Сложение и вычитание алгебраических дробей
Оценка 4.8

Сложение и вычитание алгебраических дробей

Оценка 4.8
docx
19.12.2023
Сложение и вычитание алгебраических дробей
План конспект по физике на тему_ _испарение и конденсация_(7 класс)..docx

Урок №                                                              Дата:                                                                   Тема:

 

«Испарение и конденсация»

 

Цель урока: формирование понятий испарение и конденсация на основе молекулярного строения вещества.

Задачи:

1.      Углубить и конкретизировать представление учащихся о молекулярном строении вещества.

2.      Рассмотреть условия, при которых испарение происходит быстрее.

3.      Познакомить с понятиями насыщенный и ненасыщенный пар.

4.      Рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации.

Основные знания и умения:

1.      Знать:

- формулировку терминов: испарение, конденсация, динамическое равновесие, насыщенный и ненасыщенный пар;

- условия, при которых испарение происходит быстрее.

2.      Уметь объяснять природные явления (образование тумана, росы и др.) на основе знаний об испарении и конденсации.

Мотивация: изучение явлений парообразования и конденсации привело к открытию явления сжижения газов.

 

Ход урока: (урок проходит в виде беседы)

       I.            Организационный момент

    II.            Проверка домашнего задания

 III.            Изучение нового материала

План (на доске)

- Парообразование

- Испарение

- От чего зависит скорость испарения

- Динамическое равновесие

- Насыщенный и ненасыщенный пар

- Конденсация

- Значение испарения в быту, технике, природе

 

Активизация опорных знаний

Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал.

1.      Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

2.      В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

3.      Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

4.      Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?

5.      Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

6.      Какую энергию называют внутренней?

7.      Отчего и как она зависит? Почему?

 

Подышите на прозрачное стеклышко, которое лежит у вас на столе.

– Что вы наблюдаете?

– Как и почему изменяется «картина» на стеклышке?

– Как называют происходящие явления?

– Какой будет тема урока?

Это «испарение и конденсация». Запишите тему урока в тетрадь.

 

Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?

Ответы детей: действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол, исчезает и др.

Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. На уроке мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации.

 

Изучение испарения начинаем с наблюдения за уровнем жидкости в подготовленных сосудах.

? Количество воды уменьшилось. Объясните, почему?

Ответы детей: испарилась.

Жидкость не может исчезнуть бесследно, она превратилась в пар. Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

Существует два способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Т.о., жидкость покидают самые «энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается.

Вылетевшие с поверхности жидкости молекулы образуют над нею пар.

? От чего же зависит скорость испарения?

от рода жидкости. Быстрее испаряется та жидкость, молекулы которой притягиваются с меньшей силой. Ведь в этом случае преодолеть притяжение и вылететь из жидкости может большее число молекул. Опыт: смочим ватку спиртом и обернем резервуар термометра, другой термометр - обернем ватой смоченной водой. Пронаблюдаем за показаниями термометров.

Ответы детей: термометр, обвернутый ватой со спиртом, показывает меньшую температуру.

- от температуры жидкости. Чем выше температура жидкости, тем больше в ней быстро движущихся молекул (демонстрируем два одинаковых сосуда, в которые была налита вода равной массы, но стаканы находились при разных температурных условиях).

- от площади поверхности жидкости. Опыт: рассматриваем сосуды с жидкостями, имеющие разную площадь поверхности, которые мы приготовили за две недели до открытого урока. Это объясняется тем, что жидкость испаряется с поверхности, и чем больше площадь поверхности жидкости, тем больше число молекул одновременно вылетает в воздух.

- от наличия ветра над поверхностью жидкости (размахиваю веером над сосудом). Ветер уносит молекулы пара.

            Зная, от каких причин зависит скорость испарения, мы можем объяснить зачем, например, переливают чай из стакана в блюдце, дуют на горячий суп или кашу и т.д. Испаряются также и твердые тела, например, лед, поэтому белье высыхает на морозе.

При испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Если нет притока энергии извне, испаряющаяся жидкость охлаждается. Посмотрите, что показывает термометр обвернутый ваткой смоченной в воде.

Испарение имеет большое значение в жизни животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела.

Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость, также демонстрируем стеклянную банку емкостью   0,5 л наполовину залитую водой с потно закрытой крышкой.

? Происходит ли испарение в закрытом сосуде? Если испарение жидкости происходит в закрытом сосуде, то вначале число молекул, вылетевших из жидкости, будет больше числа молекул, возвратившихся обратно в жидкость. Поэтому плотность пара в сосуде будет постепенно увеличиваться. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. С этого момента число молекул пара над жидкостью будет постоянным. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

Если в пространстве, содержащем пары какой-либо жидкости, может происходить дальнейшее испарение этой жидкости, то пар, находящийся в этом пространстве, является ненасыщенным паром. Ненасыщенным паром называется пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью.

Одновременно с испарением жидкости происходит и обратный процесс. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.

Конденсация пара сопровождается выделением энергии. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется, и маленькие капельки воды оседают на траве и листьях.

 

 IV.            Физкультминутка

– поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

- не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично выполняется упражнение с фиксацией взгляда влево, вниз и вверх. Повторить 3-4 раза.

 

    V.            Закрепление

Что нового вы узнали сегодня на уроке?                                     Ответы детей.

Какое явление называют испарением?

От чего зависит скорость испарения жидкости?

Какой пар называют насыщенным?

Как меняется внутренняя энергия и температура жидкости при её испарении?

Что такое конденсация? Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

·         Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

·         Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

·         Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

·         Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

·         В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

·         Мороз по коже. Сейчас я покажу вам опыт, который позволит увидеть все фазовые переходы. Внимательно смотрим и объясняем увиденное на основе построенной сегодня молекулярной модели.

·         Задача про ураган по слайду презентации.

 VI.            Задачи-вопросы. Опираясь на полученные знания, объясните следующие явления: учебник - стр.43, упр. 9

 

VII.            Задание на дом: учить § 16,17, выполнить стр.43, задание 3.

 

VIII.            Рефлексия

Закончи предложение

1.      Сегодня на уроке я узнал _________________

2.      Самым сложным для меня сегодня было ____________

3.      Сегодня я задумался _______________

4.      На будущее мне нужно иметь в виду _________________

5.      Что осталось не понятным на уроке __________________

 

VIII.            Подведение итогов .  Выставление оценок.                          

 

 

·         Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

·         Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

·         Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

·         Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

·         В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

·         Мороз по коже. Сейчас я покажу вам опыт, который позволит увидеть все фазовые переходы. Внимательно смотрим и объясняем увиденное на основе построенной сегодня молекулярной модели.

·         Задача про ураган по слайду презентации.

 


 

Урок №

Урок №

Это «испарение и конденсация»

Это «испарение и конденсация»

Происходит ли испарение в закрытом сосуде?

Происходит ли испарение в закрытом сосуде?

I. Рефлексия Закончи предложение 1

I. Рефлексия Закончи предложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023