Словарь философских терминов
Оценка 4.9

Словарь философских терминов

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
обществознание
Взрослым
04.11.2018
Словарь философских терминов
Словарь философских терминов к учебным занятиям по дисциплине «Основы философии» предназначен для оказания помощи студентам средних учебных учреждений при организации учебной работы по дисциплине Основы философии для педагогических специальностей 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования: социально-педагогическая деятельность.Словарь философских терминов к учебным занятиям по дисциплине «Основы философии» предназначен для оказания помощи студентам при организации учебной работы по дисциплине Основы философии для специальностей 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования: социально-педагогическая деятельность. Словарь философских терминов к учебным занятиям по дисциплине «Основы философии» предназначен для оказания помощи студентам при организации учебной работы по дисциплине Основы философии для специальностей 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования: социально-педагогическая деятельность.
Словарь философских терминов.doc
Людмила Селиверстовна  Петриченко Преподаватель социально­гуманитарных дисциплин ОГОБУ СПО «Иркутский Региональный колледж педагогического образования» г. Иркутск СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ Иркутск 2018г. Словарь философских терминов к учебным занятиям  по дисциплине «Основы философии» /сост. Л.С. Петриченко – Иркутск: ГБПОУ ИО ИРКПО, 2018г. –  41 с. Словарь философских терминов к учебным занятиям  по дисциплине «Основы философии»  предназначен  для оказания помощи студентам при организации  учебной работы   по дисциплине Основы философии для специальностей  050144 Дошкольное образование, 440204 Специальное дошкольное  образование, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования: социально­ педагогическая деятельность © ГБПОУ ИО ИРКПО, 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .            Язык   философии   достаточно   специфичен,  он   содержит   много   слов греческого и латинского происхождения и уже по этой причине многим кажется трудным.   Практика   преподавания   философии   показывает,   что   совершенно неразумно   стремиться   во   всех   случаях   греческие   и   латинские   термины переиначивать на русскоязычный манер. Поступив, таким образом, мы отлучили бы студентов от оригинальной философской литературы. Для этого и необходимо дать студентам основной понятийный аппарат, необходимый инструментарий для чтения философских книг и статей.   Этому обучаем на всех занятиях, не оставляя без разъяснения ни один термин            Словарь философских терминов   предназначен для использования в учебном   процессе.   Понятия,   включенные   в   словарь,   являются   основными   и необходимыми для усвоения курса философии. Они охватывают круг понятий из истории   философии,   онтологии,   гносеологии,   аксиологии,   философской антропологии,   социальной   философии.   В   философский     словарь   включены отдельные понятия из области педагогики, психологии, социологии, политологии, культурологии.         Изучение каждой дисциплины с необходимостью предполагает усвоение основных понятий данной науки. В ходе обучения студент должен усвоить около 200 философских терминов и свободно владеть ими. В данный словарь вошли более 300 терминов области философии. Оглавление А……………………………………………………………………………5­7 Б……………………………………………………………………………7­8 В……………………………………………………………………………8­9 Г………………………………………………………………………….9­11 Д…………………………………………………………………...…….11­14 Е……………………………………………………………………………14 З……………………………………………………………………………15 И…………………………………………………………………………15­16 К…………………………………………………………………………16­18 Л…………………………………………………………………………18­19 М…………………………………………………………………………19­21 Н…………………………………………………………………………21­23 О…………………………………………………………………………23­24 П…………………………………………………………………………24­26 Р…………………………………………………………………………26­28 С…………………………………………………………………………28­31 Т…………………………………………………………………………31­33 У………………………………………………………………………...33 Ф…………………………………………………………………………33­34 Х…………………………………………………………………………34 Ц…………………………………………………………………………34 Ч…………………………………………………………………………34­35 Э…………………………………………………………………………35­36 Ю……………………………………………………………………………37 Литература…………………………………………………………………41 1. Абсолютный дух – В философии Гегеля – мировой разум 2.  Абстрактная   сущность   –  Сущность,   выявляемая   в   процессе абстрагирования – мысленного отвлечения от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. 3.  Авангардизм  –   (от   фр.   Avant­garde   –   передовой   отряд)   –   термин, обозначающий течения в искусстве XX в., которые коренным образом порывают с реалистической традицией. 4. Агностик – Философ, разделяющий точку зрения агностицизма. 5. Агностицизм – Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем 6.  Аксиология –  Философское  учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для   индивидов   и   общества.   Ценности   выступают   ориентирами   деятельности человека. 7.  Альтернатива –  В сильной версии ­ прямая противоположность чему­л. или кому­л. В слабой версии – один из вариантов (развития событий, трактовки проблемы и т.д.). В деятельном (деятельностном) смысле ­ выбор из двух или нескольких возможных решений. 8. Анимизм – От лат.anima – душа. Ранняя форма религии, основной чертой которой являлось одушевление всего окружающего мира. 9.  Антиномия  –   Антиномия   (греч.   Antinomia   противоречие   в   законе)   ­ появление   в   ходе   рассуждений   двух   противоречащих,   но   представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие "А." возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин "апория". Много внимания формулировке и анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие "А." в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе". По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих "антиномий чистого разума": 1. Мир конечен ­ мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей ­ не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода ­ в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (бог) ­ не существует первопричины мира. Гегель отметил важное значение кантовских А. как диалектического элемента его взглядов. А., т.е. противоречия, утверждал он, существуют "во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях". А. Канта не являются А. в смысле совр. формальной логики, т.к. обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается выражению в формально­логическом виде. В конце XIX ­ начале XX в. в логике и математике был обнаружен ряд А. в подлинном смысле слова, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики. А. обычно подразделяют на собственно логические и семантические. Появление А. связано с диалектическим   характером   процесса   познания,   в   частности   с   противоречием между формой и содержанием. 10. Античное искусство – (от лат. "древний") – искусство Древней Греции и Древнего Рима. 11.  Античность  –   Античность   (лат.   antiquus   –   древний)   –   совокупность проявлений греческо – римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. Термин "античность " был принят в начале XVIII в. во французском языке и первоначально обозначал (что сохранилось   до   сих   пор)   особый   вид   искусства,   относящийся   к   ранним историческим периодам. 12. Антропогенный – Инициированный или вызванный человеком, его жизнью и деятельностью. 13.  Антропология –  (греч. antropos ­ человек). Наука о происхождении и эволюции   человека,   образовании   человеческих   рас   и   о   нормальных   вариациях физического строения человека 14. движения. 15.  Априорная   категория  –   В   кантовской   философии   –   категория, изначально присутствующая в рассудке, ее содержание не зависит от опыта, более того, она является средством, с помощью которого рассудок придает чувственному опыту формальное единство. 16.  Аристократия  – 1. Форма правления, при которой власть принадлежит "лучшим " – представителям высшего родовитого слоя господствующего класса. 2. Высшая и привилегированная часть какой­нибудь общественной группы. 17. Арт­мышление – Художественное мышление 18. Архаический – 1. Древний, старинный. 2. Устаревший, вышедший из употребления. 19.  Аскет  – 1. Религиозный подвижник, отшельник, умерщвляющий свою плоть путем всевозможных лишений.  2.   Крайне   воздержанный   человек,   ведущий   строгий   образ   жизни, отказывающийся от жизненных благ. 20.  Атеизм  –   Отказ   от   религиозных   верований,   безбожие   (отрицание существования   Бога).   В   гуманистическом   варианте   на   место   Бога   ставится Человек. 21.  Атрибут  –   (от   лат.   attribuo   –   придаю,   наделяю).   Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Термин "атрибут" встречается уже у Аристотеля, отличавшего   постоянный   атрибут   от   случайных,   преходящих   состояний (акциденций). 22.  Библия  –   Собрание   иудейских   и   христианских   "священных   книг", содержащих   основные   положения   вероучения,   молитвы,   лежащие   в   основе богослужения. 23.  Бивалентность  –   лат.   bi…   –   дву(х)   +   valens   (valentis)   –   сильный. Двухвалентный,   объединяющий   или   сочетающий   две   силы,   компетенции, характеристики, направленности. 24.  Бог  – Абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но сам являющийся   причиной   всего   существующего.   В   большинстве   религий характеризуется   как   личность,  имеющая   абсолютную   разум   и  волю.   В   других религиях понимается как безличное начало, имманентная вещам первопричина 25. Бытие – 1. Предельно широкая философская категория для обозначения всего существующего. 2.   Бытие   –   наиболее   общее   и   абстрактное   понятие,   обозначающее существование ч.­л. вообще. 26.  Веды  – Веды (санскр.­ ведение, знание) – четыре гл. священные книги древн. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа. 27.  Век  Просвещения – XVIII век в истории Европы, характеризующийся духом скептицизма и эмпиризма, стремлением к переустройству общественных отношений   на   началах   разума,   справедливости   и   других   неотъемлемых естественных качеств – прав человека. 28.  Вероятность  –  1.  Возможность   исполнения   или   осуществления   чего­ нибудь.  2. В математике – мера возможности наступления некоторого события, число, находящееся в пределах от нуля (невозможное событие) до единицы (достоверное или необходимое событие). 29.  Ветхий Завет  – христианское название еврейской Библии, составляет первую, более древнюю часть христианской Библии. Ветхий Завет в христианской традиции соотносится с Новым Заветом. Ветхий Завет изначально был написан по­ еврейски.   Ветхий   Завет   католической   и   православной   Библии   помимо канонических книг содержит еще 11 книг, отсутствующих в еврейской Библии и переведенных с греческого. Ветхий Завет протестантской Библии состоит из 39 книг и соответствует канону еврейской Библии. 30. Вечные (проблемы) – Непреходящие, сохраняющие свою актуальность и ценность   во   все   времена.   Решение   таких   проблем   состоит   в   никогда   не прекращающемся процессе поиска его (окончательного решения). 31.  Виртуальная   реальность  –   Форма   компьютерного   моделирования, позволяющая пользователю погрузиться в искусственный мир и действовать в нем с помощью   специальных   сенсорных   устройств.   При   этом   зрительные,   слуховые, осязательные   и   моторные   ощущения   пользователя   заменяются   их   имитацией, которая генерируется компьютером 32.  Властно­государственная   структура  –   Политический   институт, входящий в систему государственного управления и администрирования 33.  Внеэлитный  –   Находящийся   за   пределами   элиты   (правящего политического слоя); контрэлита 34.  Возрождение   –  (эпоха   Возрождения)   Эпоха   от   XIV   до   XVI   в. Возрождение   или   Ренессанс   выразился   в   стремлении   вернуться   к   античным идеалам,   восстановить   греко­римскую   образованность.   Появилось   сначала   в Италии, потом в Германии, Франции и других европейских странах 35. Воображение – 1. Мысленное представление, способность фантазировать, создавать совершенно новые образы (кентавр, например, – получеловек­полуконь). 2.   Способность   человека   отражать   явления   действительности   в   новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. 36.  Воскрешение Иисуса  – Согласно Новому Завету, Иисус после своей смерти на кресте на третий день воскрес из мертвых, а затем вознесся на небо к своему Отцу. 37.  Всеобщая   Декларация   прав   человека  –   Официальный   документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В нем подчеркивается, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве ", что "каждый   человек   должен   обладать   всеми   правами   и   всеми   свободами, провозглашенными… Декларацией, без какого бы то ни было различия… ". 38. Гегельянство – Идеалистическая философия немецкого философа Гегеля и   возникшие   на   ее   основе   течения:   правое   (старогегельянство)   и   левое (младогегельянство);   правое   гегельянство,   отбрасывая   диалектический   метод Гегеля,   выдвигало   на   первый   план   его   философскую   систему   и   сближало философию   Гегеля   с   христианством;   левое   гегельянство   подвергло   критике религию, но оставалось в рамках идеализма Гегеля. 39.  Гедонизм  – 1. Этическое учение, провозглашающее наслаждение целью жизни   и   высшим   благом.   Впервые   было   развито   древнегреческой   киренской философской школой (IV в. до н.э.)  2.   Нравственная   позиция,   при   которой   основной   целью   жизни   является получение удовольствия, наслаждения. 40.  Гедонистическая   концепция   смысла   жизни  –   Концепция,   в соответствии с которой цель и смысл жизни составляют удовольствия, которые можно получить от жизни, прежде всего чувственные, физические удовольствия. 41.  Гендер  –   (характеристика)   (английское   gender,   от   лат.   gens   –   род) Социальный   пол,   социально   детерминированные   роли,   идентичности   и   сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. 42. Генезис – 1. Происхождение, возникновение, развитие 2. Генезис (греч. genesis) – происхождение, возникновение. Первоначально термин   Г.   был   применен   в   древнегреч.   мифологии.   Впоследствии   получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая гипотеза Канта­Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т. д.). 43. Генетика – Генетика, наука, изучающая наследственность и изменчивость ­ свойства,   присущие   всем   живым   организмам.  Бесконечное   разнообразие   видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается  тем, что каждый вид сохраняет   в   ряду   поколений   характерные   для   него   черты.   При   этом   живые существа индивидуальны. Два эти важнейшие свойства живых существ ­ быть похожими на своих родителей и отличаться от них ­ и составляют суть понятий "наследственность" и "изменчивость". 44. Гений – (от лат.genius – гений, дух, хранитель) Высшая степень творческой одаренности в искусстве или других областях человеческой деятельности. 45. Герменевтика – Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле ­ искусство истолкования и понимания. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Сфера герменевтики очерчивалась, таким   образом,   экзегезой   в   широком   смысле   этого   слова.   Но   от   экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого искусства. 46. Гилозоизм – Учение о всеобщей оживленности мира 47.  Глобализация  ­   Процесс   унификации   экономических,   социальных, политических, культурных и др. связей и отношений в планетарном масштабе 48. Гносеологический гуманизм – Гуманизм, утверждающий бесконечность человеческого познания мира, веру в то, что знание просвещает и служит благу человека 49.  Гносеология  (теория   познания)   –   Раздел   философии,   изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии   истинности   и   достоверности   знания.   Теория   познания   исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. 50.  Город­полис  –   Город­государство   в   античном,   греко­римском   мире, состоявшее из самого города и прилегающей к нему территории, особая форма социально­экономической и политической организации общества. 51. Государство – Основной управленческий институт политической системы цивилизованного общества 52.  Гражданское   общество  –   Сфера   экономической,   социальной, политической, культурной самодеятельности и самоуправления, противостоящая государству 53.  Гуманизм  –   (от   лат.   homo   –   человек,   humanus   –   человеческий, человечный). Воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей. С точки зрения гуманизма, благо человека является главным критерием общественного развития.  54. Даосизм – философско­религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений", являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати", воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести философских школ Сыма Танем (II в. до н.э.). 55. Девиантное поведение – ( от лат. deviatio – отклонение). Поведение, не совпадающее с принятыми в обществе ценностями и нормами. 56.  Деизм  –   Философский   принцип,   утверждающий   Бога   в   качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания 57.  Декаданс  – (лат. decadentia – упадок). Общее наименование явлений в искусстве   конца   XIX   –   начала   XX   в.,   отмеченных   индивидуалистическим пессимизмом, аморализмом, эстетизацией кризиса и падения. 58.  Деконструкция  – особая стратегия по отношению к тексту. Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида. 59. Демократия – "Власть народа" (др. греч.); форма власти (по Платону и Аристотелю), признающая народ первым и основным источником власти, право граждан   участвовать   в   решении   государственных   дел,   пользоваться   широким кругом прав и свобод. 60.  Деспотизм  –   Жестокое   подавление   прав   и   свобод;   политический произвол; форма неограниченной самодержавной власти 61. Детерминанты – (от лат. determino – определяю). Определяющие начала; события или явления, оказывающие причинное или иное влияние на другие события или явления 62.  Детерминизм  –   Онтологический   принцип,   утверждающий   всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности 63.  Дефиниция  – Краткое определение какого либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; лингв. толкование слова 64.  Диалектика  –   1.   (греч.   dialegomai   –   веду   беседу,   рассуждаю). Первоначально   этим   термином   (dialektike   techne   –   "искусство   диалектики") обозначались: А) способность вести спор посредством вопросов и ответов; Б) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает   изобретателем   Д.   Зенона   Элейского,   который   подверг   анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить.  2. А) Искусство ведения спора. Б) Теория и метод познания и преобразования действительности,   берущейся   во   всем   многообразии   ее   форм   и   во   всей   ее противоречивости.   Как   способ   мышления   учитывает   многообразие   связей исследуемого явления, взаимодействие противоположных тенденций в процессе его развития. 65. Диалектический материализм – Разновидность материализма, в котором материалистические принципы объединяются с диалектикой. Материя, которая понимается   как   любая   вообще   объективная   реальность,   развивается, взаимодействия в мире происходят в соответствии с законами диалектики.  66. Диверсификация общества – Нарастание его внутреннего разнообразия, умножение его различий. 67.  Дизайн  – (от англ. "замысел, проект, чертеж"). Метод проектирования предметной среды, при котором будущему изделию придаются нужные качества: красота, целесообразность, экономичность и функциональность, а также удобство в эксплуатации. 68. Династия Чжоу ­ китайская династия – 1122­246 гг. до н.э. 69.  Дискурс  –   (франц.   discours,   англ.   discourse   –   речь;   рассуждение). Организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины ("философский дискурс", "научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы ("дискурс глобализации"). 70.  Дисциплина  – 1. Самостоятельная отрасль или раздел какой­н. науки, отдельная наука.  2.  Обязательное подчинение твердо установленному  порядку (правилам  и нормам) 71. Добро – Моральное, этическое понятие для обозначения положительных ценностей личности или общества. 72.  Догма  –   Положение,   принимаемое   за   непреложную,   непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий; догма права – формально­логическое истолкование действующего права. 73.  Доктрина  – (лат. doctrina) ­ учение, научная или философская теория, система представлений, руководящий теоретический принцип. 74. Долг – Моральное, этическое понятие, для обозначения приверженности человека моральным ценностям, осознания безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала. 75.  Досократики  –   (нем.   Vorsokratiker;   франц.   Presocratiques;   англ. Presocratics)   –   новоевропейский   термин   для   обозначения   ранних   греческих философов   VI­V   вв.   до   н.э.   Сочинения   досократиков   известны   только   по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов 76.  Достоинство  –   1.   Положительная   ценность,   совокупность   высоких моральных качеств в единстве с уважительным отношением к ним.  2. Самоуважение, нравственное совершенство личности, осмысление себя и своего места в мире. 77.  Древнегреческий   Олимп  –   1.   Мифическая   резиденция   верховных греческих богов, "олимпийцев", жилище царя богов Зевса.  2. Избранная верхушка общества. 78. Древняя Эллада – Другое наименование Греции, эллины – самоназвание греков. 79.  Дуализм  –   Философский   принцип,   утверждающий   в   качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную. 80. Духовная эмансипация – (от лат. emancipatio ­ букв. "освобождение сына из­под власти отца"). Освобождение от какой­либо зависимости, ограничений в правах и т.п. 81. Евангелия – Раннехристианские книги, повествующие об Иисусе Христе. В   Библию   (Новый   завет)   включены,   как   канонические,   четыре   Евангелия:   от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. 82.  Европоцентризм  –   Исследовательская   установка,   признающая историческое   развитие   экономики,   государственности   и   культуры   Европы   в качестве "нормы" или "Образца" и рассматривающая аналогичные исторические процессы в других регионах как "отклонения от нормы". 83. Естественное право – Философское и юридическое понятие, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идеи естественного права получили развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение концепция естественного права   приобрела   в   XVII­XVIII   вв.   как   идеология   борьбы   буржуазии   против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, В.С. Соловьева и др. 84.  Зло  – Моральное, этическое понятие для обозначения отрицательных ценностей. 85.  Идеализм  –   Философская   теория,   согласно   которой   Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам ­ эпистемологический идеализм и метафизический идеализм. 86.  Идеализм свободы  – Идеализм, которому, в первую очередь, присуще этическое рассмотрение свободы и нравственной автономии личности. 87.  Идеалист  –   Приверженец   идеализма.   Идеализм   –   философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание. 88.  Идеалистический   монизм  ­   Философская   теория,   предполагающая первичность идеального по отношению к материальному. 89.  Идеация  –   Термин   феноменорогии   Э.   Гуссерля,   обозначающий направленность   сознания   непосредственно   на   "всеобщее"   ("сущность",   "эйдос", "априори"), а также метод созерцания всеобщего. 90.  Идеология  – Система взглядов­убеждений, выражающих самосознание какой­н. социальной группы, класса, политической партии, общества в целом. 91. Иллюзия – Искаженное восприятие действительности, нечто кажущееся. 92.  Имидж  – Образ человека, политического деятеля, создаваемый прежде всего СМИ в целях пропаганды. 93. Императивность – Категоричность. 94.  Импрессионизм  – (от франц. impression – впечатление). Направление в изобразительном искусстве, музыке возникшее в конце XIX – нач. XX вв. Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К.Моне "Впечатление". 95. Индифферентность – Равнодушие, безучастность, безразличие. 96.  Индустриальное общество  – Общество, характеризующееся созданием крупного   машинного   производства   на   основе   применения   науки   и   техники. Ценностно­нормативная   система   таково   общества   всецело   ориентирована   на личную   инициативу,   свободу   и   творчество   человека,   на   эффективность   и рациональность всего его жизненного уклада. 97.  Интроверт  –   Интровертный   человек.   Интровертный   –   обращенный вовнутрь. 98. Исихазм – (от греч. – молчание, безмолвие), мистическое подвижническое течение в православном монашестве. 99.  Искусство  –   Художественное   творчество   в   целом,   все   формы человеческой   деятельности   по   отражению   действительности   в   образно­ художественных формах. 100.  Истина  –   1.   Особая   характеристика   знания,   выражающая   его соответствие действительности. 2. Соответствие мыслей действительности, понятия – своему предмету. 101. История философии – 1. Процесс развития философии со времени ее возникновения до наших дней. 2.   Особая   философская   дисциплина,   занимающаяся   описанием   и теоретическим осмыслением данного процесса. 102. Иудаизм – Монотеистическая ветхозаветная религия евреев, изложенная в Талмуде (н.в. до н.э.­ V в. н.э.) и Торе (Пятикнижие Библии, оконч. вариант V в. до н.э.) 103. Кантианство – Философия И. Канта и его последователей. 104.  Каста  –   Закрытая   социальная   группа,   исключающая   социальную мобильность (первоначально в индуизме). 105. Категории этики – Наиболее общие понятия этики. 106.  Категорический императив  – Безусловный, не ограниченный каким­ либо   условием,   например   целью,   и   не   предписываемый   как   некое   средство императив (повеление).  В   философии   И.  Канта   (1724­1804)   –   безусловное   нравственное   веление, вечное   и   неизменное,   которое   присуще   каждому   человеку   как   существу, обладающему разумом.  Категорический   императив   Канта   имеет   следующие   формулировки:   1) "...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом "; 2) "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". 107.  Католицизм  –   Римско­католическое   вероисповедание,   возник   в результате   отделения   Римского   епископа,   называемого   папой,   от   Вселенской Церкви.   Католицизм   окончательно   оформился   как   вероучение   и   церковная организация   после   раскола   в   1054   г.   Католицизм   имеет   ряд   особенностей   в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейской  цивилизации. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр – Ватикан, единого главу – папу Римского. В соответствии с католическим учением, папа является наместником   Иисуса   Христа   на   земле,   непогрешимым   в   делах   веры   и нравственности. 108. Квантовая физика – Раздел современной физики, в котором изучаются взаимодействия   в   микромире.   Квантовые   представления   впервые   введены немецким физиком М. Планком (1900). Планк предположил, что атомы вещества испускают электромагнитную энергию (свет) в виде отдельных порций ­ квантов света, энергия которых пропорциональна частоте излучения. В 1905 г. А. Эйнштейн ввёл понятие о квантах света как особого рода частицах; впоследствии эти частицы получили название фотонов. 109.  Кесарь  –   Древнерусская   передача   древнеримского   титула   Цезарь   – монарх, император, властелин. 110.  Киренаики  –   Представители   древнегреческой   гедонистической философской  школы.  Настаивали  на  том, что  благо   и цель  жизни  ­ "Жить  с удовольствием ". 111.  Клятва Гиппократа  – Клятва, связанная с именем древнегреческого врача ­ Гиппократа, которую и по сей день произносят врачи. Основной смысл – не навреди. 112. Коммунизм – (от лат. communis – общий).  1. Общее обозначение различных утопических представлений о совершенном и справедливом   общественно­политическом   устройстве,   о   "светлом   будущем" человечества;  2.   Общественно­экономическая   формация,   сменяющая   капитализм   и характеризующаяся полным уничтожением частной собственности (концепция К. Маркса);  113. Конституция – Основной закон государства. 114.  Конфуцианство  – Древнейшая философская система и одно из трех главных этико­религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже VI­V вв. до н.э. 115. Космогоническая гипотеза – Гипотеза о происхождении Вселенной. 116. Креатив – Идея как творческий продукт (прежде всего ­ в рекламном бизнесе). 117. Креативность – (лат. creatio – созидание). Творчество, создание чего­то нового и оригинального. 118. Критерий – Мерило, мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации. 119.  Критицизм  – Критическое (направленное на выявление недостатков, ошибок,   ограничений)   отношение   к   чему­нибудь,   например,   к   познавательной способности человека, к используемым субъектом методам и средствам. 120. Критическая философия – Философия И. Канта, разрабатываемая им в противовес догматической философии (точке зрения). 121.  Культура  –   Совокупность   материальных   и   духовных   ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. 122. Латентный – Скрытый, непроявленный. 123.  Легитимность  –   Оправданность   в   глазах   общественности, ориентированность на начала, или фундаментальные ценности, справедливости, правды, уважения личного достоинства человека и т.д. Не путать с легальностью как соответствием действующим в государстве законам. Легитимность не вытекает из какого­либо закона или постановления, а зависит от мнения граждан и является выражением общественного признания властных и иных полномочий различных социальных структур и институтов. 124.  Либерализм  –   Рожденное   в   Европе   (ХVII   в.)   идеологическое   и политическое   учение   теоретиков   и   сторонников   свободы   торговли   (рынка)   и предпринимательства, конституционализма, правового государства, прав и свобод личности. 125. Либеральная политика – Политический курс на реализацию принципов либерализма. 126. Лингвистика – Наука о языке, языковедение, языкознание. 127.  Личность  – Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся   в   процессе   исторически   конкретных   видов   деятельности   и общественных отношений. 128. Логика – 1. Наука о законах и формах правильного мышления. 2.   Логика   –   нормативная   наука   о   формах   и   приемах   интеллектуальной познавательной   деятельности,   осуществляемой   с   помощью   языка.   Поскольку формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности исследуются не только   в   логике,   но   и   в   других   науках   (напр.,   психологии,   эпистемологии, психолингвистике), то логику часто определяют более узко как теоретическую науку о правильных рассуждениях, когда основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания. 129. Логический атомизм – Философская концепция Б.Рассела. 130.  Логос  – В древнегреческой философии – всеобщая закономерность, в идеалистической философии ­ духовное первоначало, мировой разум. 131. Магия – Знание и использование тайных сил природы для связи человека со сверхъестественным миром и воздействия на него. 132.  Макромир  – Видимый мир предметов и явлений, взаимодействия в котором подчиняются законам механики. 133. Марксизм – 1. Философское учение, создателями которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс.  2.   Система   философских,   экономических,   социальных   и   политических представлений о познании и революционном преобразовании мира, созданная в середине ХIХ в. (К. Марксом). 134.  Материализм  –   Философское   направление,   объединяющее   учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу. 135.  Махизм – Махизм, или эмпириокритицизм (критика опыта) – течение, основанное   Авенариусом   и   Махом,   выступающее   в   качестве   разновидности позитивизма ("второй позитивизм"). 136.  Метафизика  – 1.  Раздел  философии,  занимающийся   исследованием природы   и   структуры   мира.   Термин   М.   возник   как   обозначение   части философского наследия Аристотеля и буквально означает "то, что следует после физики". Метафизический   –   умозрительный,   спекулятивный,   отвлеченный, философский взгляд на явления и предметы (в противоположность позитивному). 137. Меценатство – От имени Мецената ­ покровителя художников, богатого римлянина эпохи Августа ­ I в. до н.э. ­ покровительство и материальная поддержка деятелям искусства или каким­либо начинаниям в области творчества. 138.  Микромир  – Мир элементарных  частиц,  взаимодействия  в  котором происходят в соответствии с квантовыми закономерностями. 139. Мировоззрение – 1. Система взглядов, верований и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения. 2. Форма самосознания художника, совокупность его представлений о мире. 140.  Мировые религии  – К мировым религиям относят буддизм, ислам и христианство (религии, распространившиеся во всем мире). 141.  Мистика  –   (мистицизм)   Учение   о   таинственном,   загадочном, сверхъестественном,   трансцендентном.   Форма   духовной   культуры,   в   которой допускается возможность непосредственного общения с божеством. 142.  Миф  –   1.   Исходная   форма   духовной   культуры,   из   которой   позже выделились религия, философия, искусство. Миф осваивает действительность в форме образа, в мифе неразрывно слиты эмоции и мышление, субъект и объект, индивид и род, социум и природа.  2. А) Древнее народное сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Б) Вымысел, недостоверный рассказ. 143. Мифология – 1. Совокупность мифов.  2. Наука, изучающая мифы и сказания.  3.   (от   греч.   mythos   –   сказание,   предание   и   logos   –   рассказ,   толкование) Изображение природы, в. созданных с помощью фантазии и воображения, сего окружающего мира в художественно­конкретных образах. 144.  Модерн  –   Комплекс   экономических,   политических,   социальных, культурных, правовых и международно­правовых представлений, берущий начало в Европе ХVII в. 145.  Модернизм  – (от франц. moderne – новейший, современный). Общее обозначение направлений искусства конца XIX ­ начала XX вв. ­ кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, и т.п. 146. Монизм – Философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную. 147.  Мораль  –   Совокупность   норм   и   принципов   поведения   людей   по отношению к обществу и другим людям. 148.  Моральные нормы  – Представления об одобряемом и порицаемом поведении личности. 149. Моральные ценности – Обобщенные, устойчивые представления о чем­ то как о предпочитаемом, как о благе (добро, честь, достоинство, счастье и т.п.) 150.  Мудрец  – человек достигший полноты знания и вершины жизненного опыта. 151. Мудрость – Знание, поверенное моралью, насыщенное нравственностью, развернутое на человека, его страхи и надежды. 152.  Мультикультурность  –   Наличие   в   обществе   множества   различных этнокультурных групп. 153.  Мультинациональная   корпорация  –   Одна   из   форм монополистического   объединения,   распространяющая   свою   деятельность   на многие страны и народы. 154. Нарциссизм – Самовлюбленность, любование своей красотой. Нарцисс, согласно древнегреческой мифологии, – юноша­красавец, который влюбился в свое отражение в воде. Терзаемый неутолимой страстью, умер и был превращен богами в цветок, названный его именем. 155.  Натурализм  – 1. Направление в искусстве последней треть XIX в., сформировавшееся   во   Франции,   требовало   тщательного   и   бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально­биологической детерминацией изображаемых явлений.  2. Внешнее правдоподобие, фотографическое копирование или изображение случайных. Нетипичных и нехарактерных явлений реальности, схватывающее чисто внешние стороны жизни. 156.  Натуралистическая   этика  –   (от   лат.   natura   –   природа).   Теория, усматривающая   причины   поведения   людей,   а   также   источники   их   моральных установок преимущественно в сфере физиологии, либо во влиянии внешней среды, которое понимается механически. 157.  Натурфилософия  – Философия природы, совокупность философских идей об устройстве и происхождении мира, во многом носящих умозрительный или фантастический характер. 158.  Натурфилософская   концепция  –   Концепция,   относящаяся   к натурфилософии. 159.  Наука  – 1. Форма духовной культуры, основной функцией которой является   выработка   и   теоретическая   систематизация   объективных   знаний   о действительности.   Наука   ­   это   деятельность   по   получению   нового   знания,   и результат этой деятельности ­ сумма полученных знаний; 2. Система объективного знания о природе, обществе и мышлении, а также отдельная отрасль такого знания. 160. Немецкая классическая философия – Философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Л.А. Фейербаха. 161.  Неопифагореизм  – То же самое, что и неоплатонизм. Философская система поздней античности, возникшая в III веке н.э. (родоначальник ­ Плотин) и опирающаяся на основные положения философии Платона. 162. Неопозитивизм – Современная форма позитивизма, одно из направлений философии XX в. Претендует на анализ и решение философско­методологических проблем   научного   знания.   В   рамках   неопозитивизма   была   предложена верификационная концепция научного знания. Отрицает возможности философии как особого рода теоретического познания и мировоззрения, и рассматривает ее только в качестве методологии научного знания. 163.  Неофрейдизм  –   направление   в   философии,   основывающееся   на психоаналитических   принципах   исследования   человека,   его   места   и   роли   в структуре   общественных   институтов.   Н.  возник  в   конце  30­х   гг.  в   результате пересмотра некоторых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике   ряд   исходных   постулатов   и   конечных   выводов   классического психоанализа   в   толковании   внутрипсихических   процессов,   обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов   функционирования   бессознательного,   гипотезы   о   сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти. 164. Неравенство социальное – Различия между людьми (группами, слоями, классами),  выражающиеся   в  неодинаковых   жизненных   шансах   и   возможностях удовлетворения своих потребностей. Ситуация, при которой индивиды, группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной лестницы. 165. Ницшеанство – Философские теории, развивающие идеи философии Ф. Ницше. 166.  Новое   время  –   Эпоха   от   XVII   до   XIX   вв.   Основная   тема философствования в это время – наука и ее возможности, построение методологии получения абсолютно достоверного знания. Основные направления – эмпиризм и рационализм. Представители Фр. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 167. Новый Завет – (греч. kaine diatheke, лат. novum testamentum). Содержит 27   книг,   составляющих   вторую   часть   христианской   Библии.   Греческое   слово diatheke означает "завет", "завещание"; "союз", "договор". Завет называется Новым, поскольку   христиане   верят,   что   Иисус   Христос   скрепил   своей   кровью   новый (второй) союз­договор между Богом и человеком (1 Кор 11:25; Евр 9:15) (первый ­ договор, заключенный Богом с Моисеем на горе Синай). 168.  Нормы  морали  –   Общеобязательные   закрепленные   в   общественном мнении требования, предъявляемые к поведению людей по отношению друг к другу. 169. Нравственность – То же самое, что мораль. 170.  Нравственный   закон  –   Общеобязательное   и   непреложное   правило поведения. 171.  Нравы  – Обычаи, имеющие нравственное происхождение и значение, закрепленные в традиции, формы поведения, бытующие в обществе. 172.  Общественная   мораль  –   Совокупность   норм   и   правил   поведения, принятых в обществе в целом, в отличие, например, от корпоративной морали. 173.  Общественно­экономическая формация  – В марксизме – общество, находящееся   на   определенном   этапе   исторического   развития   (первобытно­ общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). 174. Общественный институт – Организационно и юридически оформленная подструктура социальных отношений (в т.ч. гражданского общества). 175. Обществознание – Весь комплекс социальных и гуманитарных наук. 176. Объект ­ То, что дано в познании, на что обращена наша познавательная деятельность.   Противоположное   объекту   субъект   ­   мыслящее,   чувствующее, желающее "я". 177.    Объективный   идеализм  –   Объективный   идеализм   –   категория философии, означающая одну из основных (наряду с субъективным идеализмом), форм   идеализма.   Исходя   из   признания   первичности   сознания   и   вторичности, производности   материи,   О.   и.   в   отличие   от   субъективного   идеализма   за первооснову   действительности   принимает   деперсонифицированное,   над­ личностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум). 178.  Олигархия  –   Власть   немногих,   но   лучших   (по   Аристотелю); политический режим узкой группы лиц. 179.  Онтологический  плюрализм  –  Философская   позиция,   состоящая   в признании существования более чем одного начала бытия. 180.  Онтология  –   Учение   о   бытии   как   таковом.   Раздел   философии, ориентированный на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных   принципов   всего   существующего   (природы,   общества   и человеческого мышления). 181. Орфей – Мифический древнегреческий певец. Своим пением и игрой на кифаре он зачаровывал даже животных и растения. Когда его жена Эвридика погибла от укуса змеи, Орфей спустился в подземное царство и, растрогав царя подземного мира ­ Аида своей музыкой, упросил его отпустить умершую на землю. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу ­ не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Однако Орфей вопреки запрету оглянулся на следовавшую за ним Эвридику, и она должна была навсегда вернуться в царство мертвых. Ставший ненавистником женщин, он впоследствии был растерзан вакханками ­ почитательницами бога Диониса (Вакха). 182.  Освенцим  –   Город   в   Польше,   в   Краковском   воеводстве.   В   период немецко­фашистской   оккупации   (1939­1945)   близ   Освенцима   находился гитлеровский лагерь смерти. 183. Ответственность – Обязанность индивида отвечать за совершаемые им действия. 184. Охлократия – (греч. ochlos – толпа, kratos – власть). Буквально – власть толпы. Власть общественно­политических групп, апеллирующих к популистским (примитивным   и   массовидным)   настроениям,   низменным   побуждениям   и действиям. 185. Панлогизм – (греч. pan – все и logos – учение, слово, мысль). Доктрина, согласно  которой все  развитие природы и общества  является  осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. П. признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Наиболее полно П. развит в философии Гегеля. 186. Пантеизм – Философское учение, утверждающее тождество природы и Бога 187.  Парадигма  –   Признанные   всеми   достижения,   которые   определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи 188.  Патристика  –   совокупность   философско­теологических   учений христианских мыслителей II­VIII вв. (отцов церкви), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. 189.  Периодизация  –   Разбиение   истории   существования   чего­либо   на периоды, этапы. 190. Перманентно – Постоянно, непрерывно, долговременно. 191. Платоник – Сторонник (последователь) философии Платона. 192.  Плюрализм  –  1.   Философский   принцип,   утверждающий   в   качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций.  2. Проявление различных мнений, ориентаций, оценок относительно значимых для индивидов ситуаций.  3. Наличие множества различных – самостоятельных и взаимозависимых ­ социальных и политических групп, партий, организаций. 193.  Позитивизм  – (франц. positivisme, от лат. positivus положительный). – Философское направление, исходящее из тезиса о том, что подлинное, позитивное знание может быть получено только в результате научного познания, а философия не может претендовать на самостоятельный статус, поскольку должна обслуживать науку и выполнять функцию синтеза научного знания. Позитивизм появился в 30­е гг. XIX в., его создателем является О. Конт 194. Позитивист – В философии права позитивистами называют тех, кто под правом признает лишь позитивное право (закон), понимаемое как властный приказ. Они   считают,   что   право   порождается   государственной   властью.   Все,   что   она приказывает, есть, по их мнению, право. См. также: Легизм. 195. Позитивная наука – Наука, производящая положительное (позитивное), достоверное опытное знание, в отличие от спекулятивной науки, порождающей умозрительное, априорное знание. 196. Позитивное право – Действующее право, понимаемое как совокупность правовых норм (законов), изданных государством. 197. Политеизм – (греч. poly ­ много, и theos ­ бог). Многобожие, поклонение нескольким богам. 198.  Политика  – Сфера деятельности, связанная с захватом, удержанием и использованием государственной власти; участие в делах государства 199.  Политическая философия  – Философская  дисциплина, связанная с осмыслением и разработкой наиболее общих законов развития политической жизни  Политическое   сознание  –   Мировоззренческие,   философские, 200. идеологические и научные представления о политике в целом 201.  Постиндустриальное   общество  –   Общество,   в   котором   на   основе информационных технологий происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводящей к обслуживающей экономике. 202.  Постмодерн  –   Эпоха   новейших   научных   и   идеологических представлений   социально­гуманитарного   свойства,   наступившая   после   Эпохи Модерна (вторая половина ХХ в.) 203. Постмодернизм – (фр. postmodernisme ­ после модернизма).  1. Модернизм (иначе авангардизм) – общее понятие, охватывающее течения искусства   и   литературы   первых   десятилетий   XX   в.,   резко   порывающие   с классическими   традициями   художественного   творчества.   Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико­эстетической парадигмы.   Постмодернизм   также   рассматривают   как   реакцию   на   тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре.  2. Общекультурное (и философское) течение, утверждающее радикальный плюрализм во всех областях общественной жизни, подвергающее сомнению Целое, Единое,   "   большие   идейные   рассказы   "   о   жизни,   поощряющее   личное   и общественное экспериментаторство, желание или стремление быть другим. 204. Постпозитивизм – Ряд философских концепций, сформировавшихся в 1950­1970 гг. в процессе критики неопозитивизма. Постпозитивизм объединяет философские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда и др. В постпозитивизме   утверждается   невозможность   выработки   однозначного, формально­логического критерия отграничения научного знания от ненаучного. 205. Правовая онтология – Учение о бытии права, поиски ответа на вопрос о том, что есть право. 206. Правовое государство – Государство, важнейшими признаками которого являются   господство   правового   закона   во   всех   сферах   общественной   жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является   неотъемлемым   элементом   демократии.   Идея   правового   государства выдвигалась   еще   в   древности   античными   мыслителями.   Философская   основа теории правового государства была впервые сформулирована И. Кантом. 207.  Правосудие Фемиды  – Правосудие Фемиды – в переносном смысле означает беспристрастный суд, а под "жрецом Фемиды" имеется в виду служитель закона. 208. Прагматизм – Философское учение, сформировавшееся в 70­х гг. XIX в. в США и получившее  наибольшее распространение в XX в. в период до 2­й мировой войны. Основные представители прагматизма Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Эти философы выступили с программой "реконструкции в философии", в результате которой философия должна стать не размышлением о первоначалах бытия и познания, а общим методом решения жизненных проблем. 209.  Практический разум  – В философии Канта – разум, способный быть основой для действия. 210. Прикладная этика – Этика, занимающаяся исследованием прикладных проблем, напр., разработкой кодексов профессионального поведения. 211.  Природа  –   1.   Весь   неорганический   и   органический   мир   в   его противопоставлении человеку.  2. Основное свойство, сущность чего – либо. 212.  Природа человека  – Нечто предельное или последнее в сущностном углублении человека, совокупность его базовых потребностей. 213.  Природно­генетическое   неравенство  –   Неравное   распределение задатков к свободе и творчеству ("генов" талантов и дарований) среди людей. 214.  Природное дарование  –   Выдающееся   врожденное   качество,   особая природная способность. 215. Проблема – Сложный вопрос, требующий или ждущий своего ответа. В философии – фундаментальный вопрос, ответ на который следует искать не в данной, сложившейся системе знаний, а вне ее (в новом, творчески прибавляемом знании). 216.  Прогресс  – Необратимое качественное изменение, сопровождающееся повышением уровня организации объекта. 217. Протестантизм – Протестантизм ­ религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско­католической традиции. Слово "протестант" впервые   было   использовано   на   рейхстаге   в   Шпейере   (1529)   для   обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами"  стали  называть всех, кто  вышел  из повиновения  папе  в  ходе переворота XVI в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое­либо конкретное вероисповедание. 218. Профессиональная этика – Моральные нормы, складывающиеся в той или иной профессиональной деятельности. 219.  Распятие  –   Символ   христианства,   выражающий   жертву   Христа, принесенную во искупление грехов человечества. 220.  Рационализм  – (лат. rationalis  –  разумный).  В  теории   познания   это учение, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания ­ не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с точки зрения Р., не   зависящие   усмотрения   ума   или   априорные   формы.   В   этом   смысле   Р. противоположен   эмпиризму.   Представители   Р.   в   XVII   в.   ­   Декарт,   Спиноза, Лейбниц, в XVIII в. ­ Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель. 221.  Регресс  –   Необратимое   качественное   изменение   объекта, сопровождающееся понижением уровня его организации. 222.  Религиозная   метафизика  –   Метафизические   учения,   исходящие   из признания истинности основоположений какой­либо религии. 223.  Религиозное   самосознание  –   Представления   субъекта   религии   о собственной религиозности и о содержании религиозной деятельности. 224.  Религия  – Мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним. 225. Релятивизм – Относительность. 226.  Рефлексия  – (лат. reflexio – обращение назад) – термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница Р. не что иное, как   внимание   к   тому,   что   в   нас   происходит.   По   Юму   идеи   ­   это   Р.   над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р. ­ взаимное отображение одного в др., напр. в сущности ­ явления. Термин " рефлектировать " означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием. 227.  Реформация  –  Широкое   общественное   движение  в   Европе   XVI   в., родившее протестантизм ­ протест против засилья католической церкви. 228. Риторика – (греч. rhetorike "ораторское искусство"), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. 229.  Романтизм  –   (фр.   Romantisme).   Художественное   движение   в европейской   культуре,   охватившее   все   виды   искусства,   расцвет   которого приходится на конец XVIII ­ начало XIX в. Главным центром романтического движения стала Германия. 230. Сакрализация – Процесс придания некоторым объектам внешнего мира статуса священных. 231.  Самореализация  –   Деятельное   выявление   и   развитие   личностных способностей и качеств индивида. 232.  Самосознание  –   Способность   человека   одновременно   отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. 233. Сенсуализм – (лат. sensus ­ чувство, ощущение). Учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. 234. Символ – Условный чувственно­воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое­либо понятие ­ (идею, мысль), предмет, действие или событие. 235.  Синкретизм  – Нерасчлененность, слитность.  Одна  из  характеристик мифа. 236. Система – Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. 237.  Система   стратификации  –   Социальная   дифференциация (ранжирование) людей на основе таких критериев, как доход, участие во властных отношениях, престиж, образование и т.д. 238.  Скептицизм  – Философское  направление, созданное в IV в. до н.э. Пирроном   из   Элиды.   Продолжая   традиции   софистов,   скептики   указывали   на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость   от   различных   условий   (обстоятельств   жизни,   состояний   органов чувств,   влияния   традиций   и   привычек   и   т.п.).   Сомнение   в   возможности общепризнанного   доказательства   знания   легло   в   основу   этической   концепции античного   скептицизма.   Античные   скептики   проповедовали   воздержание   от суждений (как утверждающих, так и отрицающих что­либо) с целью достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья. 239.  Славянофилы  –   Славянофильство   –   многоплановое   направление   в русской общественной мысли и культуры XIX в, проявившееся и в философской сфере.   Сущность   славянофильства   была   выражена   одним   из   современников   и оппонентов В.Г. Белинским следующим образом: "Явление славянофильства есть факт,   замечательный   до   известной   степени,   как   протест   против   безусловной подражательности   и   как   свидетельство   потребности   русского   общества   в самостоятельном развитии". 240.  Смысл  –   1.   Одна   из   основных   характеристик   человеческой материальность и духовной деятельность, то, что отвечает на вопросы "для чего? ", "зачем? ", "ради какой цели? ".  2. В логике ­ одна из характеристик знака. 241.  Смысл   жизни  –   Разумное   (не   исключено,   что   и   сверхразумное) основание человеческого существования, отвечающее на вопрос, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. 242. Снобизм – Претензия индивида на изысканно­утонченный вкус, особую интеллектуальность, на принадлежность к высшим социальным слоям. 243.  Совесть  –   Способность   личности   осуществлять   моральный самоконтроль,   чувствовать   нравственную   ответственность   за   свое   поведение, делать свободный выбор между добром и злом ­ в пользу добра. 244. Сознание – Целенаправленное отображение действительности, на основе которого   осуществляется   регулирование   поведения   человека,   те   психические проявления человека, которые подаются контролю воли. 245. Софиология – (учение о Софии). Религиозно­философское направление, в русской философии представленное именами В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др. 246.  Софист  –   (от   греч.   sophistes   искусник,   мудрец)   ­   в   Др.   Греции профессиональный учитель философии и красноречия. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.). С. стремились к выработке прагматических рецептов поведения человека   "без   предрассудков"   в   обществе   (критика   традиционной   морали, скептическая   теория   познания,   риторическая,   логическая   и   лингвистическая теория "убедительной речи"). 247.  Социализация   человека  ­   Усвоение   индивидом   ценностей,   норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. 248.  Социальная   философия  –   Раздел   или   область   философии, занимающаяся   выявлением   "предельных   оснований   "   триединого   комплекса "общество ­ история ­ человек ". 249.  Социально­онтологический  – Относящийся к триединому комплексу "общество ­ история ­ человек" как особому, субъект­объектному типу реальности. 250. Справедливость – Должное соответствие между практической ролью и социальным   положением,   трудом   и   вознаграждением,   заслугами   и   их общественным признанием, преступлением и наказанием. 251. Стоик – Последователь стоицизма (см. Cтоицизм) 252.  Стоицизм  –   Школа   древнегреческой   философии,   призывавшая освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму и "справедливой суровости ". 253. Субстанция – Первооснова, сущность всех вещей и явлений. 254.  Субъект  – индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно­практической   деятельности   и   познания,   источник   активности, направленной на объект. 255. Схизма – Раскол, разделение церквей. 256. Схоластика – (греч. scholastikоs ­ школьный). Средневековая "школьная философия",   представители   которой   стремились   рационально   обосновать   и систематизировать   христианское   вероучение.   Для   решения   этих   задач   они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля. 257. Схоласты – Представители схоластики (см. Схоластика). 258. Сциентизм – Философско­мировоззренческая позиция, согласно которой наука является центральным компонентом культуры и ее высшим достижением. Предполагается, что наука может дать ответы на все вопросы бытия человека и устройства мира. В сциентизме рациональность отождествляется только с научной рациональностью в ее классической форме. 259. Талант – 1. Выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой­либо области.  2. Творческая способность к выполнению того или иного вида деятельности. 260.  Творчество  – Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. 261.  Теизм  – (греч. theos ­ бог). Религиозно­философское учение, которое признает   существование   личного   бога   как   сверхъестественного   существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление   божественного   промысла.   Естественная   закономерность   в   Т. ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма. Т. утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним. 262. Теология – Богословие, религиозная доктрина о сущности и проявлениях Бога (в иудаизме, христианстве, исламе). 263.  Теория   относительности  –   Специальная   и   общая   теории относительности   ­   физические   теории,   рассматривающие   пространственно­ временные   свойства   физических   процессов.   Созданы   А.   Эйнштейном.   В   этих теориях   свойства   пространства   и   времени   зависят   от   полей   тяготения   или гравитационных полей, действующих в данной области пространства­времени. 264.  Техногенный  – Детерминированный (вызванный или обусловленный) техникой и технологией. 265. Типология – Классификация предметов или явлений по общности каких­ либо признаков. 266. Тирания – Извращенная, неправильная, деспотическая форма монархии (по Аристотелю). 267.  Толерантность  –   (от   лат.   tolerantia   –   терпимость).   Качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). 268.  Томизм  –   Учение   Св.   Фомы   (Томаса)   Аквинского,   направление католической  теологии  и  философии,  соединившее  христианскую догматику  с методом Аристотеля. 269. Тоталитаризм – (от ср.­век. лат. totalis весь, целый, полный):  1. одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его   полным   контролем   над   всеми   сферами   жизни   общества,   фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. с кон. 20­х гг. XX в.).  2. Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм.  Тотемизм  –   Древнейшая   форма   религии   раннеродового   строя, 270. характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким­либо тотемом – животным или растением, считающимся предком данной группы и потому священным для нее. 271. Традиция – 1. Обычай, установившийся порядок в поведении.  2.   Идеи,   взгляды,   вкусы,   образ   действий   и   т.д.,   унаследованные   от предшествующих поколений и сохраняющиеся в течение длительного времени. 272. Трактат – Научное сочинение в форме рассуждения (часто полемически заостренного), ставящего своей целью в принципе определить подход к предмету. 273.  Трансцендентальный   идеализм  –   Другое   название   философской концепции И. Канта. 274.  Трансцендентный  –   (лат.   trans­cendere   ­   переступать)   ­   термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, который считал, что познание человека не способно проникнуть в Т. мир, мир "вещей в себе". 275. Трансцендентный мир – Мир "вещей в себе" в философии И. Канта. 276. Тщеславие – Желание добиться славы любым путем. 277.  Упанишады  –   Упанишады   ­   один   из   разделов   Вед,   древнеинд. религиозно­философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении многих веков. 278.  Утилитаризм  – Направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности. 279. Фатализм – (от лат. fatum ­ рок, судьба).  1. Вера в судьбу, в некие высшие силы и их неизбежное влияние на жизнь человека, в божественную и иную предопределенность всех событий в мире.  2.   Мировоззренческая   позиция,   согласно   которой   все   события   и   явления предопределены. 280. Феномен – 1. То же, что и явление.  2. Редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком­либо отношении человек. 281.  Феноменологический   метод  –   Феноменологический   метод   – взаимосвязанное   единство   принципов   и   процедур   сущностного   исследования данностей первичного опыта – феноменов. 282.  Феноменологическое   исследование  –   Описательное   исследование, исследование явлений, а не сущностей. 283. Феноменология – Философская концепция Э. Гуссерля. 284.  Фетишизм  –   Религиозное   поклонение   неодушевленным   предметам, которые, по представлениям верующих, наделены сверхъестественной магической силой. 285. Философия – 1. Рационально ­ теоретическая форма мировоззрения. 2. Система знаний о предельных основаниях (началах, причинах) мира как целого и фундаментальных принципах бытия человека в нем.  3.  Логическое   упорядоченное,  рациональное   знание  самых   общих   законов развития сознания, общества, человека. 286. Философские категории – Ключевые философские понятия. 287.  Формация  –   Определенная   стадия   в   развитии   общества,   а   также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая в конечном счете способом производства. 288.  Фрейдизм  – Название теории и метода психоанализа. Назван так по имени 3. Фрейда (1856­1939). 289. Футуризм – (от лат. futurum – будущее). Направление в искусстве 10­20­ х   гг.   XX   в.   Первоначально   сложился   в   Италии.   Характерно   отрицание традиционной культуры, культ техники, индустриальных городов, абсолютизация динамики и силы. 290. Футурист – Приверженец футуризма. 291.  Христианская   философия  –   Философия,   признающая   в   качестве истинных христианские религиозные представления, и кладущая их в основание всех своих построений. 292.  Христианство  – Мировая религия, основателем которой был Иисус Христос. 293. Цивилизация – 1. Ступень развития, следующая за варварством.  2.   Общество   –   (совокупность   родственных   обществ),   характеризуемое комплексным   характером   разделения   труда,   рационализацией   производства, обмена   и   потребления,   институционализацией   (см.   Институционализм) религиозных, этических и других социальных ценностей.  294. Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.  2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.  3. Моральная категория ­ внешняя совесть. 295.  Чистый   разум  –   категория   философии   Канта,   развиваемой   им   в критический период, и представленной в трактате "Критика чистого разума". 296. Эвдемонизм – Этическая позиция, при которой главной целью и главной ценностью является достижение счастья. 297. Эвристика – 1. В Древней Греции ­ система обучения путем наводящих вопросов.  2. Метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности. 298.  Эгоизм  – (от. лат. ego – Я). Жизненная концепция, в соответствии с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. 299.  Эйдосы  –  Термин античной философии, обозначавший "конкретную явленность". В античной натурфилософии понимался как образ, у элеатов выступал как   сущность,   у   Платона   имеет   смысл   идеи,   у   Аристотеля   употребляется   в значении форма 300. Экзистенциализм – Философия существования, иррационалистическое направление в современной философии, сформировавшееся накануне I мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после I мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период II мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр,   Г.   Марсель,   М.   Мерло­Понти,   А.   Камю,   С.   де   Бовуар).   Бытие   в экзистенциализме понимается как человеческое существование, или экзистенция, которую следует постигать как непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. 301. Экзистенциалист – Приверженец философии экзистенциализма. 302.  Экзистенция  – (лат. exsistentia ­ существование) ­ одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. 303.  Экономический   базис  –   Экономическая   основа   развития   общества, определяющая развитие других социальных сфер (по Марксу). 304. Элеаты – Представители одной из школ в древней греческой философии около 580 ­ 430 гг. до н.э. Наиболее известные представители Ксенофан, Парменид и Зенон. Центральная проблема философии элеатов ­ проблема бытия. 305.  Элитарная культура  – Культура, ориентированная на восприятие ее достижений   небольшим   кругом   лиц,   характеризующимся   высоким   уровнем культурного развития. 306. Эллины – Жители Эллады, древней Греции, самоназвание греков. 307.  Эмпиризм  –   Философское   учение,   признающее   чувственный   опыт единственным источником знания. 308.  Эпикурейская   философия  –   Философия,   проповедующая,   что наслаждение ­ высшая цель человеческой жизни. 309. Эпикурейцы – сторонники учения Эпикура. 310.  Эпистемология  –  Раздел  гносеологии  (теории  познания), в  котором изучаются   проблемы   научного   знания.   Часто   термин   "   эпистемология   " употребляется в значении " гносеология " ­ т.е. философская теория познания. 311.  Эпоха   Возрождения  –   Общественно­политическое   и   культурное движение (началось в Италии в XIV в., в других странах Западной Европы – в XV­ XVI  вв.),  которое   отражало   интересы   развивающейся   буржуазии   в  противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической наук средних веков. 312. Эпоха Просвещения – Эпоха перехода от феодализма к капитализму в Европе ­ XVIII в. Основные настроения эпохи ­ безграничная вера в человеческий разум и в возможность перестроить общество на разумных началах. Наиболее ярко просветительские   идеи   выразились   во   французской   философии,   в   учениях Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха, Ламетри и др. 313.  Эстетика  –   Наука   о   прекрасном   в   искусстве   и   окружающей действительности ­ философия прекрасного.  314.  Эсхатология  – (греч. esсhatos – последний, конечный и logos ­ слово, знание, учение). Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. 315. Этика – Наука о морали. 316. Этимология – 1. Происхождение того или иного слова или выражения.  2. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов разных языков. 317. Юридическая аксиология – Учение о ценностях в юриспруденции (см. аксиология, юриспруденция). Литература 1.   Бим­Бад   Б.М.   Педагогический   энциклопедический   словарь   [Текст]:   /   гл. редактор Б.М. Бим­Бад; ­ М.: Большая Российская энциклопедия, 2003,­ 528 с. 2.   Краснова   О.Б.   Искусство   Средних   веков   и   Возрождения   [Текст]: Энциклопедия / автор­составитель О.Б. Краснова.­ М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001, ­ 302с. 3.  Мелетинский   Е.М.   Мифология.   [Текст]:   Большой   энциклопедический словарь   /   гл.   ред.   Е.М.   Мелетинский.   ­   4­е   изд.   –   М.:   Большая   Российская энциклопедия, 1998, – 736 с. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст]: / изд. 5­е, М., Гос. изательство иностранных и национальных словарей, 1963, 900с. 5. Эллис Лак М. Словарь античности [ Текст]: / пер. с нем. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994, – 704 с. 6.   Гусейнов   А.А.,   Кон   И.С.   Словарь   по   этике   [Текст]:   /   под   ред.   А.А. Гусейнова и И.С. Кона – 6­е изд.­ М.: Политиздат,1989, ­ 447с. 7. Философский энциклопедический словарь./ гл. редактор Е.Ф. Губский – М.: ИНФРА – М, 1997.­ 576 с.

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов

Словарь философских терминов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2018