Смысл названия романа "Преступление и наказание" 10 класс
Оценка 4.8

Смысл названия романа "Преступление и наказание" 10 класс

Оценка 4.8
doc
07.04.2024
Смысл названия романа "Преступление и наказание" 10 класс
10 смысл финала П и Н.doc

Урок   литературы 10а___________ Шедогубова Е.А.

Тема: Смысл названия романа «Преступление и наказание». Роль финала

Цель: 1) формирование  представлений  о  художественном   своеобразии  романа;   2) раскрытие  значения  слов  «преступление»  и    «наказание» и  соотнесение  их  с  содержанием  романа;  3) актуализация  понятия    ценности  человеческой жизни; 4) развитие    умений  работы   с  критической  статьёй; 5) воспитание  внимания  к  слову   в  построении устного  ответа.

Ход урока

1.Организационный этап

 

2.Актуализация знаний

Беседа  по  вопросам:

1.Какие  ощущения  возникли  у  Раскольникова  в  первый  день  после  убийства?.......

Раскольников  испытывает  чувство  разъединённости  с  людьми,  отчуждения  от  них.  Он  убеждён,  что  прежнее,  обыкновенное  его  положение  в  жизни   неотвратимо  утрачено.

 

2.Что  почувствовал  и  понял  Раскольников  при  встрече  с  матерью  и  сестрой?.....

Раскольников  волнуется,  испытывает  досаду,  раздражение,  смущение.

Разговор  с  родными  для  него   - пытка.  Идёт  разрыв Раскольникова  с  матерью,  сестрой.  Прежние  искренние  отношения  уже  невозможны.

 

3.Сам  Достоевский  в  письме  к  Каткову  М.Н.  писал,  что  Раскольников  вопреки  убеждениям  принуждён  «хотя  погибнуть  на  каторге,  но  примкнуть  опять  к  людям;  чувство  разомкнутости  и  разъединённости  с  человечеством…замучило  его».   Как  вы  это  докажите?.....

Во – первых,  Раскольников,  действительно,  не  выдерживает  разъединения  с  людьми  и  признаётся  в  преступлении.  Во – вторых,  самое  страшное  для  человека  -  это  одиночество. Человек  может  быть  счастлив  только  с  людьми.  В -  третьих,  природе  человека  противны  волчьи  законы  общества.

 

  Слово учителя

Художественное  своеобразие  романа  состоит,  во – первых,  в  том,  что  Р.Раскольников  -  идейный  центр  романа. Герой  приходит  к  мысли  о  преступном  состоянии  мира,  и  автор  согласен  с  ним.  Но  герой  решает  «переступить»  нравственные  законы,  чтобы  тем  самым  очистить  мир,  победить  преступление  преступлением,  -  и  тут  автор  вступает  с  ним  в  спор.

 

3.Работа по теме урока

 

Работа  со  словарями.

  - Какое  значение   у  слова  «преступление»? 

Словарь  русского  языка

 Академии  Наук

                 Преступление.

1.Общественно – опасное  действие, нарушающее  существующий  правопорядок  и  подлежащее  уголовной  ответственности.

2.Неправильное,  вредное  поведение.

Толковый  словарь.   В.И.Даль

Современная  версия.  

                    Преступление  -  самое  дело, проступок  и  грех;  беззаконие,  злодеяние;  поступок,  противный  закону.

                          

 

 

 

Достоевский интересовался    всеми  «человеческими»  подробностями  такого  явления.  Как  люди  могут  решиться  на  преступление,  откуда  у  них  воля,  как  работают  при  этом  их  мозг,  сердце.

  Демонстрация  отрывка ( 5 минут )  из  художественного  фильма  «Преступление  и  наказание»,  где    герой  рассказывает  о  своей    теории.

  -   Можно  ли  это  назвать  преступлением?  Ответь,  пожалуйста, ….

Зародившись  в  воспалённом  мозгу  измученного  героя,  теория  начинает  самостоятельную  жизнь,  порабощая  и  разрушая  его  личность,  парализуя  его  волю.  Избавиться  от  власти  этой  идеи  можно,  лишь  представив  себе  её  логическое  завершение.  Достоевский  заставляет  своего  героя  пройти  этот  путь.

Раскольников  идёт  на  «пробу» - убивать  мерзкую  старуху.  Но  жизнь  нарушает  его  сценарий:  в  квартиру  к  старухе  неожиданно  приходит  её  сестра – безобидная  Лизавета.  Раскольников  вынужден  убить  и  её.  Лизавета – юродивая,  а  в  народе  такие  почитались  Божьими  людьми.  Убийство  юродивого  воспринималось  как  особо  изощрённое  вероотступничество. Лизавета  гибнет – пролилась  безвинная  кровь.  Гибнет  и  её  неродившийся  ребёнок:  ведь  Лизавета  беременна.  К  убийству  юродивой  добавляется  и  убийство  младенца.

Идея  заставила  Раскольникова  против  его  воли  пролить  человеческую  кровь, отделила  от  матери  и  сестры.  Он  страдает:  «Разве  я  старуху  убил?  Я  себя  убил!» Его  преступление  - это  переступание  запретной  черты,  морального  закона.

 

Беседа:

1.Из  скольких  частей  состоит  роман  «Преступление  и  наказание»?.....6

2.Сколько  описывают  преступление   героя?.....1

3.Сколько  частей  посвящено  наказанию?......5

4.Можно  ли  сказать,  что  это один  из  признаков  художественного  своеобразия  романа  «Преступление  и  наказание»?....

Да,  потому  что  пять  глав  посвящено  влиянию  этого   преступления  на  душу  Раскольникова  и  постепенному  изживанию  им  своего  преступления.

 

----Поэтому  рядом  со  словом  «преступление»  мы  видим  «наказание» Откроем    словари  и  найдём  значение  этого  слова.

 

Работа  со  словарями. 

 

Словарь  русского  языка

Академии  Наук

Наказание

1.Ме      мера  воздействия,  применяемая  к  кому – либо  за  какую – либо  вину,  проступок,  преступление.

 

2.О  ком – либо,  чём – либо  крайне  неприятном,  досаждающем  чем – либо,  причиняющем  затруднения,  хлопоты

 

Толковый  словарь.  В.И.Даль

Современная  версия

                  Наказание

Наказанье  -  самая  кара  или  казнь.

Всякий  проступок  наказывается  совестью.

 

 

----   И  в  фильме  Раскольников  говорит:  «У  кого  есть  совесть,  тот  страдает».  А  страдает  значит  несёт  наказание. 

 

Слово учителя

---- Преступление  Раскольникова  -   это  игнорирование  христианских  заповедей.  Он  совершает  первое  преступление  -  перед  Богом,  второе  -  перед  людьми.  А  ведь  это  ведёт  к  разрушению  личности.

-- Ради чего Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать?

( Вера в бога воскрешает духовно человека. Раскольников, совершивший злодеяние, должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением, образно говоря, воскрешением из мёртвых).

Учитель: Новый взгляд на жизнь проявляется в отношении героя к Соне, что-то неведомое открывается ему в ней. Не удивительная ли сила спасительной чистоты?

 

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА УЧИТЕЛЕМ

 «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она -- она ведь и жила только одною его жизнью!»

-- Какие чувства вы испытали после прослушанного  эпизода?

(Нет слов раскаяния, но мы видим, что Раскольников любит. Мы чувствуем, что он осознал пагубность своей теории).

-- А как вы думаете, что пережил герой за эти минуты?

( Мы не слышим слов раскаяния, но слёзы- новый рубеж: начинается контакт с окружающими, он изменил мнение к Соне, каторжным, к миру).

 

-- Каково значение этого эпизода в романе?

( У Раскольникова начинается новая жизнь, и начинается она с очищения, с осуждения себя. Он начинает видеть высокий смысл существования тех, кого считал «обыкновенными»).

-- К какому человеку инстинктивно тянется Раскольников?

( К тому, кто способен верить, любить, страдать. Он сердцем чувствует, что Соня сильнее его, но качество это несовместимо с тем, что он пытался культивировать в себе раньше. Поэтому терпит крах его бесчеловечная, антигуманная теория).

 

4.Итог. Рефлексия

1. Интересно  было  читать  роман?

2. О  чём  заставляет  задуматься  автор?

3. Если  Раскольников  ваш  друг?

4. Современен  ли  роман?

 

Домашнее задание: Почему роман «Преступление и наказание» является социально-психологическим? (ответить письменно)

 


Урок литературы 10а___________

Урок литературы 10а___________

Достоевский заставляет своего героя пройти этот путь

Достоевский заставляет своего героя пройти этот путь

В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же,…

В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024