СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ученики средних классов развивают в себе представление об общественных ценностях и изучают историю волюнтаризма. В этом возрасте можно там же знакомиться с путями решения местных проблем. Они могут постараться ответить на вопросы: почему люди добровольно занимаются какой-то работой, например, помогают на уроках в школе. Сами ученики могут работать на добровольной основе в домах престарелых и в детских садах. Многие предметы в старших классах подразумевают участие в общественной жизни. На этом уровне ученики могут определять нужды школы и общества и участвовать в практической работе по решению этих проблем. Программа служения обществу включает в себя помощь отстающим ученикам, поддержку престарелых, наблюдение за подростками после школы, уборку школы и района. В истории нашего отечества много примеров проявления добровольничества, которые могут изучать школьники, например, возникновение чувства сплоченности у американских пионеров во время продвижения на Запад.
Иконка файла материала СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ И ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ.doc
СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ И ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ * Катлин Кирби Служение обществу ­ это добровольный вклад в общественное благо. Много лет назад Алексис де Токвиль  предложил решать проблемы общества с помощью создания добровольных организаций. В наши дни в стране  существуют тысячи организаций, обеспечивающих определенные нужды на местном, региональном и  федеральном уровнях. Деятельность добровольных организаций помогает создать ощущение важности  общественного блага и порождает в людях готовность к добровольной работе, которая так важна для  будущего нашей страны.  Как служение обществу связано с курсом граждановедения? Ученики всех классов могут принимать  непосредственное участие в проектах, связанных со служением обществу. Одна из главных задач учеников  младших классов ­ узнать об основных ценностях общества, о правах и обязанностях граждан и научиться  уважать мнение других. Участвуя в программах служения обществу, даже самые маленькие могут научиться  решению проблем, участию в работе групп в качестве лидера или последователя, оценить ответственность за  свои поступки. В дополнение они узнают об устройстве общества, в котором живут: его лидерах,  общественных группах, стандартах социального поведения.  Ученики средних классов развивают в себе представление об общественных ценностях и изучают историю  волюнтаризма. В этом возрасте можно там же знакомиться с путями решения местных проблем. Они могут  постараться ответить на вопросы: почему люди добровольно занимаются какой­то работой, например,  помогают на уроках в школе. Сами ученики могут работать на добровольной основе в домах престарелых и в  детских садах. Многие предметы в старших классах подразумевают участие в общественной жизни. На этом уровне ученики  могут определять нужды школы и общества и участвовать в практической работе по решению этих проблем.  Программа служения обществу включает в себя помощь отстающим ученикам, поддержку престарелых,  наблюдение за подростками после школы, уборку школы и района. В истории нашего отечества много  примеров проявления добровольничества, которые могут изучать школьники, например, возникновение  чувства сплоченности у американских пионеров во время продвижения на Запад. Работа по программе служения обществу связана и с курсом обществознания. Ее результатом становится  появление таких навыков и когнитивных процессов высшего уровня, как сбор фактов, критическое  мышление, умение принимать решения. Программа служения обществу также помогает укреплению таких  социальных навыков, как групповое взаимодействие, лидерство, сотрудничество и политическое влияние. Каковы возможные положительные результаты программы служения обществу в школах? Практика  таких программ  * укрепляет отношения между молодежью и общественными организациями: * готовит молодежь к зрелому служению отечеству * создает связь между школой и обществом * способствует изучению курса граждановедения * развивает основные навыки предпринимательства * обеспечивает альтернативы социального поведения. Служение обществу улучшает академические показатели ученика и  способствует появлению чувства самоуважения. Оно* интеллектуально развивает * помогает познакомиться с ходом общественных процессов и деятельностью различных организаций * стимулирует интерес и уменьшает негативные установки * помогает увидеть связь между школьным материалом и реальными проблемами * повышает личную и общественную ответственность, вовлеченность в общественную жизнь, помогает  усвоить фундаментальные демократические ценности, повышает самоуважение * внушает чувство личной ценности и способности к лидерству и решению проблем. Такая практика объединяет учеников разных национальностей и разных социоэкономических групп. Она  позволяет ученикам помочь своей школе и обществу. Там же возникает сотрудничество между школьниками  и взрослыми, которое способствует социализации учеников и их сознательному участию в жизни общества. И  в конечном счете, она устанавливает на всю жизнь деловую этику.  Что представляет из себя образцовая программа служения обществу? Исследования Конрада и Хедина,  проведенные в 1982 году, выявили шесть элементов, которые повышают успех программы: * служение обществу должно заниматься реальными нуждами учеников и общества * служение обществу должно приводить к определенным результатам, таким образом, другие члены общества будут зависеть от действий учащихся * служение обществу должно распределять среди учеников новые роли, помещать их в незнакомые условия,  аккумулировать новые навыки в ситуациях, связанных с мобилизацией когнитивных способностей и  этических установок * служение обществу должно подразумевать личную ответственность ученика за принятые им решения * служение обществу должно включать совместные усилия школьников и взрослых * служение обществу должно опираться на опыт и сопровождаться продолжительными дискуссиями и  письменным анализом. Национальное общество очного и заочного обучения (1989) предлагает в дополнение к вышеперечисленным  элементам, что необходимо сделать, чтобы программа была успешной: * сформулировать практические и образовательные цели всем участникам * дать возможность сформулировать их потребности * определить обязанности каждого человека и каждой организации * в ходе работы подобрать участников в соответствии с потребностями * рассчитывать на подлинную, активную и продолжительную ответственность * использовать тренинг, наставничество, мониторинг, помощь, одобрение и оценку для достижения  образовательных целей * убедиться, что время для работы и учебы гибкое, подходящее и соответствует интересам всех участников * вовлекать в работу программы представителей разных слоев общества.* Источник: ERIC Digest (December 1994). Clearinghouse for Social Studies/Social Science Education,  Bloomington, Indiana. Часть III.  ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ Оценка результатов работы учащихся в общественных дисциплинах * Л. Мак Брайд, Д. Дрейк, М. Левински В предыдущих главах мы говорили о том, что содержание и методы обучения, а также использование  источников меняются в классе с активными видами деятельности. Таким же образом изменяется и  оценивание учащихся. На традиционных занятиях от учащихся ожидают, что они всего лишь вспомнят то,  чему их учили на предыдущем уроке, и воспроизведут основные факты и положения курса в конце года. В классе с активными видами деятельности учащийся должен не только овладеть новыми знаниями, но и  использовать их для достижения более высоких результатов. Ученики должны учиться думать за себя,  проводить исследования в группе и самостоятельно изучать и интерпретировать источники. Другими  словами, они должны стать более независимыми от учителя как основного источника информации. Но как должен учитель оценивать выполнение заданий в активном классе? На мой взгляд, необходимо  исходить из следующего : 1. Оценивание должно быть близким к реальной жизни. Оно должно быть основано на жизненных ситуациях  или "ситуациях с контекстом". Например, если граждановедение ­ это гражданское образование, учащиеся  должны уметь действовать в условиях гражданского общества, участвуя в ролевых играх, обучаясь в  сотрудничестве, анализируя газеты, критически просматривая телевизионные программы и т.д. 2. Оценивание должно использовать альтернативные и комбинированные методы. Учитель не может  полагаться только на устные опросы и контрольные работы, чтобы выяснить, как много материала учащиеся  могут воспроизвести за определенный отрезок времени. Чтобы оценить выполнение заданий, учителю  приходится использовать различные методы. Теперь учащиеся должны не только воспринимать информацию,  но и развивать навыки аргументирования и общения. Именно в этом смысле мы используем определение  "альтернативное оценивание". Логика такова: выполнение заданий рассчитано не только на овладение  материалом, но и на навыки более высокого уровня ­ навыки аргументирования и общения. Это готовит  учеников к настоящей жизни активных граждан. Традиционные устные опросы и письменные контрольные  работы не соответствуют новым требованиям. Таким образом, должны быть найдены новые формы  оценивания! 3. Оценивание должно обеспечить постоянную обратную связь. В старые времена оценивание учащихся  состояло из проверки "всего или ничего". Ученики не должны были знать, что будет на проверке. В активном  классе они должны знать те критерии, по которым их будут оценивать. 4. Оценивание должно быть основано на выполнении заданий. Основа оценки ­ это качество выполненного  задания. Задания должны быть разбиты на подпункты, которые должны соответствовать теоретическому и  практическому материалу учебной программы. Учащиеся не должны просто заполнять пустые строчки, им  необходимо решать задачи, искать и связывать необходимую информацию. Поиск решения лежит в основе  форм оценивания в активном классе, будь это математика или граждановедение. На уроке граждановедения,  например, результат задания по выборам и предвыборным кампаниям может быть таким: подборка и анализгазетных статей, письмо ученика к редактору газеты, интервью с кандидатом, исследование мнений  товарищей, рекламный плакат кампании, участие в играх в выборы. 5. Портфолио ­ это хороший способ оценить конечный или общий результат. Существует два вида таких  портфолио. Первый вид ­ это подборка работ ­ не только окончательных вариантов, но и черновиков,  отражающих ход мысли учащихся. Второй тип ­ для выставки. Здесь особый упор делается на окончательном  варианте. В обоих случаях портфолио лучше всего использовать, когда все предыдущие методы уже  испробованы: жизненные условия, альтернативное оценивание, постоянная обратная связь, задания на  выполнение.  Альтернативная оценка в общественных дисциплинах В практике любого школьного преподавателя встречались ученики, которые не получали хороших отметок на традиционных тестах и контрольных работах, хотя он был уверен, что они знают больше, чем показывают  результаты теста, и могут учиться лучше. Одним из способов выявить реальную глубину знаний и умений  являются альтернативные методы оценивания. В поддержку применения альтернативных методов говорит  как педагогическая теория, так и преподавательская практика. С одной стороны, учащиеся усваивают  материал по­разному. Обучение ­ процесс сложный; каждый учащийся "конструирует" свои знания,  основываясь на личном опыте. Индивидуальные различия усвоения материала учащимися и активная природа процесса обучения диктуют необходимость использования альтернативных методов оценивания. С другой  стороны, опытные преподаватели знают, что результаты работы учащихся тогда становятся лучше, когда  ребята знают цели, и то, как будет оцениваться их работа. Альтернативные методы отвечают обоим  вышеупомянутым критериям. В арсенале преподавателей множество методов оценивания работы учащихся. Эти методы часто называют  оцениванием "по участию в работе", "аутентичным" или истинным оцениванием и "альтернативным".  Независимо от того, какой из терминов употреблен, для подлинного оценивания необходимо, чтобы  учащийся выполнил сложные и важные задания, требующие от него применения ранее полученных знаний и  умений. Ученики могут принять участие в выпуске газеты, в тематических сценках, написать сочинение  (эссе), подготовить выставку или собрать материал по какой­либо теме (портфолио) и таким образом  продемонстрировать рост уровня своих знаний и умений. Подлинное оценивание также неразрывно связано с  планированием содержания образования и методов обучения. Это означает, что цели и содержание обучения  следует разрабатывать в соответствии с методами обучения и оценки. Оценивание играет свою роль в  треугольнике "содержание и методы обучения ­ цели и содержание обучения ­ оценивание" тем, что помогает  преподавателям устанавливать стандарты и разрабатывать пути обучения, а также устанавливает "обратную  связь", т.е. помогает учащимся и преподавателям лучше понять друг друга. Часто преподаватели не уверены в том, как правильно оценивать альтернативные виды деятельности. У этой  проблемы несколько аспектов. Во­первых, педагоги могут использовать широкий спектр альтернативной  деятельности учащихся, но не осознавать огромного потенциала этой деятельности для оценивания. Во­ вторых, у преподавателей может не быть систематизированной системы оценивания работы учащихся.  Многие преподаватели интуитивно чувствуют, каким должен быть хороший доклад или проект, но не имеют  установившихся критериев. В­третьих, преподаватели могут не понимать логического обоснования  критериев оценки. Цель данного раздела состоит в том, чтобы помочь преподавателям общественных дисциплин поучиться  оценивать работу учащихся. Здесь даны критерии (рекомендации) оценивания альтернативных видов  деятельности, логическое обоснование этих критериев и примеры альтернативной деятельности учащихся,  проводимой с целью определить их знания и умения, способность к логическому мышлению и умение ясно  преподнести информацию. Эту систему разработала группа педагогов общественных дисциплин специально  для школьных преподавателей. Им оказывали помощь более 120 преподавателей (с 1­го по 12­й класс),  которые проверяли на практике критерии оценивания и десятки видов альтернативной деятельности во время занятий по общественным дисциплинам. Лучше всего использовать наши рекомендации как базу при создании собственной системы оценивания.* Источник: John C. Craig, ed., Lawrence W. McBride, Frederick D. Drake, Marcel Lewinski ­ text authors,  Alternative Assessment in the Social Sciences, 1996. Published by Authority of State of Illinois, Illinois State Board of Education, Springfield, IL. Reprinted by permission. Критерии оценивания альтернативной оценочной деятельности в общественных  дисциплинах Оценивание альтернативной оценочной деятельности представляет собой особую сложность для  преподавателей общественных дисциплин. Во­первых, для правильно поставленной задачи существует, как  правило, несколько приемлемых решений и правильных ответов. Во­вторых, оценивание работы учащегося  может стать сложной задачей, если брать в расчет его деятельность в трех плоскостях ­ знания и умения,  способность к логическому мышлению (умственные навыки) и умение ясно преподнести информацию (т.е.  коммуникативные навыки). Для обеспечения надежного, справедливого и всеобъемлющего оценивания  необходимо разработать четкие критерии оценки по каждой из плоскостей. В­третьих, критерии оценки  должны быть взаимосвязаны с целями обучения в каждой из плоскостей, т.е. критерии должны отражать  развитие таких показателей, как знания и умения, способность к логическому мышлению и умение ясно  преподнести информацию. Справедливое и всеобъемлющее оценивание требует постоянной оценки  деятельности. Чем яснее критерии, тем больше вероятность того, что несколько преподавателей одинаково  оценят работу того или иного учащегося. Четкие критерии помогают избежать не относящейся к делу  информации и субъективного мнения в оценивании. Наконец, сами учащиеся должны знать критерии  оценивания, чтобы представлять, чего от них ожидают. Осознавая сложности оценивания альтернативных видов деятельности, мы предлагаем следующие критерии  (рекомендации) и их логическое обоснование. КРИТЕРИИ ДЛЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В  ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ КУРСАХ ЗНАНИЯ Знание данных из общественных наук: факты, поддерживающие детали; темы, проблемы; понятия, идеи 6. * Ключевые понятия, темы, проблемы, идеи тщательно отбираются, даются определения и описание * Значительные факты, поддерживающие детали включаются и подробно описываются * Нет фактических неточностей 5. * Ключевые понятия, темы, проблемы, идеи хорошо отбираются, четко определяются и описываются * Включаются факты, поддерживающие детали  * Небольшие фактические неточности 4. * Ключевые понятия, темы, проблемы, идеи частично отбираются, определяются и описываются * Включаются некоторые факты, поддерживающие детали* Могут иметь место значительные фактические неточности, но большинство информации правильно 3. * Некоторые ключевые понятия, темы, проблемы, идеи отбираются, определяются и описываются * Включается небольшое количество фактов, поддерживающих деталей * Некоторая информация правильна, некоторая ­ неправильна 2. * Незначительное количество ключевых понятий, тем, проблем, идей отбирается, определяется и  описывается *Факты, поддерживающие детали, не включаются * Информация в основном неверная или не относится к делу 1. * Ключевые понятия, темы, проблемы, идеи не отбираются, не определяются и не описываются * Факты, поддерживающие детали не включаются * Информация не точна или отсутствует  УМСТВЕННЫЕ НАВЫКИ Анализ, оценка и синтез данных 6  * Ученик находит (отбирает) и логически организует все данные, относящиеся к делу * Использует все соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа,  оценки и синтеза данных * Делает информированные выводы, основываясь на данных 5  * Находит и логически организует большинство данных, относящихся к делу * Использует соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, оценки и  синтеза данных * Делает информированные выводы, основываясь на данных 4  * Находит некоторые данные, относящиеся к делу * Частично использует навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, оценки и синтеза  данных* Делает информированные выводы, основываясь на данных 3  * Находит мало данных, относящихся к делу, и пропускает остальные данные * Использует не все навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, оценки и синтеза  данных * Делает неполные выводы, основываясь на данных 2 * Находит мало данных, относящихся к делу, и пропускает большинство из них * Использует нечетко или неправильно навыки критического мышления и умственные навыки для анализа,  оценки и синтеза данных * Делает неточные выводы, основываясь на данных 1  * Не находит важных данных, относящихся к проблеме * Отсутствуют навыки критического мышления и умственные навыки * Выводы отсутствуют или нечеткие Коммуникативные навыки Умение выражать свои мысли в письменной и устной форме. Знания и умения, а также способности к логическому мышлению демонстрируются при участии в устных, письменных, визуальных,  сценических или иных презентациях  6 * Все идеи в презентации поданы в такой манере, которая говорит о том, что учащийся обладает глубокими  знаниями о предмете и способностью мыслить логически * Тема презентации четко определена и хорошо разработана * Презентация разделена на разделы, отлично организована * Соблюдаются общепринятые нормы проведения презентаций  5 * Большинство идей в презентации поданы в такой манере, которая говорит о том, что учащийся обладает  глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически * Тема презентации четко определена и хорошо разработана, но встречаются незначительные нестыковки в  повествовании * Презентация разделена на разделы, хорошо организована* Встречаются незначительные нарушения общепринятых норм проведения презентаций 4 * Многие идеи в презентации поданы в такой манере, которая говорит о том, что учащийся обладает  глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически * Тема презентации четко определена и хорошо разработана, но встречается несколько нестыковок в  повествовании * Презентация разделена на разделы, достаточно хорошо организована * Встречаются нарушения общепринятых норм проведения презентаций 3 * Лишь некоторые идеи в презентации поданы в такой манере, которая говорит о том, что учащийся обладает  глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически * Тема презентации определена нечетко и недостаточно хорошо разработана * Презентация недостаточно хорошо организована * В презентации уделяется незначительное внимание общепринятым нормам проведения презентаций  2 * Большинство идей в презентации выражены нечетко * Тема презентации определена нечетко и плохо разработана * Презентация плохо организована * В презентации встречается множество нарушений общепринятых норм проведения презентаций  1 * Все идеи в презентации выражены нечетко * Тема презентации определена нечетко и не разработана * Презентация очень плохо организована * Не соблюдаются общепринятые нормы проведения презентаций. Это модель аналитических критериев оценивания. Она разделяет навыки учащегося по трем категориям:  знания и умения, способность к логическому мышлению и коммуникативные навыки. Эти категории  взаимосвязаны. Все вместе они показывают, что учащийся знает и что он умеет. Каждая категория  подразделяется на шесть уровней. Каждый уровень определяется несколькими критериями, отражающими  возможности, знания и умения учащегося. Уровни 6, 5, 4 применимы к учащимся с уже сформировавшимися  знаниями и умениями, способностью к логическому мышлению и комбинационными навыками. Уровни 3, 2, 1  определяют учащихся с еще не сформировавшимися знаниями и умениями, способностью к логическому  мышлению и комбинационными навыками. Уровень 6 представляет учащегося с наиболее глубокими  знаниями и развитыми умениями. Уровень 1 ­ учащегося с наименее глубокими знаниями и умениями.Различия между Уровнем 3 и Уровнем 4 наиболее ощутимы, так как они разделяют учащихся с уже  сформированными и еще формирующимися знаниями и умениями. Аналитические критерии оценивания наиболее приемлемы в общественных дисциплинах. Преподаватели  могут сравнить подготовленность учащихся в том или ином аспекте. Например, учащийся может отвечать  требованиям Уровня 6 в разделе "Знания", Уровня 5 в разделе "Умственные навыки" (способность к  логическому мышлению) и Уровня 3 в разделе "Коммуникативные навыки". Аналитические критерии  позволяют преподавателю учитывать эти особенности при оценивании работы учащихся. Логическое обоснование критериев оценивания Категория 1: Знания Знание данных из общественных наук: факты, поддерживающие детали; темы, проблемы; и понятия, идеи Знание данных ­ основа изучения общественных дисциплин. Учащиеся с уже сформировавшимися знаниями и  умениями ­ Уровни 6, 5, 4 ­ способны обнаружить, дать определение и объяснить основные понятия, темы,  проблемы, идеи; они понимают взаимосвязь между фактами и поддерживающими деталями; используют  факты и детали подобающим образом. Различия между уровнями объясняются тем, как учащиеся показывают свои знания, т.е. насколько тщательно они изучили материал, насколько детально рассмотрели проблему,  насколько точно и уместно использовали данные. Аналогично учащиеся с еще не сформировавшимися знаниями и умениями ­ Уровни 3, 2, 1 ­ неспособны  обнаружить, дать определение и объяснить основные понятия, темы, проблемы, идеи; плохо понимают  взаимосвязь между фактами и поддерживающими деталями; используют факты и детали неуместно. Категория 2: Умственные навыки (способность к логическому мышлению)  Анализ, оценка и синтез данных Хотя знание фактов и является отправной точкой в изучении общественных наук, учащиеся должны обладать и способностью к логическому мышлению. Рассуждения наполняют факты, проблемы и понятия смыслом.  Размышляя над изученным материалом, учащийся приходит к более полному пониманию предмета. Этот  процесс состоит из нескольких составляющих: толкование, применение, анализ, синтез и оценка информации.  Учащийся вынужден находить связь между фактами и обобщениями, общепринятыми ценностями и личными  мнениями. Способности и навыки логически мыслить также включают в себя поиск, классификацию и  использование информации при поиске решения проблемы, формулировании суждения или логического  заключения, вывода. Учащийся с уже сформировавшимися навыками логического мышления должен уметь  правильно организовывать данные, выбирать и применять подходящие методы анализа, оценки и синтеза. Для  того чтобы эффективно проанализировать и оценить данные, независимо от того, в какой форме (документа,  песни, стихотворения, визуальной картины или статистической таблицы) они представлены, учащийся должен ставить релевантные вопросы. Эти вопросы представляют собой традиционные: кто? что? где? когда? и почему? Учащийся с  сформировавшимися навыками логического мышления использует также и критическое мышление, и  умственные способности для оценки данных. Эти навыки мышления и умственные способности включают в  себя сравнение и противопоставление, причинно­следственные связи, разработку альтернативных решений,  демонстрацию связи между понятиями, определение главного, отделение фактов от мнений, выявление  несовместимых понятий, умение поставить себя на место другого. Эти умения показывают не только то, что  учащиеся знают, но и дают дополнительную информацию об их внутреннем мире. Учащиеся, обладающие  этими качествами, способны самостоятельно принимать решения по сложным вопросам. Эти умения  помогают учащимся приобрести привычку глубоко анализировать данные при изучении общественных наук,  участвовать в дискуссиях по изучаемому вопросу. Проекты, разработанные учащимися с  сформировавшимися навыками мышления, отличаются точностью использованной информации и глубиной  анализа. Все учащиеся со сформировавшимися навыками мышления должны уметь находить правильные, основанные  на результатах тщательного исследования решения. Однако существует несколько способов оцениванияумственных навыков учащихся на уровнях 6, 5 и 4. Учащиеся этих трех категорий получают лучший или  худший балл в зависимости от того, насколько хорошо они умеют найти и логически организовать  информацию, а затем выбрать и применить подходящий метод ее анализа, оценки и синтеза. При оценке  учащихся также учитывается их способность использовать как навыки критического мышления, так и  умственные навыки в процессе логического мышления. Например, учащийся Уровня 6 проанализирует и  оценит факт с нескольких возможных точек зрения; тогда как учащийся Уровня 4 сделает то же самое, но  лишь с одной из возможных точек зрения. Несмотря на односторонность подхода к решению задачи  последнего, его путь решения будет приемлем.  Учащиеся с еще не сформировавшимися умственными навыками не умеют организовать информацию в  формы, приемлемые и удобные для анализа. Более того, они нередко избегают использования фактов. Такие  учащиеся могут также выбрать неподходящие методы анализа, оценивания и синтеза фактов. Учащиеся,  относящиеся к данной категории, не обладают необходимыми навыками критического мышления. Например,  они могут принять на веру какой­либо факт, не попытавшись проанализировать или оценить его. Наконец,  отличительным качеством учащегося с еще не сформировавшимися умственными навыками будет  неспособность достичь разумного решения, основанного на анализе и организации относящейся к делу  информации. Категория 3: Коммуникативные навыки Умение показать знания и умственные навыки путем устной, письменной, визуальной, ролевой или другой  формы презентации. Для того чтобы знания и умственные навыки учащегося были полезны другим, нужно уметь их передать, а  значит, учащийся должен обладать необходимыми коммуникативными навыками. Для обеспечения эффективности коммуникации от учащегося требуется внимательность к деталям и  правильная организация информации. Например, на занятиях по истории учащийся должен четко определить  тему своего доклада и рассказать в понятной и привлекательной форме о каких­либо исторических фактах.  На занятиях по другим обществоведческим дисциплинам учащийся должен уметь четко определить темы и  идеи, объяснить различные аспекты проблемы и дать возможные решения. Наиболее важным аспектом коммуникации является умение учащегося четко и ясно изложить свои мысли.  Ясность изложения зависит от организации информации. Концентрация на сущности проблемы, подходящие  примеры, поддерживающие основные идеи, и выводы, основанные на фактической информации, ­  необходимые условия хорошо организованной презентации. Более того, хорошо организованная презентация,  независимо от ее вида, свидетельствует о высокой степени знаний и умственных навыков учащегося. Преподаватель сам или вместе с учащимся определяет вид презентации и условия, в которых она будет  проведена: устный доклад, прочитанный для одноклассников, письмо в газету, экспонат или модель,  выставленная на обозрение местной общественности. Учащийся может сам выбрать такой способ презентации, который, по его мнению, поможет ему наиболее  эффективно рассказать о проделанной им работе, поделиться знаниями. Каждый вид презентации имеет свои  собственные правила и традиции, которые должны приниматься в расчет преподавателем. Например, при  оценивании устной презентации учитываются такие факторы, как грамотное использование голоса,  жестикуляции и фото­, видео­ и других дополнительных материалов; при оценивании экспоната или модели ­  выбор цвета, аккуратность, сопроводительные материалы, подбор иллюстраций, фотографий, карт и других  материалов. Презентации учащихся со сформировавшимися коммуникативными навыками отличаются четкостью и  хорошей организацией, особой внимательностью к соблюдению правил и общепринятых норм проведения  того или иного типа презентации. Высокого балла ­ Уровень  6, 5, 4 ­ заслуживают те учащиеся, чьи презентации отличаются четкостью изложения материала и хорошей  организацией информации, высоким качеством иллюстраций и примеров, грамотно сделанными выводами.Презентация учащегося с еще не сформировавшимися коммуникативными навыками отличается плохой  организацией информации. Другими словами, такой учащийся не может сформулировать тему презентации,  рассказать о сути проблемы, привести примеры, которые подтверждают и развивают главную идею, грамотно  сформулировать вывод. Наконец, такой учащийся не уделяет должного внимания правилам и традициям  проведения того или иного вида презентации. Различия между учащимися Уровней 3, 2, 1 определяются  главным образом тем, насколько были не соблюдены вышеприведенные критерии.   Умения и навыки критического мышления   * Умение выделить главное * Умение делать сравнения * Определение относящейся к делу информации * Умение поставить нужные вопросы * Умение рассказать о проблеме * Умение отделять факты от субъективного мнения * Умение увидеть необъективность суждения * Умение отделить ложную информацию от правильной * Умение выявить причинно­следственные связи * Умение сделать выводы * Умение видеть варианты решения * Умение проверить выводы на практике * Умение предсказать последствия * Умение продемонстрировать логически обоснованные суждения.