Слоговая дыхательная гимнастика при коррекции речи детей с ОВЗ

  • docx
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Слоговая дыхательная гимнастика при коррекции речи детей с ОВЗ.docx

Слоговая дыхательная гимнастика при коррекции речи детей с ОВЗ

 

    Логоритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления заикания. Особое место в системе логоритмических занятий занимают упражнения на развитие дыхания. Как известно, дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие представляет определенную трудность для заикающихся дошкольников. В момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи у таких детей нарушается. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхамого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы.

 

Научить детей с заиканием управлять своим дыханием можно в процессе специальных упражнений, которые и включаются в логоритмические занятия.

 

Упражнения на развитие дыхания, представленные ниже, направлены на выработку продолжительного выдоха. Самые первые дыхательные упражнения координируют ротовое и носовое дыхание, вырабатывают нижнереберный тип дыхания при активном участии диафрагмы.

 

Какое-то время упражнения проводятся без речи под музыку и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх- в стороны, вверх- на пояс; туловища: повороты вправо-влево,наклоны в стороны-вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

 

Затем в работу включаются фонационные упражнения. После выдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением звуков: Ф___, С___,Ш___. (Здесь и далее: ____ - длительное произнесение звука, слога; . – краткое, отрывистое произнесение звука, слога.)

 

Постепенно в эти упражнения включаются слоги и слогосочетания с различными гласными.

 

Приведем примеры некоторых упражнений слоговой гимнастики.

 

Во время выполнения упражнений дети стоят в кругу.

Упражнение№1

 

Руки лежат на области диафрагмы, вдох - носом, выдох - ртом.

 1. Поднять руки через стороны вверх. Во время поднимания говорить: папа-па…(сколько возможно).

 Опустить руки через стороны вниз: па___.

 2. Руки согнуты на уровне груди. Сделать вдох и плавным движением развести руки вверх-в стороны: па___, затем сразу плавным слегка давящим движением развести руки в стороны :по___, руки согнуть, поднести их к области груди и плавным давящим движением вытянуть вперед: пу___.

 3. То же упражнение, удлиняя гласные па____, по____, пу____, еще раз повторить упражнение, говоря слоги на одном выдохе еще протяжнее.

 Повторить все упражнение 2-3 раза.

Упражнение №2

 

1. Руки подняты через стороны вверх. По мере поднятия рук: папапа…Опустить руки через стороны вниз: па_____. Все упражнение выполняется на одном выдохе два раза.

 2. Руки согнуть на уровне груди. Вдох: па___по___пу___папопу. Движение на звук А плавно переходит в движение на звук О, затем также плавно на звук У.

Упражнение №3

 

Говорить на одном выдохе:

 Па___по___пу___

 Па___по____пи___

 Па___по____пэ____

Упражнение №4

 

Дети сидят на полу по-турецки.

 

Резкие удары кулаками перед собой: па. по. пу.

 Положить ладони на область диафрагмы, говорить на одном выдохе: па___по___пу___.

 Повторить упражнение со слогами: па. пэ. пи., па___пэ___пи___.

Упражнение №5

 

Ладони положить на область диафрагмы. Сделать вдох, на выдохе сказать:

 Па____

 По____

 Пу____

 Пи____

 Пэ____

 Сказать на одном выдохе: па___по___пу____пи____пэ____.

Упражнение №6

 

1. Сделать вдох, на выдохе произнести:

 a) Па___па.

 b) По___по.

 c) Пу___пу.

 d) Пи___пи.

 e) Пэ___пэ.

 Одновременно выполнять соответствующие, описанные выше движения.

 2. Сделать вдох, на выдохе произнести:

 a) Па.па___

 b) По.по___

 c) Пу.пу___

 d) Пи.пи___

 e) Пэ.пэ___.

 

Дыхательные упражнения помимо нормализации речи способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности заикающихся детей. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональное состояние, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения.