Урок в 5 классе
Тема: Сложное предложение
Цели:
1)образовательные:
-дать понятие о сложном предложении;
-учить различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
2)развивающие:
- развивать основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления;
-развивать умение ставить знаки препинания в сложном и простом предложениях;
3)воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающей природе, к русскому языку.
Оборудование: тестовые задания, карточки - задания, дидактический материал, иллюстрации
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня у нас интересный урок, но материал сложный. Вместе мы преодолеем все трудности. Улыбнитесь, почувствуйте уверенность друг в друге. Покажите ваше настроение с помощью смайлика.(Ребята поднимают смайлики, с обеих сторон показано разное настроение. )Я верю, что у нас всё получится.
Добро пожаловать в волшебное царство природы. А живёт здесь мудрая Сова. (На доске рисунок Совы.) Она охраняет зелёный мир, любуется им, так как наступила весна.
Сова предлагает вам записать сочетания слов, чтобы посмотреть, как вы внимательны в учении. Если вы внимательны, ответственны, то вы будете бережно относиться к природе.
2.Комментированное письмо.
-У вас на партах листы, на которых написаны сочетания слов. Вам необходимо при записи вставить и объяснить орфограмму в слове. Комментируем, пожалуйста.
Л..сная тр..пинка, уд..вительный мир, в..сеннее солнышко,первые цв..ты,см..листая с..сна,в..сёлые скв..рцы, прил..тают с юга.
-Ребята, что мы записали? (Словосочетания) А как называются слова в словосочетании? (Главное и зависимое) Как вы объясните, что такое зависимое слово? (Зависимое слово подчиняется главному)
Хорошо. Справились. Сова довольна.
3.Актуализация знаний.
Сова предлагает вам среди записанных на доске сочетаний найти такие, что не будут являться словосочетаниями? Обоснуйте почему?
1.Ручеёк струится 4.Жаворонок поёт
2.Голосисто поёт 5.Раздаваться в тишине
3. Бежит быстро 6.Вышел осторожно
-Без чего нет предложения? (Варианты ответов на доске)
а) без второстепенных членов
б) без однородных членов
В) без грамматической основы.
Какое предложение вы уже изучали? (Простое). А что такое простое предложение? Посмотрим, в 1 столбике простое и во 2 простое. Можно ли их соединить? Что за предложение получим? А как покажем, что это сложное предложение, а внутри простые? Помни о запятой. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными мыслями пришли несложные предложения.
Тема урока: « Сложное предложение». Запишем в тетради
4.Определение целей урока.
Исходя из темы урока, определите цель нашего урока?
Целью нашего урока будет узнать, что такое сложное предложение, а также познакомиться с видами сложных предложений.
Как будем узнавать?
Подсказываю моделями (рисунок 1 - раскрытая книга, рисунок 2- лицо ученика, а над ним вопрос, рисунок 3 - взрослый и ребёнок). Предполагаемые ответы:
Рисунок 1 предполагает ответ: надо обратиться к учебнику. Рисунок 2 предполагает ответ: самим подумать и выяснить, какое предложение: простое или сложное. Рисунок 3предполагает ответ: можно ещё спросить у взрослого.
Как сейчас поступим? А мудрая Сова думает, смелые ли мы ? Сами подумаем. Пусть трудности не пугают . ( Терпенье и труд всё перетрут)
5.Изучение нового материала.
Посмотрим, какие задания предлагает нам мудрая Сова.
Внимание на доску.
Спишите предложения, сравните их, определите, посоветовавшись в парах, как вы будете действовать, чтобы узнать, простое это предложение или сложное? Чем отличаются предложения? Что у них общего?
На доске:
Лес зазеленеет и порадует лесных жителей.
Лес зазеленеет, и неугомонно запоют птицы.
Лес зазеленеет, когда пригреет весеннее солнышко.
Спрашиваю детей.
Чем отличаются 2 и 3 предложения? Давайте попробуем прочитать сложное предложение по частям, т.е закроем одну из частей. Пожалуйста, 1 предложение. Может одно предложение быть без другого? Какой вывод сделаем? Подтвердите вывод рисунком. Какое предложение соответствует рисунку№1, если брать во внимание, что мальчик – это действующее лицо одного предложения, а девочка другого. Продемонстрируем рисунок. Вызываю детей. (Девочка читает книгу, мальчик разговаривает по телефону) Прокомментируйте рисунок №2. Какая связь между предложениями? (Подчинительная)Как назовём такое предложение?
Выводы.1)2 и более основ2)можно задать вопрос- сложноподчинённое предложение; нельзя задать вопрос – сложносочинённое предложение.
Сова предлагает восстановить схему, которая оказалась незаконченной. Какое слово пропущено – антоним (союзное). Кроме того, чтобы определить, какое сложное предложение - сложносочинённое или сложноподчинённое, нам в этом могут помочь союзы, которые так и называются: сочинительные и подчинительные. Прикрепляю на доску союзы под схемами
(Объединять и связывать стараюсь я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь. Порою повторяюсь много раз) Но помните первое условие – 2 и более основ!
6.Физкультминутка
Спал Цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся.
Бабочка кружит и вьётся.
7.Работа по учебнику.
Мы много думали, делали выводы, давайте посмотрим в учебник и воспользуемся подсказкой-моделью №1
Чтение статьи учебника. Какие союзы вы встречали в простом предложении? (И, а, но, или)
Чтобы, что, если, когда, потому что, как, оттого что и др.
Ребята, смогли мы без учебника сделать такие же выводы?
Я хочу обратить ваше внимание на схемы, представленные в учебнике. Для сложносочинённых – одна схема, для сложноподчинённых – другая. Чем отличаются схемы? Ребята, составляли вы уже раньше схемы предложений? (Да, схемы простых предложений с однородными членами)
Удивляется Сова, что вы всё помните и активно работаете по новой теме.
8.Творческая работа.
Продолжи предложения, чтоб вначале оно было с однородными членами, а потом сложное.
1группа. Апрельский дождь прошёл и ….Апрельский дождь прошёл, и….
2 группа. Солнце выглянуло из-за туч и ….
Солнце выглянуло из-за туч, и…
3 группа. Прилетели птицы и ….
Прилетели птицы, и….
(Проверка в классе)
10.Выполнение тестовых заданий по вариантам
(с последующей взаимопроверкой.) (На доске написаны ответы, дети проверяют)
11.Слово учителя
Удивительные по красоте стихотворения написаны русскими поэтами о природе. (Я читаю или ребёнок). А какие радостные и солнечные картины создали художники ( на доске репродукции картин), любуясь весной.
Но природа - самый мудрый художник. Она прекрасна не только весной, но и в любое время года. Просто весна – утро года. Сегодня вы порадовали ответами мудрую Сову, и я рада нашей встрече.
12Рефлексия.
Вот и подошёл к концу наш урок. Сложный материал изучен. Как вы оценили бы свою работу? Если вы научились видеть сложное предложение, то поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению ( на жёлтой стороне – радость). Если ещё нет, то смайлик…( с другой стороны – грусть). А тем, кто не понял до конца тему, можно обратиться к подсказке-модели№3 или быть внимательнее на следующих уроках, ведь это был первый урок по теме «Сложное предложение». Но помните: кто сам умеет знания добыть, тому легче будет жить.
13.Домашнее задание.
Составьте, используя орфографическую диктовку начала урока, текст, включив в него сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Спасибо за урок.
На каждой парте листок с напечатанными заданиями.
№1.Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните
Л..сная тр..пинка, уд..вительный мир, в..сеннее солнышко, первые цв..ты, в..сёлые скв..рцы, прил..тают изд..лека.
№2.Продолжи предложения, чтоб вначале оно было с однородными членами, а потом сложное. Выполняется по группам.
Апрельский дождь прошёл и ….Апрельский дождь прошёл, и….
Солнце выглянуло из-за туч и ….
Солнце выглянуло из-за туч, и…
Прилетели птицы и ….
Прилетел птицы, и….
1 вариант.
1.К какому предложению можно составить схему [ ], и [ ].
а) Капли звонко плакали и отражались в лучах солнца.
б)Надвигались тёмные тучи и дул сильный ветер.
в)Мальчик оделся и побежал на улицу.
2..Найдите сложноподчинённое предложение.
а)Я увидел что ярко светит солнце.
б)Солнце светит и блестит роса.
в)Мы посмотрели вперёд и увидели обрыв
2 вариант.
1.К какому предложению можно составить схему [ ], и [ ].
а)Веет теплом ночь и слабо алеет закат.
б)Тонкий туман лёг на речку и уснул .
в)Всё видит и слышит рысь в саду
2.Найдите сложноподчинённое предложение.
а)Испугался зайчонок и притаился под кустом.
б)Когда туман рассеялся увидел заросший пруд.
в)Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.