Славянская письменность и ее создатели
Оценка 4.9

Славянская письменность и ее создатели

Оценка 4.9
Работа в классе
ppt
русская литература
6 кл
06.11.2018
Славянская письменность и ее создатели
Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в 869 - Константин) ( 827 - 14.02.869 ) и его старший брат Мефодий ( 815 - 06.04.885 ) родились в г. Солуни в семье военачальника.
Славянская письменность и ее создатели.ppt

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
письменность и ее письменность и ее Славянская Славянская создатели создатели

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
«Вначале было «Вначале было слово…» слово…» Кирилл и Мефодий, славянские Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели просветители, создатели славянской азбуки, проповедники славянской азбуки, проповедники христианства, первые первые христианства, переводчики богослужебных книг переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества Кирилл (до принятия монашества в 869 - - в 869 14.02.869 ) и его старший брат 14.02.869 ) и его старший брат Мефодий ) ) Мефодий родились в г. Солуни в семье родились в г. Солуни в семье военачальника. военачальника. Мать мальчиков была Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много были очень схожи. Оба много - Константин) ( 827 - Константин) ( 827 - 06.04.885 - 06.04.885 ( 815 ( 815 Кирилл и Мефодий

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Святые братья Кирилл и Мефодий, Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. просветители славян. В 863-866 годах братья были В 863-866 годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие понятном славянам языке. Великие перевели учители книги книги учители перевели Священного писания, положив в Священного писания, положив в основу восточно-болгарские восточно-болгарские основу диалекты, и создали особую азбуку диалекты, и создали особую азбуку – глаголицу - для своих текстов. – глаголицу - для своих текстов. Деятельность Кирилла и Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на значение, оказала влияние на формирование многих славянских формирование многих славянских литературных языков. литературных языков.

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно-строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрёл у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твёрдость глагол. Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И РУСЬ над водой многопенной,

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Глаголица Глаголица Глагоо́лица — одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Кириллица Кириллица Старославянская азбука была Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и моравских князей. Она так и называется - кириллица. Это - кириллица. Это называется славянская азбука, в ней 43 славянская азбука, в ней 43 (19 буквы, гласных). Каждая гласных). Каждая (19 буквы, имеет своё название, похожее на имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. живете, З - земля и так далее. Азбука название Азбука название образовано от названия двух образовано от названия двух первых букв. На Руси кириллица первых букв. На Руси кириллица получила распространение после получила распространение после принятия христианства (988г.) принятия христианства (988г.) Славянский оказался Славянский оказался прекрасно приспособленным к прекрасно приспособленным к точной звуков точной звуков древнерусского языка. Эта азбука древнерусского языка. Эта азбука положена нашего положена нашего алфавита. алфавита. алфавит алфавит передаче передаче в в основу основу – – само само

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Начало славянского летописания. Начало славянского летописания. посвятили посвятили В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, Всю свою жизнь солоунские светские книги. Началось славянское летописание..    Всю свою жизнь солоунские светские книги. Началось славянское летописание учению, братья братья учению, знаниям, служению славянам. знаниям, служению славянам. Они не придавали особого Они не придавали особого значения ни богатству, ни значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. почестям, ни славе, ни карьере. Младший, Константин, Младший, Константин, много читал, размышлял, писал много читал, размышлял, писал проповеди, старший, старший, проповеди, Мефодий, больше Мефодий, больше организатором. Константин организатором. Константин греческого и переводил с с переводил греческого и латинского на славянский, латинского на славянский, азбуку, по- создав писал, азбуку, по- писал, создав славянски, – славянски, – «издавал» книги, руководил «издавал» книги, руководил школой учеников. школой учеников. Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. а а был был Мефодий Мефодий

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
«Смерть Кирилла» В колокола трезвонил Рим, В колокола трезвонил Рим, Поплыли бронзовые звуки. Поплыли бронзовые звуки. Детей славянских перед ним, Детей славянских перед ним, Читавших медленно: аз, буки, Читавших медленно: аз, буки, Видение вставало зримо, Видение вставало зримо, И чудо тонких строчек плыло… И чудо тонких строчек плыло… И мудрый сеятель изрёк: И мудрый сеятель изрёк: «Взошли на ниве семена «Взошли на ниве семена И стала полем целина, И стала полем целина, Рукой засеянная щедрой». Рукой засеянная щедрой». Лилиана Лилиана Стефанова. Стефанова. Пер. Ирины Пер. Ирины Пановой Пановой Памятник святым Памятник святым равноапостольным братьям равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию в Москве на Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади   Славянской площади

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
«Откуда есть пошла книга «Откуда есть пошла книга русская» русская» (слова из древнерусской (слова из древнерусской летописи) летописи)

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Распространение письменности на Распространение письменности на РусиРуси В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV XIV археологи считают, что общее количество рукописных книг до века было примерно 100 тысяч экземпляров. После  принятия  века было примерно 100 тысяч экземпляров. После  принятия  христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться  христианства на Руси – в 988 году – письменность начала распространяться  быстрее.  Богослужебные книги были переведены на старославянский язык.  быстрее.  Богослужебные книги были переведены на старославянский язык.  Русские  переписчики  переписывали  эти  книги,  добавляя  в  них  черты  Русские  переписчики  переписывали  эти  книги,  добавляя  в  них  черты  родного  языка.  Так  постепенно  создавался  древнерусский  литературный  родного  языка.  Так  постепенно  создавался  древнерусский  литературный  язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто  язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто  безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха»,  безымянных) – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха»,  «Житие Александра Невского» и многие другие. «Житие Александра Невского» и многие другие.

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Исторические повествования - Исторические повествования - О жизни в Древней Руси есть немало летописей, в которых О жизни в Древней Руси есть немало летописей, в которых записи велись по годам. На I I месте стоит «Повесть временных месте стоит «Повесть временных записи велись по годам. На лет», написанная в начале XII XII века. В эту летопись вошли песни, века. В эту летопись вошли песни, лет», написанная в начале легенды, летописи летописи легенды, традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Нестор. летописи летописи Автором Автором предания, предания, рассказы. рассказы. этой этой В монастырской келье В монастырской келье узкой, узкой, В четырёх глухих стенах В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской О земле о древнерусской Быль записывал монах. Быль записывал монах. Он писал зимой и летом. Он писал зимой и летом. Озарённый тусклым Озарённый тусклым светом. светом. Он писал из года в год Он писал из года в год Про великий наш народ. Про великий наш народ. Древний летописец Нестор Художник Е. Доведова. Художник Е. Доведова.

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
«Велика бо бывает польза «Велика бо бывает польза от ученья книжного». от ученья книжного». (летопись 1037 года) (летопись 1037 года)

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Ярослав Мудрый Ярослав Мудрый князь князь Великий Ярослав Ярослав Великий «книги любил, читал их часто «книги любил, читал их часто и ночью и днём. И собрал и ночью и днём. И собрал писцов многих и переводили писцов многих и переводили они с греческого на они с греческого на славянский язык и написали славянский язык и написали они книг множество» они книг множество» (летопись 1037  (летопись 1037  Среди этих книг были летописи, написанные  Среди этих книг были летописи, написанные  года)                                                                      года)                                                                      монахами,  старыми  и  молодыми,  светскими  монахами,  старыми  и  молодыми,  светскими                                                                                                                                                                людьми,  это  «жития»,  исторические  песни,  людьми,  это  «жития»,  исторические  песни,                                              «поучения», «послания». «поучения», «послания». Ярослав Мудрый Ярослав Мудрый

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
«Азбуку учат во всю избу «Азбуку учат во всю избу кричат» кричат» (В.И.Даль  «Толковый словарь живого великорусского  (В.И.Даль  «Толковый словарь живого великорусского  языка») языка») первого первого заучивались заучивались приходилось приходилось В Древней Руси учебников ещё не В Древней Руси учебников ещё не было, обучение шло по церковным было, обучение шло по церковным книгам, заучивать книгам, заучивать наизусть огромные тексты-псалмы – наизусть огромные тексты-псалмы – поучительные песнопения. Названия поучительные песнопения. Названия букв наизусть. При букв наизусть. При обучении чтению сначала назывались обучении чтению сначала назывались слога, буквы затем слога, буквы затем потом слог; произносился потом слог; произносился назывались буквы второго слога, и назывались буквы второго слога, и произносился второй слог и так далее, произносился второй слог и так далее, и слоги и слоги складывались в целое слово, например складывались в целое слово, например КНИГА:: КНИГА , глаголь, аз – ГАГА.. како, наш, иже – КНИКНИ, глаголь, аз – како, наш, иже – Вот так было трудно учиться грамоте. Вот так было трудно учиться грамоте. только только после после этого этого этот этот В.И.Даль В.И.Даль

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Кончил курс науки, а знает азаз да Пословицы об обучении грамоте Пословицы об обучении грамоте буки. да буки.  Кончил курс науки, а знает  С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.  С книгой поведешься — ума наберешься.  Сперва аз да буки, а там и науки.  Сытое брюхо к ученью глухо.  Сытому ученье — утеха, голодному — помеха.  Тупо сковано — не наточишь, глупо рожено — не научишь.  Уменье везде найдет примененье.  Ученый водит, неученый следом ходит.  Ученый сын старше неученого отца.  Ученье без уменья не польза, а беда. Азбука к мудрости ступенька.  Азбука к мудрости ступенька.  Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить. Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.  Кто грамоте горазд, тому не пропасть.  Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.  Грамоте учиться – вперед пригодится. Грамоте учиться – вперед пригодится. За ученого двух неученых дают, да и то не берут.  За ученого двух неученых дают, да и то не берут.  Ученье – свет, неученье – тьма. Ученье – свет, неученье – тьма.

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
«Так говорили наши предки» «Так говорили наши предки» Литературный язык славян Литературный язык славян понятен всем славянским народам, понятен всем славянским народам, старославянский конечно, старославянский но, конечно, но, языкязык отличался, и в первую отличался, и в первую очередь таким признаком, как очередь таким признаком, как «неполногласие». Например, «неполногласие». Например, говорили: град (город), брег (берег), говорили: град (город), брег (берег), млеко и млеко и начальным «е» - един (один), есень начальным «е» - един (один), есень (осень). (осень). Старославянский язык внёс Старославянский язык внёс большой вклад в развитие русского большой вклад в развитие русского языка: его языка: его интересными и нужными словами. интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, часто употреблять: время, среда, пламя, праздник, другие ушли из пламя, праздник, другие ушли из нашего языка. В последнее время нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как возрождаются такие слова, как (молоко). Отличался (молоко). Отличался «Ветвь» славянских языков он он обогатил обогатил

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
«Возрождение славянского «Возрождение славянского Мефодия Мефодия первые первые праздника» праздника» Уже в IX – X веках на родине веках на родине Уже в IX – X и стали Кирилла и стали Кирилла традиции зарождаться зарождаться традиции прославления и почитания создателей прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать римская церковь стала выступать против славянского языка, называя против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, его варварским. Несмотря на это, имена Мефодия имена Мефодия продолжали жить среди славянского продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV XIV века века народа, а в середине официально их причислили к святым. официально их причислили к святым. В России было по-иному. Память В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась славян-просветителей праздновалась XI веке, здесь никогда их не уже в XI веке, здесь никогда их не уже в считали есть считали есть безбожниками. Но всё же это больше безбожниками. Но всё же это больше интересовало учёных. интересовало учёных. Широкие празднества славянского Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х слова начались в России в начале 60-х еретиками, еретиками, Кирилла Кирилла и и то то только только Македония Охрид Македония Охрид Памятник Кириллу и Памятник Кириллу и Мефодию Мефодию

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Севастополь Севастополь

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Мурманск Мурманск Памятник Кириллу и Мефодию Памятник Кириллу и Мефодию

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Владивосток Владивосток

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Коломна Коломна

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Дмитров Дмитров Ханты - Мансийск Ханты - Мансийск

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
КиевКиев Одесса Одесса

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Солоники Солоники Мукачево Мукачево

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Челябинск Челябинск Сарато Сарато вв

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
и и и и В В Болгарии, Болгарии,     Праздник в честь Кирилла и Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 праздник в России (с 1991 года), Чехии, года), Чехии, Словакии Республике Республике Словакии Македонии. России, Македонии. России, Болгарии Республике Республике Болгарии Македонии праздник Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День Болгарии он носит имя День славянской и и славянской письменности, в Македонии письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля. праздник отмечается 5 июля. культуры культуры

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Гимн «Кирилл и Мефодий» Гимн «Кирилл и Мефодий» Вставай, народ, вздохни всей Вставай, народ, вздохни всей грудью, грудью, Заре навстречу поспеши. Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Судьбу грядущую пиши. Надежда. Вера греет души. Надежда. Вера греет души. Наш путь тернистый – путь Наш путь тернистый – путь вперёд! вперёд! Лишь тот народ не погибает, Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живёт. Где дух Отечества живёт. Пройдя под солнцем Пройдя под солнцем просвещенья просвещенья Из давней славной старины, Из давней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! Первоучителям верны! К апостолам высокославным К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла Дела Мефодия – Кирилла Стоян Михайловский Стоян Михайловский В славянстве будут жить века! В славянстве будут жить века! (перевод Владимира (перевод Владимира Смирнова) Смирнова)

Славянская письменность и ее создатели

Славянская письменность и ее создатели
Конец. Конец.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018