ЧАС ОБЩЕНИЯ
«СМИ-ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА»
Выполнил
учитель МБОУ Гимназии 21
Васильева В.В.
Час общения «СМИ грамотность современного школьника»
Приветствие: Доброе утро уважаемые гости и ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас необычный час общения, поскольку к нам пришли гости. Поприветствуйте их. Надеюсь, наше общение будет интересным и познавательным.
Зайдя в класс, вы обратили внимание, что на доске представлены печатные издания. Наверное, в каждой семье есть газеты и журналы. Вот и я на днях я зашла в магазин в поисках журнала для своего шестилетнего сына, но просмотрев немалое количество предлагаемых на полке вариантов, пришла к выводу, что ни один из них мне не подходит. Одни содержат слишком много картинок и не несут никакой познавательной мысли, в других я нашла немало не корректных слов и современного слэнга. И тогда мне пришла в голову мысль о том, что при большом коммерческом предложении выбрать что-то по своим запросам проблематично. А также задумалась над тем, что же читает или смотрит современное поколение, находят ли подростки интересную познавательную информацию для себя и правильно ее воспринимают. Вот поэтому мне захотелось поговорить об этом с вами, моими учениками, услышать ваше мнение и поделится своим опытом. Итак, тема нашего часа общения сегодня(2 слайд) « СМИ грамотность современного школьника».
Готовясь к занятию, я нашла несколько интересных высказываний: (3 слайд)
« Я хочу, чтобы к штыку приравняли перо» говорил поэт В.В.Маяковский
«Перо могущественнее, чем речь» считали гуманисты 16-17 веков
«Средства массовой информации сильнее атомной бомбы» утверждают современные социологи.
Почему слово так часто сравнивают с оружием, почему СМИ называют четвертой властью, какую роль играет СМИ в нашей жизни, почему СМИ грамотность так важна для современного школьника? На эти и многие другие вопросы мы ответим в ходе нашего часа общения.
Для начала мне хотелось бы провести блиц опрос, выяснить уровень ваших базовых знаний о СМИ и что к ним относится:
Что такое информация?( факты, события, сведения) (4 слайд)
А что означает термин массовая информация?(информация, нацеленная на массовую аудиторию) (5 слайд)
Средства массовой информации соответственно это…( 6 слайд)
Какие средства массовой информации вам известны?( печатные, тв, радио, интернет)(слайд 7)
Какие основные функции СМИ?( информационная, познавательно-просветительская(культурные новости), коментарийно-оценочная (истолковываются новости, им дается оценка), воздействия( рекламные акции, предвыборная компания), развлекательная, регулирующая(формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов). Давайте проверим и сравним все ли вы назвали. (8 слайд)
СМИ присущи следующие признаки: (9 слайд)
ü Массовость (более тысячи экземпляров для газет, журналов)как вы это понимаете?
ü Периодичность, которая должна быть не меньше одного раза в год)
ü Принудительность (когда мы сами того не хотим, но являемся слушателем)
Давайте остановимся на газетных публикациях.
Перед вами представлено множество газет, как вы считает какие из них местные? (Вперед, батайское время, молот) (слайд 10)
Как часто вы читаете их? А почему? (ответы детей)
Как вы считаете, отличаются ли нынешние издания от тех, которые выпускались лет 10 назад? Может быть, кто-то может привести пример? Я просила вас провести небольшие опросы дома, узнать какие издания были популярны раньше.
(Моя бабушка выписывала газету ЗОЖ, в которой читала полезные советы о здоровом образе жизни и о лечении народными средствами)
(у моего папы в гараже хранятся выпуски журналов «за рулем»)
А что можете сказать о детских изданиях, которые читали в ваших семьях?(мурзилки, картинки. юный натуралист.) (слайд 11)
К сожалению, в наше время под яркой глянцевой обложкой отсутствует содержание, познавательное развитие, которое так ищет читатель.
Перейдем к Телевидению и радио: как, по вашему мнению, можно разделить телепередачи по содержанию(12 слайд)
Какие телевизионные передачи вы смотрите? Находите ли вы их познавательными, полезными?(галилео, легенды армии, спортивные передачи)
Есть ли у вас передачи, которые вызывают негативные эмоции?
Раньше очень популярным было радио, (слайд 13) а какую роль занимает радио в вашей жизни, ваших родителей? Что и когда слушаете?
В нашем микрорайоне сохранилась традиция слушать радио, очень часто по аллее к парку и ДК Гагарина можно услышать приятную музыку, передачи.
И конечно же нельзя не упомянуть популярное средство –Интернет (слайд 14):безусловно это самый рейтинговый источник информации в наши дни, но есть ли на его просторах действительно достойные сайты, которые вам приносят пользу?(электронные словари, справочники)
Что негативного мы можем назвать? обилие рекламы, которая всплывает без запросов, много вредной , недостоверной и навязчивой информации.
Еще раз обращаю ваше внимание, что можно стать жертвами интернет мошенников.
Таким образом, рассмотрев и обсудив источники СМИ, мы с вами можем сделать вывод, что полезного несут в себе средства информации, и могут ли они оказывать какое-то негативное влияние? У вас на столах есть шкала мнений,(слайд 15) пожалуйста, заполните ее. А наша команда экспертов проанализирует ее (Никита и Таня)
Плюсы СМИ
|
МИНУСЫ СМИ
|
Средство общения Источник информации Организация досуга Образование, познавательная потребность |
Недостоверная информация Замена живого общения Вред здоровью Пропаганда негативных явлений
|
Что же формирует наше мировоззрение? как не поддаться ложной точке зрения? СМИ грамотность человека и подразумевает умение увидеть контекст информации, анализировать, видеть глубину. Всегда необходимо задавать себе вопрос: кто создал информацию, с какой целью, какие средства использовал, на какие стороны психики воздействуют, какая информация умалчивается. Зачастую нам дается сенсация, которую раскручивают во всех СМИ, и потом, по прошествии времени все затихает и нет дальнейших действий, мы не знаем к чему та или иная ситуация привела, как сложились судьбы этих людей .
Очень часто события в мире идут в разрез со СМИ. Нельзя, например, не вспомнить тот случай, когда в Сирии погибли российские военные, а в это время на телевидении продолжались развлекательные передачи. В связи с этим я хотела бы задать вам вопрос, что вы в последнее время прочли, может быть увидели, что произвело на вас большое впечатление и не оставило равнодушным?( ответы детей Аксенова Виолетта ,Галкина Ксения, Дед мазай и пес) мои вопросы по статьям.
Как вы считаете, о ком или о чем нужно говорить и писать больше в наше ремя?( кто нас учит, кто помогает больным и пожилым, герои нашего времени)
Давайте посмотрим небольшую видеозарисовку, какие люди, должны стать героями публикаций и телепередач.( видеоролик) На мой взгляд, очень важно говорить а настоящих героях , чем о звездах шоу-бизнеса или писать большие статьи о их многомиллионных состояниях.
А кто же решает о ком или о чем писать, кто стоит за информацией, которую содержат передачи или статьи? Конечно, журналист.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать журналист? (общительность, корректность, компетентность, наблюдательность, честным, открытым, справедливым и объективность, мобильность). Среди выпускников нашей гимназии есть те, которые выбрали эту профессию.
Но прежде чем мы познакомимся с ними, я предлагаю попробовать себя в качестве журналистов и поучаствовать в разработке проектов по созданию макета страницы журналов, опираясь на наше обсуждение и ваши высказывания и пожелания. У вас на столах есть все необходимые принадлежности, ваша задача создать интересный и познавательный макет, учитывая потребности нашего поколения, а затем представить его нам.
Итак, нам удалось связаться с нашими выпускниками-журналистами, получить небольшое интервью.
Анжелика Гаджиева (Мальцев Алексей) (слайд16)
Илья Фролов (Кадыров Богдан)( слайд 17)
Кобякин Иван (Вирная Таня) (слайд 18)
Спасибо ребята за ваши интересные сообщения.
Как куратор школьной газеты «МИГ 21» я не могу не сказать пару слов о ней (слайд 19). Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных особенностей, повышению их социального статуса, развитию личностного роста, определению своей дальнейшей профессии. Я очень рада, что некоторые из вас разделяют мой интерес к журналистике и являются моими активными помошниками.
Я предоставляю слово члену нашей редакции Телюфанову Станиславу, который расскажет о работе нашей школьной газеты « школьная газета выпускается с…года, в этом году мы добились того, что наше издание выпускается ежемесячно, появились новые рубрики, новые лица в нашей редакции. конечно не все идеально , но мы работаем над совершенствованием форм и методов, слышим положительные отзывы, благодарность за наш полезный труд»
Что для тебя Стас лично дала работа в этой газете? Спасибо большое, присаживайся.
Хочется отметить, что в этом году в городском конкурсе экологических газет, наш спецвыпуск занят первое место.
Подведение итогов: итак наши новоиспеченные журналисты готовы представить нам макеты своих журналов, давайте предоставим им слово.
Спасибо большое, мы возьмем на заметку ваши идеи и пожелания в новом выпуске школьной газеты.
Мы готовы послушать результаты анкеты шкала мнений….какие же по вашему мнению главные плюсы и минусы СМИ.
Вывод.
Для того чтобы благополучно существовать в этой новой медиа- и информационной среде, успешно в ней функционировать, находить эффективные решения проблем во всех сферах жизнедеятельности ВЫ ребята должны обладать рядом важных компетенций, которые позволяют:
- искать информацию,
-критически её оценивать,
- создавать новую информацию и новые знания, используя при этом разные источники и жизненный опыт.
Методика ранжирования(слайд 20) я предлагаю вам используя методику ранжирования, выстроить следующие прилагательные, характеризующие СМИ по рангам, от более значимых для вас к менее значимым
Информативные
Объективные
Поучительные
Оперативные
Актуальные
Развлекательные
Позитивные
Правдивые
Сенсационные
Субъективные
Спасибо за ваше мнение.
Очень важно ребята критически осмысливать и анализировать информацию из СМИ. Уметь отличать информацию от мнения, субъективное от объективного; определять надежные источники; понимать, как создается и подается информация в современном мире, как формируется общественное мнение. Мы много говорили сегодня о значении аббревиатуры СМИ, но закончить наше занятие я бы хотела своей расшифровкой(слайд 21)
Слушай
Мысли
Извлекай
Надеюсь это не последнее занятие на эту тему, я жду от вас интересных публикаций для дискуссий, мнений для диспутов. Надеюсь, что нас час общения подтолкнет вас к выбору профессии журналиста или специалиста в области медийного пространства. Спасибо за работу. Может быть, у гостей будут какие-то вопросы к ребятам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.