Романова Н.Н., преподаватель фортепиано.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.
«Детская школа искусств №2» г. Сургут.
СОЧЕТАНИЕ ТЕХНИКИ И МУЗЫКАЛЬНОГО НАЧАЛА.
Успех преподавания включает в себя всестороннее развитие ученика – это является непременным условием. Для этого необходимо развивать зрительные и механические моменты. В этом поможет чтение с листа незнакомого материала. Плюсом является подбор услышанной мелодии, подбор аккомпанемента, хотя бы элементарно-гармоничных последовательностей.
Развиваясь и получая основные теоретические знания, ученик должен пытаться подробно анализировать произведения, прежде чем начинать их учить. Данный подход помогает в решении технических задач. Следует следить за тем, чтобы ученики не развивались односторонне. При трудностях с чтением с листа нужно больше внимания уделять этому виду работы, а у кого есть проблемы с изучением материала наизусть, нужно останавливаться на запоминании разных отрезков музыкального материала и акцентировать своё внимание на этом. Обязательно знакомиться с всевозможными техническими задачами и не оставаться в одной обособленной области. Поиск пути гармоничного развития обязательно приведёт к успеху. Если ученик знаком с определённой механикой пианистических навыков, то техническая сторона займёт минимум времени. Целесообразно настроенный и взятый звук только улучшит технику, а соотношение между движением и музыкой даст свободу владения своими руками – это поможет в развитии. Трудные по значимости технические задания не следует давать, лишь те, которые ученик в состоянии решить. Однако то, что по силам, ученик обязан выполнить безукоризненно, свободно и естественно. Обязательно нужно обучить ученика говорить музыкой, чтобы сказанное звуком переживание, доходило до слушателя. В этом и заключается задача педагога.
Уйма пальцевых упражнений не ведут к приобретению отличной техники, лишь владея музыкальным представлением, переживанием, в котором присутствует исполнитель, заложен смысл технической задачи. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждое движение было оправданным и целесообразным, пригодным для дальнейшего развития. При достижении хорошего музыкального эффекта педагог не должен расслабляться, если при этом присутствует тряска руки. Следует уделять внимание правильным, оправданным техническим решениям, которые входят в перспективу развития ученика, как технического, так и музыкального.
Музыку следует сравнить с чтением стихотворного текста. Культура произношения музыкального звука, кульминация напряжения, должна быть оправдана, как словом, так и звуком. Следует сознательно пропускать музыкальную речь сквозь сознание, чтобы приблизиться к творениям Бетховена, Моцарта, необходимо подключать все активные клетки сознания и творить красоту вечной классики на одном дыхании [1, с.241].
Чтобы помочь в преодолении технических трудностей обращаю внимание на изучение этюдов. В них целесообразно провести работу над той или иной технической задачей – это своеобразный род упражнений с определёнными разновидностями. В них проста музыкальная структура, драматическое содержание не высоко, с тем, чтобы ученик мог сконцентрироваться на преодолении технических трудностей, предназначенных для какой-либо формулы пальцевых упражнений. Только великие композиторы были способны к созданию этюдов, в которых техническая цель вдохновляла на музыкальную значимость и в совершенстве выражала заданную техническую формулу. Механическая игра в этюдах, где заранее отказываются от музыкального выражения, не способствует развитию техники, а скорее вредит ей.
Этюды дают чувство превосходства и уверенности, именно благодаря своей простой музыкальной структуре, они позволяют играющему бездумно радоваться виртуозности. Но, хочу напомнить: все те этюды, которые требуют только машинальной, равномерной работы пальцев, без музыкальной выразительности и динамического рисунка, не полезны, а вредны.
Художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя [3, с.8].
Каким путём достигнуть того, чтобы понятным стало содержание музыки и нашло отклик в кругу слушателей? Для этого исполнение должно быть психологически-содержательным, ясным, цельным, колоритным, искренним и правдивым. Пианист обязан «вылепить» образ произведения, придав ему, почти физическую видимость и ощутимость. Играющий должен сродниться с созданным образом, чтобы донести до аудитории с завидным темпераментом, с убедительностью и непринуждённостью, как будто сам исполнитель диктует свою волю, мысли, чувства [2, с. 24].
Не следует ограничиваться указаниями общего характера. Необходимо, для сочетания техники и музыкального начала обращать внимание на каждый штрих, на малую деталь текста, при этом, не забывая о целостном, художественном образе. Для этого требуется обладать рядом волевых качеств – самодисциплиной, внешней и внутренней собранностью, способностью мобилизоваться в любой момент. Понять музыку – это одно, суметь исполнить – это другое. Задача - достучаться до воображения и знать, как художнику, какими инструментами следует добиваться той или иной звуковой краски, для достижения высокого уровня музыкального исполнения. Следует сохранять высокие эстетические принципы: увлечение искусством и уважение к художественному мастерству, иначе музыка без факторов красоты – слепа и глуха, не имеющая под собой почвы.
Список использованной литературы:
1. Гат Й. «Техника фортепьянной игры», «Атэнэум», Будапешт, 1967;
2. Баренбойм Л. «За полвека», Ленинград: «Советский композитор», 1989;
3. Мазель В. «Музыкант и его руки», СПб.: «Композитор», 2002.
© Н.Н. Романова, 2023
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.