Тема урока: «Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»
Цели: закрепить знания по теме, совершенствовать речевую практику: пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие творческих способностей, дифференцированный подход при проверки знаний разрядов прилагательных, работа с орфографическим словарем как с дидактическим пособием.
Проверка домашнего задания
Теоретические вопросы по темам «Имя прилагательное как часть речи», «Разряды прилагательных», а также повторение тем «Морфологические признаки имени существительного», « Глагол как часть речи» будут задаваться на протяжении всего урока.
Работа по карточкам
1 карточка – распределить прилагательные по трем разрядам.
2 карточка – отметить знаком (+) в соответствующей колонке разряд имени прилагательного.
3 карточка – в каком ряду все слова являются прилагательными
Проверка работы по карточкам
Первая группа: распределить по разрядам
Разряды прилагательных
Качественные | относительные | Притяжательн. |
активный | компьютерный | соловьиный |
пунктуальный | пунктуационный | отцовский |
праздничный | авиамодельный | Птичий(дом) |
интересный | золотой(из золот | Заячье(потомств |
золотой(пер-хор | Птичий(грипп) | Медвежья |
цветастый | стиральный | (берлога) |
веселый | Заячья(шапка) | |
Заячий(характер | грибной | |
Медвежий(угол | московский | |
Услуга) | Медвежий(тулуп | |
цветочный |
Проверка второй группы
Отметьте знаком (+) в соответствующей колонке разряд имени прилагательного
Качеств. | Относит. | Притяж. | |
Греческий язык | + | ||
Мокрый пол | + | ||
Лунный свет | + | ||
Высокий рост | + | ||
Верблюжий горб | + чей? Животн. | ||
Ночной город | + отн. к месту |
»
Нужно обрабатывать свой сад. Вольтер. ЯзыкКак поросль виноградных нежных лоз,Язык храни. Упорно, неустанно Бурьян пропалывай. Прозрачней слезПускай язык пребудет. Постоянно Пускай тебе он будет подчинен,Хоть сам живет своею жизнью он.Прислушайся: как океан без краю-Народа речь; и гнев, и радость в ней,В ее живых раскатах. Я не знаюМудрейших, чем народ учителей.Его слова – как жемчуг; их значенье-И труд , и человек, и вдохновенье.Заглядывать не бойся в словари:Не мертвый сумрак там – живые дали;Как садовод умелый, собериПлоды созревшие Гринченко, Даля.Не гневайся, когда совет дарят,И не ленись возделывать свой сад. М. Рыльский
Эпитеты: нежных лоз
Сравнения: как поросль виноградных лоз, язык храни; прозрачней слез язык пускай пребудет; как океан без краю – народа речь; его слова, как жемчуг
Метафоры: бурьян пропалывай, пускай тебе он будет подчинен, хоть и живет живою жизнью он; и гнев, и радость в ней/В ее живых раскатах; не мертвый сумрак там – живые дали; плоды созревшие
Прилагательные, которые можно использовать при описании природы
качественные | относительные | притяжательные |
лазоревый | лавровый | лебяжий |
лазурный | лекарственный | лисий |
легкий | лубяной | лягушачий |
лиловый | лапчатый | |
липкий | ледяной | |
Лилово-синий | лиственный | |
Лимонно-желтый | ||
лучезарный | ||
лупоглазый |
Подведение итога. Выставление оценок.
1. Закрепление знаний о разрядах прилагательных.
2. Знакомство с творчеством М. Рыльского.
3. Повторение разных видов троп. 4.Повторение морфологических признаков
имени прилагательного, имени существительного, глагола.
5. Работа с орфографическим словарем.
6. Составление синквейнов.
7. Д. з. выуч. правила по теме «Прилагательное», упр.797
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.