"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"
Оценка 4.7

"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
биология
5 кл—11 кл
20.02.2019
"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"
Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной деятельности действительно актуальна и требует особого внимания. Научить школьников вдумчиво, осмысленно читать, извлекать из биологического материала нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важная задача. В программе по биологии метапредметными результатами освоения основной общеобразовательной школы по биологии являются как раз таки умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…». Среди контрольно измерительных материалов государственной итоговой аттестации по биологии есть задания, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает статистика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы. На своих уроках биологии и во внеурочной деятельности я использую часть некоторых приемов по формированию смыслового чтения:
Смысловое чтение по биологии.doc
Проблема обучения смысловому чтению и работы с текстом на уроках биологии и во внеурочной  деятельности действительно актуальна и требует особого   внимания.   Научить   школьников   вдумчиво,   осмысленно   читать,   извлекать   из   биологического   материала   нужную   информацию,   соотносить   ее   с имеющимися   знаниями,   интерпретировать   и   оценивать   –   важная     задача.   В   программе   по   биологии   метапредметными   результатами   освоения   основной общеобразовательной школы по биологии являются как раз таки умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию   (тексте   учебника,   научно­популярной   литературе,   биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать   информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую…». Среди контрольно измерительных материалов государственной итоговой аттестации по биологии есть задания, которые проверяют эти умения. Однако, как показывает статистика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы. На своих уроках биологии и во внеурочной деятельности я использую часть некоторых приемов по формированию смыслового чтения: Прием «Дополни определение» Обучающимся     предлагается   найти   в   тексте   учебника   определение   (например,   «живой   организм»,   «питание»,   «раздражимость»,   «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.  Прием «Сконструируй определение» Учащиеся самостоятельно «конструируют» понятия (например, понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений  текста. Такие приемы помогают сформировать у обучающихся умения вдумчиво читать, а так же преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Прием «Установление соответствие» Обучающимся предлагается работа с понятиями и их определениями, которая представлена в виде упражнения на установление соответствия между понятием и его определением  Задание 1. Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.   Примеры заданий на установление соответствия  ФУНКЦИИ  ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ А) осуществление минерального питания Б) поглощение воды В) синтез органических веществ из неорганических Г) транспирация Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода   Задание 2. Установите соответствие между признаком и Классом моллюсков.    ПРИЗНАК А) Имеется наружный скелет Б) Обтекаемая форма тела В) Нервна система трубчатого типа Г) У наземных представителей – лёгкие, у водных ­ жабры Д) Глотка пронизана жаберными щелями Е) Незамкнутая кровеносная система 1) корень 2) лист  ТИП ЖИВОТНЫХ Брюхоногие Бесчерепные       Прием «Составь задание». Сейчас большое внимание уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок.  В течение урока ученики не обладают достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания я применяю при внеурочной деятельности, а так же задаю на дом. Предлагаю обучающимся самостоятельно придумать оригинальный кроссворд, головоломку по определенной теме урока. Такие задания требуют от школьников осмысленного анализа пройденного материала, что позволяет им лучше и качественно усвоить биологических материал. Ученики работаю самостоятельно или в парах,   обмениваются заданиями, сравнивают качество выполнения подготовленных учебных заданий. Прием «толстых» и «тонких» вопросов. Этот прием  использую на любом этапе урока. Если мы пользуемся этим приемом на первом этапе, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На этапе осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного материала.  1. 2. 3. 4. 5. Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Что? Кто? Когда? Как звать ...? Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? 6. Прием «Кластер», а так же прием преобразования текста в таблицу, конспект Учащимся предлагается составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы. Например, при изучении темы «Царства живой природы» учащиеся сначала вписывают названия царств, а затем краткую характеристику.  Результатом работы учащихся с тематическим текстом (или текстом параграфа) становится таблица, схема, конспект, при этом осуществляется перевод информации из одной знаковой системы в другую. Предлагаю заполнить таблицы (схемы), содержащей (или не содержащей) частичную информацию или различного рода подсказки, что обусловлено уровнем подготовки учащихся. В качестве примеров приведу следующие варианты работы с текстом. А) Биология. 6 класс. Изучение отдела Водоросли. В зависимости от уровня обучаемости детей использую либо заполнение таблицы по мере чтения текста параграфа либо заполнение схемы для формирования критического мышления, предлагая сначала заполнить схему, а потом сравнить знания с “книжными”. И наконец, предлагаю учащимся “озвучить” заполненную схему  Б) Биология. 6 класс. Изучение отделов растений. Таблица заполняется постепенно по мере изучения материала, одновременно формируется умение сравнивать объекты. В) Биология. 7 класс. Изучение класса Костные рыбы. Активизация мыслительной деятельности учащихся и формирование коммуникативной компетентности осуществляется в ходе групповой работы (сотрудничества). Четыре группы решают свои задачи, работая над текстами, заполняя таблицы или составляя схему. Результатом группового взаимодействия является публичная презентация темы. Темы следующие: 1. 2. 3. Общая характеристика класса Костные рыбы. Приспособления рыб к жизни в водной среде. Многообразие костных рыб. 4. Значение рыб в природе и жизни человека. Г) Биология. 9 класс. Изучение темы “Митоз – основной способ деления клеток”. Информация об интерфазе вписывается в таблицу “Деление животной клетки” на основании фактов текста параграфа учебника, а для описания фаз митоза используется рисунок учебника. “Фазы митоза”. По окончании работы с таблицей ученикам предлагаю сделать вывод о роли митотического деления в эволюции. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую). Знаки дорожного движения, маркировочные обозначения на одежде, жесты спортивного судьи – это, по сути, краткие тексты. Понимая, что текстом может быть не только совокупность словесных суждений, а и рисунки, заполненные таблицы, знаковые (опорные) конспекты, данные дидактические средства я использую   в   своей   педагогической   практике.   Для   чего?   Для   формирования   умения   извлечь   быстро   информацию   (это   хорошо   помогает   перед   зачётом, экзаменом), установления связей между её компонентами, отработки понятий, а также для повышения коммуникабельности учащихся (ведь это, своего рода, шпаргалка). Прием «Задай вопрос» Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задания  составить вопросы. К примеру, задаются вопросы, которые начинаются со слов   «Что…?»,   «Какой…?»,   «Где…?»,   «Почему…?»   и   т.д.   Или   ­ используя   словесную   формулу   Цицерона:   «КТО?   ЧТО?   ГДЕ?   ЧЕМ?   ЗАЧЕМ?   КАК? КОГДА?», составляют вопросы к параграфу. Число вопросов и время на их составление ограниченное. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме  «Прочти…».  Подводя  итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить  на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто.     «Верные и неверные утверждения». Прием   Перед началом уроков по какой­либо теме могут быть предложены высказывания. Например, при изучении темы «Классы рыб»: - Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде". - Имеют обтекаемую форму тела. - Рыба может поворачивать голову вправо и влево. - Тело рыбы покрыто чешуей и слизью. - Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. - Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких. - Грудные и брюшные плавники рыб парные. - Форма тела рыбы зависит от способа питания. - Рыба – символ молчания. - Рыбы слышат шаги рыболова. Затем     учащиеся   устанавливают,   верны   ли   данные   утверждения,   обосновывая   свой   ответ.   После   знакомства   с   основной   информацией   (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям, учащихся оценивают   их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Приём «Лови ошибку» Заранее подготовленный текст, содержащий ошибочную информацию, предлагается учащимся для выявления допущенных ошибок. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения. Приём «Восстанови текст». Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста. 7. 8. 9. 10. 11. Сопоставление   /   нахождение   сходств   и   различий –   приём   работы,   основанный   на   сравнении   двух   или   более   объектов.   Цель:   сформировать   умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"

"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"

"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"

"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"

"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"

"Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019