Смешанный урок в начальной школе
Оценка 4.8

Смешанный урок в начальной школе

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 6
1 кл—4 кл
20.06.2019
Смешанный урок в начальной школе
В статье рассматривается понятие смешанного урока ("Цифра"/учитель), возможности использования электронной формы учебника для его конструирования, предложены модели организации учебного процесса с использованием электронного учебника в начальной школе. Ключевые слова: электронные формы учебников, цифровая школа, образовательная платформа, младший школьник, учитель, компьютер, урок.
Смешанный урок.docx
СМЕШАННЫЙ УРОК («ЦИФРА»/УЧИТЕЛЬ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О.В. Погребная, учитель начальных классов МБОУ лицей № 4 г. Данкова Липецкой обл. pogrebnaya    _  o  @   mail  .  ru   В статье рассматривается понятие смешанного урока, возможности использования  электронной  формы  учебника для его конструирования, предложены модели организации  учебного процесса с использованием  ЭФУ в начальной школе. Ключевые слова: электронные формы учебников, цифровая школа, образовательная  платформа, младший школьник, учитель, компьютер, урок. In article the concept of the mixed lesson, possibilities of use of an electronic form of the textbook for his designing is considered, models of the organization of educational process with use of electronic  textbooks at elementary school are offered. Keywords: electronic forms of textbooks, digital school, educational platform, younger school  student, teacher, computer, lesson.   глава Российские школы в перспективе перейдут на проведение смешанных уроков, где половину учебного времени будет занимать объяснение учителя, а вторую ­ занятие при помощи цифровых технологий. Об этом сообщила на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Васильева. «Один из наших последних проектов ­ это «Цифровая школа». «Цифра» все равно в школу войдет, она уже вошла. Для того чтобы сделать качественный скачок именно в работе с детьми, у нас сейчас важная задача, которая стоит в нацпроекте, ­ переподготовка наших педагогов, чтобы они были готовы к новому. Наверное, мы придем к смешанному типу урока ­ это «цифра» и учитель», ­ сказала она. [4]   Министерства просвещения Ольга       Понятие «урок» существует почти 400 лет. Столько же существуют и основные принципы его проведения: наличие одновозрастного класса, общая для всех тема и ведущая роль учителя. При этом на протяжении всех четырех сотен лет главные инновации в педагогике были направлены на качественные изменения классно­урочной системы. Сейчас невозможно сказать, что все уроки в нашей стране проходят или могут проходить по одной общей схеме. Где­то учитель использует квесты, где­то ­ систему тренировочных упражнений. Какие­то педагоги больше времени уделяют самостоятельной   работе,   какие­то   ­   групповой   и   даже   коллективной.   Более   того,   введение федеральных государственных стандартов требует от учителя максимальной самостоятельности не только в выборе методики,  но и в конструировании  предметной  и метапредметной дидактики. Педагог самостоятельно разрабатывает рабочую программу. Он сам решает, на каком уроке, в рамках какой предметной темы будет обучать ребят умению создавать модели и схемы, на каком ­ умению классифицировать. Многое зависит и от уровня конкретного класса. Не для всех детей срабатывают универсальные решения, в которых учитель что­то объясняет, а дальше происходит закрепление.  В XXI веке огромным достижением педагогики стало право ребенка на самостоятельный поиск и открытия в стенах школы, а заслугой лучших учителей ­ то, что они создают для ребят такие   возможности.   Поэтому   и   требования   к  цифровым   образовательным   ресурсам   сегодня   не могут сводиться  только к возможности  отработки того,  что объяснил  учитель.  Поскольку  для большинства школ это пройденный этап. Сегодня даже самый слабый Интернет позволяет войти в Сеть на уроке и найти интерактивные тесты по предметам; анимированные картинки, на которых показан принцип действия физических сил; видеолекции. Использовалось ли все это на уроках?.. Да, на протяжении последних десяти лет и достаточно активно. Позволило ли это осуществить качественный рывок в обучении?.. Позволило в тех случаях, где цифровое обучающее средство активно задействовало мышление ребенка, его воображение. Когда оно позволяло сделать объект изучения   понятным,   видимым   и   увлекательным.   Сейчас   такими   средствами   могут   выступать дополненная и трансформируемая реальность, технологии 3D­проектирования, моделирования и печати, комнаты. Но   при   этом   нельзя   забывать   и   о   правилах   использования   технологий   ­   есть   нормы   СанПиН, ограничивающие   время   доступа   к  компьютеру   на   уроке  в   зависимости   от  возраста   ученика.   С учетом   количества   экранов   вокруг   ребенка   в   школе   мы   должны   использовать   только   самые эффективные   технологии   и   только   тогда,   когда   это   действительно   необходимо.   Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание и т.д.) не должна превышать в 1­ 4 классах 7­10 минут.  ситуационные визуализации, сложные       способы     Продолжительность непрерывного применения ТСО на уроках  Непрерывная длительность, мин (не более) Класс ы Просмотр телеперед ач Просмотр статически х изображени й на учебных досках и экранах отраженног о свечения 1­2 3­4 10 15 15 20 Просмотр динамическ их изображени й на учебных досках и экранах отраженного свечения 15 20 Работа с Прослушиван Прослушиван ие аудиозаписи ие аудиозаписи в наушниках изображением на индивидуально м мониторе компьютера и клавиатурой 15 15 20 20 10 15 В пункте 10.18. СанПиНа 2.4.2.2821­10    указано, что в 1—2 классах обучающиеся могут работать с жидкокристаллическими экранами непрерывно в течение 20 минут, в 3—4 классах — 25 минут. [3] Для   себя     выбрала   возможности   использования   образовательной   платформы   «LECTA» (сервисы «Классная и контрольная работа», ЭФУ). Электронные формы учебников (ЭФУ) отвечают потребностям   различных   групп   учащихся.   К   нам   в   школу   приходят   дети   с   разными   каналами восприятия   информации.   Визуалам   предоставлены   галереи   фотографий,   видеофрагменты, достаточное   количество   текстовой   информации.   Для   аудиалов   все   это   имеет   звуковое сопровождение.   Кинестетики   найдут   много   интерактивных   заданий,   виртуальные   лаборатории. Этим ЭФУ выгодно отличаются от бумажных учебников, выступая средством индивидуализации обучения. Уже с 2002 г. работаю по УМК «Начальная школа   XXI  века». Все это время система изменялась, никогда не отставая от требований времени. В минувшем учебном году опробовала использование этих учебников   в электронной форме. Точные требования к этому виду учебной литературы   закреплены   в   приказе   №870   МОиН   РФ   от   18   июля   2016   года.   Согласно   данному документу,   это   электронное   издание,   которое   соответствует   по   структуре,   содержанию   и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами,   тренажерами,   интерактивными   ссылками,   расширяющими   и   дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета. Модели организации образовательного процесса с использованием ЭФУ 1. Организация образовательного процесса на основе модели смешанного обучения «1 ученик ­ 1 компьютер» 2. Организация   образовательного   процесса   на   основе   модели   смешанного   обучения «Смена рабочих зон» 3. Организация   образовательного   процесса   на   основе   модели   смешанного   обучения «Перевёрнутый класс» 4. Использование на уроке во фронтальном режиме  Наиболее оптимальная модель применения цифровых технологий в образовании — это «1 ученик — 1 компьютер». У каждого обучающегося есть компьютер или планшет, с которым он может работать на занятии в школе или дома. В данном случае у педагога есть свобода выбора разных   видов   деятельности,   в   том   числе   с   акцентом   на   индивидуальные   задания.   [1]   Но,   к сожалению, в России не так много школ с таким оснащением. Можно использовать  модель, которая называется «Принеси свое собственное устройство» — Bring Your Own Device (BYOD). С одной стороны, она демократичная, но, с другой стороны, ее неудобно применять на уроке.  Я, обычный учитель   без   специального   технического   образования,   с   трудом     в   таком многообразии устройств. У одних учеников гаджеты новые и быстрые, у других — более старые или дешевые, не обладающие достаточной скоростью. Применение этой модели может привести к возникновению   цифрового   неравенства,   обусловленного   разницей   технических   параметров устройств.   ориентируюсь     Но это не значит, что ЭФУ не для нас! В моем классе (думаю, как у большинства моих коллег) есть компьютер учителя с выходом в Интернет, интерактивная доска (ИД) и проектор. Этого уже достаточно для проведения цифрового урока. Учитель  может организовать  работу  учащихся,  используя  модель  «Смена  рабочих  зон», когда учащиеся разделяются на группы, каждой из которых даются конкретные задания: например, одни работают с компьютером, другие — с печатными изданиями, третьи — непосредственно с учителем. Через каждые 5—10 минут деятельность учащихся меняется. Дети   могут   использовать   электронный   учебник   дома   в   модели   «Перевернутый   класс», которая сейчас широко используется и за рубежом, и в России. Суть этой модели заключается в том,   что   дома   дети   осваивают   новый   материал   на   базовом   уровне,   на   уровне   узнавания­ воспроизведения, а на уроке в классе разбирают ту или иную тему более подробно. Например, по окружающему миру в 1 классе изучается тема «Как из зерна получилась булка». С помощью ЭФУ ученик может познакомиться с материалом дома, рассмотрев иллюстрации и заполнив схему, а в классе на уроке под руководством учителя отработать применение полученных знаний, в том числе в виде квеста или в игровой форме. Самый   распространенный   вариант   использования   ЭФУ   ­   это   фронтальная   работа   на интерактивной   доске.   Ведь   ЭФУ   ­   это   не   только  PDF­версия   бумажного   учебника,   а   большое количество активных   объектов, которые позволяют превратить обычный урок в цифровой или, вернее, в смешанный. Кроме того, в Интернете много образовательных ресурсов, которые также можно использовать на уроке. Один электронный учебник не может заменить все многообразие электронных   и   любых  других   средств   обучения,   поэтому   необходимо   дать   детям   возможность выбрать наиболее подходящие, наиболее интересные ресурсы. В любом электронном устройстве могут   быть   встроены   калькулятор,   компас,   фото­,   видеокамера,   диктофон,   дополнительные приложения для создания презентаций, анимаций, видеороликов. Все это следует использовать в совместной деятельности педагогов и учащихся для создания нового образовательного продукта. Пусть дети не просто посмотрят красивую демонстрацию опыта в электронной форме учебника, но сами повторят этот опыт дома или в классе, запишут этот опыт на видео, выложат его на YouTube, сайте школы или странице в соцсети. Это станет лучшим доказательством того, что ученики не только освоили теоретический материал, но и творчески его переосмыслили. [2] Будущее общего образования ­ это новые форматы учебных занятий, все больше отходящие от   40­минутного   монолога   учителя.   Очевидно,   что   должны   усиливаться   межпредметные   связи, практическая составляющая занятий (чтобы дети находили ответ на вечный вопрос «И зачем мне это   знание   нужно?»),   должна   осуществляться   интеграция   форматов   общего   и   дополнительного образования,  необходимо   выходить  за пределы   школьного  здания  в  открытую  образовательную среду,   привлекать   для   проведения   занятий   не   только   учителей­предметников,   но   и   других специалистов (ученых, мастеров производства и т. д.).   Поэтому, конечно, формат учебных занятий должен меняться. Но при этом следует учесть несколько   моментов.   Во­первых,   существует   структура   занятия,   выстроенная   в   соответствии   с дидактическими   задачами,   с   этапами   познавательной   деятельности.   Этап   мотивирования   к познанию должен быть в начале занятия, а закрепление ­ следовать за изучением нового материала. Во­вторых,   нельзя   абсолютизировать   информационные   технологии,   заменяя   ими   все   остальное. Практика   показывает,   что,   младшему   школьнику   гораздо   интереснее   и   полезнее   все   «трогать руками»,   а   не   изучать   на   мультимедийных   презентациях   и   компьютерных   моделях.   Увидеть растения  в местном  ботаническом  саду  намного  полезнее  самой  красивой  презентации.  Изучая искусство, нужно не только провести детей виртуальной экскурсией по известному музею, но и обязательно   сводить   их   в   местный   (пусть   маленький   и   давно   не   ремонтировавшийся) художественный   музей.   Также   следует   помнить,   что   применение   информационных   технологий нужно не всегда и везде, а там, где оно оправданно, уместно. В­третьих, не следует забывать, что информационные   технологии  заканчиваются   в   момент   зависания   или  неожиданного   обновления компьютера,   не   говоря   уже   про   отключение   электричества.   Поэтому   личность   учителя   и   его педагогическое   мастерство,   умение   действовать   в   непредвиденных   ситуациях   остается   самым важным и существенным фактором обучения. Список литературы: 1. Кутузов   С.   А.   6   советов   по   использованию   ЭФУ   [Электронный   ресурс]//  https://drofa­ ventana.ru/material/6­sovetov­po­ispolzovaniyu­efu/ 2. Лазарева   В.   Г.   Электронные   формы   учебников   в   начальной   школе.   Из   опыта работы. // Источник: https://drofa­ventana.ru/material/elektronnye­formy­uchebnikov­v­ nachalnoy­shkole­iz­opyta­raboty/  3. СанПиН   2.4.2.2821­10  "Санитарно­эпидемиологические   требования   к  условиям   и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года) // http://36.rospotrebnadzor.ru/documents/san_nor/5109  4. Событие   недели:   Смешанный   урок:   как   соединить   «цифру»   и   учителя   //   «Учительская газета», №23 от 5 июня 2018 года

Смешанный урок в начальной школе

Смешанный урок в начальной школе

Смешанный урок в начальной школе

Смешанный урок в начальной школе

Смешанный урок в начальной школе

Смешанный урок в начальной школе

Смешанный урок в начальной школе

Смешанный урок в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019