СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
информатика +1
Взрослым
30.06.2019
В СНПК "В содружестве наук. Авиценна" рассматриваются биография Авиценны, его научные изыскания и достижения в различных областях науки, связь между различными направлениями исследований. Особое внимание уделяется тому Канона врачебной науки, в котором рассматриваются вопросы фармакопеи, лечебных силах снадобий, травяные составы, которые используются и в наше время.
Конференция.docx
Преподаватель
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий 1
Ведущий 2
Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина, он же на Западе
Авиценна князь философов, на Востоке АшШайхарРаис. Как много сказано
про этого великого Человека, великого ученого средневековья, и еще более
интересны отношения и высказывания в его адрес различных представителей
великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн Сины говорили о нем
"еретик, продавший душу дьяволу "бумагомаратель". Или Микельанджело (16в.) о
Ибн Сине..."Лучше быть неправым, поддерживая Авиценну, чем правым,
поддерживая других". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой
комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина это "незримый очаг
подземного огня, питающий цельную цепь огнедышащих вершин".
Фильм об Авиценне.
Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна) принадлежит к числу
величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями
первостепенной важности.
Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали
наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.
Отец Ибн Сины, Абдаллах, был родом из Балха. В период правления саманидского
эмира Нуха ибн Мансура (976997) Абдаллах переехал в Бухару, где был назначен
начальником сбора налогов с селения Хурмитан, недалеко от города Бухары,
имеются упоминания о том, что он служа у бухарского эмира сборщиком податей,
он относился к так называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе
Ибн Сины и неприятием его великими религиями.
Затем он некоторое время жил в селении Авшана, там женился на девушке по имени
Ситора. Отец имел материальный достаток, старался дать сыну всестороннее
образование. В начале месяца сафар 370 г. хиджры (вторая половина августа 980 г.)
у них родился сын Хусейн (таково собственное имя Ибн Сины). Хусейну было
около 5 лет, когда семья пересилилась в столичный город Бухару, являвшуюся
тогда одним из крупнейших центров Востока. Мальчика отдали в школу.
Детство и юность (Гладких Ю.)
С раннего детства Ибн Сина обучался корану и адабу (сюда входили грамматика,
стилистика и поэтика) к 10 годам жизни в обеих областях достиг совершенства. Первым его
учителем был Натили. Под руководством известных ученых познавал ряд необходимых
предметов, затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших ему суть мира:
Хорезмиец Муххаммад Хорезми (89в.) научил его индийскому счету – основам арифметики, и двум
способам решения уравнения – основам алгебры. Древнегреческий философ Порфирий Тирский (3в.)
познакомил его с логикой Аристотеля. Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)
открыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Плотомей (2в.) подружил с
астрономией. Тюрк Фараби помог понять универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное
учение исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появилось к медицине.
В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению классических трудов врачей Греции,
Рима, Египта, Индии и других стран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической
медициной, а много наблюдал и занимался практической медицины. О этом периоде Авиценна писал:
1 "...В ту пору я занимался
изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными, что меня научило многим приемам
лечения, которые нельзя было найти в книгах". В некоторых источниках упоминается о встрече
Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произвели вскрытие трупа человека и трупа
лошади "дабы убедиться в схожести организмов". В воспоминаниях Ибн Сины: "Я был в ужасе, я
был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я
создам учение о Человеке и для него...".
В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих учителей. Так о своем учителе
Абу Абдаллах анНатили Ибн Сина писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я
проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все начатки логики, ибо в тонкости ее он
сам не разбирался. Потом я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяснил
самостоятельно. Прошел я также с ним 56 теорем Евклида, а остальное выяснил самостоятельно и
разобрался в их трудностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птолемея о
космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную часть и перешли к геометрическим
формулам, АнНатили оказался не в силах обучать меня. Он сказал: "читай сам, решай теоремы, а
затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я
докладывал учителю, но следствием всего этого было то, что таким путем были устранены
некоторые смущавшие учителя неясности. Много было таких вопросов, которые он до того не знал и
научился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины, юность его души. Душу то он
выдержал, а ум...
Натили писал:
Учил я его стрелять из лука,
А когда у него окрепла рука,
Он выстрелил в меня...
Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику проявился в том, что старик не
позволил быстрому уму юноши выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не дал
увидеть вступающему в жизнь Уму смерть Ума.
Ибн Сина самостоятельно продолжал свое учение. Он с увлечением занялся изучением
естественных наук, и прежде всего медицины. Одновременно занимался врачебной практикой –
бесплатно лечил больных. В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель БухарыЭмир
Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться
книгохранилищем Эмирского дворца (знаменит книгохранилище Самани). Эта библиотека считалась
одним из богатейших книгохранилищ средневекового Востока. В ней хранились уникальные
произведения древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением и жаждой к знанию
приступил к изучению произведений этой библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться,
сохранилось в его памяти до конца жизни. В результате он расширил свои научные познания до
грандиозных масштабов.
В 17 лет Ибн Сина знакомится с Беруни (24 года), их дружба помогла им раскрыть более
шире мир, о дружбе их сложат немало поэм:
Мы на правде сошлись и расстались
И вот на прощание
Понял Я нрав человека:
Его драгоценность Молчание.
Ведущий 1
Жестокий правитель Гасни султан Махмуд (9981030), который опирался в своей
политике на реакционное духовенство и подавлял всякое проявление научного
свободомыслия, стремился включить богатые земли Хорезма в состав своего
государства. Не желая попасть в подчинение этому правителю, Ибн Сина примерно
2 Ведущий 2
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий 1
в 1010–1011 гг. тайно покинул Хорезм и отправился в Хорасан. Он прибыл в
Гурган, феодальное княжество на юговосточном побережье Каспийского моря.
Здесь Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным
учеником, сопутствовавшим ему до конца его жизни. Джузджани записал со слов
Ибн Сины его автобиографию, доведенную до прибытия ученого в Гурган. Он
оставил нам и описание дальнейших событий жизни своего учителя. Благодаря
этому мы располагаем достоверными сведениями о жизни и деятельности Ибн
Сины.
В Гургане Ибн Сина возобновил научную работу и врачебную практику. Он
приступил Первой книги своего главного труда по медицине – “Канона врачебной
науки” и др. сочинений. В 1014 г. Ибн Сина покидает Гурган и некоторое время
живет в Рее и Казвине. Затем прибывает в Хамадан и поступает на службу к
буидскому правителю Шамс аддауле (9971021) с начала в качестве придворного
врача, а за тем и визира. Здесь он написал многие свои произведения, начал работу
над многотомной философской энциклопедией “Китаб ашшифа” (“Книга
исцеления”).
В 1023 г. Ибн Сина переезжает в Исфаган и завершает там “Китаб ашшифа”,
создает другие труды в том числе свою краткую философскую энциклопедию на
персидском языке “Данишнаме” (“Книга знания”). Почти непрерывные скитания по
городам Мавераннахра и Ирана, постоянный напряженный труд, бессонный ночи,
неоднократные тюремные заключения надломили организм ученого. Он страдал
колитом, от которого он и умер в рамазане 428 г. (в июне 1037 г.) в возрасте 57 лет.
Ибн Сина был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась до наших дней.
Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом
работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450
названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они
охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология,
“физика” (т.е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика,
литература, языкознание и др.
Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не
уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл
Линней (170717078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал
вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.
Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают
одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям
различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50,
но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за
исключением “Канона”) условно на три группы: 1) труды общего характера, в
которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические
вопросы; 2) труды о заболеваниях какоголибо одного органа или об одной
конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о
болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов; 3)
труды по лекарствоведению.
3 Ведущий 2
Творчество Ибн Сины занимает особое место в истории культуры. Крупнейший
врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и
присвоенный ему еще при жизни почетный титул “шейхарраис” (наставник
ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Обессмертивший его имя
“Канон врачебной науки” многократно переводился на многие европейские языки,
около 30 раз издавался на латинском языке и более 500 лет служил обязательным
руководством по медицине для европейских университетов и мед. Школ арабского
Востока.
Канон врачебной науки (Монакова В.)
Главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем
культурном мире, является “Канон врачебной науки”. Это подлинно медицинская энциклопедия, в
которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней.
В “Каноне врачебной науки”, а также в ряде специальных работ по лекарствоведению (“Книга о
лекарствах при сердечных болезнях”, “О свойствах цикория”, “О свойствах уксуса лида” и др.) Ибн
Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных
наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн
Аббаз (930994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина
предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного,
постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн
Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств
и предлагает “условия”, обеспечивающие “чистоту эксперимента”. В “Каноне врачебной науки”
содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие
взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном
назначении.
Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств,
полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские
ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками
средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал
много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В
частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в
окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны
проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй
“Канона врачебной науки”, около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.
На протяжении нескольких веков “Канон” служил основным учебным пособием в европейских
университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой
Европы. Передовые среднеазиатские ученые – философы, врачи, естествоиспытатели явились
провозвестниками ряда новых идей, получивших признание и развитие лишь несколько веков спустя. К
ним относятся попытки внедрения экспериментального метода в патологию и лекарствоведение,
утверждение естественнонаучной сущности медицины как области научной и практической
деятельности, идеи связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли
этой среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного, предположение Ибн Сины о
невидимых существах, могущих вызывать лихорадочные заболевания и распространяться через воздух,
воду и почву, и др.
“Канон врачебной науки” принес Авиценне всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в
свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
В Книге первой излагаются теоретические основы медицины и общие положения
4 практической медицины. В ней дается определение понятия медицины, раскрываются задачи этой
науки, приводятся учение о соках и натуре (темпераменте), сжатый анатомический очерк так
называемых “простых” органов человеческого тела костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий,
связок и мышц. Рассматриваются причины, проявления и классификации болезней и общие правила их
лечения. Подробно излагаются учения о питании, образе жизни (общая диэтетика) и сохранении
здоровья во все периоды жизни (общая и частная гигиена).
Книга вторая – это капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в
медицинской практике того времени.
В Книге третьей трактуются “частные” или “местные” болезни органов человека, начиная с
головы и кончая пятками, иными словами она посвящена частной патологии и терапии. В нее входят
описания болезней головы и мозга (в том числе нервных и психических болезней), глаза, ухо, носа,
полости рта, языка, зубов, десен, губ, горла, легких, сердца, груди, пищевода, желудка, печени,
желчного пузыря, селезенки, кишечника, заднего прохода, почек, мочевого пузыря, половых органов.
Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа.
В Книге четвертой рассматриваются “общие” болезни тела, не присущие лишь одному органу.
К числу таковых отнесены различные лихорадки (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе рак),
прыщи, раны, язвы, ожоги, переломы и вывихи костей, ранения и прочие поражения нервов,
повреждения черепа, груди, позвоночника, конечностей. В этой Книге говорится также о хронических
и острых заразных болезнях: оспе, кори, проказе, чуме и бешенстве; освещены основные вопросы
учения о ядах (токсикология). Специальный раздел книги посвящен вопросам сохранения красоты
тела (косметика).
Книга пятая “Канона” представляет собой фармакопею.
Физические упражнения он называл “самым главным условием” сохранения здоровья, на
следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы “Канона врачебной науки” Ибн
Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и
разумных советов. Другой сильной стороной “Канона врачебной науки” Является точное описание
клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений,
их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. В
диагностике Ибн Сина пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом, определением влажности
или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений.
Ибн Сина много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали
его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По
видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно
излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о
сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны
философии Ибн Сины: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи
отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно
вспомнить, например, указания Ибн Сины о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга
расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая
демонологические взгляды на сущность психических болезней, Ибн Сина считал непосредственной
причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные
расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по
видимому, представляла для Ибн Сины особый интерес: в “Каноне” содержатся указания на
возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств
желудочнокишечного тракта с психическими переживаниями (“сильным горем”, гневом, огорчением и
т. п.).
Через столетие после смерти автора “Канон” становится известен и на Западе. Уже в 12 в. он
был переведен с арабского на латинский язык Герардом Кремонским (11141187), в 13 в. – на
5 древнееврейский и разошелся во множестве рукописей. После изобретения книгопечатания в 15 в. в
числе первых изданий был и “Канон”. Примечательно, что его первое издание появилось в 1473 г. в
Страсбурге – одном из центров гуманизма эпохи Возрождения. Потом по частоте изданий он
соперничал с Библией – только за последние 27 лет 15 в. “Канон” выдержал 16 изданий, а всего он
издавался около 40 раз полностью и бесчисленное множество раз в выдержках. В течение пяти
столетий “Канон” служил настольной книгой для врачей многих стран Азии и Европы.
Ведущий 1
Ведущий 2
Книга вторая – это капитальный свод сведений о лекарственных средствах,
применявшихся в медицинской практике того времени. В ней дано свыше 800
лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения с
указанием их лечебных свойств и способов применения. Помимо лекарственных
средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего
Востока, автор указывает немало лекарств, привозимых из Индии, Китая, Греции,
Африки, островов Средиземного моря и др. районов земного шара. Многие из них
стали известны прямо или косвенно средневековой Европе по сочинениям Ибн
Сины, что само по себе характеризует значение “Канона” в истории
лекарствоведения. Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной,
но и с бытовой, народной медициной времени Ибн Сины. Многие лекарства,
предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по
сегодняшний день.
Книга пятая “Канона” представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы
изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава. В первой
части Книги описываются различные противоядия (терьяки), лекарственные кашки,
пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т.д., а во
второй части указываются испытанные средства, предназначенные для лечения
конкретных заболеваний органов головы, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и
брюшной полости, суставов и кожи.
Лекарственные средства Авиценны (Валуйских Д.)
Всемирно известный труд «Канон врачебной науки» состоял из пяти томов, в котором второй
том был посвящен описанию простых по составу лекарств с указанием способов их приготовления и
применения, а пятый сложных. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и
минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и
хранения. Остальные тома посвящены описанию болезней и их лечению. Ученый привел описание
более 30 видов медицинских масел, 63 видов лепешек, 30 пилюль и других лекарственных форм. Он
изложил фармакологическое действие лекарств при сердечных заболеваниях, фармакологию
уксусомедов и др.
Человек всегда окружал себя удивительными порождениями природы, и самыми прекрасными
из них были цветы, восхищавшие нас своей гармонией, яркостью красок и многообразием форм. Цветы
календулы занимали достойное место в садах Средиземноморья со времен Древнего Рима, и возможно,
еще с более раннего периода. Но не только красотой славилась календула. Издревле люди знали о ее
чудесных целебных свойствах. Поэтому второе слово в названии одного из видов календулы –
officinalis, что значит «лекарственная». Ибн Сина писал о свойствах календулы:
«Азарйун (ноготки) Горячее, сухое в третьей степени. Растертые с уксусом ноготки помогают
от «лисьей» болезни. Зола ноготков с уксусом полезна при воспалении седалищного нерва. Органы
извержения: Диоскорид говорит: «Если беременная женщина дотронется до горных ноготков или
введет их в виде свечек, то тотчас выкинет». Ноготки помогают от всех ядов и особенно от укусов
6 ядовитых животных».
Ископаемая смола древних окаменевших деревьев. Янтарь образовался из живицы смолы,
носящей латинское название "пинус сукцинифера". Поэтому синонимом янтаря является "сукцинит".
Вера в целительные свойства янтаря существовала у многих народов в течение многих веков. Ибн
Сина (Авиценна) считал янтарь лекарством от многих болезней: нарушения сердечного ритма,
кровохаркание, боли в животе, обморочные состояния и лихорадки. По мнению Авиценны, янтарь
останавливает любое кровотечение, прекращает рвоту, способствует устранению трещин на ногах.
А вот что писал Ибн Сина о наших кедровых орешках:
«Хабб ассанавбар — орешки пинии («кедровые орешки». Орешки этого дерева нежнее
фисташек и имеют тонкую, рыхлую и красную кожуру, под которой находится продолговатая, белая,
маслянистая, сладкая сердцевина. Это крупные орешки пинии, называемые кунус. Что касается
мелких, то это треугольные орешки с более плотной кожурой и более острой на вкуссердцевиной, в
которой есть едкость и терпкость. Мелкие орешки более походят на лекарственное средство, чем на
нечто, пригодное для питания. Естество: Крупные орешки — как бы уравновешенные, скорее горячие
и более влажные, а мелкие — сухие во второй степени. Действия и свойства: Орешки пинии
способствуют созреванию, смягчают, рассасывают и обжигают, особенно свежие. Жжение пропадает,
если их размочить в воде, и тогда сглаживающее и склеивающее свойство становится совершенным,
хотя оно и до этого было им присуще в полной мере. Вещество их землистое и водянистое; в нем есть
некоторая воздушность. Крупные орешки пинии полезно есть от расслабления органови от слабости
тела; они высушивают испорченные жидкости, имеющиеся в теле. Мелкие и крупные орешки полезны
от гнилых жидкостей в легких, от гноя, кровотечения и кашля; особенно полезны они со свежим
майбухтаджем, так как в них имеется небольшая горечь. Если их отварить в сладком вине, они очень
хороши для очищения легкого от гноя. Точно так же действуют их кожура и деревянистая часть, если
их ввести в состав лекарств для слизывания.
Вот что было известно Авиценне о целебных свойствах одуванчика:
«Тарахшакук одуванчик обыкновенный.
Он известен; это вид цикория. Холодность
одуванчика больше его влажности, хотя влажность в нем все же есть. Действие – охлаждающее,
открывающее. Его млечный сок сводит бельмо. Его выжатый сок очень полезен от водянки и
открывает закупорки в печени. Он противостоит ядам. Из него делают лекарственные повязки,
особенно при укусах скорпиона».
О лукепорее Авиценна писал следующее:
«Куррас — порей (лук порей). Порей бывает сирийский и набатейский, и есть еще порей,
который называют диким пореем; он стоит посередине между пореем и чесноком и более походит на
лекарство, чем на пищу. Набатейский порей чаще входит в состав лечебных средств, чем сирийский.
Набатейский порей горячий в третьей степени, сухой во второй; дикий — острее и суше и потому он
хуже. Сирийский порей с сумахом сводит бородавки. Сирийский порей с сумахом сводит крапивницу.
Сирийский порей с солью полезен от злокачественных язв, а дикий его вид вызывает язвы на теле.
Порей обрывает носовое кровотечение. Его семенами с катраном окуривают зубы, в которых завелись
черви; они убивают червей, и черви выпадают из зубов. Употребление порея в пищу вызывает головные
боли и дурные сны. Зола его с розовым маслом и винным уксусом употребляется от болей и звона в
ухе. Это одно из тех лекарств, которые портят десны и заставляют их желтеть, особенно сирийский
порей. Порей вреден для зрения, зато с ячменной водой полезен при астме, возникающей от густого
дурного сока, особенно набатейский, и более всего с медом. Он помогает от опухолей в легких,
способствуя их созреванию. Семена порея дают от кровохарканья в количестве двух дирхамов с таким
же количеством ягод мирта. Дикий порей вреден для желудка, вреднее, чем садовый, так как он
горше, острее и более жгуч. Все виды порея пучат. Его отваривают в двух водах, чтобы ослабить вред
от его раздувающего действия. Руф говорит: «Он прекращает кислую отрыжку, но вообще он
медленно переваривается».
7 А вот что думал Ибн Сина о лекарственных средствах животного происхождения:
«Хамам – голубь. Птенцам голубя присуща теплота и избыточная влажность, а молодые голуби
легче перевариваются. Голубиные яйца очень горячи. Голубиная кровь обрывает излияние крови из
носа, идущей из оболочки мозга. Людям с горячей натурой следует их есть с незрелым виноградом,
кориандром и огуречной мякотью.
Хирба хамелеон. Говорят, что кровь его не дает расти волоскам, выщипанным из глаза, а яйца
смертоносный яд.
Хаййа – змея. Их употребляют сваренными в воде с солью и укропом и иногда прибавляют
оливковое масло. Употребляют также рассол змеи, имеющий силу ее мяса. Употребляют и
сброшенную змеиную кожу. Лучшее змеиное мясо — это мясо самки, а лучшая кожа — это кожа
самца.
Ведущий 1
Ведущий 2
Ведущий 1
Ведущий 2
Авиценна (АбуАли ибнСина) — великий ученыйэнциклопедист, много сделавший
для процветания математической науки. В своих математических трудах Авиценна
обобщил достижения своих современников и предшественников, а также ставил и
разрешал собственные математические проблемы. Большую роль для развития
математической науки сыграли комментарии и дополнения Авиценны к «Началам»
Евклида.
В своей арифметике Авиценна решал проблемы, которые в настоящее время
принадлежат к теории чисел. Об этом красноречиво говорят следующие два
правила Авиценны:
Первое правило. «Если дано число, которое, будучи разделено на 9, дает в остатке 1
или 8, то квадрат этого числа, деленный на 9, дает в остатке 1. Если число,
разделенное на 9, дает в остатке 2 или 7, то квадрат этого числа, разделенный на 9,
дает в остатке 4. Если число, деленное на 9, дает в остатке 4 или 5, то его квадрат,
деленный на 9, дает в остатке 7. Наконец, если число, деленное на 9, дает в остатке
3, 6 или 9, то его квадрат, разделенный на 9, дает в остатке 9».
Второе правило. «Если число, деленное на 9, дает в остатке 1, 4 или 7, то
его куб, деленный на 9, дает в остатке 1; если число, деленное на 9, дает в остатке
2,5 или 8, то его куб, деленный на 9, дает в остатке 8 и если число, деленное на 9,
дает в остатке 3, 6 или 9, то его куб, деленный на 9, дает в остатке 9».
Кроме научных сочинений, Авиценна писал стихи. Силой и мужеством
звучат его атеистические четверостишия, в которых полным голосом он клеймит
религиозных фанатиков и невежд.
Так, в одном из таких четверостиший Авиценна писал:
***
С ослом будь ослом, не обнажай свой лик!
Ослейшего спроси — он скажет: «Я велик!»
А если у кого ослиных нет ушей,
Тот для ословства — явный еретик.
***
Сердце жадно спешило пройти этот путь,
Все понять и в глубины вещей заглянуть.
Рубаи
8 Мудрость – тысяча солнц! – мне в дороге светила
Сердцевины достиг, но не познана суть.
***
Суть в существе твоем отражена,
Не сможет долго тайной быть она,
Не потому ль, что суть любой натуры
В поступке, словно в зеркале, видна.
***
Душа, ты связана с желанием и страстью.
Спеши: мгновению обязана ты властью.
Любви не покупай, богатств, чинов не требуй,
Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.
***
О солнце! Странник ты, повсюду знаменитый.
Из этих странствий мне подарок принеси ты:
Кого ты на путях любви нашло сегодня
С печалью на лице и болью, в сердце скрытой.
***
Душа вселенной — истина: то бог. А мир есть тело,
А чувства тела — ангелы, верны душе всецело,
А члены тела — вещества, стихии, элементы.
Единство мира таково, я утверждаю смело.
***
Пьешь изредка вино — мальчишкою слывешь,
И грешником слывешь, когда ты часто пьешь.
Кто должен пить вино? Бродяга, шах, мудрец.
Ты не из этих трех? Не пей: ты пропадешь!
***
Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
С подобным другом впредь не должен я дружить:
Беги от мотылька, когда он с гадом был!
***
Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
Ведущий 1
Авиценна, как атеист и первооткрыватель многих вопросов науки, подвергался
гонению. Его приговаривали к заключению в тюрьмах и к изгнанию, а книги его
объявлялись еретическими и обрекались на сожжение.
9 Ведущий 2
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
10
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
СНПК "В содружестве наук. Авиценна" (1 курс, специальность 33.02.01 Фармация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.