ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила:
Миронова Елизавета Андреевна
Конспект урока русского языка
«Слог как минимальная произносительная единица»
г. Дзержинск, 2022г.
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тип урока:усвоение новых знаний
Тема урока:«Слог как минимальная произносительная единица»
Цель урока:формирование умений различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слово на слоги.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить способы определение количества слогов в слове;
- Научиться различать слово и слог;
- Закрепить умение делить слово на слоги.
Развивающие:
- Развивать РУУД: контроль и оценка результатов собственной деятельности и деятельности одноклассников;
- Формировать КУУД: умение слушать и слышать, аргументировано доказывать свой ответ посредством беседы с учителем и учащимися;
- Развивать ПУУД: умение наблюдать, анализировать, делать выводы, сравнивать посредством создания проблемной ситуации и решения проблемы.
Воспитательные:
- Воспитывать желание и стремление в освоении новой темы по русскому языку;
Планируемые результаты:
Предметные:
- рассказывают правило определения количества слогов в словах;
- различают в упражнении слова и слоги;
- делят слова на слоги;
Метапредметные:
- Осуществляют контроль и оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников;
- Умеют слушать и слышать, аргументированно доказывают свой ответ;
- Решают проблему, наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Личностные:
- Проявляют желание и интерес при делении слов на слоги.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Русский язык» (УМК “Школа России”, авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 класс, стр. 32-33), презентация, проектор.
Для ученика: учебник, рабочая тетрадь, пенал.
План урока:40 минут
1) Организационный этап -2 мин
2) Актуализация знаний и умений – 7 мин
3) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока – 3 мин
4) Первичное усвоение новых знаний – 10 мин
5) Первичная проверка понимания – 10 мин
6) Первичное закрепление – 5 мин
7) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. – 3 мин
Ход урока
Этап урока |
Образовательная задача урока |
Методы и приемы работы |
Деятельности учителя |
Деятельность учащихся |
Форма организации учебной деятельности
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1. Орг. момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность |
Прием проверки готовности к уроку |
- Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку русского языка: у вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал. Начинаем урок.
Присаживайтесь. |
Проверяют готовность к уроку
- Вот звонок нам дал сигнал Он учится нас позвал. А мы время не теряем, И урок наш начинаем. |
Фронтальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль. Контроль со стороны учителя |
|
РУУД:Умеют организовывать свое рабочее место |
|
2. Актуализация знаний и умений. |
Определить степень усвоения изученного. Обеспечить воспроизведение опорных знаний. |
Словесные: беседа. Наглядные–демонстрация, иллюстрация
|
Минутка чистописания - Перед тем как начать писать, давайте немного разомнём пальчики. Повторяйте вместе со мной. Разминка для пальчиков На двери висит Замок кто открыть его бы смог? Потянули, Покрутили, Постучали, И…открыли!
Сейчас поиграем в игру «Отгадай букву». Я вам загадываю загадку, ваша задача отгадать букву, которая загадана в загадке.
Буковка совсем простая, Как забор стоит, прямая, Но шипит, шумит, шуршит, Шепеляво говорит, Будто выпало два зуба, Как её учить я буду?
Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща – От леща осталась…
Буквы написаны обратной стороне доски, как дети отгадывают обе букв, я открываю доску. Ребята, сядьте правильно. Спину выпрямите, ноги стоят на полу. Обе руки лежат на парте. Откройтепроверенные тетради, от предыдущей записи отступите 2 строки вниз, запишите число, сегодня 10 марта, классная работа. (написано на доске)
Ребята, в этой записи есть опасное место?
Правильно, удвоенный согласный [с]. Подчеркните опасное место зеленой ручкой.
Какие буквы мы сейчас будем записывать? ш щ Ребята, обратите внимание, все буквы пишем с наклоном. Буква Щ
достаточно широкая, не нужно её зауживать. Пропишите буквы в этом порядке, целую строку. Пишите аккуратно, постарайтесь написать так же, как у меня в образце. Сидим прямо, тетрадь под наклоном. Подчеркните карандашом самые правильно написанные буквы. Ребята, поднимите руку, кто был в зоопарке? Опустите руки. Я предлагаю вам отправиться в зоопарк. Отправимся мы туда не пешком, а на поезде. Давайте встанем и поедем (показываю движения).
Присаживайтесь. Ребята, мы приехали в зоопарк. Здесь живут животные. Но к нам вышли не все, чтобы узнать, кто к нам вышел, экскурсовод нам предлагает отгадать загадки про животных. Слушайте внимательно и тогда все отгадаете. 1. Посмотрите, детвора, - В клетке топает гора. Это серый чужестранец, Он индус иль африканец. Зверь трубит из клетки гулко, Хоботом хватает булку. (Слон) Как вы думаете, кто это? Верно, слушайте следующую загадку. 2. Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, И в бассейне зоопарка Зверю северному жарко. (Морж) Кто это? Верно. Слушайте еще загадку. 3. Панцирь - это не рубашка, Это домик, в нем не страшно. И хозяйка смотрит гордо - Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха) Кто это? Верно, но там еще нас ждут животные. 4. Вылупился из скорлупки, У него большие зубки, Нравом он не очень мил, Любит погружаться в Нил. (Крокодил) Кто это? Правильно. Слушайте следующую загадку. 5. Вот лошадки, все в полосках, Может быть, они в матросках Нет, они такого цвета. Угадайте, кто же это? (Зебры) Кто это? И последнее животное. 6.
Он ходит, голову задрав, Кто это? Правильно, ребята. А теперь возвращаемся в класс. Встали все, поедем обратно на машине (повторяют движения за мной). Вот мы и приехали, садитесь. Посмотрите на слова, которые мы отгадали. Прочтем их еще раз по цепочке. Начнем с первого ряда.
Спасибо. Ребята, сейчас в паре посмотрите на эти слова и подумайте на какие группы эти слова можно разделить. Прежде чем начать работу в паре давайте вспомним правила. Кто знает, поднятая рука.
Вы все сказали верно. Итак, ребята: 1. В паре работать должны оба 2. Один говорит, другой слушает 3. Свое несогласие высказывай вежливо. Приступайте отвечать в паре на вопрос: «На какие группы можно разделить эти слова?» Пары, покажите свою готовность. Закончили. Даша и Серафим, пожалуйста.
Поднимите руку, кто считает также (если у кого-то будет другое мнение, то я тоже выслушаю). Все верно. В каких словах один слог? У каких слов два слога? У каких слов три слова?
Как вы определили количество слогов в слове?
|
- Ш
- Щ
- Да, два согласных звука
- Буквы Ш,Щ
- (повторяют движения за учителем)
- Слон
- Морж
- Черепаха
- Крокодил
- Зебры
- Жираф
- Слон, морж, черепаха, крокодил, зебры жираф.
- Выслушивать мнение товарища - Говорить шепотом - Не перебивать
- Можно разделить на 3 группы. Слова у которых один слог, два слога и три слога.
- Морж, слон
- зебры, жираф - крокодил, черепаха - Сколько в слове гласных столько и слогов - Представляли, что мы на трибуне и болели за слово
|
Фронтальная, парная |
Речь учителя, речь учащихся, презентация |
Самоконтроль. Контроль со стороны учителя |
Обнаруживают в словах слоги;
Рассказывают правило нахождения в словах слогов. |
КУУД: Умеют слушать и слышать, аргументированно доказывают свой ответ.
ПУУД: Решают проблему, наблюдают,
анализируют, делают вывод, сравнивают.
|
Проявляет внимание и желание в нахождении слогов в словах |
3.Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. |
Словесные: беседа; Наглядные - демонстрация |
Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока? Сформулируем задачи на урок. У меня на экране незавершённые предложения. Завершите их. Что же нам предстоит сделать? 1. Повторим правило определения … 2. Будем учиться различать ... 3. Закрепим умение делить…
|
- Деление слов на слоги
- слогов в слове
- слово и слог
- слова на слоги |
Фронтальная |
Речь учителя, презентация |
Самоконтроль, контроль со стороны учителя |
|
|
|
4.Первичное усвоение новых знаний |
Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий. |
Словесные: беседа, рассказ; Наглядные – демонстрация, опыт |
Откройте учебник на странице 32. Даша, прочти, пожалуйста, тему урока. Ребята, кто сможет ответить на этот вопрос, поднимите руку. Пожалуйста, Лёва.
Так это или нет, мы и узнаем на протяжении нашего урока. В конце урока мы вернемся к этому вопросу. Ребята, что такое слог?
Верно. А подробнее про слог нам расскажет Полина. Слушайте внимательно, после я задам вопросы.
Спасибо, Полина. Какой опят провела Полина?
Сможем ли мы провести такой опыт в классе? К сожалению, этот опыт вы можете попробовать только дома с родителями, но мы сделаем другой. Поднесите ладонь ко рту и произнесите слово мама. Что произошло?
Сколько раз струя воздуха коснулась ладошки? Сколько слогов в этом слове? Докажите.
А теперь определите, сколько слогов в слове малина. Приставили ладошки и произнесли слово малина. Верно. Какой вывод мы можем сделать?
Итак, ребята, при произнесении в слове мама и малина можно выделить части. Эти части слова называют слогами. Сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Запишите слово мама. Сядьте правильно. Спину выпрямите, тетради положите по наклоном. Сколько слогов в слове мама? Как вы это определили? Подчеркните гласные звуки одной линией простым карандашом. Давайте сформулируем правило.
Посмотрите в учебник на странице 32. Найдите условное обозначение совы. Давайте сравним наше правило с правилом в учебнике. Поставили палец в начало правило. Читаем хором.
Поставили палец снова на начало. Настя читает, остальные читают шепотом.
Как вы будете определять количество слогов в слове? Давайте потренируемся.
|
- Как определить, сколько в слове слогов?
- Нужно смотреть на буквы, обозначающие гласный звук
- Это часть слова
- Слог это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхаемым толчком. Это легко проверить, если произнести слово перед горящей свечой: ра-ке-та – пламя трижды будет колебаться, а при произнесении ударного слога может погаснуть.
- Произносила слово ракета и дула на свечу. Она узнала сколько слогов в слове.
- Нет
- мама - Чувствуем теплый воздух при выдохе
- Два
- Два - Струя воздуху коснулась ладошки два раза, значит здесь два слога.
- Три слога - При произнесении слова, можно выделить слоги с помощью струи воздуха
- Два - Здесь два гласных звука
- Сколько в слове гласных, столько и слогов
- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: дом, урок, машина.
- В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: дом, урок, машина. - с помощью гласных звуков.
|
Фронтальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль, контроль учителя |
Обнаруживают в словах слоги;
Рассказывают и правило нахождения в словах слогов. |
КУУД: Умеют слушать и слышать, аргументированно доказывают свой ответ.
ПУУД: Решают проблему, наблюдают, анализируют, делают вывод, сравнивают. |
Проявляет внимание и желание в нахождении слогов в словах |
5.Первичная проверка понимания
|
Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию |
Словесные: беседа Наглядные: учебник |
Найдите на странице 32 упражнение 2. Степа, прочитай, пожалуйста, задание. Все остальные читают шепотом.
Что нам нужно сделать сначала? Что нужно сделать потом?
Поставили пальчик на первое слово. Читаем хором.
Сколько гласных звуков в первом слове? Какой вывод мы можем сделать?
Следующее слово, Влад
Дальше Лиза
Антон
Глеб
Даша
Посмотрите на первую пару слов. Чем они похожи?
Посмотрите на вторую пару слов, чем они похожи? А третья пара слов?
Четвертая пара?
Подумайте, и подберите слова к каждой паре с таким же количеством слогов. К первой паре, какое слово подобрала, Мариша? Поднимите руку, кто согласен. Молодец. Ко второй паре, какое слово подобрал Ваня? Поднимите руку, кто согласен. Правильно. К третьей паре, какое слово подобрала Лера? Поднимите, руку, кто не согласен. Все правильно. Егор, последняя пара. Молодец. Запишите в тетрадь: Упр. 2.Спинки выпрямили, сели правильно. Милана, пойдем к доске. Выпиши из этих слов трехсложные слова. Милана, трехсложные – это какие? Милана, какие здесь слова из трех слогов? Записываем. Садись, Милана. Молодец. Физкультминутка Положили ручки. Встали. Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения за героями из видео Присаживайтесь. Продолжаем дальше тренироваться определять слоги в словах. Найдите упражнение 3 на странице 33. Полина, прочти, пожалуйста, задание. Все остальные поставили пальчик на начало и читают шепотом.
Что нам здесь нужно сделать?
Посмотрите на первую иллюстрацию. Что это? На второй? На третьей? На четвертой? Что общего у этих иллюстраций?
Ребята, а из чего состоит этот слог?
Из чего еще может состоять слог?
Что есть в каждом слоге? Правильно. Слог может состоять из одного гласного звука, например: ау, из одного согласного звука и одного гласного звука, например: па па. А еще слог может состоять из нескольких согласных звуков и одного гласного звука, например, стра на, а ист. |
- Прочитай слова. Сравни их по количеству слогов. - Прочитать слова -Сравнить их по количеству слогов - Один
- В первом слове один слог - Клен. Здесь один гласных звук. В этом слове один слог - Ива. Здесь два гласных звука. В этом слове два слога - Оса. Здесь два гласных звука. В этом слове два слога. - Береза. В этом слове три гласных звука, значит три слога - Крапива. В этом слове три гласных звука – три слога
- у него один слог - у него два слога
- у него два слога - у него три слога
- дом
- жираф
- урок
- черепаха.
- из трех слогов
- Береза и крапива
(Повторяют движения)
- Рассмотри картинки. Произнеси каждое слово-название предмета. - Рассмотреть картинки и назвать их
- Бабочка - Барабан - Баран - Банан
- в каждом слове есть слог ба
- из согласного и гласного звуков
- из гласного звука - гласный звук |
Фронтальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль |
|
|
|
6.Первичное закрепление |
Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию |
Словесные: беседа Наглядные: учебник |
Ребята, мы с вами сегодня много тренировались в определении слогов в слове. Сейчас вас ждет проверка ваших знаний. Посмотрите на упражнение 4. Что вы там видите?
Верно. Запишите к себе в тетрадь: Упр. 4. Сядьте правильно. Спину выпрямите. Приступайте к написанию. Вы сегодня много работали и отрабатывали полученные знания. Думаю, вы готовы к самостоятельной работе. Из этих слогов составьте слова и запишите их к себе в тетрадь. Буквы гласных звуков подчеркните. Приступайте к заданию. Ребята, пора заканчивать. Давайте проверять. Я буду вас спрашивать, а вы мне называете одно слово, которое нашли. Слова повторяться не должны. Ева Настя Егор Молодцы, ребята. Давайте вернемся к вопросу, который звучал в начале урока. Как определить, сколько в слове слогов?
Верно. Нужно прочитать слово. Найти гласные звуки и определить количество слогов в слове. |
- Цветы, а на лепестках слоги (Выполняют упражнение 4)
- вафли - вагон - слива
- Посмотреть на гласные звуки. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
|
Фронтальная, индивидуальная |
Речь учителя, речь учащихся |
Самоконтроль |
Составляют слова из слогов. |
|
|
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. |
Организовать анализ и оценку содержания урока (что нового узнали, чему научились), качества работы на уроке, успешности достижения цели (что получилось, что не получилось, почему). |
Словесные: беседа; Наглядные – демонстрация. Приём “Цветовой смайлик” |
Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте проверим, все ли задачи мы с
вами смогли решить. 2.Мы учились с вами различать слово и слог? 3.Мы закрепили умение делить слова на слоги? Приём “Цветовой смайлик” Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Поднимите зелёный смайлик у кого сегодня все получилось. А у кого что-то немного не получилось, поднимите жёлтый смайлик. А у кого ничего не получилось, поднимите красный смайлик. На этом наш урок подходит к концу. Спасибо, урок окончен. Отдыхайте.
|
- Да
- Да
- Да |
Фронтальная |
Речь учителя, презентация |
Самоконтроль.
|
|
РУУД: Осуществляют контроль и оценку собственной деятельности и деятельности. КУУД: Умеют слушать и слышать.
|
Адекватно оценивают причины своего успеха/ неудачи в учении |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.