Тема урока: Сочинение-описание по картине Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Задачи урока:
Познакомиться с жизнью художника….
Внимательно рассмотреть картину «…..» и понять её сюжет.
Составить план сочинения-описания.
Составить устный рассказ по картине с помощью таблицы.
Провести орфографическую подготовку.
Написать в тетради текст сочинения.
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.
Его отец – известный композитор.
С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И. Е. Репиным. В 1880 г. поступил в Императорскую Академию Художеств.
«Девочка с персиками» - самая известная картина В. Серова. Полотно было написано художником летом в 1887 году в усадьбе С. И. Мамонтова. Девочка-подросток, изображенная на полотне, - дочь Мамонтова, двенадцатилетняя Верочка. По воспоминаниям сына Саввы Мамонтова-Всеволода, мы знаем, что только благодаря своей дружбе Серову удалось уговорить его сестру позировать. Серов работал с упоением больше месяца. И хотя бойкую жизнерадостную девочку тянуло пошалить и побегать, но
пришлось много сеансов позировать.
Смуглая девочка в светлой кофточке с бантом сидит за столом. Нам кажется - она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение встрепенётся, как бабочка, и улетит обратно в сад. У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у неё персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель столовой…
Музей-усадьба в Абрамцево
Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.
Составление плана сочинения.
Перечислите части сочинения.
О чем мы напишем во вступлении?
Как можно озаглавить эту часть?
О ком и чем вы будете писать в основной части?
Озаглавим основную часть.
Выделите микротемы в основной части:
Как вы закончите сочинение?
Озаглавьте концовку сочинения.
Брови-
длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные
Взгляд-
внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный
Волосы-
тёмные, густые, непокорные, непослушные, растрёпанные
Губы-
розовые, правильные, сомкнутые
Загар-
золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий
Лицо-
смуглое, девичье, детское, живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое
Румянец-
лёгкий,нежный, розовый
Работа над 1 частью
Чей портрет изобразил художник в своей картине?
2. Как он назвал картину?
3. Кого изобразил художник на переднем плане картины?
дочь Саввы Мамонтова, двенадцатилетнюю Верочку.
«Девочка с персиками».
3. девочку, сидящую за столом, покрытым белой скатертью.
Работа над 3 частью
О чём говорят лёгкие светлые тона?
Что хочется сделать вместе с девочкой?
Какую мысль выразил художник в своей картине?
… о чистоте, нежности девочки.
2. скорее побежать на улицу и радоваться солнечному дню.
3. передаёт нежность юного возраста девочки; радость жизни.
План сочинения | Вопросы | Рабочий материал |
1. Художник В.А. Серов и его картина. | Художник картины, её название. | Портрет, Вера Мамонтова. |
2. Описание картины: | Одежда девочки | Яркая розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант. |
Лицо, брови, глаза, волосы девочки. | Смуглое ….., длинные и чёрные….., на щеках румянец, большие карие …., чёрные густые ….. | |
б) Комната, озаренная светом. | Стол, мебель, стены. | Сидит, стол, светлая комната. |
в) Цвет и настроение картины. | Краски и тона картины | Яркие, тёплые…. |
3. Моё отношение к картине. | Впечатление | Понравилась (не понравилась)…… |
В (…) комнату только что вбежала и присела за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…) гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо Веры похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни девочки.
(…) краски использует художник. (…) тона говорят о чистоте, нежности героини, передают (что?).
В светлую комнату только что вбежала и присела за стол черноволосая, смуглолицая девочка в розовой кофточке, с черным в белую горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В тонких, смуглых руках она держит (золотистый) персик. Нежное лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. Яркий, солнечный свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о счастливой, безмятежной жизни девочки.
Удивительные краски использует художник. Легкие, свежие тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.
Детские работы.
Передо мной картина В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет веры Мамонтовой.
На Вере розовая блузка с черным бантом в белый горошек с приколотой гвоздикой. У девочки смуглое лицо с большими карими глазами и черными волосами. На щеках горит нежный румянец.
Вера сидит у стола в светлой комнате. В ее руках спелый персик. На белоснежной скатерти лежат бархатные персики, листья клена и серебряный нож для фруктов. На стене висит фарфоровое блюдо. Лучи солнца играют по всей комнате.
Я думаю, что В.А.Серову удалось передать нежность и обаяние Веры. Мне очень понравилась эта картина и я еще больше хочу узнать о творчестве художника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.