Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со Смоляным двором. По своему расположению монастырь стал называться Смольным.
Работы велись по проекту Ф.-Б. Растрелли с 1748 года. Смольный монастырь - наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь во всю ширину.
Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского проекта Александро-Невского монастыря. План самого собора он взял в виде греческого креста. Самой видной и главной части композиции архитектору построить не удалось. 140 метровая колокольня, это колоссальное сооружение, была признана слишком дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня представляет органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре.
СОБОР СМОЛЬНОГО.doc
СОБОР СМОЛЬНОГО
МОНАСТЫРЯ.
Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с
возведения Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со
Смоляным двором. По своему расположению монастырь стал
называться Смольным.
Работы велись по проекту Ф.Б. Растрелли с 1748 года.
Смольный монастырь наиболее совершенное создание его гения,
развернувшегося здесь во всю ширину.
Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского
проекта АлександроНевского монастыря. План самого собора он
взял в виде греческого креста. Самой видной и главной части
композиции архитектору построить не удалось. 140 метровая
колокольня, это колоссальное сооружение, была признана слишком
дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня представляет
органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте
вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной
архитектуре.
Собор монастыря так же великолепен. В модели он
значительно отличается от построенного. Боковые купола его
стояли по первоначальному проекту отдельно, по углам.
Внутренняя отделка принадлежит Стасову, который работал
над убранством собора уже в 19 веке.
Геометрическим и архитектурным центром композиции
ансамбля является собор. Хотя в его плане ясно выступает фигура
креста, у которого нижняя часть удлинена по сравнению с
остальными, вся его объемная система с пятиглавым завершением
воспринимается как типично центрическая.
Далее вся композиция ансамбля развивается тоже как
центрическая: в основе лежит фигура равноконечного греческого
креста. Она повторяется сначала в двухэтажных с антресолью
жилых монастырских корпусах. Они подчеркнуты и оживлены
вертикальными объемами четырех одноглавых церквей, которые
поставлены на внутренних углах креста. Следующее повторение
фигуры креста образует окружающая монастырь каменная ограда с
восьмью башнями.Все вместе образует цельную и стройную систему постепенно
нарастающих сооружений: от низкой ограды с ее восьмью башнями к
двухэтажным корпусам монастырских келий с четырьмя угловыми
церквями, которые подготавливают переход к центральному
вертикальному объему пятиглавого собора.
За счет сближения барабановбашенок боковых куполов с
барабаном центрального купола возникла абсолютно новая
архитектурная концепция православного храма, сочетающая
исконно русское пятиглавие с таким же характерно русским
силуэтом столпообразного шатрового храма.
Объемнопространственному решению ансамбля отвечают
декоративная насыщенность и разнообразие детальной разработки,
выполненной в стиле барокко, фасадов всех сооружений
монастырского комплекса. Выразительная пластика, сильный
рельеф деталей и вызванная этим интенсивная игра светотени
меняются в зависимости от места и значения в ансамбле каждой
части сооружения.
С течение времени ансамбль Смольного монастыря пополнялся
новыми постройками, а собор оставался недостроенным. Только в
1832 году вспомнили о здании, и по приказу Николая Первого была
учреждена комиссия по достройке собора. Проект отделки собора и
устройства парадного подъезда к нему был поручен В.П. Стасову.
Стасов закончил все работы, и летом 1835 года Смольный
Воскресенский собор был торжественно освящен начал действовать
как собор всех учебных заведений столицы.
Стасов изменил профилировку карнизов и пропорции колонн и
создал церковный интерьер, типичный для русского позднего
классицизма. Мощные пилоны, несущие арки и барабан собора
декорированы коринфскими колонами.
Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно
приобщило Смольный монастырь к лежащей перед ним городской
площади и связало его с городом. Таким образом, монастырский
ансамбль получил архитектурное и градостроительное завершение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.