Сочинение в жанре эссе представляет собой попытку автора (ученицы 11 класса) самоопределиться к экологической проблеме через анализ жизни и творчества писателя Васильева Ивана Афанасьевича, русского писателя, чьи лирические зарисовки природы показывают человеку и человечеству путь решения экологических проблем. Он - в любви к жизни, к природе.Сочинение в жанре эссе представляет собой попытку автора (ученицы 11 класса) самоопределиться к экологической проблеме через анализ жизни и творчества писателя Васильева Ивана Афанасьевича, русского писателя, чьи лирические зарисовки природы показывают человеку и человечеству путь решения экологических проблем. Он - в любви к жизни, к природе.
Творческая работа
В поход за мудростью
(по творчеству И.А.Васильева)
ЭссеВ поход за мудростью
Эссе
Не секрет, что книги, хорошие книги, помогают читателю стать мудрее. В
них хранятся выстраданные мысли и прошедшие через чистилище творчества
чувства. Это мысли и чувства многих людей. Это и мои мысли и чувства, но мне
так не написать, не сказать так: я узнаю своё в том чужом, что после прочтения
яснее осознаёшь родным.
Моя родина – крошечный городок Валдай, о котором писали и А. Н.
Радищев, и А. С. Пушкин, и А. Н. Толстой. Здесь жили В. Соловьев и М.
Меньшиков. Именем Б. С. Романова названа межпоселенческая библиотека.
Может быть, менее известно моим современникам имя Ивана Афанасьевича
Васильева (1924 – 1994). В 60е годы 20 века он, «публицист №1», как часто
называли его друзьялитераторы, был редактором валдайской районной газеты
«Ленинский путь». В нашем городе и сейчас проживает его приёмная дочь –
Т.А.Малышева. Татьяна Александровна сохранила более 100 семейных
фотографий, поздравительные открытки отца, его книги. Она с любовью и
глубоким уважением рассказывает валдайским школьникам и студентам об
Иване Афанасьевиче.
Биография И.А.Васильева – отражение судьбы страны. Деревенский парень
очень любил жизнь, он стал учителем, потом солдатом, прошедшим войну до
Победы. После войны стал директором детского дома. Он был и журналистом, и
редактором газет. А еще – мужем, отцом, другом. Организатором Культурного
центра и школы публицистов с. Борки Великолукского района Псковской
области, членом Союза писателей СССР, лауреатом Ленинской иГосударственной премий. Обо всем, что видел с детства, что переживал вместе
со страной, записывал в специальные тетради №1, № 2. Потом эти записи,
художественно преобразившись, перекочёвывали в очерки, в повести, в
лирические миниатюры, которые вышли изпод пера человека большой души,
думающего о том, как жить?
Одна из последних книг писателя называется «Раздумья». Перечитав
лирические миниатюры, вошедшие в эту книгу, вдруг понимаешь, что самая
большая экологическая проблема – «загрязнение» духа в человеке, оскудение
его души. Мы разучились радоваться тому, что у нас есть как данность.
Разучились любить и беречь свой дом – свою природу. Мы забываем о том, как
она хороша. Что она куда лучше того, что можно купить за деньги. Потому что
она вне законов, придуманных людьми. Она благо и добро.
Иван Афанасьевич Васильев «возвращает» читателя в детство, где общение
с природой было едва ли не для каждого естественной, доступной и чистой
радостью. «Запахи душистой травы», «запахи берёзы», «солнечный луговой
аромат» – всё возвращает в детство и наполняет душу нежной и радостной
грустью, когда читаешь «летний» рассказ «Ароматы сена и берёзы». Запах осени
передаёт зарисовка в прозе «Осенние ковры». Читаешь – и чувствуешь прелый
тёплый запах листьев и резкий аромат ветра. Кажется, что автор совсем рядом,
кажется, слышишь и его голос: «Под свист ветра, под шорох листьев память
листает книгу жизни, и почемуто в белых, как храмы, березняках светло
прожитые страницы ее обязательно читаются с грустью...»
Мы грустим о прошедших событиях, о прошедших мимо нас людях... и
вспоминаем «светлое время» беззаботности и счастья. Но вспоминать мало, надо
успеть вовремя открыть себя миру природы и людей. В миниатюре «Озябшие
боровики» мы вдруг узнаем в «грибоискателях» себя сегодняшних: всё спешим,
а «надо подругому. Под ноги гляди да не суетись, не старайся побольше
обежать, наберись терпения». А что тогда? Тогда и результат в жизни будет!
Миниатюра «Поздний мухомор» о том, как удержался герой от желаниярастоптать ненужный гриб. «Постоял над мухомором и устыдился своего
бессмысленного побуждения. Что удержало героя? Красота! «Красивый поздний
гриб был похож на нарядного парнягуляку, проспавшего ярмарку. Шляпа у
него – цвета ранней вишни. С белыми крапинками по полям. Ножка матовая,
стройная. С нежной манжеткой повыше колена». Видеть красоту в жизни –
значит её любить. Если любишь, разве будешь губить? Разве не поможешь? Не
спасешь?
И.А. Васильев видит человека частью живой природы. Человек «не
работник», а природа «не храм» и «не мастерская». Природа в лирических
миниатюрах И.Васильева соразмерна с понятием «родной дом», в котором всё
узнаваемо, всё родное. Здесь всегда найдется то, что укрепит дух и спасет душу.
Здесь хранилище того, к чему тянется душа русского человека: раздолье и
скромность, нежность и бескорыстие – красота!
Но о доме надо заботиться. «Дом надо беречь», – пишет автор в миниатюре
«Родной дом», рассуждая о «колыбели человечества» – о лесе. Автор не
осуждает нерадивых, но констатирует факт: «Если в деревне изба без крыльца,
значит, не крестьянин в ней живёт – постоялец». Удобная, согласитесь, позиция
– быть «постояльцем». Возьму от жизни все, что мне надо, а что потом, да хоть
потоп…
И.А. Васильев верит в человека, в лучшего человека, в его разумность и
душевную щедрость. В миниатюре «Сорока и ёжик» читаем: «Всё живое,
попавшее в беду, жмётся к человеку, у него ищет помощи и защиты. И это, я
думаю, потому, что только он, единственное из живых существ, наделён
милосердием».
Одна из миниатюр («Зов над рекой») заканчивается такими словами:
«Понадобилась целая жизнь, чтобы усвоить правило: умная мысль, что широкая
река, требует краткости». Читая миниатюрные зарисовки природы И.А
Васильева, проникаешься доверием к мудрости автора, вдруг открываешь глаза
на истинный закон жизни: всё доброе начинается с любви к своему дому, кродной природе, а всё страшное начинается там, где о ней забывают.