Жизнь на краю гибели
Януш Корчак… Доктор, педагог и писатель. Человек, которого весь мир знает под этим псевдонимом, ещё при его жизни стал символом стойкости, самоотверженности, всепоглощающей любви к детям и верности им.
Беспощадное время, в которое он увидел этот мир, определило рамки его жизни. Януш Корчак создал еще в Первую Мировую войну в Варшаве Дом для детей-сирот, которым руководил вплоть до своей мученической смерти. К этому времени доктор был уже очень известным в Польше педагогом и гуманистом. Основу его педагогической теории составляла мысль о том, что к ребенку надо подходить, как к равному, как к другу. И это давало свои результаты – дети его очень любили. По мнению педагога и врача, любовь – это начало и причина всего.
В 1939 году пришла беда. Польшу захватили фашисты. Сразу же после
захвата страны они распространили на неё свою «расовую теорию», согласно
которой евреи объявлялись недочеловеками и подлежали уничтожению. И с этих пор большинство
воспитанников в Доме сирот Корчака составляли еврейские дети, в одночасье лишившиеся
и дома, и родителей.
В жутких условиях гетто Корчак совершал
настоящий подвиг. Огонь и вода в жизни старого доктора уже были, оставалось
самое тяжелое испытание – медными трубами. Учителю, который воспитывал детей для
дальнейшей жизни, пришлось готовить их к гибели. Когда
смерть стала обычным явлением, Корчак решил образовать такое место, в котором
ребята могли бы проводить свои последние часы жизни. В течение двух лет он беззаветно поддерживал
видимость благополучия для ребят, не теряя надежду на то, что они выживут. Он не только давал детям образование, он делал
всё, чтобы максимально уберечь их от жутких психологических травм, которые на
них сыпались из-за окружающей действительности, старался делать всё, чтобы они
выросли достойными людьми. Корчак,
которому тогда было больше шестидесяти, старался сохранять привычный распорядок
дня, добывать детям вещи, лекарственные препараты, еду, часто состоявшую из
краюхи хлеба или полугнилого картофеля. Более того, Корчак воспитывал в них сострадание к нацистам, как к
заблудшим, несчастным людям, и уважение к немецкой культуре и истории.
В августе 1942 года немецкое командование обрекло на смерть всех воспитанников Дома, отдав приказ о депортации детей в концлагерь Треблинка, одну из жутких нацистских «фабрик смерти». У Корчака действительно была возможность уйти из гетто, но всё это было до рокового дня 5 августа. Эту возможность ему предлагали участники польского Сопротивления и даже сами немцы.
Писательница Ирена Кшивицкая вспоминала: «Друзья молили и упрашивали Корчака бежать из гетто. Но какой святой убегает от своих мук? Разве мог он остаться жить с тем горьким сознанием, что бросил детей в смертный час? И чего уж там душой кривить, именно он нужен был им, чтобы смягчить страшные мучения предсмертного часа». Действительно, как можно бросить ребёнка в несчастье, болезни, опасности?! А тут двести детей! Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? И можно ли всё это пережить?
Очевидцы рассказывали, что никогда большего ужаса они не видели. Сгорбленный Януш Корчак взял самого маленького ребёнка за руку и пошёл вперёд. За ним шли несколько медсестёр, а за ними двести только что причёсанных детей... Он построил их парами, и они шли на станцию и пели католические церковные песнопения. В этот момент рыдали не только люди, но и камни мостовых... Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Потрясённый мужеством врача и воспитателя, немецкий офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Корчак вместе со своей помощницей и сподвижницей Стефанией Вильчинской и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся… Учитель Корчак был со своими детьми до конца. 6 августа 1942 года они приняли страшную смерть в газовой камере. Корчак ушел из жизни в вечность, как и желал, в полном сознании и присутствии духа.
Уральская поэтесса Белла Дижур, узнавшая во время войны о подвиге Я.Корчака, посвятила ему поэму:
...И, оттолкнув рукой часового,
Доктор легко поднялся в вагон,
И вот он в кругу ребятишек снова
Взволнованным шёпотом окружён...
И сотни ручонок тонких, дрожащих,
К нему потянулись, и он в кольце.
И старое сердце забилось чаще,
И свет заиграл на его лице.
И свет этот виден был так далеко,
Что даже фашистский солдат без слов,
Минутой позднее железного
срока
Бросил на двери гремящий засов.
Этот Подвиг Учителя с большой буквы не забыт. Большой вклад в Великую Победу внесли именно такие люди, как доктор Корчак. Светлую память о нем хранят в Польше, на территории бывшего СССР и в Израиле, где стоит очень трогательный памятник - Учитель Корчак с детьми. Детский дом на месте его Дома сирот в Варшаве продолжает действовать и поныне.
Подобные подвиги, которые совершали люди, казалось бы, абсолютно мирных профессий, потрясли нацизм изнутри. Гитлеровские «хозяева жизни» поняли, что их жертвы сильнее их и даже в смерти они побеждают. Это стало одним из факторов, сломивших дух нацизма.
Светлая и добрая память «старому доктору» и его воспитанникам…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.