Словарная работа в коррекционной школе VIII вида
Оценка 4.9

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Оценка 4.9
Памятки
doc
дефектология
5 кл
24.04.2019
Словарная работа в коррекционной школе VIII вида
Словарная работа в коррекционной школе VIII вида Для социализации детей с ОВЗ необходим определенный уровень сформированности устной и письменной речи. Речь детей с ОВЗ отличается грубым недоразвитием, словарный запас крайне ограничен, плохо понимают чужую речь. Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему, недоброжелательное отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что они считают себя ненужными, чужими в этом обществе. Они замыкаются, уходят в себя, принимают это отторжение и теряются в нем – всё это тормозит процесс активизации их словаря, что проявляется в неспособности детей к диалогической речи.
Словарная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида.doc
Юсупова Л.З. Словарная работа в коррекционной школе VIII вида Для социализации детей с ОВЗ необходим определенный  Речь детей с ОВЗ отличается грубым недоразвитием,  В дальнейшем понимание обращенной речи,  их пассивный        уровень сформированности устной и письменной речи.         словарный запас крайне ограничен, плохо понимают чужую речь.  Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, узкий  круг знаний, слабый интерес к окружающему, недоброжелательное  отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что они считают себя ненужными, чужими в этом обществе. Они замыкаются,  уходят в себя, принимают это отторжение и теряются в нем – всё это  тормозит процесс активизации их словаря, что проявляется в  неспособности детей к диалогической речи.       словарь расширяется и обогащается, однако понимание остается  ограниченным и связанным только с личным опытом детей. По мере  проведения коррекционно­воспитательной работы  речь детей заметно  улучшается и к старшему школьному возрасту, дети могут называть  различные предметы обихода, животных, овощей.  Владеют названиями  действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации.        Одной из главных работ на уроках в (специальной)  коррекционной школе является словарная работа, которая  способствует развитию лексической стороны речи обучающихся и ее  грамматическому оформлению. Проведение словарной работы зависит  не только от характера лексического материала, но и  возрастных и  индивидуальных особенностей обучающихся.     уроки. Задачи: 1.Развивать словарный запас речи у обучающихся с ОВЗ. 2. Уточнять значения слов. 3. Активизировать словарный запас речи обучающихся с ОВЗ. Эти задачи реализуются на всех уроках, в зависимости от этапа урока. Цель словарной работы: обогащение словарного запаса через  В своей работе используем следующие формы  деятельности: ­ теоретические и практические занятия; ­ индивидуальная работа с учащимися; ­ стимулирование самостоятельного изучения материала (контроль); Работу над  словарным словом  делим на  2 части: 1. Словарная работа на уроке с отдельным словом.  2. Работа на  уроках по составлению предложений и  рассказов по  вопросам учителя, по картине, серии картинок, материалам  наблюдений, ответов на вопросы (коммуникативная функция). Методика запоминания словарных слов: 1. Записать словарное слово и поставить ударение. 2. Записать словарное слово для переноса. Методы работы над правописанием трудных слов. 1.  Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске. 2.  Вставка слова в классное наборное полотно. 3.  Чтение слова учителем. 4.  Объяснение значения слова (учителем или детьми). 5.  Орфографическая работа над словом (постановка ударения,  выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса). 7.  Запись слова в орфографический словарик. 8.  Задание на дом – выучить написание слова. 9.  Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ  и упражнений. 10.  Загадки (ответы загадок являются словарными словами). 11.  Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его,  объяснить смысл пословицы). 12.  Кроссворд (загадываемые слова являются словарными). 13. Дописать в предложение, пропущенное словарное слово  (желательно, чтобы новые или уточненные  слова были включены в  предложение самими учениками). Существует  несколько способов объяснения нового слова. В  работе с ОВЗ детьми наиболее продуктивным является использование  различных наглядных средств; показ соответствующих предметов, их  действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как на самом  уроке, так и на экскурсии. Весьма действенным словесным приёмом объяснения значения слова  является включение его в доступный пониманию детей контекст. Объяснение значения слова – это только начальный этап  работы над лексикой. Для введения слова  в речь необходимы система  упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные  контексты.  При активизации лексики важно соблюдать естественность  условий. Составляемые обучающимися  предложения должны отражать ситуацию, которая задаётся учителем и разбирается на уроке. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его  разные грамматические формы, не отрабатывая правильность  произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного  применения изученного грамматического материала по отношению к  конкретным словам, новая информация ложится в памяти детей  мёртвым грузом или же быстро забывается.     Существуют некоторые общие требования к проведению  словарной работы в специальной (коррекционной) школе:  1.   Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного  времени. Для обучающихся младших классов среднее оптимальное  число слов – 2­3, для обучающихся старших классов – 3­5. 2.   Необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов.  По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно  эффективнее, если они объединены в тематические группы или  включены в предложение. 3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех  возможных анализаторов (слуховое восприятие, зрительное и т.д).  Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается  обучающимися на слух; далее разбирается его значение с  использованием наглядных или словесных средств, при активном  участии детей; затем слово ещё раз прочитывается обучающимися,  включается в предложение и записывается. Понимание учебного  материала обучающимися учебного материала относиться к числу  важнейших вопросов, так как в процессе сознательного усвоения  учебного материала происходит более интенсивное психическое  развитие детей с ОВЗ.         Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь обучающихся  формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы. Для успешного формирования трудовых   и социальных знаний необходимо обогащение речи обучающихся новыми понятиями, следует вводить в словарь слова, обозначающие признаки различных  предметов (материалов, инструментов, приспособлений), названий  действий, трудовых операций. Работа над словарём должна быть обязательной в структуре  урока по СБО  и  профессионально ­ трудовому обучению. Она  планируется не только в соответствии с программными требованиями,  но и с учётом индивидуальных и речевых особенностей обучающихся.  Обогащение словаря на уроках в основном идёт за счёт усвоения  специальной терминологии. Например, словарь  для уроков СБО. Гигиена – это наука о здоровье человека. Головные уборы – это то, что мы одеваем на голову. Кухня ­ это место приготовления пищи. Кухонная посуда – посуда для приготовления пищи.  Котлета – поджаренная лепешка из мясного, рыбного, овощного  фарша. Личная гигиена – соблюдение норм и правил гигиены. Лапша –  изделие и пшеничной муки в виде узких, тонких полосок  теста. Леденец – прозрачная и твердая конфета без начинки. Лепешка – плоское круглое изделие из печеного теста. Ложка  – столовый прибор – ручка с небольшим черпаком  для жидкой пищи. Майонез – соус из растительного масла, уксуса, яичного желтка и  различных приправ. Макароны – длинные, высушенные трубочки из пшеничной муки. Маргарин – смесь растительных и животных масел. Мармелад – мягкие, прозрачные конфеты из фруктово­ягодных соков. Масло – жировой продукт животного или растительного. Мясорубка – приспособление для размалывания мяса, для  приготовления фарша. Нож – столовый прибор для резания, состоящий из лезвия и ручки. Обед – прием пищи в середине дня. Окрошка – холодный суп со сметаной, майонезом. Одежда – это то, что мы одеваем на тело. Обувь – это то, что мы одеваем на ноги. Семья – это союз лиц, основанный на браке или кровном родстве. Сервировка – это приготовленные и расставленные на столе приборы и посуда. Например, словарь для уроков профессионально  ­  трудовой подготовки: Поле ­  большой  участок земли, занятый  одной или несколькими   сельскохозяйственными  культурами. Сортировка клубней ­ разделение  клубней по их величине. Ручные инструменты ­  ручные  иглы и ножницы. Послеурожайные остатки ­  оставшиеся  на поле части  растений. Веточный корм ­ ветки  и листья  многих  деревьев и кустарников. Из своего опыта делаем вывод, что только систематическая  словарная работа способствует формированию не только общеучебных  и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти,  внимания, мышления. Чем богаче активный словарь ребенка, тем  содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и  письменная речь.                            Список литературы: 1.Агаркова Н. Г. Обучение письму, как основа для речевого развития  младшего школьника. – М., 1990 2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с  отклонениями в развитии. – М.,2002. 3.  Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту  живого слова. – М., 1989. 4. Карпюк Г. В. Обучение и воспитание младших школьников. – М.,  1989. 5.  Липкина А. И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993. 6. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных  классах. – М., 1983. 7. Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983. 8. Федоренко Л. П. Методика русского языка. – М., 1984. 9. Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием. – М., 1985. 10. Яковлева В. И. Слово о словарном слове. – М., 1989. 11. Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной  (коррекционной) школе. – М.: ВЛАДОС, 1999. 12. Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973. 13. Шишкина, О.С. Работа школьного логопеда над обогащением  словарного запаса учащихся 1­х и 2­х классов. Логопедия. – 2007.

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида

Словарная работа в коррекционной школе VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019