"Следы" средневековой архитектуры в облике Петербурга" для 6 класса по предмету "История и культура Санкт-Петербурга""

  • ppt
  • 26.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 Следы средневековой архитектуры в СПБ.ppt

«Следы» средневековой архитектуры в облике Петербурга 6 класс

Учитель
истории и культуры Санкт - Петербурга
ГБОУ школы-интерната № 67
Пушкинского района г . Санкт –Петербурга
Е.В. Болотчева

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII веках. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующих над местностью.
Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Тяжёлые каменные своды требовали мощных стен и колонн. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.

Романская церковь Святой Фе Аженской (Сент-Фуа, Франция)

Была построена во второй
половине XII века.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами


Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готических зданиях больше света и воздуха. С величественной архитектурой лучше сочетаются большие мозаичные окна, представляющие сюжеты из Св. Писания, из жизни святых и прочее.

Высокая французская готика.
Собор в Амьене построен в 13-14 веке.
Готика принесла с собой особенный настрой на мир духов и высокого искусства Магии. Стрелы башен, возносящиеся в небо, ажурные украшения колонн, неповторимая атмосфера огромных залов, пахнущих ладаном, будоражат воображение

Собор в Амьене

План храма – базилики (тип строения прямоугольного плана)

Детали католического храма

Контрфо́рс

поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию

Крабб

крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре

Крестоцвет

декоративный элемент готической архитектуры, ("процветший крест«) в форме распускающегося цветка с четырьмя лепестками.

«Отголоски» средневековой архитектуры в Петербурге


Церковь Петра и Павла в Шуваловском парке, Парголово.
Изящное здание неоготического стиля со стрельчатыми окнами венчается чеканным, ажурным медным шпилем на башне с колокольней. Этот шпиль напоминает классические завершения готических соборов Германии, Франции и возвышается над зданием на 28 м. В этой церкви в 1872 г. венчался Н.А. Римский-Корсаков. Шафером на его свадьбе был другой великий композитор - М.П. Мусоргский. Построена по проекту архитектора А. П. Брюллова

Лютеранская церковь Святого Михаила

Архитектурный стиль - неоготика

Автор проекта - Бульмеринг Карл Карлович
Строительство - 23 октября 1874 года –
19 декабря 1876 год

Доходный дом Розенштейна

Дом с башнями в Санкт-Петербурге, также известный как дом Розенштейна — Белогруда — здание на площади Льва Толстого, обращённое центральной частью к Каменноостровскому проспекту и выходящее боковыми фасадами на Большой проспект и улицу Льва Толстого. Благодаря двум мощным шестигранным башням-эркерам здание стало архитектурной доминантой площади Льва Толстого.

Этот доходный дом принадлежал К. И. Розенштейну и был построен им самим совместно с А. Е. Белогрудом в стиле ретроспективизм (разновидность неоклассицизма)

Доходный дом - тип архитектурного сооружения, многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наём

Выборгская бумагопрядильная мануфактура АО "Воронин, Лютш и Чешер"

Архитекторы: Косяков Вас. А.
Капелинский М. Ю.
Год постройки: 1899, 1907
Стиль: Кирпичный

Памятник первостроителям Петербурга

Скульптор М.М. Шемякин. Архитектор В.Б. Бухаев.
Открыт 17 октября 1995 г.
Памятник сооружен в Сампсониевском саду (б. Сад им. Карла Маркса) вблизи Сампсониевского собора, на месте, где были два кладбища - православное (первое в Петербурге) и "немецкое" (инородческое).
Здесь хоронили простых горожан и государственных деятелей, ученых, а также архитекторов, строивших Петербург. По замыслу авторов проекта гранитная арка памятника, пересеченная крестом, ориентирована на пер-
спективу Сампсониевского собора, напоминая окно (символический образ Петербурга).
Перед «окном» с восточной стороны установлен бронзовый стол с расположенными на нем планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом.
Рядом поставлен бронзовый стул (образцом служила подлинная голландская мебель XVII в.).
На восточной стороне арки сверху укреплен бронзовый медальон с портретом Петра Великого, а на устоях арки — восемь барельефов работы Михаила Шемякина (копии медалей петровского времени, портреты Д. Трезини и Ф.Б. Растрелли, метафизические композиции).

Дворец великого князя Владимира Александровича

Массивное здание в стиле флорентийских палаццо эпохи Возрождения.
Памятник архитектуры эклектики.
Архитектор А.И. Резанов при участии арх. А. Л. Гуна, И. С. Китнера и В. А. Шретера. 1867-1872 гг.

Домашнее задание

§ 28;
выучить термины, записи, стр. 61 – вопросы 1, 3 (устно), 2 (письменно); 5 (по желанию)

Источники

http://www.mishanita.ru/2011/12/29/13817/
http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/724/?q=497&plint=724
www.la-fa.ru
http://www.ipetersburg.ru/guide/sights/places-of-worship/petra_pavla_pargolovo/
http://ru.wikipedia.org/wiki/