Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
Оценка 4.7

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Оценка 4.7
docx
28.01.2020
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.docx

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.

Обучение родному языку в начальных классах преследует в первую очередь практические цели – воспитание у школьников любви к родному языку и литературе. На этом этапе главным является формирование личных качеств – самостоятельности, активности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, развитие мышления учащихся, связной речи. Основным видом словарной работы является расширение словаря учащихся. Чем богаче словарный запас учеников, тем развитее их речь. Развитию речи способствуют следующие направления словарной работы:

-усвоение учащимися новых слов и значений, а именно количественное обогащение словарного запаса младших школьников;

-понимание смысловых оттенков слов, переносных значений, эмоциональных окрасок, то есть количественное обогащение словаря;

-включение в речевую практику новых слов;

-очищение словаря от диалектных, просторечных, жаргонных слов.

При проведении любого урока помню: нельзя оставлять без объяснения ни одного непонятного для детей слова. Если ученик понял  значение  слова, он введет его в свою речь, тем самым пополнит свой активный словарь.

         В своей работе использую традиционные приемы объяснения значения новых слов:

-подбор к объясняемому слову одного или нескольких близких по значению слов . (синонимов);

-развернутое объяснение значения слова на основе личных наблюдений или с использованием толковых словарей;

-показ картинок и изображением объясняемого предмета или действия;

-логическое определения значения слова;

-включение слова в контекст или составление предложения с разбираемым словом;

-выяснение значения слова через известное слово с противоположным значением.

         Работа  по обогащению словарного запаса детей, проводится не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на всех предметах,   включённых в учебный план начальной школы. 

Словарную работу начинаю в 1 классе в период обучения грамоте. Особое внимание требуют слова произношение, которых расходится с написанием, слова с непроверяемой орфограммой, написание которых не опирается ни на какие правила. Дети заучивают их наизусть. Учитывая это, отвожу на каждом уроке время для написания новых слов и на повторение изученных. Успешное усвоение и запоминание правописания трудных слов в значительной мере зависит от практической направленности работы. Систематические упражнения, оборудование уроков и  использование различных приемов помогают добиваться хороших результатов  в данном направлении. У каждого учителя достаточное количество упражнений для проведения словарной работы. Я использую такие виды работы:

-использую карточки с пропущенной буквой, или вывожу слова на слайд, дети  сигнальным веером показывают попущенную букву;

-использую  картинный словарь;

-использую таблицы, например «Огород», дети должны написать как можно больше словарных слов на эту тему;

- использую загадки  «отгадай загадку, напиши отгадку»;

-составляем предложения, используя как можно больше словарных слов, например. Заяц, лисица, медведь живут в лесу.

         Постоянно контролирую, как ученики запоминают написание словарных слов, провожу такие работы:

1.       Диктанты, в которых встречается словарные слова почти в каждом предложении. Эти работы проверяю дважды. Первый раз  ошибки не исправляю, а указываю слово, а со временем строчку, где допущена ошибка. Дети исправляют ошибки, после этого проверяю повторно. Двойная проверка тетрадей отнимает больше времени, но это даёт хорошие результаты в усвоении написания словарных слов  для дальнейшей работы.

2.       Провожу соревнование двух учеников, которые работают у доски. Класс выполняет аналогичную работу самостоятельно.

3.       Использую различные тренажёры для проверки усвоения написания  словарных слов.

4.       Использую перфокарты, вставь пропущенную букву.

5.       Традиционные игры помощи любимым сказочным героям преодолеть препятствие для достижения цели, для этого им надо вставить пропущенные орфограммы в словарных словах. Дети с удовольствием им помогают и даже самые слабые включаются в работу.

При работе со словарными словами приучаю детей пользоваться словарями Воспитание у учащихся навыков самоконтроля обусловлено спецификой изучаемого материала. Основная задача при воспитании навыка самоконтроля – научить детей осуществлять самоконтроль в процессе письма. При проведении словарно-орфографической работы использую комментируемое письмо, дети объясняют правописание орфограмм в процессе письма, этим самым учат контролировать себя во время написания орфограмм для предупреждения ошибки. Только систематическая, целенаправленная работа, проводимая учителем на каждом уроке, поможет детям стать грамотными людьми с хорошим словарным запасам.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020