Сочинение по истории 2020. Разбор критериев
Оценка 4.9

Сочинение по истории 2020. Разбор критериев

Оценка 4.9
docx
14.02.2020
Сочинение по истории 2020. Разбор критериев
Сочинение по истори. Разбор критериев. 2020.docx

Статья рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к Единому Государственному Экзамену по истории. В данной работе подробно рассмотрено как работать с заданием 25 по истории, подробно разобраны критерии оценивания.  

Статья написана действующим экспертом по проверке ЕГЭ и ОГЭ истории и обществознания, Ветохиной Д.А.

 

СОЧИНЕНИЕ ПО ИСТОРИИ-2020

 

В этом учебном году за сочинение по истории можно получить 12 баллов, в прошлом году - 11. Работа оценивается экспертом по 7 критериям. Сегодня я подробно разберу критерии, а в конце дам короткий алгоритм написания сочинения по истории 

 

Критерий 1 в историческом сочинении

Указание событий (явлений, процессов).

По этому критерию выпускник должен указать не менее 2 событий, которые относятся к периоду. Тут можно набрать 2 балла. Прежде чем выбирать события, подумайте, каких личностей вы сможете указать, которые сыграли роль в данных явлениях, процессах. Так как критерий 1 тесно связан с критерием 2. 

 

Например, берем период правления Ивана Грозного 1547-1584 гг.

 

Какие события мы можем взять? Конечно, же берем такой процесс, как опричнина. Думаем, а каких личностей мы можем назвать, показать их роль. Второе событие, можно указать Ливонскую войну или присоединение Сибирского ханства. Очень важно правильно назвать события, соотнести их с периодом, указать верно даты, если будут ошибки в датах, то можно потерять балл по К6. События, явления и процессы, которые эксперт засчитал по К1 по другим критериям не засчитываются.

 

К2 в историческом сочинении

Назвать исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода. Также можно получить 2 балла, если правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, повлиявших на ход и (или) результат названных событий. 

 

 Наш период 1547-1584 гг. Событие - #опричнина, действующие лица? Самое простое назвать ИванаIV #Грозного. Какую роль он сыграл в данном процессе? «Иван Грозный установил опричнину с целью подавления боярской оппозиции, а также для установления режима личной власти, самодержавия». 

 

Смотрим, какую роль сыграл Иван Грозный в опричнине? Он ее установил, то есть роль мы показали, а еще расписали, цели царя и дописываем результаты опричнины.

Следующая личность – Ермак Тимофеевич. 

«Под командованием атамана Ермака была присоединена Западная Сибирь, ликвидирована самостоятельность Сибирского ханства, были расширены территории Московского царства за счет новых земель. Теперь Москва регулярна получала налог в виде #ясака». 

Какую роль сыграл Ермак? Конечно же, расширил территории. Таким образом, мы охарактеризовали роль двух личностей, показали, как их конкретные действия повлияли на ход истории #России.

 

К3 в историческом сочинении

Причинно-следственные связи.

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личностей, засчитанные по критерию К2

Тут тоже выпускник может получить 2 балла.

Что такое причинно-следственные связи? Это когда одно событие вытекает из другого, самое простое назвать причины какого-либо события, или его результаты.

Давайте напишем про причины Ливонской войны 1558 - 1583 или про ее результаты.  

 «В результате активной внешней политики Ивана Грозного были расширены территории Московского царства за счет присоединения Казани 1552 году, Астрахани в 1556 году, Сибирского ханства, начатое с 1582 года Ермаком». Таким образом, мы показали две причинно-следственные связи. 

 

К4 в историческом сочинении

Оценка влияния событий данного периода на дальнейшую историю России.

 

Дана оценка влияния событий на дальнейшую историю #России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. По этому критерию выпускник может получить 1 балл. Важный критерий, но многие ученики его пропускают или забывают про него. Некотрых пугает фраза «Мнение историков», обучающийся судорожно начинает перечислять в голове всех историков, которые ему известны. 

Мы все понимаем, что историков много, каждый из них написал ни один труд по тому или иному вопросу, и как все это запомнить? Своих учеников я всегда учу мыслить логично и находить выход из любой ситуации. Авторы учебников, они тоже историки, они тоже написали свое мнение как тот или иной период повлиял на дальнейший ход истории. Данилов, Косулина, Сахаров, Пчелов и другие. В данном критерии очень важно связать описываемый период с последующим периодом в истории. 

Например,: «По мнению ряда историков, в том числе и Сахарова, неудачи во внутренней и внешней политики Ивана Грозного стали причинами Смутного времени в России. В частности, экономическая разруха, как следствие опричнины, неудачи в Ливонской войне 1558-1583 гг.» Таким образом, мы показали влияние периода на дальнейший ход истории, опираясь на факты, а также привели мнение историка.

 

НО МНЕНИЕ ИСТОРИКА НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО УКАЗЫВАТЬ 

 

К 5.  Использование исторической терминологии, 1 балл. 

Всегда возникает вопрос расписывать или нет понятие? Эксперт проверяет умение выпускника оперировать понятием, то есть если в сочинении верно и к месту применено «опричнина», «крепостные» и пр., то ученик получает свой заслуженный балл.

 

К6-К7 – это бонусные баллы. Почему? Ну, во-первых, если выпускник по К1- К4 набрал 5 балла и более, то К6-К7 проверяет эксперт. 

 

К6 – наличие фактических ошибок

Не допустил ошибок - 3 балла. Допустил 1, то 2б, 2 - 1б. Более 2, то 0 б.

 

К7. По этому критерию можно получить 1 балл, если выпускник написал сочинение как связный рассказ. Тот, у кого «хромает» эпистолярный жанр, может написать историческое сочинение как план, тогда можно не получить этот 1 балл, но зато побороться за все остальные. 

 


 

Статья рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к

Статья рассчитана на учителей, которые работают в 11 классе и готовят обучающихся к

Причинно-следственные связи.

Причинно-следственные связи.
Скачать файл