Сложные описания

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нам нужны простые способы обращения со сложностью, а не сложные способы обращения с простотой. Эволюция соответствует нуждам прошлого, но не нуждам бу дущего. Эволюция можетоптимизировать настоящее и прошлое, но не будущее. Для будущего нам необходимо проектирование. Язык со временем эволюционирует, чтобы отвечать ну ждам настоящего момента. В языке нет такого элемента, который подготавливал бы его к удовлетворению нужд бу дущего.
Иконка файла материала Сложные описания.doc
Сложные описания Нам нужны простые способы обращения со сложностью, а не сложные способы обращения с простотой. Эволюция соответствует нуждам прошлого, но не нуждам бу дущего. Эволюция можетоптимизировать настоящее и прошлое, но не будущее. Для будущего нам необходимо проектирование. Язык со временем эволюционирует, чтобы отвечать ну ждам настоящего момента. В языке нет такого элемента, который подготавливал бы его к удовлетворению нужд бу дущего. Некий человек пережил удар. Не слишком тяжелый. Но очень редкий. Результатом удара явился небольшой умст венный дефект. Человек не мог вспомнить названия ово щей. И все. Остальное было в полном порядке. Значение этого крошечного дефекта очень велико. На звания овощей записаны в каком-то определенном участке мозга. Для чего они нам нужны? Мы видим предметы — красные, лоснящиеся, круглые. Они помещаются в руку. Под кожурой находится твердый внешний слой, а внутри — мякоть с семенами. Сказать «томат» — несколько легче. Другой предмет — цилиндрический, с закругленными концами. Его можно слегка согнуть. Кожура у него темно- зеленая, мякотьвнутрибелая. Из негоделаютсалаты, агре ки добавляют его в йогурт. Сказать «огурец» — проще. Мы используем названия, как простой и удобный способ обозначить то, что на другом языке пришлось бы опи сывать, возможно, гораздо более сложным образом. Всякое существующее название имеет, по-видимому, в мозге свою точку размещения. Или «место». Сложные описания, даже если они точны, своей точки размеще ния не имеют. Это уже не «места», а «путешествия» по местности или во времени. Мы даем названия овощам, но даем ли их человеческим ситуациям? Существуют такие слова, как «капитуляция», «запугивание», «компромисс», «переговоры» и т. д. Одним словом мы описываем довольно сложные ситуации. Но встречаются, однако, ситуации и более сложные, для опи сания которых слова так и не придуманы. Девочка-подростокпопала в беду. Ей нужна помощь ро дителей, но не нужны обычныепроповеди и напоминания «надо было слушаться старших». Объяснять ли ей все это родителям? Или обратиться к «коду "Б" де Боно» и ска затьтак:«Мама, у меня 8/1»? Мама знает, что означает «8/1». Если нет, она может за глянуть в книгу кодов. Это значит: «Я в беде и нуждаюсь в вашейпомощи, но не хочу проповедей и тому подобного». Оба родителя понимают, какую позицию им следует за нять. Во время переговоров одна сторона может сказать дру гой:«По-моему, у нас сейчас код 15/6».Этоозначает:«Мы ходимпо кругу. Пока прибыли не возрастут, я не могу пой тина соглашение». В «Книге кодов де Боно» {Penguin, 2001) предлагаются коды для поездок, переговоров, проектного менеджмента,началаотношений, завершения отношений и т. д. Код «Б» состоит из произвольно выбранных чисел. Коды становятся международными. Ими может пользо ваться человек, говорящий на английском, японском, не мецком, русском языке и на языке хинди. Они представля ют «интер-язык». Главное их назначение — прояснять сложную ситуацию, как названия овощей избавляют от сложных описаний.