Урок литературы 10а___________ Шедогубова Е.А.
Тема: Смысл названия романа «Преступление и наказание». Роль финала
Цель: 1) формирование представлений о художественном своеобразии романа; 2) раскрытие значения слов «преступление» и «наказание» и соотнесение их с содержанием романа; 3) актуализация понятия ценности человеческой жизни; 4) развитие умений работы с критической статьёй; 5) воспитание внимания к слову в построении устного ответа.
Ход урока
1.Организационный этап
2.Актуализация знаний
Беседа по вопросам:
1.Какие ощущения возникли у Раскольникова в первый день после убийства?.......
Раскольников испытывает чувство разъединённости с людьми, отчуждения от них. Он убеждён, что прежнее, обыкновенное его положение в жизни неотвратимо утрачено.
2.Что почувствовал и понял Раскольников при встрече с матерью и сестрой?.....
Раскольников волнуется, испытывает досаду, раздражение, смущение.
Разговор с родными для него - пытка. Идёт разрыв Раскольникова с матерью, сестрой. Прежние искренние отношения уже невозможны.
3.Сам Достоевский в письме к Каткову М.Н. писал, что Раскольников вопреки убеждениям принуждён «хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством…замучило его». Как вы это докажите?.....
Во – первых, Раскольников, действительно, не выдерживает разъединения с людьми и признаётся в преступлении. Во – вторых, самое страшное для человека - это одиночество. Человек может быть счастлив только с людьми. В - третьих, природе человека противны волчьи законы общества.
Слово учителя
Художественное своеобразие романа состоит, во – первых, в том, что Р.Раскольников - идейный центр романа. Герой приходит к мысли о преступном состоянии мира, и автор согласен с ним. Но герой решает «переступить» нравственные законы, чтобы тем самым очистить мир, победить преступление преступлением, - и тут автор вступает с ним в спор.
3.Работа по теме урока
Работа со словарями.
- Какое значение у слова «преступление»?
Словарь русского языка Академии Наук Преступление. 1.Общественно – опасное действие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности. 2.Неправильное, вредное поведение. |
Толковый словарь. В.И.Даль Современная версия. Преступление - самое дело, проступок и грех; беззаконие, злодеяние; поступок, противный закону.
|
Достоевский интересовался всеми «человеческими» подробностями такого явления. Как люди могут решиться на преступление, откуда у них воля, как работают при этом их мозг, сердце.
Демонстрация отрывка ( 5 минут ) из художественного фильма «Преступление и наказание», где герой рассказывает о своей теории.
- Можно ли это назвать преступлением? Ответь, пожалуйста, ….
Зародившись в воспалённом мозгу измученного героя, теория начинает самостоятельную жизнь, порабощая и разрушая его личность, парализуя его волю. Избавиться от власти этой идеи можно, лишь представив себе её логическое завершение. Достоевский заставляет своего героя пройти этот путь.
Раскольников идёт на «пробу» - убивать мерзкую старуху. Но жизнь нарушает его сценарий: в квартиру к старухе неожиданно приходит её сестра – безобидная Лизавета. Раскольников вынужден убить и её. Лизавета – юродивая, а в народе такие почитались Божьими людьми. Убийство юродивого воспринималось как особо изощрённое вероотступничество. Лизавета гибнет – пролилась безвинная кровь. Гибнет и её неродившийся ребёнок: ведь Лизавета беременна. К убийству юродивой добавляется и убийство младенца.
Идея заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, отделила от матери и сестры. Он страдает: «Разве я старуху убил? Я себя убил!» Его преступление - это переступание запретной черты, морального закона.
Беседа:
1.Из скольких частей состоит роман «Преступление и наказание»?.....6
2.Сколько описывают преступление героя?.....1
3.Сколько частей посвящено наказанию?......5
4.Можно ли сказать, что это один из признаков художественного своеобразия романа «Преступление и наказание»?....
Да, потому что пять глав посвящено влиянию этого преступления на душу Раскольникова и постепенному изживанию им своего преступления.
----Поэтому рядом со словом «преступление» мы видим «наказание» Откроем словари и найдём значение этого слова.
Работа со словарями.
Словарь русского языка Академии Наук Наказание 1.Ме мера воздействия, применяемая к кому – либо за какую – либо вину, проступок, преступление.
2.О ком – либо, чём – либо крайне неприятном, досаждающем чем – либо, причиняющем затруднения, хлопоты
|
Толковый словарь. В.И.Даль Современная версия. Наказание Наказанье - самая кара или казнь. Всякий проступок наказывается совестью.
|
---- И в фильме Раскольников говорит: «У кого есть совесть, тот страдает». А страдает значит несёт наказание.
Слово учителя
---- Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Он совершает первое преступление - перед Богом, второе - перед людьми. А ведь это ведёт к разрушению личности.
-- Ради чего Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать?
( Вера в бога воскрешает духовно человека. Раскольников, совершивший злодеяние, должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением, образно говоря, воскрешением из мёртвых).
Учитель: Новый взгляд на жизнь проявляется в отношении героя к Соне, что-то неведомое открывается ему в ней. Не удивительная ли сила спасительной чистоты?
ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА УЧИТЕЛЕМ
«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.
Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она -- она ведь и жила только одною его жизнью!»
-- Какие чувства вы испытали после прослушанного эпизода?
(Нет слов раскаяния, но мы видим, что Раскольников любит. Мы чувствуем, что он осознал пагубность своей теории).
-- А как вы думаете, что пережил герой за эти минуты?
( Мы не слышим слов раскаяния, но слёзы- новый рубеж: начинается контакт с окружающими, он изменил мнение к Соне, каторжным, к миру).
-- Каково значение этого эпизода в романе?
( У Раскольникова начинается новая жизнь, и начинается она с очищения, с осуждения себя. Он начинает видеть высокий смысл существования тех, кого считал «обыкновенными»).
-- К какому человеку инстинктивно тянется Раскольников?
( К тому, кто способен верить, любить, страдать. Он сердцем чувствует, что Соня сильнее его, но качество это несовместимо с тем, что он пытался культивировать в себе раньше. Поэтому терпит крах его бесчеловечная, антигуманная теория).
4.Итог. Рефлексия
1. Интересно было читать роман?
2. О чём заставляет задуматься автор?
3. Если Раскольников ваш друг?
4. Современен ли роман?
Домашнее задание: Почему роман «Преступление и наказание» является социально-психологическим? (ответить письменно)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.