Урок русского языка
«Чем словосочетание отличается от слова»
3 класс
ОС «Школа России»
Автор разработки: Макарова О. В.
Урок русского языка по теме «Чем словосочетание отличается от слова»
Класс: 3
ОС: «Школа России»
Целевые установки на достижение результатов
· Личностных: формирование адекватной позитивной самооценки, интереса к новому учебному материалу, умение считаться с мнением другого человека, осуществлять контроль во время выполнения письменных заданий.
· Предметных: сформировать представление о том, что слово называет предмет, а словосочетание более точно описывает предмет, признак предмета, состояние предмета, действие предмета; что в словосочетании слова связаны по смыслу, связь устанавливается при помощи вопросов.
· Метапредметных: (развитие регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД):
Регулятивных: уметь принимать и сохранять учебную задачу, опираться на выделенные ориентиры работы, удерживать внимание при решении учебных задач, умение сравнивать с эталоном;
Коммуникативных: уметь участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать грамматические нормы устной речи;
· Познавательных:
общеучебных
выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником;
поиск и выделение главных членов предложения, осознанное построение речевого высказывания в письменной и устной форме;
логических
построение логической цепочки рассуждений, анализ предложений и выделение в них главных членов, умение выдвигать гипотезу и делать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, электронная презентация, карточки, разноуровневые карточки.
Этапы |
Содержание |
УУД |
Организационный этап |
Запись числа, классной работы перед уроком. Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Поприветствуем гостей И за знаниями скорей!
|
|
Актуализация знаний
(пустой слайд)
|
1. Чистописание Начнём наш урок с Гимнастики Мозга. ü трение ладошек; ü массаж ушных раковин; ü выполнение «ленивых восьмёрок» в одном направлении; ü выполнение «ленивых восьмёрок» во встречном направлении.
Посмотрите на экран. Прочитатйте буквы, написание которых мы сегодня повторим? (а о и е я у) -Что объединяет эти буквы? (обозначают гласные звуки)
Пропишите целую строку. Напоминаю, что интервал между буквами – в одну букву, пишем с наклоном, проверьте правильную посадку и положение тетради.
-Из предложенных гласных букв выделите лишнюю. (у). -Почему ты так считаешь? (в слабой позиции, в безударных слогах буквы о а и е я требуют проверки)
-Как проверить безударную гласную в корне.
-Что делать, если безударную гласную в корне проверить нельзя? (запомнить написание слова, обратиться к словарю ) Да, эти слова нужно запоминать. В случае затруднения – обращаться к словарю.
2. Поработаем над такими словами. Следующий этап - словарная работа. Откройте ноутбуки. (Электронное приложение к учебнику. Раздел «Язык и речь», упражнение) Вставьте пропущенные буквы.
Встаньте пары, которые выполнили работу безошибочно.
Молодцы, вы хорошо потрудились. Закройте ноутбуки.
- Подумайте, какой общей темой были объединены эти слова? -Для чего нужны слова? (Слова называют предмет, признак предмета, состояние, действие) Объясните лексическое значение слова «пенал». - Что такое лексическое значение?
|
Познавательные общеучебные: осознанное построение речевых высказываний в устной форме. |
|
Работа в парах У вас на столах конверты, откройте их и извлеките 6 карточек Прочитайте записи: деревянный пенал, пенал, зелёный карандаш, ученик, карандаш, прилежный ученик Разделите записи на две группы. - Как вы классифицировали записи? (слова и словосочетания)
|
|
Целепологание. Мотивация учебной деятельности учащихся (пустой слайд) |
Попробуйте сформулировать тему урока. Проверьте свои гипотезы по учебнику с.47.
Определите цели урока.
-Что вы знаете о словосочетании? (слова, связанные по смыслу, состоят из главного и зависимого слов)
|
Познавательные общеучебные : выделение и постановка учебной цели, умение работать с учебником;
|
Первичное усвоение новых знаний
ФИЗМИНУТКА
|
Работа по учебнику с.47, упр.79.
Прочитайте (вслух ученик). Рассмотрите рисунки.
Прочитайте первую запись. -Что более точно называет предмет?
Прочитайте вторую запись. -Что более точно называет предмет?
Прочитайте третью запись. -Что более точно называет предмет?
Давайте сделаем вывод: Чем словосочетание отличается от слова? Сравните свои предположения с информацией в учебнике, прочитайте, на что надо обратить внимание.
-Что такое словосочетание? -Что может назвать словосочетание? - Что отличает словосочетание от слова?
|
Познавательные логические: анализ записей, умение выделять словосочетания; логические: умение выдвигать гипотезу. Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу
Предметные: формирование представлений о том, что словосочетание более точно называет предмет |
Первичная проверка понимания
|
-Достаточно ли мы поработали над материалом на уроке? Работа по учебнику с.47, упр.80. Прочитайте. Что написано? (слова и словосочетания) -Что более точно помогает представить предмет? (словосоч.) Прочитайте второе задание. Выполните задание самостоятельно.
Фронтальная проверка с использованием документ-камеры. (Называет словосочетания один ученик) -Обоснуй свой выбор. Наводящие вопросы: -Как отличил слово от словосочетания? -Как устанавливается связь слов в словосочетании? Проверяем орфографию (выборочно у класса)
|
Познавательные логические: построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: соблюдать грамматические нормы устной речи. |
Первичное закрепление
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
|
Давайте закрепим наши знания. -Где мы можем встретить словосочетания? (в предложениях) Прочитайте запись: кленовые, на, падают, листья, землю -Что вы прочитали? (слова) -Почему эту запись нельзя назвать предложением? -Что надо сделать, чтобы понять, о чем идет речь? Переставьте слова местами. Кленовые листья падают на землю. Запишите получившееся предложение.
Дайте характеристику предложения. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Выполним разбор предложения по членам. - Как не допустить ошибку при разборе? (обратиться к памяткам учебника с.144, №2)
Выполнение разбора. 2. В предложении говорится о листьях. Что?-листья. Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. 3. Листья (что делают?) падают. Падают сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. 4.Основа предложения листья падают. 5.Находим второстепенный член, который поясняет подлежащее: листья (какие?) кленовые. Главное слово листья, зависимое кленовые. Находим второстепенный член, который поясняет сказуемое: падают (куда?) на землю. Главное слово падают, зависимое на землю. 6.В предложении два словосочетания: кленовые листья, падают на землю.
Выпишите словосочетания, обозначьте главное слово, укажите связь слов словосочетании.
(гиперссылка – кленовый лист)
Отдохнули, а теперь продолжим работу по теме.
|
Личностные: Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные:
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу
|
Рефлексия
|
- Молодцы! А теперь проверьте, как вы поняли эту тему. Перед вами цветные карточки. Выполните задания на карточках.
Проверяем задание на розовой карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом.
Проверяем задание на жёлтой карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом.
Проверяем задание на зелёной карточке. -Поднимите руку, кто согласен с ответом.
Оцените свою работу на полях. · У кого всё получилось, и кому было всё понятно, нарисуйте в своих тетрадях на полях желтый смайлик. · Кто не совсем разобрался с учебным материалом, нарисуйте зелёный смайлик. · Кому было трудно, нарисуйте красный смайлик. Не огорчайтесь. В следующий раз у вас всё получится.
|
Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки. |
Подведение итогов урока |
- Над какой темой сегодня работали? - Какая была цель урока? - Достигли ли вы цели?
|
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Упражнение 64 в рабочей тетради. - Расскажите, как вы его будете выполнять? - Какие знания вам будут нужны, чтобы выполнить его? |
Регулятивные: удерживать внимание при решении учебных задач
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.