Тема урока: «Словообразование наречий».
Цель урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий.
Тип урока: изучение нового.
Задачи:
v Образовательная:
§ познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
§ учить определять способы образования наречий;
§ повторить основные знания о наречии как части речи;
§ учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;
§ учить морфемному разбору наречий;
§ учить образовывать наречия разными способами.
v Воспитательная:
§ воспитывать культуру речи;
§ поддерживать интерес к урокам русского языка.
v Развивающая:
§ развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.
Оборудование:
Для учителя |
Для учащихся |
Учебник 7кл.
|
Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь. |
План урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к изучению новой темы. Словарная работа.
3. Сообщение темы урока. Объяснение нового.
4. Закрепление новой темы.
5. Итог урока.
6. Д/з.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Формируемые УУД |
1.Организа- ционный момент
2. Подготовка к изучению новой темы.
3. Сообщение темы урока. Объяснение нового.
4. Закрепление новой темы.
5.Итог урока.
6. Д/з.
|
- 1 запись. искусственного интеллекта. - 2 запись. Определите, какая часть речи зашифрована в схемах.(3 запись. Полина)
-4 запись. Что помогло?
-5 запись. запись даты, тестирование. -6 запись. тест. 1. Наречие – это самостоятельная часть речи. 2. Наречие – это служебная часть речи. 3. Наречие не имеет окончания. 4. Наречие – это изменяемая часть речи. 5. Наречие обозначает признак действия. 6. Наречие отвечает на вопрос сколько? 7. Наречие отвечает на вопрос какой? -7 запись. Поменяйтесь тетрадями, и сравни ответы с доской. Встаньте те, кто справился без ошибок. Молодцы! Я готова вернуть голос Екатерине Алексеевне. Вы доказали, что с искусственным интеллектом можно работать, но живое общение лучше. Как же я вам завидую! До свидания!
Благодарю Вас ребята, что вернули мне голос. Слышала и видела, как вы работали. Итак, скажите с какой же частью речи мы будем работать?
-Попробуем определить тему урока.
Работа по тексту, записанному на доске.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья! (А.П. Чехов)
- Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно. - Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает? - Определите стиль текста.
- Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? - Зачем автор использует их?
- Назовите все наречия в предложениях. - Каков же способ определения части речи?
- А как вы определили, что это наречия? Какие вопросы помогают нам определить, что это наречие? Какой вопрос вы задавали?
- Выстроим словообразовательные цепочки и определим, от какой части речи они образованы.
На доске заранее записан образец.
- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
Распределительный диктант. - Распределите наречия по частям речи исходного слова: по-моему, заново, вверх, по-испански, снизу, затем, во-вторых.
-От исходных слов, каких частей речи еще могут образовываться наречия?
- Определите способы образования наречий.
- Выделите словообразовательные морфемы. - Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?
Классификация по способу образования:1. суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески; 2. приставочно-суффиксальный: сухой — досуха; 3. приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда; 4. Сложение разных видов сложение слов: еле, еле — еле-еле, опрометчиво — безумно; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом, пол, сила — вполсилы.
- Какими способами могут образовываться наречия?
- От каких частей речи могут образовываться наречия? - Замените указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий.
- Составьте с 3мя из них предложения.
- Какова тема нашего урока? - Какие особенности вы можете отметить у наречий? - Какие способы образования наречий теперь вы знаете? - От каких частей речи могут образовываться наречия? - Найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (3-5 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий. - Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны. |
слушают
Учащиеся записывают число, «классная работа».
1. - да. 2. - нет. 3. - да. 4. - нет. 5. - да. 6. - нет. 7. - нет.
-Наречие.
Словообразование наречий.
Публицистический.
- Много наречий. - Помогают “живописать” глаголы.
- Надо задать вопрос.
- «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?»
Вывод: а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных; б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.
- Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.
- от прилагательных, существительных, числительных, местоимений.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.