Сложные предложения с различными видами связи
Оценка 4.6

Сложные предложения с различными видами связи

Оценка 4.6
Карточки-задания +1
doc
русский язык
9 кл—11 кл
04.04.2020
Сложные предложения с различными видами связи
Данная разработка предназначена для комплексного повторения сведений по теме «Сложные предложения с различными видами связи». В указанных выше материалах представлен конспект для учителя (внесены необходимые правки и отмечены верные ответы), дана индивидуальная карточка для учащихся (необходимо провести подробный анализ предложений, вставить пропущенные знаки препинания), включена карточка для проведения самостоятельной работы. Для эффективного проведения занятия нужно распечатать листы (по количеству учащихся в классе). Материал можно использовать для работы на уроке, для дальнейшей подготовки к контрольному тестированию и к ЕГЭ. Задания были апробированы в старших классах с углубленным изучением русского языка и литературы. Желаем успеха!
Сложные предложения с различными видами связи .doc

 

Сложные предложения с различными видами связи

 

В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого предложения, надо посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или три связанных между собой предложения могут составлять одну сложную часть.

       [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-то подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту-две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].                   [  ,(если  ), ],  но [   ], и [   ].   Сложное предложение с различными видами связи:

 


        подчинительной               и        сочинительной;  состоит из 3-х частей, соединённых сочинительными союзами но, и: 1-я часть по своему строению – сложноподчинённое предложение с придаточным условным (союз если), стоящим внутри главного; вторая и третья части – простые предложения.         

 

Укажите, из каких частей состоят сложные предложения, какие простые входят в состав каждой части. Определите вид связи между простыми предложениями, расставьте знаки препинания.

        1. [Плакучие ивы купали в озере свои ветви] и [кое-где берега поросли осокой] (в которой прятались большие жёлтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях).  2. [Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях] и (хотя слова её привычными) [у Сабурова от них вдруг защемило сердце]. 3. [Гром грохотал над крышей глухо возрастая и раздражаясь треском] (когда мелькала красноватая молния) [от нависших туч темнело]. 4. [Я с трепетом ждал ответа Грушницкого] [холодная злость овладела мной при мысли] (что (если б не случай) то я мог бы стать посмешищем этих дураков).  5.[Ночью я почувствовал сильную боль в ноге]  и (когда встал утром) [она оказалась сильно распухшей]. 6. [Занавес поднялся] и (как только публика увидела своего любимца) [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]. 7. (Когда он вернулся в избу) [то лицо его волосы одежда были мокры] (точно они насквозь пропитались едким болотным туманом). 8. [Я завернулся в бурку и сел у забора на камень поглядывая вдаль] [передо мной  тянулось ночною бурею взволнованное море] и [однообразный шум его подобный ропоту засыпающего города  напомнил мне старые годы].          

 

Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите вид связи между предложениями.

1. Мальчик прислушался и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось что он слышит как растет и чуть шевелится горячая от солнца трава (В. Бел.).

 2. Ломаные линии молний из золотых стали не то голубыми не то дымно-зелеными они подолгу чертили темень и гром шарахался во все стороны и затихал стушеванный шумом воды (В. Бел.).

3. Два скворца которые поселились в скворечне без передышки летали на лужок и Павлуня никак не мог уследить за ними потому что на лужок летали и другие скворцы (В. Бел.).

4. Прорвался солнечный луч желтый и анемичный как будто солнце было неизлечимо больным  шире и печальнее стала туманная осенняя даль (Андр.).

5. Краски так холодны как будто портрет внесли сюда прямо с мороза  и он в этом теплом и людном зале сразу заиндевел (М. Гр.).

6. Гулянье ширилось и росло в проулках и улицах стоял сплошной стонущий гул и уже нельзя было разобрать отдельные голоса звучащие в общем хоре. (В. Бел.).

7. Нижние паруса которые так и не успели убрать лопнули и обрывки их унесло в темноту (Орл.). 8. Брови Лели поднялись и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза что солнце поступило умно расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико (Андр.).

9. Когда душе моей сойдет успокоенье с высоких после гроз немеркнущих небес когда душе моей внушая поклоненье идут стада дремать под ивовый навес когда душе моей земная веет святость и полная река несет небесный свет    мне грустно оттого что знаю эту радость лишь только я один   друзей со мною нет (Рубц.).

10. Еще амуры черти змеи на сцене скачут и шумят  еще усталые лакеи на шубах у подъезда спят  еще не перестали топать сморкаться кашлять шикать хлопать еще снаружи и внутри везде блистают фонари еще прозябнув, бьются кони наскуча упряжью своей и кучера вокруг огней бранят господ и бьют в ладони   а уж Онегин вышел вон (П.).

 

                                               

Материалы для учителя

 

Карточка для проведения проверки предыдущего задания

 

1. Мальчик прислушался, и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось, что он слышит, как растет и чуть шевелится горячая от солнца трава (В. Бел.). 2. Ломаные линии молний из золотых стали не то голубыми, не то дымно-зелеными, они подолгу чертили темень, и гром шарахался во все стороны и затихал, стушеванный шумом воды (В. Бел.). 3. Два скворца, которые поселились в скворечне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы (В. Бел.). 4. Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль (Андр.). 5. Краски так холодны, как будто портрет внесли сюда прямо с мороза, и он в этом теплом и людном зале сразу заиндевел (М. Гр.). 6. Гулянье ширилось и росло, в проулках и улицах стоял сплошной стонущий гул, и уже нельзя было разобрать отдельные голоса (В. Бел.). 7. Нижние паруса, которые так и не успели убрать, лопнули, и обрывки их унесло в темноту (Орл.). 8. Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико (Андр.). 9. Когда душе моей сойдет успокоенье с высоких после гроз немеркнущих небес, когда, душе моей внушая поклоненье, идут стада дремать под ивовый навес, когда душе моей земная веет святость и полная река несет небесный свет, — мне грустно оттого, что знаю эту радость лишь только я один: друзей со мною нет (Рубц.). 10. Еще амуры, черти, змеи на сцене скачут и шумят; еще усталые лакеи на шубах у подъезда спят; еще не перестали топать, сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; еще снаружи и внутри везде блистают фонари; еще, прозябнув, бьются кони, наскуча упряжью своей, и кучера, вокруг огней, бранят господ и бьют в ладони, — а уж Онегин вышел вон (П.).

 

 

Карточка для самостоятельной работы

 

Расставьте знаки препинания.

 

(вариант карточки для учащихся дан ниже)

1. В сарае летали белогрудые ласточки, они присаживались под самую крышу, кормили птенцов, на жердочке висели березовые веники, ворота были открыты, и солнце светило прямо в ворота (В. Бел.). 2. В избе тепло и тихо, все молчат, только полощется в печке огонь да тараканы шуршат в потолочных щелях, словно шушукаются (В. Бел.). 3. Вдоль двора несутся голоса стряпухи и веселого кучера, и, когда смолкают, сонный пес принимается колотить хвостом о собачью будку (А. Н. Т.). 4. Здесь ворочали миллионами, и было время, когда Таганрог соперничал с морской купеческой Одессой (М. Гр.). 5. Вокруг переливались от ветра хлеба: поле ржи сквозило тем сизым отливом, который приходит вместе с выходом озими в трубку (В. Бел.). 6. Павлуня стал спать, он натянул одеяло так, чтобы закрыть ухо, потому что никогда не уснешь, если ухо торчит на воле (В. Бел.). 7. Издание было приостановлено, но почему это произошло, сказать без документальных данных невозможно (М. Гр.). 8. «Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова; когда он держал в руках ее печатные оттиски, жить ему оставалось недолго, несколько считанных месяцев (М. Гр.). 9. У одного одежда была побогаче, а в изголовье сабля лежала, драгоценные камни на рукояти искрились при свете луны (С. Г.). 10. Как ни гнетет рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран; каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены, — что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Тютч.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для учеников

 

 

Карточка для самостоятельной работы

 

Расставьте знаки препинания.

 

1. В сарае летали белогрудые ласточки они присаживались под самую крышу кормили птенцов на жердочке висели березовые веники ворота были открыты и солнце светило прямо в ворота (В. Бел.). 2. В избе тепло и тихо все молчат только полощется в печке огонь да мыши шуршат в потолочных щелях словно шушукаются (В. Бел.). 3. Вдоль двора несутся голоса стряпухи и веселого кучера и когда смолкают сонный пес принимается колотить хвостом о собачью будку (А. Н. Т.). 4. Здесь ворочали миллионами и было время когда Таганрог соперничал с морской купеческой Одессой (М. Гр.). 5. Вокруг переливались от ветра хлеба поле ржи сквозило тем сизым отливом который приходит вместе с выходом озими в трубку (В. Бел.). 6. Павлуня стал спать он натянул одеяло так  чтобы закрыть ухо  потому что никогда не уснешь  если ухо торчит на воле (В. Бел.). 7. Издание было приостановлено но почему это произошло сказать без документальных данных невозможно (М. Гр.). 8. «Вишневый сад»  последняя пьеса Чехова когда он держал в руках ее печатные оттиски жить ему оставалось недолго несколько считанных месяцев (М. Гр.). 9. У одного одежда была побогаче а в изголовье сабля лежала драгоценные камни на рукояти искрились при свете луны (С. Г.). 10. Как ни гнетет рука судьбины как ни томит людей обман как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран  каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Тютч.).

 

 

---------------------------------------------------------------------------------

 

 

Карточка для самостоятельной работы

 

Расставьте знаки препинания.

 

1. В сарае летали белогрудые ласточки они присаживались под самую крышу кормили птенцов на жердочке висели березовые веники ворота были открыты и солнце светило прямо в ворота (В. Бел.). 2. В избе тепло и тихо все молчат только полощется в печке огонь да мыши шуршат в потолочных щелях словно шушукаются (В. Бел.). 3. Вдоль двора несутся голоса стряпухи и веселого кучера и когда смолкают сонный пес принимается колотить хвостом о собачью будку (А. Н. Т.). 4. Здесь ворочали миллионами и было время когда Таганрог соперничал с морской купеческой Одессой (М. Гр.). 5. Вокруг переливались от ветра хлеба поле ржи сквозило тем сизым отливом который приходит вместе с выходом озими в трубку (В. Бел.). 6. Павлуня стал спать он натянул одеяло так  чтобы закрыть ухо  потому что никогда не уснешь  если ухо торчит на воле (В. Бел.). 7. Издание было приостановлено но почему это произошло сказать без документальных данных невозможно (М. Гр.). 8. «Вишневый сад»  последняя пьеса Чехова когда он держал в руках ее печатные оттиски жить ему оставалось недолго несколько считанных месяцев (М. Гр.). 9. У одного одежда была побогаче а в изголовье сабля лежала драгоценные камни на рукояти искрились при свете луны (С. Г.). 10. Как ни гнетет рука судьбины как ни томит людей обман как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран  каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Тютч.).

 


Сложные предложения с различными видами связи

Сложные предложения с различными видами связи

Материалы для учителя Карточка для проведения проверки предыдущего задания 1

Материалы для учителя Карточка для проведения проверки предыдущего задания 1

Материалы для учеников Карточка для самостоятельной работы

Материалы для учеников Карточка для самостоятельной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020