Сочинение на экологическую тему

  • Конкурсы
  • doc
  • 06.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сочинение в жанре эссе представляет собой попытку автора (ученицы 11 класса) самоопределиться к экологической проблеме через анализ жизни и творчества писателя Васильева Ивана Афанасьевича, русского писателя, чьи лирические зарисовки природы показывают человеку и человечеству путь решения экологических проблем. Он - в любви к жизни, к природе.Сочинение в жанре эссе представляет собой попытку автора (ученицы 11 класса) самоопределиться к экологической проблеме через анализ жизни и творчества писателя Васильева Ивана Афанасьевича, русского писателя, чьи лирические зарисовки природы показывают человеку и человечеству путь решения экологических проблем. Он - в любви к жизни, к природе.
Иконка файла материала В поход за мудростью.doc
Творческая работа В поход за мудростью (по творчеству И.А.Васильева) ЭссеВ поход за мудростью Эссе Не секрет, что книги, хорошие книги, помогают читателю стать мудрее. В них хранятся выстраданные мысли и прошедшие через чистилище творчества чувства. Это мысли и чувства многих людей. Это и мои мысли и чувства, но мне так не написать, не сказать так: я узнаю своё в том чужом, что после прочтения яснее осознаёшь родным.  Моя   родина   –   крошечный   городок   Валдай,   о   котором   писали   и   А.   Н. Радищев,   и   А.   С.   Пушкин,   и   А.   Н.   Толстой.   Здесь   жили   В.   Соловьев   и   М. Меньшиков.   Именем   Б.   С.   Романова   названа   межпоселенческая   библиотека. Может   быть,   менее   известно   моим   современникам   имя   Ивана   Афанасьевича Васильева (1924 – 1994). В 60­е годы 20 века он, «публицист №1», как часто называли его друзья­литераторы, был редактором валдайской районной газеты «Ленинский путь». В нашем городе и сейчас проживает его приёмная дочь – Т.А.Малышева.   Татьяна   Александровна   сохранила   более   100   семейных фотографий,   поздравительные   открытки   отца,   его   книги.   Она   с   любовью   и глубоким   уважением   рассказывает   валдайским   школьникам   и   студентам   об Иване Афанасьевиче.  Биография И.А.Васильева – отражение судьбы страны. Деревенский парень очень любил жизнь, он стал учителем, потом солдатом, прошедшим войну до Победы. После войны стал директором детского дома. Он был и журналистом, и редактором газет. А еще – мужем, отцом, другом. Организатором Культурного центра   и   школы   публицистов   с.   Борки   Великолукского   района   Псковской области,   членом   Союза   писателей   СССР,   лауреатом   Ленинской   иГосударственной премий. Обо всем, что видел с детства, что переживал вместе со   страной,   записывал   в   специальные   тетради   №1,   №   2.   Потом   эти   записи, художественно   преобразившись,   перекочёвывали   в   очерки,   в   повести,   в лирические миниатюры, которые вышли из­под пера человека большой души, думающего о том, как жить?   Одна   из   последних   книг   писателя   называется   «Раздумья».   Перечитав лирические   миниатюры,   вошедшие   в   эту   книгу,   вдруг   понимаешь,   что   самая большая экологическая проблема – «загрязнение» духа в человеке, оскудение его   души.   Мы   разучились   радоваться   тому,   что   у   нас   есть   как   данность. Разучились любить и беречь свой дом – свою природу. Мы забываем о том, как она хороша. Что она куда лучше того, что можно купить за деньги. Потому что она вне законов, придуманных людьми. Она благо и добро.  Иван Афанасьевич Васильев «возвращает» читателя в детство, где общение с природой было едва ли не для каждого естественной, доступной и чистой радостью.   «Запахи   душистой   травы»,   «запахи   берёзы»,   «солнечный   луговой аромат»  –   всё   возвращает   в  детство   и   наполняет   душу   нежной   и   радостной грустью, когда читаешь «летний» рассказ «Ароматы сена и берёзы». Запах осени передаёт зарисовка в прозе «Осенние ковры». Читаешь – и чувствуешь прелый тёплый запах листьев и резкий аромат ветра. Кажется, что автор совсем рядом, кажется, слышишь и его голос: «Под свист ветра, под шорох листьев память листает   книгу   жизни,   и   почему­то   в   белых,   как   храмы,   березняках   светло прожитые страницы ее обязательно читаются с грустью...»  Мы   грустим   о   прошедших   событиях,  о   прошедших   мимо   нас   людях...  и вспоминаем «светлое время» беззаботности и счастья. Но вспоминать мало, надо успеть вовремя открыть себя миру природы и людей. В миниатюре «Озябшие боровики» мы вдруг узнаем в «грибоискателях» себя сегодняшних: всё спешим, а   «надо   по­другому.   Под   ноги   гляди   да   не   суетись,   не   старайся   побольше обежать, наберись терпения». А что тогда? Тогда и результат в жизни будет! Миниатюра   «Поздний   мухомор»   о   том,   как   удержался   герой   от   желаниярастоптать   ненужный   гриб.   «Постоял   над   мухомором   и   устыдился   своего бессмысленного побуждения. Что удержало героя? Красота! «Красивый поздний гриб был похож на нарядного парня­гуляку, проспавшего  ярмарку. Шляпа  у него – цвета ранней вишни. С белыми крапинками по полям. Ножка матовая, стройная.   С   нежной   манжеткой   повыше   колена».   Видеть   красоту   в   жизни   – значит её любить. Если любишь, разве будешь губить? Разве не поможешь? Не спасешь? И.А.   Васильев   видит   человека   частью   живой   природы.   Человек   «не работник», а природа «не храм» и «не мастерская». Природа   в лирических миниатюрах И.Васильева соразмерна с понятием «родной дом», в котором всё узнаваемо, всё родное. Здесь всегда найдется то, что укрепит дух и спасет душу. Здесь   хранилище   того,   к   чему   тянется   душа   русского   человека:   раздолье   и скромность, нежность и бескорыстие – красота!  Но о доме надо заботиться. «Дом надо беречь», – пишет автор в миниатюре «Родной   дом»,   рассуждая   о   «колыбели   человечества»   –   о   лесе.   Автор   не осуждает нерадивых, но констатирует факт: «Если в деревне изба без крыльца, значит, не крестьянин в ней живёт – постоялец». Удобная, согласитесь, позиция – быть «постояльцем». Возьму от жизни все, что мне надо, а что потом, да хоть потоп… И.А. Васильев верит в человека, в лучшего человека, в его разумность и душевную   щедрость.   В   миниатюре   «Сорока   и   ёжик»   читаем:   «Всё   живое, попавшее в беду, жмётся к человеку, у него ищет помощи и защиты. И это, я думаю,   потому,   что   только   он,   единственное   из   живых   существ,   наделён милосердием».  Одна   из   миниатюр   («Зов   над   рекой»)   заканчивается   такими   словами: «Понадобилась целая жизнь, чтобы усвоить правило: умная мысль, что широкая река,   требует   краткости».   Читая   миниатюрные   зарисовки   природы   И.А Васильева, проникаешься доверием к мудрости автора, вдруг открываешь глаза на  истинный  закон жизни: всё доброе начинается с  любви  к  своему  дому, кродной природе, а всё страшное начинается там, где о ней забывают.