Урок № Дата: Тема:
«Испарение и конденсация»
Цель урока: формирование понятий испарение и конденсация на основе молекулярного строения вещества.
Задачи:
1. Углубить и конкретизировать представление учащихся о молекулярном строении вещества.
2. Рассмотреть условия, при которых испарение происходит быстрее.
3. Познакомить с понятиями насыщенный и ненасыщенный пар.
4. Рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации.
Основные знания и умения:
1. Знать:
- формулировку терминов: испарение, конденсация, динамическое равновесие, насыщенный и ненасыщенный пар;
- условия, при которых испарение происходит быстрее.
2. Уметь объяснять природные явления (образование тумана, росы и др.) на основе знаний об испарении и конденсации.
Мотивация: изучение явлений парообразования и конденсации привело к открытию явления сжижения газов.
Ход урока: (урок проходит в виде беседы)
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
План (на доске)
- Парообразование
- Испарение
- От чего зависит скорость испарения
- Динамическое равновесие
- Насыщенный и ненасыщенный пар
- Конденсация
- Значение испарения в быту, технике, природе
Активизация опорных знаний
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал.
1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?
2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
4. Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
5. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?
6. Какую энергию называют внутренней?
7. Отчего и как она зависит? Почему?
Подышите на прозрачное стеклышко, которое лежит у вас на столе.
– Что вы наблюдаете?
– Как и почему изменяется «картина» на стеклышке?
– Как называют происходящие явления?
– Какой будет тема урока?
Это «испарение и конденсация». Запишите тему урока в тетрадь.
Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Ответы детей: действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол, исчезает и др.
Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. На уроке мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Тогда какова цель нашего урока? Верно, изучить явления испарения и конденсации.
Изучение испарения начинаем с наблюдения за уровнем жидкости в подготовленных сосудах.
? Количество воды уменьшилось. Объясните, почему?
Ответы детей: испарилась.
Жидкость не может исчезнуть бесследно, она превратилась в пар. Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.
Существует два способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Т.о., жидкость покидают самые «энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается.
Вылетевшие с поверхности жидкости молекулы образуют над нею пар.
? От чего же зависит скорость испарения?
– от рода жидкости. Быстрее испаряется та жидкость, молекулы которой притягиваются с меньшей силой. Ведь в этом случае преодолеть притяжение и вылететь из жидкости может большее число молекул. Опыт: смочим ватку спиртом и обернем резервуар термометра, другой термометр - обернем ватой смоченной водой. Пронаблюдаем за показаниями термометров.
Ответы детей: термометр, обвернутый ватой со спиртом, показывает меньшую температуру.
- от температуры жидкости. Чем выше температура жидкости, тем больше в ней быстро движущихся молекул (демонстрируем два одинаковых сосуда, в которые была налита вода равной массы, но стаканы находились при разных температурных условиях).
- от площади поверхности жидкости. Опыт: рассматриваем сосуды с жидкостями, имеющие разную площадь поверхности, которые мы приготовили за две недели до открытого урока. Это объясняется тем, что жидкость испаряется с поверхности, и чем больше площадь поверхности жидкости, тем больше число молекул одновременно вылетает в воздух.
- от наличия ветра над поверхностью жидкости (размахиваю веером над сосудом). Ветер уносит молекулы пара.
Зная, от каких причин зависит скорость испарения, мы можем объяснить зачем, например, переливают чай из стакана в блюдце, дуют на горячий суп или кашу и т.д. Испаряются также и твердые тела, например, лед, поэтому белье высыхает на морозе.
При испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Если нет притока энергии извне, испаряющаяся жидкость охлаждается. Посмотрите, что показывает термометр обвернутый ваткой смоченной в воде.
Испарение имеет большое значение в жизни животных. Затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела.
Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость, также демонстрируем стеклянную банку емкостью 0,5 л наполовину залитую водой с потно закрытой крышкой.
? Происходит ли испарение в закрытом сосуде? Если испарение жидкости происходит в закрытом сосуде, то вначале число молекул, вылетевших из жидкости, будет больше числа молекул, возвратившихся обратно в жидкость. Поэтому плотность пара в сосуде будет постепенно увеличиваться. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. С этого момента число молекул пара над жидкостью будет постоянным. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.
Если в пространстве, содержащем пары какой-либо жидкости, может происходить дальнейшее испарение этой жидкости, то пар, находящийся в этом пространстве, является ненасыщенным паром. Ненасыщенным паром называется пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью.
Одновременно с испарением жидкости происходит и обратный процесс. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.
Конденсация пара сопровождается выделением энергии. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется, и маленькие капельки воды оседают на траве и листьях.
IV. Физкультминутка
– поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
- не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично выполняется упражнение с фиксацией взгляда влево, вниз и вверх. Повторить 3-4 раза.
V. Закрепление
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ответы детей.
Какое явление называют испарением?
От чего зависит скорость испарения жидкости?
Какой пар называют насыщенным?
Как меняется внутренняя энергия и температура жидкости при её испарении?
Что такое конденсация? Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:
· Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
· Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
· Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
· Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?
· В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?
· Мороз по коже. Сейчас я покажу вам опыт, который позволит увидеть все фазовые переходы. Внимательно смотрим и объясняем увиденное на основе построенной сегодня молекулярной модели.
· Задача про ураган по слайду презентации.
VI. Задачи-вопросы. Опираясь на полученные знания, объясните следующие явления: учебник - стр.43, упр. 9
VII. Задание на дом: учить § 16,17, выполнить стр.43, задание 3.
VIII. Рефлексия
Закончи предложение
1. Сегодня на уроке я узнал _________________
2. Самым сложным для меня сегодня было ____________
3. Сегодня я задумался _______________
4. На будущее мне нужно иметь в виду _________________
5. Что осталось не понятным на уроке __________________
VIII. Подведение итогов . Выставление оценок.
· Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
· Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
· Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?
· Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?
· В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?
· Мороз по коже. Сейчас я покажу вам опыт, который позволит увидеть все фазовые переходы. Внимательно смотрим и объясняем увиденное на основе построенной сегодня молекулярной модели.
· Задача про ураган по слайду презентации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.