Сочинение №1
по разделу "Об уважении и сострадании"
Цель - выявить уровень сформированности читательской, литературоведческой и коммуникативной компетенции обучающихся: степень сформированности умения характеризовать социокультурные особенности эпохи создания литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям, в том числе сравнительную; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять роль изобразительно-выразительных средств; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Инструкция по выполнению работы
Дорогой друг!
Напиши сочинение по произведениям, изученным в разделе "Об уважении и сострадании.
«Почему так страшно равнодушие?"
Ты можешь раскрыть тему на примере произведения одного автора или на примере произведений двух авторов.
Сочинение является домашним. На работу с черновиком нужно выделить примерно 2 часа. Объем твоего сочинения –2-2, 5 страницы, это примерно 250-350 слов, но не менее 200 слов.
Помни, каждая часть работы должна соответствовать теме; для аргументации обязательно нужно привлекать текст на уровне анализа важных для раскрытия темы фрагментов, образов, микротем, деталей; высказывание должно быть логичным и соответствовать нормам речи.
Искренне желаем тебе вдохновенного, творческого труда!
Пример сочинения
«Почему так страшно равнодушие?"
Рассказ Бориса Екимова "Исцеление ночью" - это история сложных взаимоотношений людей разного возраста. Старшее поколение, обладая большим опытом и мудростью, уступает место младшему в умении проявлять настоящие человеческие качества в нужный момент.
За несколько дней каникул в деревне у бабушки Дуни внук выясняет, что она больна, беспокойно ведет себя ночью. Именно поэтому его родители редко ее навещают, чтобы избежать лишних хлопот. Они выбрали нейтральное положение, оставаясь больше равнодушными наблюдателями, чем участниками в судьбе родного человека.
Родственники разделились на два лагеря. В одном из них со стороны родителей отсутствует понимание к матери, чувство сострадания и жалости к пожилой женщине. Попытка ей помочь была, но безрезультатна. Важнее в данной ситуации были обычные человеческие качества. Их желание выспаться спокойно ночью сопровождает эгоизм. Вместо того, чтобы разделить участь близкого человека, они повышенным тоном прикрикивали на нее во время сна. Близкие люди не видели одиночества матери, от которого она страдала, не замечали ее душевной боли. Их равнодушие угнетало ее, но она любя терпела все, извиняясь за предоставленное беспокойство.
От одиночества ее спасал внук, который наполнял жизнь смыслом. Даже смотря на его одежду, она чувствовала присутствие мальчика.
Гриша самостоятельно, несмотря на советы родителей, находит способ, благодаря которому и сам становится на ступень взрослее, разумнее, и спасает бабушку от кошмарных сновидений, сопровождающие ее каждую ночь. Видения связаны с былыми голодными годами войны.
Проявляя искреннюю заботу о бабушке, увлечения Гриши - рыбалка, ходьба на лыжах - уходят на второй план. С наступлением сумерек он вспоминает причину беспокойства - военные годы. Сосредоточен только на ее состоянии, поддерживая, успокаивая во время сна.
Автор уделяет особое внимание этапам формирования отзывчивости Гриши, который не остался равнодушным в поиске выхода из положения. Он проигнорировал жестокий способ успокоить бабушку, который предлагали родители, кажущийся ему безжалостным. Действуя по зову своего сердца, мальчику удается спасти женщину от страшных снов, вступая со спящей женщиной в диалог ночью.
Его терпение и внимательность стали лекарственным методом в борьбе с отголосками тяжелого прошлого. В отличие от родителей, он не остался безучастным в отношении к человеку, который был свидетелем событий военных.
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения диагностической работы
по разделу "Об уважении и сострадании"
1.Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Литература» в соответствии с содержанием раздела «Об уважении и сострадании».
2. Наименование диагностической работы
Сочинение
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 9 класса по литературе определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом. Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Сочинение проверяет читательскую, литературоведческую и коммуникативную компетенции обучающихся: степень сформированности умения характеризовать социокультурные особенности эпохи создания литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям, в том числе сравнительную; характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять роль изобразительно-выразительных средств; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
4. Структура КИМ
Сочинение по произведениям соответствует содержательному разделу «Об уважении и сострадании».
Сочинение является домашним. Ориентировочное время выполнения работы – 2 часа. Рекомендуемый объем сочинения –250-350 слов, но не менее 200 слов.
Если в сочинении менее 150 слов, такая работа считается невыполненной и не оценивается.
5. Критерии оценивания сочинения
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие |
|
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта многосторонне, авторская позиция не искажена. |
3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена. |
2 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена. |
1 |
Тема не раскрыта. При получении 0 баллов по данному критерию работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
|
Для аргументации суждений текст привлекается не менее 2 раз на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют. |
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущены одна-две фактические ошибки. |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки. |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия. |
|
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют . |
2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий |
1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность |
|
Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения; но допущены одна-две логические ошибки. |
2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения И/ИЛИ допущены три-четыре логические ошибки. |
1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла, И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок. |
0 |
5. Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок |
2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки |
1 |
Допущены пять или более речевых ошибок. |
0 |
Итого |
13 |
6. Таблица перевода первичного балла в отметку
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
0 – 4 |
5-7 |
8-10 |
11-13 |
При оценивании сочинения учитель может оценить и правописную грамотность ученика, при этом при выставлении отметки необходимо руководствоваться Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., «Просвещение», 1992, с. 36-42.
В этом случае оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал следующим образом: за содержание – в предмет «Литература», за грамотность – в предмет «Русский язык».
7. Критерии оценивания сочинения в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
«5» |
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» |
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» |
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания
1. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
2. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных, негрубых и повторяющихся ошибках.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.