словосочетание

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала slovosochetanieislovo.docx

Урок русского языка

«Чем словосочетание отличается от слова»

 

 

3 класс

ОС «Школа России»

 

Автор разработки: Макарова О. В.


 

Урок русского языка по теме «Чем словосочетание отличается от слова»

 

Класс: 3

 

ОС: «Школа России»

 

Целевые установки на достижение результатов

 

·        Личностных: формирование адекватной позитивной самооценки, интереса к новому учебному материалу, умение считаться с мнением другого человека, осуществлять контроль во время выполнения письменных заданий.

·        Предметных: сформировать представление о том, что слово называет предмет, а словосочетание более точно описывает предмет, признак предмета, состояние предмета, действие предмета;  что в словосочетании слова связаны по смыслу, связь устанавливается при помощи вопросов.

·        Метапредметных: (развитие регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД):

Регулятивных: уметь принимать и сохранять учебную задачу, опираться на выделенные ориентиры работы, удерживать внимание при решении учебных задач, умение сравнивать с эталоном;

Коммуникативных: уметь участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать грамматические нормы устной речи;

·      Познавательных:

общеучебных

выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником;

поиск и выделение главных членов  предложения, осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме;

логических

построение логической цепочки рассуждений, анализ предложений и выделение в них главных членов, умение выдвигать гипотезу и делать выводы.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер,  электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, электронная презентация, карточки,  разноуровневые карточки. 

Этапы

Содержание

УУД

Организационный этап

Запись числа, классной работы перед уроком.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Поприветствуем гостей

И за знаниями скорей!

 

 

Актуализация знаний

Слайд1.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(пустой слайд)

img028.jpg

 

1.    Чистописание

Начнём наш урок с Гимнастики Мозга.

ü трение ладошек;

ü массаж ушных раковин;

ü выполнение «ленивых восьмёрок» в одном направлении;

ü выполнение «ленивых восьмёрок» во встречном направлении.

 

Посмотрите на экран. Прочитатйте буквы, написание которых мы сегодня повторим? (а о и е я у)

-Что объединяет эти буквы? (обозначают гласные звуки)

 

Пропишите целую строку. Напоминаю, что интервал между буквами – в одну букву, пишем с наклоном, проверьте правильную посадку и положение тетради.

 

-Из предложенных гласных букв выделите лишнюю. (у).

-Почему ты так считаешь? (в слабой позиции, в безударных слогах  буквы о а и е я требуют проверки)

 

-Как проверить безударную гласную в корне.

 

-Что делать, если безударную гласную в корне проверить нельзя? (запомнить написание слова,  обратиться к словарю

)

     Да, эти слова нужно запоминать. В случае затруднения – обращаться к словарю.

 

2.    Поработаем над такими словами. Следующий этап - словарная работа.

Откройте ноутбуки. (Электронное приложение к учебнику. Раздел «Язык и речь», упражнение) Вставьте пропущенные буквы.

 

Встаньте пары, которые выполнили работу безошибочно.

 

 Молодцы, вы хорошо потрудились. Закройте ноутбуки.

 

- Подумайте, какой общей темой были объединены эти слова?

-Для чего нужны слова? (Слова называют предмет, признак предмета, состояние, действие)

Объясните лексическое значение слова «пенал».

- Что такое лексическое значение?

 

Познавательные  общеучебные: осознанное построение речевых высказываний в устной форме.

Слайд3.JPGСамоопределение к деятельности

 

Работа в парах

У вас на столах конверты, откройте их и извлеките 6 карточек

Прочитайте записи:

    деревянный пенал, пенал, зелёный карандаш, ученик, 

    карандаш, прилежный ученик

Разделите записи на две группы.

- Как вы классифицировали записи? (слова и словосочетания)

 

 

Целепологание.  Мотивация учебной деятельности учащихся

(пустой слайд)

Попробуйте сформулировать тему урока.

Проверьте свои гипотезы по учебнику с.47.

 

Определите цели урока.

 

-Что вы знаете о словосочетании?    (слова, связанные по смыслу, состоят из главного и зависимого слов)

 

Познавательные общеучебные : выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником;

 

 

Первичное усвоение новых знаний

Слайд5.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

Слайд6.JPG

 

 

 

 

Работа по учебнику с.47, упр.79.

 

Прочитайте (вслух ученик). Рассмотрите рисунки.

 

Прочитайте первую запись.

-Что более точно называет предмет?

 

Прочитайте вторую запись.

-Что более точно называет предмет?

 

Прочитайте третью запись.

-Что более точно называет предмет?

 

Давайте сделаем вывод: Чем словосочетание отличается от слова?

  Сравните свои предположения с информацией в учебнике, прочитайте, на что надо обратить внимание.

 

     -Что такое словосочетание?

     -Что может назвать словосочетание?

     - Что отличает словосочетание от слова?

 

 

 

 

Познавательные

логические: анализ записей, умение выделять словосочетания; логические: умение выдвигать гипотезу.

Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу

 

 

Предметные:

формирование представлений о том, что словосочетание более точно называет предмет

Первичная проверка понимания

Слайд7.JPG

 

-Достаточно ли мы поработали над материалом на уроке?

Работа по учебнику с.47, упр.80.

Прочитайте. Что написано? (слова и словосочетания)

-Что более точно помогает представить предмет? (словосоч.)

Прочитайте второе задание. Выполните задание самостоятельно.

 

Фронтальная проверка с использованием документ-камеры.

(Называет словосочетания один ученик)

-Обоснуй свой выбор.

Наводящие вопросы:

                 -Как отличил слово от словосочетания?

                 -Как устанавливается связь слов в словосочетании?

Проверяем орфографию (выборочно у класса)

 

Познавательные

логические: построение логической цепочки рассуждений.

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

соблюдать

грамматические нормы устной

речи.

Первичное закрепление

 

Слайд8.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд9.JPG

 

  Давайте закрепим наши знания.

-Где мы можем встретить словосочетания? (в предложениях)

Прочитайте запись:

                      кленовые, на, падают, листья, землю

-Что вы прочитали? (слова)

-Почему эту запись нельзя назвать предложением?

-Что надо сделать, чтобы понять, о чем идет речь?

Переставьте слова местами.  Кленовые листья падают на землю.

Запишите получившееся предложение.

 

Дайте характеристику предложения.

Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

 

 

 

Выполним разбор предложения по членам.

- Как не допустить ошибку при разборе?

(обратиться к памяткам учебника с.144, №2)

 

 

Выполнение разбора.

   2. В предложении говорится о листьях. Что?-листья. Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.

   3. Листья (что делают?) падают. Падают сказуемое, подчёркиваю двумя чертами.

   4.Основа предложения листья падают.

   5.Находим второстепенный член, который поясняет подлежащее: листья (какие?) кленовые. Главное слово листья, зависимое кленовые.

       Находим второстепенный член, который поясняет сказуемое: падают (куда?) на землю. Главное слово падают, зависимое на землю.

    6.В предложении два словосочетания: кленовые листья, падают на землю.

 

    Выпишите словосочетания, обозначьте главное слово, укажите связь слов словосочетании.

 

(гиперссылка – кленовый лист)

 

 

 

Отдохнули, а теперь продолжим работу по теме.

 

 

 

Личностные:
осуществлять контроль во время выполнения письменных заданий.

Коммуникативные:

 умение участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:
умение считаться с мнением другого человека

 

 

 

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу

 

 

Рефлексия

 

Слайд11.JPG

Слайд12.JPG

 

- Молодцы! А теперь проверьте, как вы поняли эту тему.  

Перед вами цветные карточки.

Выполните задания на карточках.

 

    Проверяем задание на розовой карточке.

-Поднимите руку, кто согласен с ответом.

 

    Проверяем задание на жёлтой карточке.

-Поднимите руку, кто согласен с ответом.

 

    Проверяем задание на зелёной карточке.

-Поднимите руку, кто согласен с ответом.

 

        Оцените свою работу на полях.

·     У кого всё получилось, и кому было всё понятно, нарисуйте в своих тетрадях на полях желтый смайлик.

·     Кто не совсем разобрался с учебным материалом, нарисуйте зелёный смайлик.

·     Кому было трудно, нарисуйте красный смайлик. Не огорчайтесь. В следующий раз у вас всё получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки.

Подведение

итогов урока

- Над какой темой сегодня работали?

- Какая была цель урока?

- Достигли ли вы цели?

 

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упражнение 64 в рабочей тетради.

- Расскажите, как вы его будете выполнять?

- Какие знания вам будут нужны, чтобы выполнить его?

Регулятивные:

удерживать внимание при решении учебных задач