"Сочинение по картине "З обедом "Серебряковой З.Е"

  • docx
  • 22.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РР 4.12.20, Драпиковская Я.С. 341гр..docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно педагогический колледж имени И. А. Куратова»

 

 

Технологическая карта

пробного урока по развитию речи

 

 

 

 

 

Студентки 341группы

Социально-педагогического отделения

Драпиковской Яны Сергеевны

Место проведения урока:

______________________________

Дата проведения урока: 04.12.2020

Начало урока: ____

ФИО учителя школы:

_________________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Суровцева Нина Александровна

Допуск к проведению урока:

Баклагина Лариса Владимировна

____________________, дата ________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                                                                                                                                                ___________________ дата _______                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (Подпись учителя)                                                                    

 

 

 

Сыктывкар, 2020г.

 

 

 

Тема урока: Сочинение-описание по картине З.Е. Серебряковой «За обедом».

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Содержательная: формирование умения создавать текст, исходя из задач автора.

Технологии, методы:

ПДО: беседа, анализ

Основные понятия, термины:

Сочинение, тема, план, описание.

Тип урока:

Урок обучения созданию связного текста (сочинения)

Планируемый результат:

Предметный

ü  Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать.

ü  Учатся рассматривать репродукцию.

ü  Учатся пользоваться планом.

ü  Учатся строить простые предложения.

ü  Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора.

ü  Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями.

ü  Учатся грамотно записывать текст.

ü  Расширяют знания детей о художнике и его творчестве.

ü  Учатся редактировать текст.

Личностный:

·         Умеют работать в сотрудничестве с одноклассниками и учителем;

·         Проявляют интерес к предмету русский язык;

·         Уважительно относятся к высказываниям одноклассников;

 

Метапредметный:

·         Извлекают информацию из иллюстрации (П.)

·         Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)

·         Проводят анализ и синтез информации (П.)

·         Умеют высказывать свои мысли в устной и письменной форме (К.)

·         Умеют ориентироваться в учебнике (П.)

 

 

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная

·         Индивидуальная

 

Ресурсы:

«Русский язык» В.П. Канакина, часть 1, 2 класс «Школа России»

 

 

 

 

Этапы урока.

Задачи этапа.

Наглядность, оформление доски.

Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности учащихся

1.                 Орг. Момент. Мотивация детей на урок

Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)

 

 

-    Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

-    Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Ведь улыбка это заряд энергии для будущей работы.

 

2.      Введение в тему урока.

Учатся рассматривать репродукцию. (Пр.)

Расширяют знания детей о художнике и его творчестве. (Пр.)

Умеют работать в сотрудничестве с одноклассниками и учителем; (Л.)

Проявляют интерес к предмету русский язык; (Л.)

Извлекают информацию из иллюстрации (П.)

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)

Проводят анализ и синтез информации (П.)

 

-    Откройте картинную галерею в учебнике, на странице 80. Посмотрите на 2 картину. Как она называется? Кто ее автор?

-    Понравилась ли вам эта картина? Чем она понравилась?

-    Многие художники рисуют портреты своей семьи, они красками удивительно прекрасно и живо передают ту атмосферу любви и заботы, которая царит в семье.

-    Как вы думаете, если мы рассматривали такую чудесную картину, то чему мы можем учиться на сегодняшнем уроке?

 

 

-    Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась больше 130 лет назад в родовом имении «Нескучное», под городом Харьковом, который находится в Украине. Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда-архитектора. Ее картины выставлялись в Третьяковской галерее. Её пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у неё ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

-        «За обедом» З.Е.Серебрякова

 

 

-        На картине изображена семья, наверное, семья художницы. На картине семья очень дружна. Обедают совместно, сейчас это редко удается.

-        Будем учиться писать сочинение-описание по картине З.Е.Серебряковой.

3.      Анализ картины.

Учатся рассматривать репродукцию. (Пр.)

Извлекают информацию из иллюстрации (П.)

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)

Проводят анализ и синтез информации (П.)

 

 

 

-    Давайте с вами поближе и поподробнее рассмотрим данную картину.

-    Кто изображен на картине?

-    Где изображены дети?

-    Кто эти дети?

-    Да, детей художницы звали Женя, Шура и Тата.

-    Что делает Шурик?

 

 

-    А кто на заднем плане картины?

-    Что он делает?

-    Что делает маленькая Тата?

-    Как она одета?

-    Как она сидит?

-    Какие у нее ручки?

-    Где лежит ее рука?

-    Чем накрыт стол?

-    Что лежит рядом с тарелкой девочки?

-    Посмотрите, как они необычно лежат.

-    Что еще есть на столе?

-    Что еще украшает стол?

-    Вам нравятся дети? Какие они?

-    Как вы думаете, какие отношения в семье?

-     

 

 

-      Дети.

-      За столом.

-      Дети художницы.

-      Он начал есть суп, но обернулся к маме, она чем-то его привлекла.

 

-      Женя.

-      Пьет воду

-      Тоже смотрит на маму

-      На ней нарядный передник

-      Поджав под себя ножку.

-      Пухленькие.

-      На тарелке.

-      Белой скатертью.

-      Салфетки.

 

-      Сервиз, стеклянный графин.

-      Румяные булочки.

-      Милые, очаровательные.

-      В этой семье много тепла,  много доброты, красоты, видно, что художница очень любит своих детей.

4.      Промежуточная рефлексия.

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

 

-    С чего мы начали нашу работу над картиной?

 

-    Что именно мы рассмотрели на картине?

-       Познакомились с автором картины, рассмотрели ее.

-       Рассмотрели изображенных на картине детей, убранство стола.

5.      Постановка авторской задачи.

Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать. (Пр.)

 

 

-    Какова будет тема нашего будущего текста?

 

-    Что мы должны показать читателям, которые прочитают наши сочинения?

-    Какой тип речи будем использовать?

-     Что нам может помочь в написании текста?

-     Картина З.Е.Серебряковой «За обедом»

-     Описать семейный обед, изображенный на картине.

-     Описание.

-     План, опорные слова.

6.      Анализ готового плана.

Учатся пользоваться планом. (Пр.)

Учатся строить простые предложения.(Пр.)

Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями. (Пр.)

 

 

Вступление

Основная часть

Заключение

 

 

-    Сколько частей в любом тексте?

-    Как называются эти части?

-    О чем мы можем рассказать в первой части? Нам нужно раскрыть название картины и ее автора?

-    О чем мы скажем в основной части?

-    Как мы можем закончить наше сочинение?

-    Для того, чтобы мы ничего не забыли, когда будем писать сочинение, я подготовила план.

Как называется картина?

Передо мной …

Где изображены дети?

За столом…

Кто эти дети?

Дети художницы…

Шурик, Женя, Тата

Что делает Шурик?

Начал есть, обернулся

Что делает Женя?

Пьет …

Что делает маленькая Тата?

Смотрит, поджала, лежит…

Чем накрыт стол?

Скатерть

Что на столе?

Сервиз,  стеклянный графин

Кто разливает суп?

 

Мое отношение к картине.

Наполнена добротой, нежностью, любовью…

-    В плане кроме вопросов, есть слова, которые помогут вам в написании.

-    Внимательно прочитаем план по цепочке.  За каждой партой один ученик читает вопрос, а второй отвечает на него, используя, слова-помощники. Остальные внимательно слушают и запоминают, потому что эта работа очень важна для того, чтобы написать хороший текст.

-     Три части.

-     Название картины и ее автор.

 

 

-     Опишем картину.

-     Выразить свое отношение к этой картине, нравится она нам или нет, почему.

-     Работа по анализу плана с проговариванием во внешней речи.

7.      Промежуточная рефлексия.

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

 

-    Какую работу мы  с вами сейчас выполнили?

-    Для чего он нам нужен?

-     Мы проанализировали план.

-     Чтобы написать сочинение.

8.      Обсуждение языкового материала.

Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора. (Пр.)

Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями. (Пр.)

Формировать умение предложения в соответствии с поставленной задачей (К.)

 

Художник

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Автор картины

Мастер кисти

 

Написал

Нарисовал

Изобразил

Передал

Описал

 

Картина

Полотно

Репродукция

Изображение

 

 

Карточка-помощница.

Вступление:

Передо мной картина З.Е. Серебряковой «За обедом»

Сегодня я познакомился с картиной…

Знаменитая русская художница З.Е.Серебрякова

Основная часть:

На картине изображен обед семьи …

Заключение:

Картина мне нравится своей уютной обстановкой.

Картина наполнена добротой, нежностью и любовью.

-     Ребята, если мы в тексте постоянно будем писать слово художник: художник изобразил, художник показал… Красиво ли будет с такими повторами ?

-     Как мы можем назвать художника по-другому?

 

-     Какими словами мы можем заменить слово «написал»?

 

-     Как мы можем заменить слово «картина»?

 

-     Ребята, у вас на партах есть карточка помощница. Возьмите ее и вместе с вами прочтем. Как начнём писать вступление? С каких слов?

 

 

 

-     Как начнем писать основную часть?

 

-     Что будем описывать в картине?

 

-     Как опишем детей?

 

 

 

 

-     Как закончим наш текст?

-     Нет.

 

 

-     З.Е.Серебрякова, автор картины, мастер кисти

-     Нарисовал, изобразил, описал, передал.

-     Полотно, репродукция, изображение.

-     Передо мной картина З.Е. Серебряковой «За обедом»

Сегодня я познакомился с картиной…

Знаменитая русская художница З.Е.Серебрякова…

-     На картине изображен обед семьи …

-     Детей художницы,  их внешний вид, действия, убранство стола.

-     Шурик, Женя и Тата. Шурик начал есть, обернулся. Женя пьет воду. Тата в парадном фартучке, ручка лежит на тарелке.

-     Картина мне нравится своей уютной обстановкой.

-     Картина наполнена добротой, нежностью и любовью.

9.      Орфографическая подготовка к письму текста.

Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора. (Пр.)

 

Обед – обеды

Сервиз  - сервизы

Пьёт

Лежит – лёжа

Поджала

-    Наше сочинение должно быть не только красиво описанное, но и грамотное.

-    Давайте с вами прочитаем слова, написание которых необходимо запомнить.

-     (называют)

10.  Промежуточная рефлексия.

Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.)

 

-    Для чего мы сейчас работали над написанием слов?

-     Для того, чтобы грамотно написать сочинение.

11.  Написание сочинения обучающимися.

Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать. (Пр.)

Учатся пользоваться планом. (Пр.)

Учатся строить простые предложения. (Пр.)

Учатся грамотно записывать текст.

Формировать умение выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с поставленной задачек(К.)

 

На доске план, опорные слова, карточка-подсказка.

-    Верно, молодцы. Можете начинать писать сочинение. Не забывайте пользоваться нашим планом и опорными словами.

-     (пишут сочинение)

12.  Редактирование текста. Самооценка созданного текста.

Учатся редактировать текст. (Пр.)

Совершенствовать умение само- и взаимооценки (Р.)

Формировать умение строить речевое высказывание по плану (К.)

Формировать умение анализировать (П.)

 

-    Ребята, закончили работу. Теперь мы можем сделать свои сочинения ещё лучше. Что нам необходимо сделать, для этого?

-    А в этом нам помогут памятки. Найдите на парте памятку №1. Прочитайте её про себя.

-    Памятка №1

1) Из скольких частей состоит работа?

2) О чем рассказывает автор в каждой части?

3) Удачны ли вступление и концовка? Почему?

-    Кто прочитает сочинение, которое у него получилось у доски?

-    Все остальные слушают своего товарища внимательно и оценивают его сочинение по памятке. После прочтения спрошу любого.

-    Найдите памятку №2.

-    Памятка №2

1) Нет ли у автора пропусков пунктов плана?

2) Обо всём ли он рассказал по порядку, как в плане?

3) Нет ли перестановок пунктов?

4) Вывод: умеет ли автор пользоваться планом?

-    А теперь ребята постарайтесь оценить свое собственное сочинение по всем памяткам.

-    Кто хочет проанализировать свое сочинение по памяткам для всего класса?

-     Нужно знать их недочёты, оценить свои работы.

13.  Подведение итогов. Рефлексия.

•          Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.)

•          Умеют высказывать свои мысли в устной форме (К.)

 

-    Назовите тему нашего урока

 

-    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-    Чему учились?

-    Что надо сделать, чтобы написать сочинение по картине?

 

 

-    Урок окончен. До свидания.

-     Картина З.Е. Серебряковой «За обедом».

-     О художнице.

-     Писать сочинение.

-     Составить план, выбрать опорные слова, проанализировать картину.