Конструкт урока по литературному чтению
Тема урока: Собирай по ягодке-наберешь кузовок . Н. Н. Носов «Федина задача».
Тип урока: Освоение нового знания и способов действий
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей; осуществляют рефлексию собственной деятельности, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации; навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; создают высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе, инсценируя прочитанное.
· Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н. Н. Носов «Федина задача».
Цель: развивать умения находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, создавать высказывание или доказательство своей точки зрения в процессе знакомства и анализа произведения Н. Н. Носов «Федина задача».
Задачи:
· Воспитательная: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;воспитывать основы умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
· Развивающая: развивать способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять волевую саморегуляцию; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; осуществлять рефлексию собственной деятельности, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации; навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений, высказывать свою точку зрения и уважают мнение собеседника; вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе, инсценируя прочитанное).
· Образовательная: развивать умение анализировать содержание рассказа Н. Н. Носов «Федина задача».
Принципы воспитания:
● Принцип учета индивидуальных и половозрелых особенностей, личностных характеристик и возможностей детей
● Принцип гуманистической направленности в воспитании
● Принцип стимулирования активности
Принципы обучения:
● Принцип деятельности
● Принцип наглядности
● Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания:
· Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
· Художественное слово
· Поощрение
· Создание ситуации успеха
· Рефлексия и самопознание
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
· Беседа
· Практические
По уровню включения в продуктивную деятельность:
· Частично-поисковые (эвристические)
· Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы развития познавательного интереса:
· Стимулирование занимательным содержанием
Методы формирования ответственности и обязательности:
· Предъявление педагогических требований
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
· Работа в группах
· Освоения элементарных норм ведения разговор
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Обеспечение урока:
1
Информационное обеспечение
1.1 Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Министерство образования и науки Российской
Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18
мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
1.2 Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного образовательного учреждения «Центр образования «Аксиома», утвержденной приказом No 51 от 08.05.2020г.
1.3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литературное чтение» для 1 – 4 классов
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: мультимедийная презентация «Федина задача»
2.2 Индивидуальное: учебник, тетрадь, рабочий лист
Этап урока Задача |
Этап технологии |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
I.Мотивация к учебной задачи
Психологический настрой |
Стадия вызова |
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- А для чего вам нужны эти знания? - Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. |
- Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов. - Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок. |
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; познавательные УУД(логические действия анализа, обобщения; установление причинно-следственных связей;), коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;).
|
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: выборочное чтение
|
Речевая разминка - Ребята, чтобы настроится на хорошую
работу, сейчас мы с вами проведем разминку. Ах, вы сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. - Читаем про себя. - Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией. - Читаем медленно, быстро. - Кто хочет прочитать самостоятельно? - Молодцы, ребята!
|
- Читают скороговорку по заданию учителя.
|
||
III. Постановка учебной задачи
Словесный: беседа, подводящий диалог |
Стадия вызова |
- Посмотрите на слайд. Кто является автором этих книг? - Вы уже догадались, о каком писателе мы сегодня будем говорить? - Верно. А с каким произведением мы познакомимся, вы узнаете, если отгадаете анаграмму. Ачадаз анидеф - Отлично. Теперь сформулируйте тему урока. - Я предлагаю вам сформулировать цель урока. О чем мы с вами будем говорить, что мы сможем узнать, с чем познакомимся? - Верно, цель нашего урока: познакомиться с рассказом Н. Носова «Федина задача» и узнать основную мысль рассказа. - Для достижения нашей цели, предлагаю сформулировать задачи нашего урока. - Как вы думаете, какая будет 1 наша задача? - Какая будет вторая задача? - Сегодня мы с вами попробуем в группах составить свой собственный рассказ по произведению. Задачи: 1)Вспомнить содержание рассказа. 2)Обсудить основную мысль рассказа. 3) Составить минирассказ по произведению. |
- Н. Носов.
- О Николае Носове. - Федина задача. - Николай Носов, Федина задача. - познакомиться с рассказом Н. Носова «Федина задача» и узнать основную мысль рассказа. |
· Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. · Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение планировать, осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения учителей, товарищей;), познавательные УУД(логические действия анализа, обобщения; установление причинно-следственных связей;), коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; умение понимать контекстную речь; овладевают основами коммуникативной деятельности,).
|
IV. Освоение нового знания и способов действия Словесный: беседа , Практический: работа со словарными словами.
Работа с книгой: чтение текста. |
Стадия осмысления |
- Откройте стр. 164 в учебнике.
- Для того чтобы вспомнить содержание рассказа, предлагаю посмотреть на изображения на слайде и предположить, кто будет главным героем рассказа?
Перед началом работы с текстом, я предлагаю вам провести словарную работу. Для этого поработаем в парах, вспомним правила работы в парах, какие правила вы знаете? - Отлично у вас на столах лежит карточка. Придвиньте ее к себе. Ваша задача соотнести слово с его определением.
-. · Рокочущим басом – низким мужским голосом · Титулярный советник – гражданский чин 9 класса · Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. · Борзая – быстрая. · Репродуктор- Устройство для громкого воспроизведения звука. Давайте сравним ваш результат с правильным вариантом на слайде. Если есть ошибки, исправьте их. - Поднимите руку, у кого нет ошибок? Отлично, опустите. - Поднимите руку, у кого 1 -2 ошибки? Хорошо. - Поднимите руку, у кого получилось 3 и более? – Не расстраивайтесь, в процессе обсуждения рассказа, мы с вами лучше познакомимся с ними. - Вспомните, какая будет первая задача урока?
- Дома вы уже начали знакомиться с рассказом, сейчас мы с вами вспомним, о чем был этот рассказ. -Откуда пришёл Федя? - Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки? - А что же сделал, Федя?
-Что можно сказать про Федю?
-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - Поднимите руки.
-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? - Почему Федя не мог решить задачу? -Чем заканчивается рассказ? - Что бы вы посоветовали Феде? - Какие черты характера ему необходимо развивать? - Как вы думаете, какая основная мысль данного рассказа?
- О чем вы задумались, прочитав рассказ? -Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
-Чему учит рассказ Н. Н. Носова?
- Посовещайтесь в парах и попробуйте подвести вывод, в чем Федя был не прав и как стоило бы ему поступить, чтобы решить задачу? -Перед тем как мы перейдем к решению следующей задачи, я предлагаю вам встать со своих мест и провести физминутку.
|
- Предположения детей.
- Вспоминают правила работы в парах.
- Словарная работа.
Проверяют.
- С катка. - Может быть сестра, брат.
- Включил радио, решил делать уроки под музыку. - Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.
- Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио. - Предположения детей. - Пошёл к другу.
- Главная мысль рассказа в том, чтобы любое дело спорилось, следует сосредоточить на нём своё внимание и не отвлекаться.
Формулируют вывод. |
· Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. · Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (способность сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение контролировать и учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей;), познавательные УУД(использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации; навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; создают высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений), коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе, инсценируя прочитанное). · Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н. Н. Носов «Федина задача». ·
|
V. Первичное закрепление
Словесный: разъяснение, беседа |
Стадия осмысления |
-Кому понравился рассказ? Чем? - Для того чтобы решить третью задачу, я предлагаю вам выполнить следующее задание. - Ваша задача в правильном порядке составить пункты плана рассказа: 1. Федя сел за уроки. 2. Концерт по телевизору. 3. Комментарии Феди. 4. Путаница с уроками. 5. Возмущение концертом. 6. Непонятная задача. 7. За помощью к Юре. - Давайте обменяемся работами и проверим со слайдом. |
Высказывают свои предположения. Составляют план рассказа |
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: создание минирассказа. |
Стадия осмысления |
Для того чтобы составить рассказ, я предлагаю вам поработать в группах, вспомним правила работы в группах, какие правила работы в группах вы знаете?
- Предлагаю объединиться в группы по 4 человека. Для этого первые парты развернуться ко вторым, третьи парты развернуться к четвертым партам. Последние парты подсядут к группам. - Третья звучит так, составить минирассказ по прочитанному произведению . Для решения данной задачи, у вас на столах лежат таблицы. В ней 4 колонки Первая колонка под названием Роль. В ней прописано от кого вы будете писать минирассказ. Каждая группа будет прописывать минирассказ от лица Феди. Вторая колонка под названием аудитория, здесь вы обсудите, и запишите, кому вы напишите минирассказ. Форма у вас уже заполнена – минирассказ. Тема – Задача - Я предлагаю вам написать минирассказ от лица героя, который у вас записан в первой колонке, про задачу. Не забывайте, что ваш рассказ должен соотносится с событиями рассказа Носова. На работу вам дается 5-7 минут. - Прошу к данной работе отнестись серьезно, далее представитель каждой группы прочитает получившийся рассказ.
- Время вышло, предлагаю выбрать представителя каждой группы. И прочитать получившееся. - (выступление групп) - Давайте выберем, у кого получился самый интересный и насыщенный рассказ? Рассказ, какой группы вам запомнился больше всего? - Отлично, сдайте ваши листы с рассказом. |
Проявляй активность, Слушай друга, не перебивая. Говори спокойно и ясно. Говори только по делу. убедись, что в разговоре участвует каждый. обращайся к другу по имени
|
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность сохранять цель и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации; навыки смыслового чтения текста; логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей; находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; создают высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе, инсценируя прочитанное. Предметные: знают и анализируют содержание рассказа Н. Н. Носов «Федина задача».
|
VII. Рефлексия деятельности
Словесный – беседа. |
Рефлексия |
Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какую цель мы с вами ставили на урок? Какие задачи решали? Я хочу поблагодарить …: За проявление лидерских качеств За креативность За умение сотрудничать За активность За внимательность Для того чтобы подвести итог нашего урока, я предлагаю вам использовать прием «Синквейн»: ваша задача выбрать одно из героев произведения, который вам больше нравится. Предлагаю заполнить форму – тема, два прилагательных, 3 глагола, предложение, синоним. - Кто желает прочитать, получившимся. - Спасибо, передайте ваши листы на первую парты. Благодарю вас за ваши ответы. Урок окончен. До свидания. |
- Познакомиться с биографией Н. Носова и с произведением «Федина задача» - Да. - Обдумывать свои действия. - Записывают синквейн, зачитывают.
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; осуществляют рефлексию собственной деятельности), коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях,соблюдая правила речевого этикета). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.