Собственная методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе.
ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в
профессиональном сообществе (Горелик Надежда Николаевна)
Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно-
ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов
обучения русскому языку.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли – роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации; и что сегодня особенно важно- донести слово до своих учеников и «образ мира, в слове явленный».
Цель современного
образования – не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и
развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей,
обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта
самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В соответствии с этой целью разработана собственная методическая система
учителя. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную
целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля,
особенностей организации учебной деятельности учащихся.
Тема методической системы: воспитание творчески развитой личности, готовой к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире.
Цель: Создание условий
для формирования ученика, мотивированного познавательной учебной к активной деятельности;
развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих
творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира
Формирование системного диалектического мышления
Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации
Формирование навыков работы с информацией
Формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим
культурам
Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению
Мои педагогические принципы:
Принцип научности;
Принцип прочности усвоения знаний;
Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного
уважения;
Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;
Принцип индивидуализации;
Педагогический гуманизм;
Принцип персонификации, предполагающий адекватное включение во
взаимодействие личного опыта;
Реализация этих принципов формирует методический стиль.
«Творческий» - модель методической системы учителя, где ведущими являются
цели-ценности, на основе использования ИКТ создается образовательная среда,
способствующая творческому развитию. «Мастерский» - в данной модели ведущими
становятся цели-ценности, использование средств ИКТ направленно на организацию
проектной деятельности, взаимодействие учащихся между собой в творческих
группах, что способствует расширению содержания предмета, осуществлению
межпредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности, т.е.
возможность комбинирования инновационных оргформ с традиционными. Осуществляется возможность деятельностного подхода,
формирование коммуникативной, информационной компетентностей. В данной модели
ведущими становятся цели-ценности, использование коммуникативной,
информационной компетентностей. Ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий
и рефлексивно-оценочный элементы.
Исходя из обозначенных выше проблем, объективной потребностью является
разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций,
имеющих целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом.
Понятие же «инновационная деятельность» применительно к деятельности учителя
русского языка может быть рассмотрено как целенаправленное преобразование
содержания обучения языку, направленное на обеспечение всестороннего
личностного развития ученика.
Первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и
гибко реагировать на запросы общества, учитывая основные тенденции его
развития. Реализация данной задачи может быть достигнута и на основе внедрения
новых технических средств и технологий в том числе. Нельзя не отметить, что и
сами учащиеся, и родители заинтересованы в получении такого образования,
которое поможет им адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена
обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования
интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности,
включением в практику школы альтернативных систем обучения и проектирование.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень
самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий
обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В
этом направлении успешными будут технологии, нацеленные на организацию
репродуктивной и творческой деятельности учащихся.
Поскольку необходимо
сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта деятельности, то
основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на
обучение:
видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования
мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию
личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса
познания и результата;
технологиям, обучающим
планированию, проектированию, моделированию;
технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке
гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию
гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения
нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и
логических процедур в решении задачи;
технологиям решения задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;
На уроках я использую богатый инструментарий педагогических технологий (мастерская, технология проектного обучения, технология игрового обучения, технология индивидуализированного обучения и т.д.), но, учитывая требования сегодняшнего времени, хочу остановиться на применении информационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии. А значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующее:
возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
возможность сочетания различных программных средств;
а также побуждающий аспект активизации деятельности уч-ся. Компьютер на уроках русского языка выполняет различные функции (источники учебной информации, наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации, тренажера, средства диагностики и контроля, текстового редактора).
Вместе с тем уроки с
использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями,
компьютерная поддержка должна являться одним и компонентов учебного процесса и
применяться только там, где это целесообразно.
Используя информационные технологии на своих уроках, я поняла, что таким
образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять
информационные технологии в своей деятельности, но и задачи развивающего
обучения.
Методы организации обучения с применением персонального компьютера следующие:
ü объяснительно-иллюстративный
ü репродуктивный
ü проблемно-поисковый
ü исследовательский
ü самостоятельной работы
ü формирования познавательного интереса
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой. В этом плане более успешным является применение проблемного и исследовательского методов.
Проблемно-поисковый метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы.
Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учеников. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы.
При этом важное место
отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче
информации. Исследовательский метод обучения с применением персонального
компьютера обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в
процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной
тематики. При использовании этого метода обучение является результатом
активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает
более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных
методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов
объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха
необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия.
Преподаватель на современном этапе перестает быть просто
"репродуктором" знаний, а становится разработчиком новой технологии
обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой
- требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В
своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения,
поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие
видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы
новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся
знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы,
создавая свою презентацию. Он как бы сам «творит» научное знание. Роль учителя
в данном случае – роль дирижёра. Таким образом, при развивающей системе
обучения использую дидактические принципы педагогики сотрудничества. Методом
обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся,
является игра: игры – викторины, игра по станциям, дискуссии, конференции.
Игры развивают интеллектуальную
и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие
способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.
Проектная деятельность — один из лучших способов для
совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного
обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу
проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение,
доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы
и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание буклета,
презентаций).
Решение правильно
поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь
процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы
учащиеся представляют оформление своих идей: презентацию, публикацию, буклет,
рекламный проспект и т.д. Работа над созданием презентации позволяет каждому
ученику истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку, находить
положительные стороны, научиться видеть отрицательные стороны презентации. Все
это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути
решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Таким образом, в информационном обществе, когда информация становится высшей
ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их
профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования,
происходит существенное повышение статуса образования.
Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий
позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские
способности учащихся, повышает их активность; способствует
интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению
материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию
познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает
у учащихся логическое мышление; помогает получить высокие баллы при сдаче
ЕГЭ. Проанализировав свою методическую систему, я выделяю основные её функции:
1) Гносеологическая (познание учебного процесса как объекта конструирования;
создание информационного «банка» способов, приемов решения
психолого-педагогических задач).
2) Гуманистическая (направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности
личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного
опыта).
3) Нормативная (поддерживает соблюдение педагогических норм, правил
учебно-воспитательного процесса).
4) Проектировочная (осуществление конкретных педагогических технологий,
обеспечивающих целенаправленную деятельность по реализации образовательного
стандарта; выбор наиболее эффективных технологий).5) Социальная компетентность
(сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные
задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции
ценностей гражданского общества и демократического государства).6) Рефлексивная
(осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности; создание
условий для развития рефлексии).
Данная методическая система (отдельные элементы) активно используется
педагогами школ района.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.