Конспект урока литературного чтения.
Тема : «Сложное чувство одиночества и творческого порыва в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
4 класс
...Так жизнь скучна, когда боренья нет.
М.Ю.Лермонтов
Ход урока
1.Мотивация
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнем
И наш урок начнем.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Начну наш урок с необычного вопроса:
- Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?
- Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. И как это плохо.
- Перед вами маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества одного из писателей, а точнее попытаемся разгадать тайну его удивительного стихотворения, с простым названием «Парус»
3.Определение темы урока, постановка цели
- Имя этогоклассика русской и мировой литературы – Михаил Юрьевич Лермонтов. На протяжении нескольких уроков он будет нашим спутником.
С творчеством Лермонтова мы уже немного знакомы
- Расскажите, как впервые произошла ваша встреча с поэтом? Какие чувства она у вас вызвала?
(«Бородино» Лермонтов – патриот)
А сегодня мы откроем поэта с новой стороны. Итак, тема урока….
- Определим, что должны узнать на уроке и чему научиться.
4. Ознакомление с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова
- На экране вы видите несколько портретов М.Ю.Лермонтова (Фаворского, Горбунова, автопортрет). Какой портрет вам нравится больше других и почему? Отразились ли в облике Лермонтова особенности его судьбы? Что вы знаете о нем?
-Давайте послушаем рассказы наших биографов.
Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была очень короткой (27 лет) и очень трагичной. Страдания испытал он ещё в детстве: не было рядом тех, кого он больше всего любил: мамы и отца (рано умерла мама, отец и бабушка не могли найти общий язык). В результате стал жить с бабушкой, тяжело переживая разлуку с отцом.
С детства он обладал массой талантов: писал стихи, владел иностранными языками, хорошо рисовал, играл на скрипке, флейте, фортепьяно. Но при этом часто болел. И бабушка возила его на Кавказ для лечения минеральными водами.Впечатления от этих поездок остались у него на всю жизнь, нашли отражения во многих его произведениях, причём не только литературных.
Он вырос, окружённый любовью, получил прекрасное образование и попал в “Школу юнкеров”. Здесь была строгая дисциплина, муштра, военные упражнения. Лермонтов оставался собой, чувствуя себя белой вороной, чужим, одиноким. Время, проведённое здесь, он сам назовёт “страшным”. Спасением для него была поэзия.
Когда он стал взрослым, судьба вновь вернула его на Кавказ, дважды он был сослан сюда. Первый раз за смелое стихотворение “На смерть поэта”, написанное после гибели Пушкина, второй раз за участие в дуэли, на которой он защищал свою честь (недалеко от места дуэли Пушкина). Здесь же на Кавказе он нашёл свою смерть. Опять дуэль. На этот раз закончившаяся гибелью поэта.
Всю свою короткую жизнь он не знал покоя, не раз испытывал разочарования в людях и в окружающей действительности. Отсюда же его одиночество. Поэт так и не создал семьи. Он не по своей воле превратился в странника, человека, не имеющего своего дома, вынужденного жить в чужих краях, и мотив странствия и одиночества- основные в поэзии у Лермонтова.
5. Чтение стихотворения «Парус »
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
Чтение стихотворения Парус
6. Анализ стихотворения «Парус
-Легко или трудно понять о чём размышляет рассказчик?
-Прочитайте стихотворение про себя
Сколько строф в стихотворении? (В стихотворении три строфы.)
1 ряд анализирует 1 строфу, 2 ряд 2 строфу и 3 ряд анализирует 3 строфу, заполнить в парах таблицу ( что видим, как читаем)
-Прочитайте план и выполните задание
-Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в
каждое слово и подготовимся к выразительному чтению.
1строфа. (1 ряд)
-Что видим?(море, небо, паруса, затишье)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые.
-Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)
-Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
-А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.
Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
2 строфа. (2 ряд )
-Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
-Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
-А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
-А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)
Именно в час бури герой « счастия не ищет и
не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о
нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его,
заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно
поглощается борьбой с внешней стихией.
3 строфа.(3 группа )
-Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
-Как читаем? (светло, торжественно)
А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
Как построена каждая строфа ?
первые 2 стр.- картина моря
вторые 2 стр.- вопрос, ответ размышление о жизни
Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь?
- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного.
- Писателю для описания бури понадобилось бы несколько страниц, а то и глав,
поэту достаточно 3 строф. События он изображает фрагментарно, потому что для
него важна не хронология события, а переживания лирического героя, моменты,
которые волнуют поэта и которые должны и в нас пробудить ассоциации, близкие
автору.
- С этой же целью поэт использует инверсию.
Обратимся к языковедам
- Найдите инверсию в первой строфе стихотворения М.Ю.Лермонтова, объясните, в чем ее стилистический смысл?
- Какие эпитеты заставляют думать о парусе как о
живом существе? (одинокий, мятежный)
- В черновом варианте было: «Белеет парус отдаленный». Почему Лермонтов заменил одно слово другим? (Не только для рифмы, но и для того, чтобы подчеркнуть сопричастность своей судьбы с парусом).
- Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?
-
Каким словом заменено существительное «парус»? (он).
- Укажите глаголы, сочетающиеся с местоимением он (ищет, кинул, не ищет,
бежит, просит)
- Могут ли эти глаголы сочетаться с неодушевленным предметом? (нет).
- Как называется этот троп и почему он использован в этом стихотворении?
Олицетворение- перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления.
- Черты какого же живого существа приписывает поэт парусу?
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он создавал произведение? (разочарование, одиночество, неудовлетворенность действительностью).
-Составление синквейна (самостоятельно), проверка
7.Творческая работа по стихотворению.
Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.
Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский.
Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова.
-А сейчас давайте поработаем в группах
1.ПОЭТЫ- Вам даны последние слова в строчке. Попробуйте сочинить собственное стихотворение.
2. ХУДОЖНИКИ-Выполните иллюстрацию к стиху
3.МАСТЕРА-Изготовьте оригами парусника по схеме
4. ТЕХНИКИ-Постройте в презентации эскиз
5. БИБЛИОГРАФЫ И ЯЗЫКОВЕДЫ-Приготовьте выразительное чтение стихотворения.
8.Итог.
Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве, размышляли над важными вопросами жизни.
А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).
Рефлексия с корабликами
9.Заключительное слово учителя
Жизнь людей подобна стихии моря, сложна, противоречива, контрастна в своих проявлениях. Поэту близки по духу те гордые, отважные люди, которые не удовлетворяются повседневностью, находятся в постоянном поиске жизненных целей.
Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам
Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.
10.Домашнее задание
“Парус” наизусть. Сравнительный анализ в двух стихотворениях «Тучи» и «Парус»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.