Слобода мастеровая
Цель: познакомить с чудесами народного творчества – изделиями из дерева, глины, соломы, с различными видами росписи посуды, игрушек (хохломская, дымковская роспись); воспитывать интерес и любовь к труду, людям труда.
Оборудование: различная посуда с хохломской росписью, дымковская игрушка, плакаты с изображением различных изделий народного промысла, плакаты с пословицами, матрешка.
Сегодня мы поговорим о чудесах народного творчества.
- Что мы понимаем под народным творчеством? (…)
Народное творчество – это то, что творилось, создавалось самим народом, его руками: посуда, мебель, одежда.
А почему чудеса? Да потому, что создаваемые вещи были настолько хороши, красивы, необыкновенны, что трудно поверить в то, что делались они руками человека, простыми людьми, а не какими-нибудь волшебниками.
Издавна народные мастера с большой любовью украшали домашнюю утварь. Обычно они расписывали ее яркими нарядными красками, отчего она приобретала праздничный вид.
- Чем отличается эта чаша от обыкновенной посуды? (демонстрация чаши с росписью) (…) Она как золотая. Цветы, завитки необычные, причудливые. Как перья Жар-птицы загораются они на красном фоне.
Как правило, в росписи преобладал орнамент из растений, цветов, трав, ягод, листьев. Но растения эти, красоту которых увидел мастер в родной природе, были не совсем обычные, а сказочные. Сделали эту сказочную, красивую посуду народные мастера из Нижегородской области. Я расскажу вам сказку о том, как впервые появилась такая посуда.
«В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Слава о мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди полюбоваться его мастерством. Многие селились рядом с ним.
Дошла слава мастера и до грозного царя, и повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. Подхватили его односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.
А местом продажи было село Хохлома. И вся посуда стала называться хохломской. Много хохломы и других красивых вещей продавалось на ярмарках. Они были шумными, веселыми народными праздниками. Ходили на них не только продавать или покупать, но и просто полюбоваться работами народных умельцев.
Сегодня замечательные народные мастера Хохломы живут и трудятся в селе Сёмино и городе Семёнове. Их великолепные изделия можно увидеть на выставках, в музеях. Они продаются и как сувениры в магазинах (показ хохломской посуды).
Изделия из берёсты.
Берёста – кожица белой берёзы. Растет она на дереве снаружи белой, почти прозрачной плёночкой, а глубже слоится желтыми, золотисто-темными, упругими и прочными пластами.
В избе русского крестьянина изделия из бересты занимали самое почетное место после деревянных. Каких только полезных и красивых вещей не изготовляли из бересты! Туеса, короба, лукошки, корзинки, обувь, солонки,
игрушки – всего и не перечислишь. В них хранили молоко и квас, ягоды и муку, соль и крупу; солили грибы, квасили капусту; укладывали девичье приданое и укачивали маленьких детей; собирали ягоды и приносили живую рыбу…
Туесок мог быть маленьким, на полстакана, и большим – на четыре ведра воды. В туесах мука не плесневела, не слеживалась комками. В туесах молоко долго не прокисало и в жаркий день было прохладным. А ягода хранилась в них целый год и не кисла.
Берестяные изделия можно по-разному украсить, например, расписать красками. На гладкой бересте хорошо видны также тисненые узоры. Красиво выглядят на бересте и резные узоры.
Дымковская игрушка.
- Ребята, посмотрите, это простой конек? Что в нем особенного? (…)
Дымковский конек необычный, сказочный, потому что он украшен ярким узором. Кони всегда помогали людям. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие круги и полосы, похожие на солнце и его лучи.
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково близ города Хлынова. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело прижилось здесь лучше всего.
Непросто смастерить красивые, нарядные игрушки из глины. Сначала глину тщательно месят, несколько раз подливая в нее воду. Затем хранят во влажном состоянии, не давая ей пересыхать. Потом раскатывают ее на шарики и делают из них лепешки. А уж из лепешек – разные игрушки. Но это еще не все. Вылепленную игрушку сушат, обжигают, белят и только после этого расписывают. По белому фону рисуют яркие узоры. Дымковские мастера используют для этого более десяти разных красок, как чистых, так и смешанных.
Иногда игрушки украшают еще и кусочками сусального золота. Каких только игрушек не делают дымковские мастера! Это и нарядные барыни, и няни с детьми, и необыкновенные индюки с огромными, как у Жар-птицы, хвостами…
А сейчас лепят даже целые сценки, в которых порой бывает до двадцати фигурок.
Дымковская игрушка отличается не только росписью, но и крупным, красивым орнаментом. Сколько бы ни стояло глиняных расписных народных игрушек, дымковскую всегда можно узнать по ее особому праздничному узору.
Кукла из соломы.
Эту куклу в народе называют «стригушкой». Раньше таких кукол делали на селе детям для игры. А сейчас куклы из соломы, сделанные умелыми руками игрушечных мастеров – прекрасные сувениры. Соломенные куклы хранятся в Музее игрушки.
Как же получается кукла из соломы? Сначала солому восковой спелости сушат 4-5 дней на солнце. Она становится светлой и блестящей. Но солома должна быть еще мягкой и гибкой. Для этого ее вымачивают в воде комнатной температуры 5-6 часов. Каждую соломину при этом тщательно очищают от листочков, и только после этого она становится пригодной для работы. Тут уж мастерам раздолье: вяжи, плети, закручивай. Соломенные куклы народной мастерицы Е.К.Медянцевой известны чуть ли не на весь мир. А живет эта искусная мастерица в селе Михайловка Пензенской области.
Матрешка.
Говоря об игрушках, нельзя умолчать еще об одной, которая является кукольным символом России. Ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки».
Догадались о какой игрушке идет речь? Конечно же это матрешка! Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша русская матрешка – и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются. Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Вот как это было.
Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом пониже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В.Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.
Токарь московской мастерской В.П.Звездочкин выточил для нее форму, а Малютин по собственным рисункам расписал ее. «Настоящая Матрешка!» - воскликнул кто-то, увидев куклу.
И назвали ее «Матрешка с петухом». Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки – помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде.
Было это в 1899 г., а в 1900 году владелица мастерской М.А.Мамонтова отвезла матрешку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки. С тех пор начался массовый выпуск матрешек в России.
Первые матрешки были не такими пестрыми, как сегодня. Краски были неяркими, теплыми, лица тонко выписаны. Дело в том, что росписью матрешек занимались в основном иконописцы Троице-Сергиевой лавры. Конечно они использовали те же живописные приемы, что и в росписи икон.
Вслед за Сергиевым Посадом матрешек стали делать в разных местах России: в Липецке, Воронеже, Вятке. Первыми освоили новую игрушку в Семеновском уезде Нижегородской губернии. По сравнению с сергиево-посадской она стала стройнее и наряднее: на ее переднике впервые расцвели букеты алых роз с ярко-зелеными листочками. Немного позже таких же ярких матрешек стали делать в Голховском Майдане под Нижним Новгородом и в соседнем с ним Крутце.
У всех матрешек свой секрет, своя «особинка». В селе Полх – Майдане сегодня рождаются самые знаменитые матрешки. Может оттого, что они самые яркие, веселые. Основные цвета в росписи – фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор – цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника…
Образ этой игрушки быстро прижился в России еще и потому, что она, как никакая другая женская фигурка до этого (барыня, нянька) воплотила любимую народную тему – материнство. А еще объединение, общность, близость. Все, что выражено в радостно-счастливой фразе ребенка: «Мы – дружная семья!»
Можно отделиться друг от друга, быть самостоятельными, но в нужный момент – раз! – и соединиться снова. Еще в этой фигурке – покровительство и забота. Надежная и сильная матрешка-мама укрывает меньших и слабых. Вот сколько смысла содержится в этой не такой простой игрушке.
Деревянные кружева.
Россия – страна лесов. Издавна в деревне рубили избы, богатые храмы, сказочные терема. Из дерева делали мебель, игрушки, посуду…
Каждый крестьянин мог сам поставить себе избу. Народные мастера – плотники при помощи одного топора ставили срубы изб и теремных дворцов. Все делалось топором: тесали бревна и доски, кололи щепу для кровли. В ту пору и поговорка была: «Топор – всему делу голова».
Народные мастера стремились, чтобы построенные ими дома были не только прочны и удобны, но и красивы. Поэтому их любовно украшали и расписывали краской. Ведь в красивом доме и жить приятнее.
Нарядно и приветливо выглядят окна домов в обрамлении разных наличников и ставен. Резные узоры украшают и верхнюю часть дома. Вдоль линии ската крыши на фронтоне красуются ленты узорчатых досок. Это причелины. Там, где соединяются причелины, в самой высокой точке ската крыши, вниз свешивается короткая резная доска – полотенце. Затейливыми узорами украшено и крыльцо. И так – сказочно – выглядит каждый дом, и ни один из них не похож на другой – все резные, все расписные.
Сегодня старинные деревянные постройки бережно охраняются. Их свозят в специально отведенные места и организуют музеи народного деревянного зодчества под открытым небом. Такие музеи есть во многих уголках нашей страны: под Новгородом и Ярославлем, под Архангельском и в Вологде, в Прибалтике и на Урале. Приходи и любуйся красотой деревянного кружева!
Народная пословица говорит: «Хорошая работа два века живет». А мы можем добавить: «Живет и того больше, когда ее хранят и берегут музеи». До сих пор и в Хохломе, и в Филимонове, и в Дымкове, и селе Богородском работают народные мастера. Свое редкое умение мастера получили от предков-дедов, прадедов – и передают его молодым.
Объяснить смысл пословиц (написать на доске):
«Красна птица пером, а человек – уменьем».
«Не то дорого, что красного золота, а то что мастера доброго».
Подведение итога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.