Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"
Оценка 4.6

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
05.06.2017
Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"
Материал содержит конспективное изложение занятия "Образ ласточки в русской литературе", приложения в помощь учителю и творческие работы учащихся. Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 11-м классе. Цель урока : формирование у учащихся собственного представления о назначении поэта и поэзии через постижение художественных образовМатериал содержит конспективное изложение занятия "Образ ласточки в русской литературе", приложения в помощь учителю и творческие работы учащихся. Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в 11-м классе. Цель урока : формирование у учащихся собственного представления о назначении поэта и поэзии через постижение художественных образов
Образ ласточки Поэтическая мастерская.doc
0 МАОУ СОШ № 1 им. М.Аверина г. Валдая Новгородской области Поэтическая мастерская по теме: «Образ ласточки в русской поэзии» Материалы к уроку подготовила Потагина Татьяна Константиновна, учитель литературы высшей квалификационной категории] 1 Поэтическая мастерская1  по теме: «Образ ласточки в русской поэзии»                                                                   Тучка, ласточка, душа! Я привязан,  ты — свободна                                                                                                                                       А.Кушнер2 Урок целесообразно провести после изучения творчества Н. Заболоцкого в  11­м классе.  Цель урока3:  формирование у учащихся собственного  представления о  назначении   поэта и поэзии  через постижение художественных  образов  Задачи урока:   Создание условий o для воздействия художественного образа на эмоциональный мир  читателя, зрителя, слушателя  o формирования образного  мышления  o для самопознания и творческой самореализации  учащихся  Методы обучения:    Эвристическая беседа   Частично­поисковый  Продуктивный  Материалы к уроку  Презентация  Музыкальный файл «Пой, ласточка, пой!» (Лавров­Линский;  исп.Ю.Зиганшина)  Тексты стихотворений и цитат для анализа  Тексты из книги А.Э.Брема «Жизни животных» 1 Слайд № 1 2 Александр Кушнер – петербуржец, автор более 20 поэтических книг и сборников статей и эссе о русской поэзии,  лауреат российской национальной премии "Поэт", учрежденной Обществом поощрения русской поэзии. Эта награда  присуждается за наивысшие достижения в современной изящной словесности.  3 Слайд № 2 2 Этапы урока:     1. Организационно­мотивационный. Стадия вызова (актуализация   прошлого опыта и постановка задачи).  1.1.Расскажите друг другу  о ласточках4, о ваших встречах с ними5, о  чувствах, мыслях, вызванных этим встречами. 1.2.(Доп.) Прочитайте информацию А.Э. Брема.6 Все ли вам знакомо?   1.3.­ О ласточках писали многие русские поэты. Именно ласточка с  особенной  нежностью и щедростью воспета в стихах русских поэтов —  Гаврилы Державина7, Антона Дельвига, Николая Гнедича, Аполлона  Майкова, Афанасия Фета, Владислава Ходасевича, Осипа  Мандельштама, Владимира Набокова, Николая Заболоцкого, Арсения  Тарковского, Александра Кушнера, Николая Рубцова.  1.4.    Как вы думаете, почему?  Попробуйте предположить, каковы  темы стихотворений, героиней которых становится ласточка. /Это  стихотворения о природе, о любви/. ­ Вы  знаете, что стихи, как  правило, многоплановы. За пейзажной зарисовкой часто кроется  глубокая философская  мысль. Например, мысль о назначении поэта и  поэзии 1.5.   Сегодня мы попытаемся  выяснить (каждый для себя), как образ  ласточки высвечивает образ Поэта, образ Поэзии, т.е. ответим на  вопрос: «Почему и зачем пишутся стихи?» 2.    Исследовательский. Стадия осмысления (исследование на  материале художественного произведения; “открытие” знаний  через постижение художественного образа).  2.1. К  занятию вы учили стихотворение Н. Заболоцкого8 и делали его  анализ.           Чтение наизусть стихотворения Н.Заболоцкого «Ласточка».  Славно ласточка щебечет,  Ловко крыльями стрижет,  4 Слайд  3 5 Слайд №4 6 Приложение № 1 7 Слайд № 5 8 Слайд № 6 3 Всем ветрам она перечит,  Но и силы бережет.  Реет верхом, реет низом,  Догоняет комара  И в избушке под карнизом  Отдыхает до утра. Удивлен ее повадкой,  Устремляюсь я в зенит,  И душа моя касаткой  В отдаленный край летит.  Реет, плачет, словно птица,  В заколдованном краю,  Слабым клювиком стучится  В душу бедную твою. Но душа твоя угасла,  На дверях висит замок.  Догорело в лампе масло,  И не светит фитилек.  Горько ласточка рыдает  И не знает, как помочь,  И с кладбища улетает  В заколдованную ночь. 1958 2.2. Эвристическая беседа   Как   бы   вы   ответили   на   вопрос:   «Почему   и   зачем   написано   это стихотворение?»      /Поэт   живёт   и   пишет   не   для   себя   одного.   Он   надеется   быть услышанным.   Надеется   на   то,   что   его   слово   –голос   его   души   – спасет чью­то душу/ Сопутствующие  вопросы –ориентиры: ­О чем стихотворение? /о любви, о смерти/                                ­ Выделите основные образы стих­я: /ласточка – я – душа моя – ­ душа моя­ ласточка, душа твоя/             ­Что общего между Ласточкой и Лирическим героем­поэтом?  /Они хотят   и   могут   перемещаться   :   «И   душа   моя   касаткой   в   отдаленный   край летит»/              ­В чем различие?/ Ласточка сильнее героя. Она отдыхает перед новым полетом,   не   страдая…   Герой­поэт   страдает   из­за   неспособности достучаться…/ 4 ­«Заколдованный  край»…  Это  словосочетание  дважды  повторяется  в стихотворении.   Что   же   это   за   край?       /Заколдованный   край   –мир   людей, которые   становятся при жизни   бездушными, угасшими.   Поэзия призвана звать, будить… Поэзия – это зов/ 2.3. Прослушивание романса: «Пой, ласточка, пой!» Можно ли сказать, что и в этом романсе «живет» душа поэта?   Информация для учителя:      «Ласточка» написана Заболоцким в последний год жизни; это отзвук цикла «Последняя любовь» (1956 — 1957), связанного с личной драмой поэта. Заболоцкий любовно наблюдает и описывает движения птички,  у него душа поэта   уподобляется   ласточке   и   устремляется   на   встречу   с   возлюбленной. Встреча ласточки­души поэта с душою его возлюбленной не происходит. Их разлучает не смерть, а смерть ее души при жизни — сама жизнь становится «кладбищем», когда умирает любовь, угасает ее «фитилек». Уменьшительные суффиксы говорят нам о слабости и хрупкости жизни и в самом поэте: его душа­ласточка «слабым клювиком стучится», и весь простой и маленький мир этих стихов так непрочен, одна душа «не знает, как помочь» «бедной» другой, и сама «горько рыдает» от этого. «Ласточка»   характерна   для   поздней поэзии   Заболоцкого   —   она   предельно   проста,   поэтические   средства минимальны,   но   в   ней   звучит   и   наполняет   ее   какая­то   очень   глубокая интонация.   Бесхитростная   «Ласточка»   Заболоцкого     говорит   о   главном,   о любви и смерти; в самом сюжете ее нет утешения, но через этот печальный сюжет   что­то   «сквозит   и   тайно   светит»   —   это   свет   любви,   нежности   и жалости,   исходящий   от   самых   простых   слов,   уложенных   в   коротенькие строки: «реет, плачет, словно птица», «душу бедную твою». Эта маленькая лирическая драма отрешена от земных обстоятельств, она совершается в духе — на той высоте, где безнадежность невстречи поглощается светом любви. 2.4.Чтение  вслух стихотворений А.Фета, В.Набокова, В.Ходасевича Афанасий Фет9   «Ласточки» Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши всё кругом,  Следить за ласточкой стрельчатой  Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила, —  И страшно, чтобы гладь стекла  Стихией чуждой не схватила  Молниевидного крыла. 9 Слайд №7 5 И снова то же дерзновенье  И та же темная струя,  — Не таково ли вдохновенье  И человеческого я? Не так ли я, сосуд скудельный,  Дерзаю на запретный путь,  Стихии чуждой, запредельной,  Стремясь хоть каплю зачерпнуть? 1884  Владимир Набоков10  «Ласточки» Инок ласковый, мы реем над твоим монастырем  Да над озером, горящим синеватым серебром. Завтра, милый, улетаем — утром сонным в сентябре.  В Царе граде — на закате, в Назарете — на заре. Но на север мы в апреле возвращаемся, и вот  Ты срываешь, инок тонкий, первый ландыш у ворот; И не понимая птичьих маленьких и звонких слов,  Ты нас видишь над крестами бирюзовых куполов. 10 июня 1920 Владислав Ходасевич11 «Ласточки» Имей глаза — сквозь день увидишь ночь,  Не озаренную тем воспаленным диском.  Две ласточки напрасно рвутся прочь,  Перед окном шныряя с тонким писком. Вон ту прозрачную, но прочную плеву Не прободать крылом остроугольным, Не выпорхнуть туда, за синеву, Ни птичьим крылышком, ни сердцем подневольным. Пока вся кровь не выступит из пор,  Пока не выплачешь земные очи —  Не станешь духом. Жди, смотря в упор,  10 Слайд № 8 11 Слайд № 9 6 Как брызжет свет, не застилая ночи. 18 ­ 24 июня 1921 2.5.  Выберите одно стихотворение, которое, как вам кажется, наиболее ярко иллюстрирует ваш ответ на вопрос   о назначении поэта и поэзии.  2.5. Объединитесь в   группы  единомышленников. 2.7. Проговорите свою точку зрения в группе 2.8. Прочитайте, что об этом стихотворении  написано критиками12.  Сходны ли ваши мнения? 2.9. Расскажите о своем исследовании другим группам 2. Творческий. Стадия применения знаний 3.1. Напишите работу определенного жанра, которая позволит понять вашу  точку зрения о назначении поэта и поэзии.  Темы на выбор: «Тучка»,  «Ласточка», «Душа»,  «Я привязан, ты – свободна!». «Поэту» и т.п. 3. Рефлексивный. Стадия обмена опытом :“приращение субъектности” в процессе вывешенных  для чтения работ. Читаем молча,  понравившиеся  работы оцениваем ЗНАКОМ отличия; читаем лучшие; слушаем   самооценку работы каждого. Литература, использованная при подготовке к уроку: 1. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. ­ М., 1995.  2. Сурат Ирина «Три века русской поэзии». –Ж­л «Новый мир», 2007 №4 3. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник Вселенной...": Система пейзажных образов в русской поэзии. ­ М., 1990.  12  Приложение № 2 7 Приложение № 1  А.Э. Брем –немецкий зоолог, просветитель, автор  шеститомного труда «Жизнь животных» Семейство ласточковые ( «Птицы» т. 2):  Ласточковые   (около   120   видов)   распространены   по   всем   странам света,   на   всех   широтах   и   высотах,   хотя   севернее   Полярного   круга встречаются поодиночке и едва ли выводят там птенцов. Многие из них ищут себе убежища в жилищах человека, другие поселяются на отвесных скалах и обрывах, некоторые выбирают деревья для постройки гнезда. Все виды, гнездящиеся в странах, где зима по температуре очень отличается от лета, принадлежат к перелетным птицам, те же, что живут в странах, где зима мало отличается от лета, в крайних случаях перелетают с места на место в пределах области. Наши среднеевропейские ласточки улетают во внутреннюю Африку и даже добираются до самых южных ее стран  Ласточек   справедливо   считают   благородными   птицами;   как   в физическом,   так   и   в   нравственном   отношении   они   хорошо   одарены. Большую часть жизни они проводят в полете. Походка их на земле очень неловкая, но  все­таки  она  гораздо  лучше,  чем  неуклюжее  ползанье, по­ видимому, очень близких к ним стрижей          Для отдыха ласточки охотно садятся на деревья, выбирая при этом тонкие безлиственные ветки и сучки, которые не мешают им прилетать и улетать.   Все   ласточки   причисляются   к   певчим   птицам.   Пение   их представляет собой приятное щебетание, радующее каждого. Ласточки не 8 только веселые, общительные, уживчивые, но также умные и понятливые птицы.   Они   не   просто   смелы,   но   даже   храбры.   Ласточки   внимательно изучают обитаемую местность, приучаются отличать друзей от врагов и доверяют только тем, кто этого достоин. Их жизнь и привычки пленяют нас. Их доверчивость сама обеспечивает им защиту и гостеприимство даже у самых грубых людей.  Все ласточки принадлежат к насекомоядным птицам. Они преследуют и   ловят   преимущественно   двукрылых,   сетчатокрылых   и перепончатокрылых, большей частью мух и комаров, но также маленьких жуков и т. п. Охотятся ласточки только на лету и не в состоянии собирать сидящих насекомых. Они глотают пойманную добычу, не размельчая ее. Пьют ласточки на лету и купаются так же. Рея непосредственно над самой поверхностью воды, они внезапно опускаются и погружают в воду клюв или   часть   тела,   затем   обсушиваются,   потряхивая   или   подергивая перышками.  Большинство   видов   строит   искусные   гнезда,   наружные   стенки которых состоят из комков глины, слепленных клейкой слюной. Другие с большим трудом выкапывают себе отверстия в твердой почве земляных обрывов,  расширяют их на  конце и  закладывают  там  гнездо, состоящее преимущественно из сложенных в беспорядочную кучу перьев. Они кладут 4­6 яиц, которые высиживаются одной самкой. Приложение № 2  Материалы   из   статьи  Сурат   Ирины   «Три   века   русской   поэзии».   –Ж­л «Новый мир», 2007 №4 «Ласточки» А.А.Фета     звучат   как   резкое,  драматичное  откровение ищущего духа. Безмятежно­созерцательное   начало   стихотворения   обрывается   словом «страшно», которым означена не реальность наблюдаемой картины — полет ласточки над водной гладью, — а эмоция самого поэта по поводу этой кар­ тины. Страх за ласточку лишь напоминает поэту о том, что переживает он при соприкосновении с вечностью. Стремительный   полет,   порыв   —   это   образ   вдохновения,   творческого   дер­ зания. Та стихия, куда от «скудного дола» уносит поэта вдохновение, названа в «Ласточках» «чуждой»; путь духовного дерзания — это «запретный путь» для человека. Но почему? Прямого и простого ответа нет, есть лишь вопросы и сомнения, но многое выражено словами «сосуд скудельный», имеющими архаично­библейское   звучание.   «Скудельный»   означает   не   просто «глиняный», но и «тленный, бренный, земной, преходящий»— в самой земной природе человека заключен для Фета тот барьер, которым пресекается его духовный порыв; для высшего, духовного начала, для «вдохновенья» в этой 9 поэтической   антропологии   оставлено   очень   мало   места   —   человек   может лишь на миг соприкоснуться с вечностью в своем «дерзновенье», как ласточка — с водной гладью. драматизм, глубину и музыкальность поэзии Фета. «Ласточки» В.Набокова Очевидно, Набоков считал это стихотворение удачным — иначе вряд ли бы он (хоть и в шутку) представил его родителям как «неизданное стихотво­ рение Александра Пушкина». Т  «Ласточки»Набокова  — один из его «снов о России», одно из поэтических воплощений недостижимой мечты. Для птиц нет границ, и вместе с ними поэт совершает воображаемое путешествие, поэтическим знаком которого часто бывают у него цветы, особенно весенние и особенно апрельские ландыши, как, например,   в   стихотворении   «Родине»:   «Позволь   мне   помнить   холодок щемящий / зеленоватых ландышей, когда / твой светлый лес плывет, как сон шумящий, / а воздух — как дрожащая вода». Отсюда и в «Ласточках» этот апрельский   «первый   ландыш»   —   образ,   казалось   бы,   не   вполне   уместный рядом с иноком и монастырем. «Ласточки» Владислава Ходасевича Ходасевич утяжеляет тему ласточки, соединяя ее с темой пушкинского «Пророка», как он его понимал: поэт должен пожертвовать своим человече­ ским естеством, совершить свой подвиг, чтобы освободиться для духовной жизни, для творчества. «Ласточки» вошли в сборник с характерным названием «Тяжелая   лира»   (1922)   —   в   нем   и   другие   стихи   развивают   мотивы   пуш­ кинского «Пророка», ставшего для Ходасевича манифестом творчества20. Он объявил об этом в статье «Окно на Невский» (1922): «В тот день, когда Пуш­ кин написал „Пророка", он решил всю грядущую судьбу русской литературы; указал ей „высокий жребий" ее: предопределил ее „бег державный". В тот миг, когда   серафим   рассек   мечом   грудь   пророка,   поэзия   русская   навсегда перестала   быть   всего   лишь   художественным   творчеством.   Она   сделалась высшим духовным подвигом, единственным делом всей жизни. Поэт принял высшее   посвящение   и   возложил   на   себя   величайшую   ответственность. Подчиняя   лиру   свою   этому   высшему   призванию,   отдавая   серафиму   свой „грешный"   язык,   „и   празднословный   и   лукавый",   Пушкин   и   себя,   и   всю русскую грядущую литературу подчинил голосу внутренней правды, поставил 10 художника лицом к лицу с совестью — недаром он так любил это слово. Пушкин первый в творчестве своем судил себя страшным судом и завещал русскому писателю роковую связь человека с художником, личной участи с судьбой творчества. Эту связь закрепил он своею кровью» Сформулированную   здесь   творческую   заповедь   Ходасевич   вместил   в   по­ следнюю строфу «Ласточек»: «Пока вся кровь не выступит из пор, / Пока не выплачешь земные очи — / Не станешь духом». Серьезность этой поэтической декларации возрастает, если учесть не только пушкинский ее подтекст, но и евангельский — очевидную отсылку к Гефсиманской молитве Христа: «И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 44). Так что, говоря о писательском подвиге, Ходасевич,   в   качестве   аналогии,   апеллирует   к   наивысшему   авторитету   и переносит тему творчества в христианскую систему ценностей.    Творческие работы учащихся  Душа поэта. Не пишу. Знать душа покинула тело, Но куда? Камнем ласточка вниз слетела, Задрожали  судьбы провода. Стих вдогонку отправлю за нею­ Не догнать. Без души быть поэтом не смею. Без души мне живым не стать. Тучка. 11 Вот мы лежим на сене – а стог высокий!­ и видим: летят­летят­летят облака, в тучки сбиваются … И уже где­то вдалеке покряхтывает дедудушка – гром. И понятно, что дождь случится, что к дому бежать надо, но так хорошо здесь, как бы и не здесь вовсе. Будто где­то, и не во сне – нет! Но уж так хорошо, будто нигде и никогда плохого нет и не было. И хочется, чтобы весь мир узнал, как это – хорошо. И все тогда счастливым, может, станут. Наверное, и туча изнемогла желанием  поделиться влагой, переполнявшей её. Дождь!  Ласточка. Милая ласточка! Мне видится, что мы с тобой поём одни и те же песни, ведь наши   души   так   похожи.   Два   мира   соединить   в   одной   жизни   –   наше предназначение.   Земное   и   небесное.   Вечное   и   сиюминутное.   Прекрасное   и трагичное. Это странно – быть в вечном порыве между, но это наш долг. Без нас   скорее   иссякнет   источник   веры,   который     дарует   силы   человеку   и человечеству. Ласточка. Они   прилетали   к   нам   каждый   год.   Ремонтировали   гнездо,   гомонили   под крышей, выводили птенцов – у них была какая­то своя жизнь, у которой я редко   присматривался,   но   которую   чувствовал   как   часть   своей   жизни. Однажды  одна  из  ласточек   залетела   в открытую  форточку  и  заметалась  в поисках выхода. Я не знал, что происходит, но спустился со второго этажа, потому что услышал странные глухие повторяющиеся удары. Это ласточка билась   о   стены.   Я   распахнул   окно   шире,   я   раскрыл   дверь,   но   ласточка, обезумев от неизвестности, ринулась, ударилась об стекло и упала замертво. Я знал, что она умерла. Поднял с пола. Положил в ладони. Вышел на улицу. Я не нал, что с ней делать теперь. А ласточка вдруг встрепенулась – и улетела. С тех пор я стал писать стихи.

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"

Поэтическая мастерская "Образ ласточки в русской литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017