание. |
-А закончить наш классный час хотелось бы словами К.Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.» Возможно, кто-нибудь из вас тоже станет космонавтом, и мы все будем им гордиться. Удачи! |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.