СОБОР СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со Смоляным двором. По своему расположению монастырь стал называться Смольным. Работы велись по проекту Ф.-Б. Растрелли с 1748 года. Смольный монастырь - наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь во всю ширину. Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского проекта Александро-Невского монастыря. План самого собора он взял в виде греческого креста. Самой видной и главной части композиции архитектору построить не удалось. 140 метровая колокольня, это колоссальное сооружение, была признана слишком дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня представляет органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре.
Иконка файла материала СОБОР СМОЛЬНОГО.doc
СОБОР СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ. Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с  возведения Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со  Смоляным двором. По своему расположению монастырь стал  называться Смольным. Работы велись по проекту Ф.­Б. Растрелли с 1748 года.  Смольный монастырь ­ наиболее совершенное создание его гения,  развернувшегося здесь во всю ширину. Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского  проекта Александро­Невского монастыря. План самого собора он  взял в виде греческого креста. Самой видной и главной части  композиции архитектору построить не удалось. 140 метровая  колокольня, это колоссальное сооружение, была признана  слишком  дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня представляет  органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте   вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной  архитектуре. Собор монастыря так же великолепен. В модели он  значительно отличается от построенного. Боковые купола его  стояли по первоначальному проекту отдельно, по углам. Внутренняя отделка принадлежит Стасову, который работал  над убранством собора уже в 19 веке. Геометрическим и архитектурным центром композиции  ансамбля является собор. Хотя в его плане ясно выступает фигура  креста, у которого нижняя часть удлинена по сравнению с  остальными, вся его объемная система с пятиглавым завершением  воспринимается как типично центрическая. Далее вся композиция ансамбля развивается тоже как  центрическая: в основе лежит фигура равноконечного греческого  креста. Она повторяется сначала в двухэтажных с антресолью  жилых монастырских корпусах. Они подчеркнуты и оживлены  вертикальными объемами четырех одноглавых церквей, которые  поставлены на внутренних углах креста. Следующее повторение  фигуры креста образует окружающая монастырь каменная ограда с  восьмью  башнями.Все вместе образует цельную и стройную систему постепенно  нарастающих сооружений: от низкой ограды с ее восьмью башнями к двухэтажным корпусам монастырских келий с четырьмя угловыми  церквями, которые подготавливают переход к центральному  вертикальному объему пятиглавого собора. За счет сближения барабанов­башенок боковых куполов с  барабаном центрального купола возникла абсолютно новая  архитектурная концепция православного храма, сочетающая  исконно русское пятиглавие с таким же характерно русским  силуэтом столпообразного шатрового храма. Объемно­пространственному решению ансамбля отвечают  декоративная насыщенность и разнообразие детальной разработки,  выполненной в стиле барокко, фасадов всех сооружений  монастырского комплекса. Выразительная пластика, сильный  рельеф деталей и вызванная этим интенсивная игра светотени  меняются в зависимости от места и значения в ансамбле каждой  части сооружения. С течение времени ансамбль Смольного монастыря пополнялся новыми постройками, а собор оставался недостроенным. Только в  1832 году вспомнили о здании, и по приказу Николая Первого была  учреждена комиссия по достройке собора. Проект отделки собора и устройства парадного подъезда к нему был поручен В.П. Стасову.  Стасов закончил все работы, и  летом 1835 года Смольный  Воскресенский собор был торжественно освящен начал действовать  как собор всех учебных заведений столицы. Стасов изменил профилировку карнизов и пропорции колонн и создал церковный интерьер, типичный для русского позднего  классицизма. Мощные пилоны, несущие арки и барабан собора  декорированы коринфскими колонами. Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно  приобщило Смольный монастырь к лежащей перед ним городской  площади и связало его с городом. Таким образом, монастырский  ансамбль получил архитектурное и градостроительное завершение.