Смысл заглавия повести «Время всегда хорошее» А. В. Жвалевского, Е. В. Пастернак
Оценка 4.6

Смысл заглавия повести «Время всегда хорошее» А. В. Жвалевского, Е. В. Пастернак

Оценка 4.6
docx
26.05.2022
Смысл заглавия повести «Время всегда хорошее» А. В. Жвалевского, Е. В. Пастернак
Nika_Koshovkina_Statya.docx

В. Л. Кошовкина

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический
институт имени В.Г. Короленко» г. Глазов

 

Смысл заглавия повести «Время всегда хорошее» А. В. Жвалевского, Е. В. Пастернак

Начало XXI века в детской литературе характеризуется появлением талантливых авторов, отражающих в своих произведениях особенности (психологические и социальные) ребенка 21 века. «Творчество наиболее ярких из них, в том числе А. В. Жвалевского и Е. В. Пастернак, развивается в ценностной парадигме подростковой литературы 1960—1980-х гг., но с учетом вызовов нового века и новых проблем, с которыми приходится сталкиваться детям, родителям, педагогам» [1, 398].

По справедливому утверждению Т. В. Михеевой, «разговаривать с детьми надо обо всем…» [2, 2]. Российская детская писательница отмечает, что «…литература должна отражать все стороны жизни» [2, 2].

Именно так, выдвигая на передний план в своей повести вечные ценности: любовь, дружбу, поддержку и взаимовыручку- подошли к решению актуального вопроса Е. В. Пастернак и А. В. Жвалевский, лауреаты премии «Алиса» и всероссийского конкурса «Книгуру».

Заглавие произведения, «Время всегда хорошее», «…как завязь, в процессе роста, разворачивается постепенно-множащимися и длиннящимися листами, постепенно, лист за листом, раскрывается в книгу» [3, 3].

Главные герои повести, Оля и Витя, самые обычные школьники, которые волей случая вынуждены приучиться к жизни в другом, чужом для них времени. Они постоянно сталкиваются со сложными проблемами. Герои учатся отстаивать свое мнение, не бояться чужих косых взглядов, и делить мир не только на «черное и белое». И неоднократно перед читателем встаёт вопрос: когда все-таки жить было лучше, в 20 или в 21 веке?

Авторы показывают как плюсы, так и минусы каждого времени: «Они мелькали перед глазами, и хоть все были одинаково одеты, от этого мельтешения все равно уже устали глаза. Слишком быстро, слишком шумно, слишком беспорядочно» [4]. Так характеризует школьников 1980 года героиня из нашего времени. Но Витя отмечает в своих одноклассниках и положительные стороны. Например, их начитанность: «…Женька прочитал половину домашней библиотеки, в том числе и этого Тараса Шевченко. Причем читал бессистемно, все подряд, что под руку попадется» [4]. Иначе представлено описание современных нам детей с точки зрения ученика 20 века: «Очень хотелось хоть с кем-то из класса познакомиться. Но все очень быстро расходились по домам, уткнувшись в свои телефоны и быстро тыкая в их экраны. Как они на ходу в деревья не врезаются?» [4]. Оля же говорит о своем поколении так: «Почему роботы? Ну почему?  Просто наша реальность шире вашей, просто мы живем в двух измерениях – и в реале, и в виртуале. Зачем вам обязательно нужно выдрать нас из привычного мира и вписать в свои рамки? У нас в виртуале нет границ, мы все равны. У нас нет комплексов, каждый то, чем он хочет быть. Нам здесь хорошо, оставьте нас в покое!» [4]. Проблема компьютеризации, замкнутости и асоциальности детей противопоставляется проблеме излишней «навязчивости». Наравне с этим авторы показывают и положительные черты детей обоих времен. Такой прием используется писателями на протяжении всей повести. Читателю становится понятно, что каждое время прекрасно по-своему. Так же и свои минусы есть в любой эпохе. Эта мысль и является ключевой в произведении.

Заглавие повести отражает позицию авторов: время всегда хорошее. Это нужно понимать и наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несмотря ни на что, в любой момент для человека существуют основополагающие моральные ценности, на которые он может опираться. Книга заставляет задуматься читателя о прошлом и о будущем, поразмыслить над тем, важно ли, в какую эпоху живёт человек, или многое зависит от него самого.

 

Список литературы:

1.                 Жвалевский А.В., Пастернак Е.В., Время всегда хорошее – Время, 2010, 190 с.

2.                 Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий – Никитинские субботники, 1931, 39 с.

3.                 Михеева Т. В., Асино лето – КомпасГид, 2013, 230 с.

4.                 Сигов В. К. [и др.], Детская литература: учебник для среднего профессионального образования – Юрайт, 2020, 532 с.

 

 


 

В. Л. Кошовкина ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени

В. Л. Кошовкина ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени

Авторы показывают как плюсы, так и минусы каждого времени: «

Авторы показывают как плюсы, так и минусы каждого времени: «

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2022