МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РСПУБЛИКИ КОМИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Сыктывкарский гуманитарно педагогический колледж имени И. А. Куратова» |
|
|
|
Технологическая карта пробного урока по развитию речи |
|
|
|
|
|
|
Студентки 341группы Социально-педагогического отделения Драпиковской Яны Сергеевны Место проведения урока: ______________________________ Дата проведения урока: 04.12.2020 Начало урока: ____ ФИО учителя школы: _________________________________ ФИО преподавателя-консультанта: Суровцева Нина Александровна Допуск к проведению урока: Баклагина Лариса Владимировна ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) ___________________ дата _______ (Подпись учителя)
|
|
|
Сыктывкар, 2020г. |
Тема урока: Сочинение-описание по картине З.Е. Серебряковой «За обедом».
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 2 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: формирование умения создавать текст, исходя из задач автора. |
||
Технологии, методы: |
ПДО: беседа, анализ |
||
Основные понятия, термины: |
Сочинение, тема, план, описание. |
||
Тип урока: |
Урок обучения созданию связного текста (сочинения) |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный ü Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать. ü Учатся рассматривать репродукцию. ü Учатся пользоваться планом. ü Учатся строить простые предложения. ü Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора. ü Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями. ü Учатся грамотно записывать текст. ü Расширяют знания детей о художнике и его творчестве. ü Учатся редактировать текст. |
Личностный: · Умеют работать в сотрудничестве с одноклассниками и учителем; · Проявляют интерес к предмету русский язык; · Уважительно относятся к высказываниям одноклассников;
Метапредметный: · Извлекают информацию из иллюстрации (П.) · Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.) · Проводят анализ и синтез информации (П.) · Умеют высказывать свои мысли в устной и письменной форме (К.) · Умеют ориентироваться в учебнике (П.)
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная
|
Ресурсы: «Русский язык» В.П. Канакина, часть 1, 2 класс «Школа России» |
||
Этапы урока. Задачи этапа. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя. |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||||||
1. Орг. Момент. Мотивация детей на урок Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.)
|
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Ведь улыбка это заряд энергии для будущей работы. |
|
|||||||||||||||||||||||
2. Введение в тему урока. Учатся рассматривать репродукцию. (Пр.) Расширяют знания детей о художнике и его творчестве. (Пр.) Умеют работать в сотрудничестве с одноклассниками и учителем; (Л.) Проявляют интерес к предмету русский язык; (Л.) Извлекают информацию из иллюстрации (П.) Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.) Проводят анализ и синтез информации (П.) |
|
- Откройте картинную галерею в учебнике, на странице 80. Посмотрите на 2 картину. Как она называется? Кто ее автор? - Понравилась ли вам эта картина? Чем она понравилась? - Многие художники рисуют портреты своей семьи, они красками удивительно прекрасно и живо передают ту атмосферу любви и заботы, которая царит в семье. - Как вы думаете, если мы рассматривали такую чудесную картину, то чему мы можем учиться на сегодняшнем уроке?
- Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась больше 130 лет назад в родовом имении «Нескучное», под городом Харьковом, который находится в Украине. Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда-архитектора. Ее картины выставлялись в Третьяковской галерее. Её пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у неё ничего не получилось. Она любила работать с натурой. |
- «За обедом» З.Е.Серебрякова
- На картине изображена семья, наверное, семья художницы. На картине семья очень дружна. Обедают совместно, сейчас это редко удается. - Будем учиться писать сочинение-описание по картине З.Е.Серебряковой. |
|||||||||||||||||||||||
3. Анализ картины. Учатся рассматривать репродукцию. (Пр.) Извлекают информацию из иллюстрации (П.) Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.) Проводят анализ и синтез информации (П.)
|
|
- Давайте с вами поближе и поподробнее рассмотрим данную картину. - Кто изображен на картине? - Где изображены дети? - Кто эти дети? - Да, детей художницы звали Женя, Шура и Тата. - Что делает Шурик?
- А кто на заднем плане картины? - Что он делает? - Что делает маленькая Тата? - Как она одета? - Как она сидит? - Какие у нее ручки? - Где лежит ее рука? - Чем накрыт стол? - Что лежит рядом с тарелкой девочки? - Посмотрите, как они необычно лежат. - Что еще есть на столе? - Что еще украшает стол? - Вам нравятся дети? Какие они? - Как вы думаете, какие отношения в семье? - |
- Дети. - За столом. - Дети художницы. - Он начал есть суп, но обернулся к маме, она чем-то его привлекла.
- Женя. - Пьет воду - Тоже смотрит на маму - На ней нарядный передник - Поджав под себя ножку. - Пухленькие. - На тарелке. - Белой скатертью. - Салфетки.
- Сервиз, стеклянный графин. - Румяные булочки. - Милые, очаровательные. - В этой семье много тепла, много доброты, красоты, видно, что художница очень любит своих детей. |
|||||||||||||||||||||||
4. Промежуточная рефлексия. Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.) |
|
- С чего мы начали нашу работу над картиной?
- Что именно мы рассмотрели на картине? |
- Познакомились с автором картины, рассмотрели ее. - Рассмотрели изображенных на картине детей, убранство стола. |
|||||||||||||||||||||||
5. Постановка авторской задачи. Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать. (Пр.)
|
|
- Какова будет тема нашего будущего текста?
- Что мы должны показать читателям, которые прочитают наши сочинения? - Какой тип речи будем использовать? - Что нам может помочь в написании текста? |
- Картина З.Е.Серебряковой «За обедом» - Описать семейный обед, изображенный на картине. - Описание. - План, опорные слова. |
|||||||||||||||||||||||
6. Анализ готового плана. Учатся пользоваться планом. (Пр.) Учатся строить простые предложения.(Пр.) Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями. (Пр.)
|
|
- Сколько частей в любом тексте? - Как называются эти части? - О чем мы можем рассказать в первой части? Нам нужно раскрыть название картины и ее автора? - О чем мы скажем в основной части? - Как мы можем закончить наше сочинение? - Для того, чтобы мы ничего не забыли, когда будем писать сочинение, я подготовила план.
- В плане кроме вопросов, есть слова, которые помогут вам в написании. - Внимательно прочитаем план по цепочке. За каждой партой один ученик читает вопрос, а второй отвечает на него, используя, слова-помощники. Остальные внимательно слушают и запоминают, потому что эта работа очень важна для того, чтобы написать хороший текст. |
- Три части. - Название картины и ее автор.
- Опишем картину. - Выразить свое отношение к этой картине, нравится она нам или нет, почему. - Работа по анализу плана с проговариванием во внешней речи. |
|||||||||||||||||||||||
7. Промежуточная рефлексия. Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.) |
|
- Какую работу мы с вами сейчас выполнили? - Для чего он нам нужен? |
- Мы проанализировали план. - Чтобы написать сочинение. |
|||||||||||||||||||||||
8. Обсуждение языкового материала. Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора. (Пр.) Учатся точно отвечать точно на вопрос плана 1-3 предложениями. (Пр.) Формировать умение предложения в соответствии с поставленной задачей (К.)
|
Художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова Автор картины Мастер кисти
Написал Нарисовал Изобразил Передал Описал
Картина Полотно Репродукция Изображение
Карточка-помощница. Вступление: Передо мной картина З.Е. Серебряковой «За обедом» Сегодня я познакомился с картиной… Знаменитая русская художница З.Е.Серебрякова Основная часть: На картине изображен обед семьи … Заключение: Картина мне нравится своей уютной обстановкой. Картина наполнена добротой, нежностью и любовью. |
- Ребята, если мы в тексте постоянно будем писать слово художник: художник изобразил, художник показал… Красиво ли будет с такими повторами ? - Как мы можем назвать художника по-другому?
- Какими словами мы можем заменить слово «написал»?
- Как мы можем заменить слово «картина»?
- Ребята, у вас на партах есть карточка помощница. Возьмите ее и вместе с вами прочтем. Как начнём писать вступление? С каких слов?
- Как начнем писать основную часть?
- Что будем описывать в картине?
- Как опишем детей?
- Как закончим наш текст? |
- Нет.
- З.Е.Серебрякова, автор картины, мастер кисти - Нарисовал, изобразил, описал, передал. - Полотно, репродукция, изображение. - Передо мной картина З.Е. Серебряковой «За обедом» Сегодня я познакомился с картиной… Знаменитая русская художница З.Е.Серебрякова… - На картине изображен обед семьи … - Детей художницы, их внешний вид, действия, убранство стола. - Шурик, Женя и Тата. Шурик начал есть, обернулся. Женя пьет воду. Тата в парадном фартучке, ручка лежит на тарелке. - Картина мне нравится своей уютной обстановкой. - Картина наполнена добротой, нежностью и любовью. |
|||||||||||||||||||||||
9. Орфографическая подготовка к письму текста. Учатся отбирать языковой материал, ориентируясь на задачу автора. (Пр.)
|
Обед – обеды Сервиз - сервизы Пьёт Лежит – лёжа Поджала |
- Наше сочинение должно быть не только красиво описанное, но и грамотное. - Давайте с вами прочитаем слова, написание которых необходимо запомнить. |
- (называют) |
|||||||||||||||||||||||
10. Промежуточная рефлексия. Формировать умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р.) |
|
- Для чего мы сейчас работали над написанием слов? |
- Для того, чтобы грамотно написать сочинение. |
|||||||||||||||||||||||
11. Написание сочинения обучающимися. Понимают свою авторскую задачу: тема, основная мысль, какой тип речи будет использовать. (Пр.) Учатся пользоваться планом. (Пр.) Учатся строить простые предложения. (Пр.) Учатся грамотно записывать текст. Формировать умение выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с поставленной задачек(К.)
|
На доске план, опорные слова, карточка-подсказка. |
- Верно, молодцы. Можете начинать писать сочинение. Не забывайте пользоваться нашим планом и опорными словами. |
- (пишут сочинение) |
|||||||||||||||||||||||
12. Редактирование текста. Самооценка созданного текста. Учатся редактировать текст. (Пр.) Совершенствовать умение само- и взаимооценки (Р.) Формировать умение строить речевое высказывание по плану (К.) Формировать умение анализировать (П.) |
|
- Ребята, закончили работу. Теперь мы можем сделать свои сочинения ещё лучше. Что нам необходимо сделать, для этого? - А в этом нам помогут памятки. Найдите на парте памятку №1. Прочитайте её про себя. - Памятка №1 1) Из скольких частей состоит работа? 2) О чем рассказывает автор в каждой части? 3) Удачны ли вступление и концовка? Почему? - Кто прочитает сочинение, которое у него получилось у доски? - Все остальные слушают своего товарища внимательно и оценивают его сочинение по памятке. После прочтения спрошу любого. - Найдите памятку №2. - Памятка №2 1) Нет ли у автора пропусков пунктов плана? 2) Обо всём ли он рассказал по порядку, как в плане? 3) Нет ли перестановок пунктов? 4) Вывод: умеет ли автор пользоваться планом? - А теперь ребята постарайтесь оценить свое собственное сочинение по всем памяткам. - Кто хочет проанализировать свое сочинение по памяткам для всего класса? |
- Нужно знать их недочёты, оценить свои работы. |
|||||||||||||||||||||||
13. Подведение итогов. Рефлексия. • Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К.) • Умеют высказывать свои мысли в устной форме (К.) |
|
- Назовите тему нашего урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Чему учились? - Что надо сделать, чтобы написать сочинение по картине?
- Урок окончен. До свидания. |
- Картина З.Е. Серебряковой «За обедом». - О художнице. - Писать сочинение. - Составить план, выбрать опорные слова, проанализировать картину. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.