Нам нужны простые способы обращения со сложностью, а не
сложные способы обращения с простотой.
Эволюция соответствует нуждам прошлого, но не нуждам бу
дущего.
Эволюция можетоптимизировать настоящее и прошлое, но не
будущее. Для будущего нам необходимо проектирование.
Язык со временем эволюционирует, чтобы отвечать ну
ждам настоящего момента. В языке нет такого элемента,
который подготавливал бы его к удовлетворению нужд бу
дущего.
Сложные описания
Нам нужны простые способы обращения со сложностью, а не
сложные способы обращения с простотой.
Эволюция соответствует нуждам прошлого, но не нуждам бу
дущего.
Эволюция можетоптимизировать настоящее и прошлое, но не
будущее. Для будущего нам необходимо проектирование.
Язык со временем эволюционирует, чтобы отвечать ну
ждам настоящего момента. В языке нет такого элемента,
который подготавливал бы его к удовлетворению нужд бу
дущего.
Некий человек пережил удар. Не слишком тяжелый. Но
очень редкий. Результатом удара явился небольшой умст
венный дефект. Человек не мог вспомнить названия ово
щей. И все. Остальное было в полном порядке.
Значение этого крошечного дефекта очень велико. На
звания овощей записаны в каком-то определенном участке
мозга.
Для чего они нам нужны?
Мы видим предметы — красные, лоснящиеся, круглые.
Они помещаются в руку. Под кожурой находится твердый
внешний слой, а внутри — мякоть с семенами.
Сказать «томат» — несколько легче.
Другой предмет — цилиндрический, с закругленными
концами. Его можно слегка согнуть. Кожура у него темно-
зеленая, мякотьвнутрибелая. Из негоделаютсалаты, агре
ки добавляют его в йогурт.
Сказать «огурец» — проще.
Мы используем названия, как простой и удобный способ обозначить то, что на другом языке пришлось бы опи
сывать, возможно, гораздо более сложным образом.
Всякое существующее название имеет, по-видимому,
в мозге свою точку размещения. Или «место». Сложные
описания, даже если они точны, своей точки размеще
ния не имеют. Это уже не «места», а «путешествия» по
местности или во времени.
Мы даем названия овощам, но даем ли их человеческим
ситуациям? Существуют такие слова, как «капитуляция»,
«запугивание», «компромисс», «переговоры» и т. д. Одним
словом мы описываем довольно сложные ситуации. Но
встречаются, однако, ситуации и более сложные, для опи
сания которых слова так и не придуманы.
Девочка-подростокпопала в беду. Ей нужна помощь ро
дителей, но не нужны обычныепроповеди и напоминания
«надо было слушаться старших». Объяснять ли ей все это
родителям? Или обратиться к «коду "Б" де Боно» и ска
затьтак:«Мама, у меня 8/1»?
Мама знает, что означает «8/1». Если нет, она может за
глянуть в книгу кодов. Это значит: «Я в беде и нуждаюсь в
вашейпомощи, но не хочу проповедей и тому подобного».
Оба родителя понимают, какую позицию им следует за
нять.
Во время переговоров одна сторона может сказать дру
гой:«По-моему, у нас сейчас код 15/6».Этоозначает:«Мы
ходимпо кругу. Пока прибыли не возрастут, я не могу пой
тина соглашение».
В «Книге кодов де Боно» {Penguin, 2001) предлагаются
коды для поездок, переговоров, проектного менеджмента,началаотношений, завершения отношений и т. д. Код «Б»
состоит из произвольно выбранных чисел.
Коды становятся международными. Ими может пользо
ваться человек, говорящий на английском, японском, не
мецком, русском языке и на языке хинди. Они представля
ют «интер-язык». Главное их назначение — прояснять
сложную ситуацию, как названия овощей избавляют от
сложных описаний.