Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся
Оценка 4.7

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
классное руководство
10 кл
26.01.2018
Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся
Нас окружает удивительный мир, который завораживает, притягивает своими тайнами. Мы можем постичь тайны этого мира, сделать для себя удивительные открытия. В этом может помочь исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
словарик понятий.docx
Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся Исследовательская деятельность учащихся — образовательная  технология, использующая в качестве главного средства достижения  образовательных задач учебное исследование. Исследовательская  деятельность предполагает выполнение учащимися учебных  исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на  создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под  руководством специалиста — руководителя исследовательской работы. В  процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в  научной сфере: постановка проблемы (или выделение основополагающего  вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение  гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый на основе  технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики: 1. выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих  неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от  этих точек» или проблемная подача материала; 2. развитие навыка формирования или выделения нескольких версий,  гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в рамках избранной проблемы, их адекватное формулирование; 3. освоение навыков практической (экспериментальной) работы с  первоисточниками и свидетельствами (самостоятельно собранным  материалом — пробами, образцами, фрагментами текста, опросными  данными и др.); 4. развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа  свидетельств или первоисточников; 5. развитие навыков оформления и публичной презентации проведенной  работы. Метод проектов — способ эффективного выстраивания какого­либо типа  деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование,  конструкторскую разработку, управление и т. д. так, чтобы достичь  результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная  деятельность является проектом, поскольку предполагает достижение  какого­то результата и работу по организации и планированию движения к  нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не  является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом. Исследовательский проект учащегося — проект по выполнению им  исследовательской работы, который разрабатывается совместно с  руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в пункте  «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании  исследовательской деятельности в качестве основы берутся модель и  методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за  последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской  деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом  традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью  исследовательского проекта учащегося является получение представлений о  том или ином явлении. Педагогический проект руководителя исследовательской работы —  проект, направленный на организацию образовательного процесса с  учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью  этого проекта является достижение образовательного результата — развитие  способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход  выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью  руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные  особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ,  адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной  инициативы учащихся. Исследовательское поведение — одна из фундаментальных форм  взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, являющаяся сущностной характеристикой деятельности человека  (А. Н. Поддьяков)[1]. Исследовательские способности — индивидуальные особенности личности,  являющиеся субъективными условиями успешного осуществления  исследовательской деятельности (А. И. Савенков)[2]. Исследовательская позиция — значимое личностное основание, исходя из  которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в  мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное.  Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации  исследовательской деятельности (А. С. Обухов)[3]. Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано,  главной целью исследований школьников является развитие их способности  занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим  явлениям, навыков аналитического мышления. Эта цель достигается  наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для  самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток  анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При  этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и  предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении  исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого  следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся  определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе  исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. Исследовательская и проектная деятельность учащихся являются главными  средствами достижения высоких метапредметных и личностных результатов  освоения обучающимися основной образовательной программы в  соответствии с ФГОС начального, основного, полного общего образования. Метапредметные результаты освоения обучающимися основной  образовательной программы включают освоенность обучающимися  межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных,  познавательных, коммуникативных), способность их использования в  познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной  образовательной траектории, владение навыками учебно­исследовательской,  проектной и социальной деятельности. Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы  значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых  установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,  правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить  жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской  идентичности в поликультурном социуме. Критерием оценки метапредметных и личностных результатов обучения  является успешность в исследовательской и проектной деятельности. При  этом метапредметные результаты могут быть выявлены преимущественно  по итоговой «картинке» — продукту этой деятельности, т. е.  исследовательской работе и ее презентации, в то время как личностные  результаты должны определяться, помимо результата, еще и «обратным  отсчетом»: как учащийся к этому результату шел, т. е. включать хотя бы  небольшой лонгитюд — выявление динамики изменения интересующих нас  характеристик, которая предполагает диагностику на входе (фиксация  реального положения дел), текущую диагностику (отслеживание хода  преобразований), итоговую диагностику (оценка полноты/неполноты таких  преобразований, «шага развития» в целом). 1. ↑Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение, интеллект и  творчество // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 2.  — С. 29–42. 2. ↑Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в  современном образовании // Исследовательская работа школьников. —  2004. — № 1. — С. 22–32. 3. ↑Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская  деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа  школьников. — 2003. — № 4. — С. 18–23.

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018