Сложные неорганические вещества. Квест по химии

  • docx
  • 19.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СЛОЖНЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.docx

Министерство промышленности и торговли Тверской области

ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный

колледж»

Дисциплина «Химия»

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЛОЖНЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торжок, 2021

 

 

Министерство промышленности и торговли Тверской области

 

ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Рецензент

должность, место работы
_______ ____________

__. __. 2021

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УМР

_____________ О.В.Гамелько

__. __. 2021

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЛОЖНЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

 

 

Составлена в соответствии с ФГОС СПО

 

 

Преподаватель высшей категории         ___________Т.В.Королёва

 

Председатель ПЦК    ____________         Т.В.Королёва

__. __. 2021

Методист   ____________      Т.В.Белякова

__. __. 2021

Рецензент

Преподаватель ___ категории ____________ ________________

__. __. 2021

 

 

Пояснительная записка

 

В ходе уроков используется квест.

В своем классическом значении квест (от англ. quest – поиск) – это командная игра, в которой востребованы эрудиция, сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь в реальном или виртуальном пространстве, выполняют различные задания. Игра включает в себя последовательность точек (локаций) и задач, объединенных общим сценарием. Выполнив задание, команда получает направление на следующую точку или задание, и таким образом продвигается к финишу. Количество точек (уровней) и их сложность определяется для каждой игры в соответствии с ее целью и сюжетными особенностями. Используя свои знания, интеллект, смекалку, команда игроков должна стремиться выполнить все задания и преодолеть маршрут за определенное время.

Квест обладает всеми преимуществами игры как таковой, то есть дает возможность реализовать все плюсы игрового обучения. Это и пробуждение активности учащихся, и организация свободного творческого пространства, и формирование навыков принятия самостоятельных и коллективных решений. Не стоит забывать и о мотивационных возможностях состязательного характера игры, который, как правило, присутствует в любом квесте. 

Игровая ситуация задается на старте квеста и может быть очень разнообразной. Выбирая сюжет игры, необходимо учитывать несколько важных условий. Прежде всего, он определяется целями проведения квеста – как учебными, так и воспитательными. Немаловажен возраст учащихся и психологические особенности группы. Но какими бы ни были сюжет и задачи квеста, важно изначально проектировать его многовариантность, динамику и драматургию, а в ходе проведения стараться поддерживать атмосферу игры, аккуратно управлять ей, не допуская превращение  увлекательного приключения в бесконечную череду утомительных учебных заданий.

Квест – это всегда поиск. В буквальном смысле – играющим нужно найти месторасположение объекта, опознавательные знаки, информацию, отдельные детали и т.д. И эта задача, безусловно, развивает не только наблюдательность и внимание, но и привычку внимательного всматривания в окружающий мир. Квест убеждает в том, что вокруг нас много интересного, что не всегда бросается в глаза, что стоит стать чуть зорче, и увидишь больше, чем остальные. При этом, хотя игра носит командный характер, для достижения нужного результата важна поисковая работа каждого из участников. Зачастую в этих условиях неожиданно ярко проявляют себя обычно пассивные учащиеся, не обладающие большим багажом знаний, но обнаруживающие в игре наблюдательность или способность быстро ориентироваться в пространстве.

Исследовательские возможности квеста определяются и полной самостоятельностью учащихся, которая является обязательным условием этого типа игры. Учитель выступает здесь лишь дистанционным модератором – он не направляет действия участников, не участвует в определении стратегии поиска, не распределяет роли внутри группы. Все это студентам приходится  делать самим для успешного достижения результата. В поисках ответа на заданный вопрос или решения задачи ими определяются оптимальные способы действия, актуализируются накопленные знания, анализируется информация и устанавливаются причинно-следственные связи. При этом результат игры может быть гораздо объемнее, чем достижение заданной на старте цели. В поле зрения участников часто оказываются не имеющие отношения к сюжету, но интересные детали и обстоятельства, возникают дополнительные вопросы, которые могут стать предметом дальнейшего обсуждения и исследования.

Чтобы максимально использовать исследовательскую составляющую квеста, важно организовать его поэтапную рефлексию. По завершении игры можно обсудить ее фактические результаты, обозначить самые сложные и самые интересные задания, отметить самых активных, изобретательных и эрудированных участников. Возможно на этом же этапе предположить возможные темы дальнейших исследований. Зачастую катализатором интересных идей здесь становятся запомнившиеся участникам вопросы или неожиданные наблюдения.

Таким образом, возможности образовательного квеста достаточно широки. Стоит заметить, что, рискнув взяться за подготовку подобных игр, немало приобретает и сам учитель. Открываются интересные факты, рождаются новые идеи. И как всякий творческий процесс, создание квеста – это увлекательное и вдохновляющее, хотя и трудоемкое занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

СЛОЖНЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Тип урока: обобщение полученных знаний

Вид урока: урок - квест

Время: 1 час 30 мин

Информационная карта урока

Изучить классификацию сложных неорганических веществ

Развить познавательный интерес, активность.

Формировать навыки принятия самостоятельных  и коллективных решений.

 

Воспитать научное мировоззрение

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОРГ.МОМЕНТ

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – интерактивный кроссворд https://wordwall.net/play/4454/102/373

 

3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

-КЛАССИФИКАЦИЯ

- КВЕСТ «СЛОЖНЫЕ НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»

- ИТОГИ КВЕСТА

- ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

- Д.З. Продолжить УХР

- составить кроссенс «Серная кислота»

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

- видеосюжет https://youtu.be/XY_J5Vsv1UE «Генетическая связь между классами веществ»

-ЛСМ  «Сложные вещества»

-ПСХЭ

- маршрутные листы

- листы с заданиями в конвертах

- указатели

- слова ключевой фразы

 

Результаты

Назвать классы неорганических веществ,

Распределять вещества по классам

Характеризовать свойства различных классов веществ

Решать задачи на определение массовой доли

Организовывать совместное взаимодействие

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КВЕСТ

ЛЕГЕНДА

Давно это было. Один мудрец зашифровал свои слова - напутствия ученикам.  Записал и разрезал  листок по словам. Раскидал по поляне и  приказал собрать их. Собрать их можно только выполнив задания. Собрались добрые молодцы и юные девицы в путь. Каждый получил свой маршрут!

Разминка

Интерактивный кроссворд «Классы неорганических веществ» https://wordwall.net/play/4454/102/373

 

Разделение на группы

1.Определить класс веществ по формулам и разделиться по группам: оксиды, кислоты, соли, основания.

МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ

 

1

Задание

 

Где ключевое слово и следующее задание

старт - оксиды

Определение оксидов

Элемент, который всегда входит в состав оксидов

 

Составить формулы

 

Формула вещества  - 5 столбик  2 строка

 

Решить задачу

 

Цифра в ответе

 

Продолжить УХР

Вещество, которое выпало в осадок

 

 

финиш

 

2

Задание

 

Где ключевое слово и следующее задание

старт - кислоты

Определение кислот с точки зрения электролитической диссоциации

 



Элемент, который всегда входит в состав кислот

 

Составить формулы

 

Формула вещества  - 5 столбик  2 строка

 

Решить задачу

 

Цифра в ответе

 

Продолжить УХР

Вещество, которое выпало в осадок

 

 

финиш

 

3

Задание

 

Где ключевое слово и следующее задание

старт - основания

Определение оснований с точки зрения электролитической диссоциации

 



Гидроксильная группа

 

Составить формулы

 

Формула вещества  - 5 столбик  2 строка

 

Решить задачу

 

Цифра в ответе

 

Продолжить УХР

Вещество, которое выпало в осадок

 

 

финиш

 

4

Задание

 

Где ключевое слово и следующее задание

старт - соли

Определение солей с точки зрения электролитической диссоциации

 

Кислотный остаток соляной кислоты

 

Составить формулы

 

Формула вещества  - 5 столбик  2 строка

 

Решить задачу

 

Цифра в ответе

 

Продолжить УХР

Вещество, которое выпало в осадок

 

 

финиш

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОКСИДЫ-

 

 

ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

КИСЛОТЫ-

 

 

ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СОЛИ-

 

 

ЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОСНОВАНИЯ-

 

 

 

Составить формулы

 

K

Na

N

Al

OH

 

 

 

 

 

 

K

Na

N

Al

O

 

 

 

 

 

 

SO4

Cl

N O2

Р O4

H

 

 

 

 

 

 

K

Na

N

Al

SO4

 

 

 

 

 

 ЗАДАЧИ

ОПРЕДЕЛИТЬ  КОЛИЧЕСТВО КИСЛОРОДА В ПРОЦЕНТАХ В ОКСИДЕ КАЛЬЦИЯ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

ОПРЕДЕЛИТЬ  КОЛИЧЕСТВО КИСЛОРОДА В ПРОЦЕНТАХ В СЕРНОЙ КИСЛОТЕ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

ОПРЕДЕЛИТЬ  КОЛИЧЕСТВО КИСЛОРОДА В ПРОЦЕНТАХ В ГИДРОКСИДЕ НАТРИЯ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

ОПРЕДЕЛИТЬ  КОЛИЧЕСТВО КИСЛОРОДА В ПРОЦЕНТАХ В

НИТРАТЕ СЕРЕБРА

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

ПРОДОЛЖИТЕ УХР

BaCl2 + H2SO4=

 

 

ПРОДОЛЖИТЕ УХР

Al2 (SO4)3+ KOH=

 

 

ПРОДОЛЖИТЕ УХР

Zn(SO4)2+KOH=

 

 

ПРОДОЛЖИТЕ УХР

BaCl2 + H3PO4=

 

 

 

КЛЮЧ

BaCl2 + H2SO4=Ba SO4+ HCl

Al2 (SO4)3+ 6KOH= 2Al(OH)3+ 3K2SO4

ZnSO4+2KOH= Zn(OH)2+ K2SO4

3BaCl2 + 2H3PO4=Ba3(PO4)2+ 6HCl

 

 

Ключевые фразы:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Глаза боятся, а руки делают.

Дружба дружбой, а служба службой.

За деревьями леса не видать.

 

Итоги квеста

Задания

Третий лишний

BaCl2,  H3PO4HCl

BaCl2,  AlPO4, H Cl

Ba(OH)2,  Al(OH)3, H Cl

Ba(OH)2,  Al(OH)3, KOH

Вопросы

Какой элемент входит в состав всех оксидов?

Самый известный оксид?

Какой элемент входит в состав всех кислот?

Формула углекислого газа?

Формула гидроксидной группы?

Определение кислот с точки зрения электролитической диссоциации?

Формула поваренной соли.

Формула серной кислоты.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

 

Класс вещества

Название

Mr

W(%)O

NaOH

 

 

 

 

HCl

 

 

 

 

NO2

 

 

 

 

Al 2(SO4)3

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru