Содержание и особенности развивающей физкультурно-игровой среды в разных возрастных группах и различных технологических моделях
Оценка 4.8

Содержание и особенности развивающей физкультурно-игровой среды в разных возрастных группах и различных технологических моделях

Оценка 4.8
doc
22.06.2020
Содержание и особенности развивающей физкультурно-игровой среды в разных возрастных группах и различных технологических моделях
21.doc

21.  Содержание и особенности развивающей физкультурно-игровой среды в разных возрастных группах и различных технологических моделях.

 

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей

детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. По мнению О. А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия.

Одним из актуальных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста является оптимизация двигательной активности. Основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области физической культуры и здоровья служит развивающая физкультурно-игровая среда в учреждении дошкольного образования. От её наполнения и организации зависит не только физическое, но и разносторонне развитие личности дошкольника. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного инвентаря, оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют укреплению здоровья детей и повышению функциональных возможностей детского организма, удовлетворению потребности ребёнка в движении, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей.

При создании физкультурно-игровой среды необходимо руководствоваться Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Данный перечень включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам.

Построение физкультурно-игровой среды в учреждении дошкольного образования осуществляется в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного возраста.

Регулируют вопросы организации физкультурно-игровой среды в учреждении дошкольного образования

Санитарные нормы и правила  (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. N 8), Специфические санитарно-эпидемиологические требования (постановление Совета министров Республики Беларусь 7 августа 2019 г. N 525),

           Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерством спорта и туризма от 06.10.2014 № 61

и инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь.

Правильный подбор оборудования и рациональное его использование в значительной мере способствуют:

•        повышению интереса к выполнению двигательных заданий (удовлетворение потребности в двигательной активности);

•        формированию базовых умений и навыков;

•        повышению функциональных возможностей детского организма;

•        воспитанию интереса к занятиям физической культуры;

•        благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и др.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования их умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

 

В современном учреждении дошкольного образования физкультурно-игровая среда должна отвечать требованиям:

1. Безопасность. Предполагает соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Все игровые и неигровые предметы должны быть максимально безопасны как сами по себе, так и по их размещению и количеству. Игрушки должны быть изготовлены из безопасных материалов, не должны негативно влиять на здоровье и эмоциональное благополучие детей, провоцировать агрессивные действия и т.д. 

При создании развивающей физкультурно-игровой среды необходимо обязательно соблюсти санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, обеспечить функциональный и эмоциональный комфорт детей как через побор физкультурного оборудования и инвентаря, соответствующего анатомо-физиологическим, психологическим, возрастным особенностям дошкольников, так и через его рациональное размещение.

Физкультурно-спортивное и игровое оборудование спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.

Материалы, из которых изготовлены физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми, прочными водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

С целью обеспечения страховки и предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо обеспечить надёжное крепление и устойчивость оборудования, наличие гимнастических матов.

Должна предусматриваться солнечная защита зала для занятий по физической культуре.

В залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре влажная уборка проводится после каждого занятия.

2. Насыщенность среды. Насыщенность предполагает оснащение среды   игровым и спортивным оборудованием и инвентарем, его разнообразие, обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, развитие  у них двигательных умений и навыков, физических качеств. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и разностороннего развития детей. В учреждении образования необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

3. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений физкультурно-игровой среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей).

4. Полифункциональность  предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих физкультурно-игровой среды.

5. Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и разнообразную двигательную деятельность; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их двигательную активность.

6. Доступность  – возможность свободного доступа детей к инвентарю и оборудованию.

Развивающая физкультурно-игровая среда в учреждении дошкольного образования включает в себя:

1.     Достаточные площади для организации двигательной активности детей.

2.     Достаточное количество физкультурного инвентаря и оборудования.

3.     Дидактический материал

Для занятий по физической культуре должен предусматриваться отдельный зал площадью 4 кв.м на 1 воспитанника, но не менее 30 кв.м. При вместимости учреждения образования не более 100 воспитанников зал для музыкальных занятий и зал для занятий по физической культуре может быть совмещенным площадью 4,5 кв. м на воспитанника, но не менее 50 кв.м.

На территории учреждения дошкольного образования должна быть организована спортивная площадка с наличием беговой дорожки, ямы для прыжков, мишеней для метания, спортивного комплекса для упражнений в лазании, подтягивании на канате и висах на кольцах, места для проведения подвижных и спортивных игр.

На групповых участках должны быть предусмотрены достаточные площади для самостоятельной и организованной двигательной активности (подвижные игры и физические упражнения) воспитанников во время проведения прогулки.

В достаточном количестве должен быть обеспечен физкультурный инвентарь и оборудование (стационарное и переносное, стандартное и нестандартное) как в физкультурном зале, так и в центрах двигательного развития, которые организованы в каждой группе с целью обеспечения разнообразной и интересной двигательной деятельности детей в течение дня как в групповом помещении во время утреннего приёма, после завтрака или в перерывах между занятиями, так и на участке во время 1-ой и 2-ой прогулок.

Для организации двигательной деятельности воспитанников необходимо иметь:

·       инвентарь для выполнения ОРУ (гимнастические палки, обручи, кольца, флажки, ленточки, платочки, султанчики, погремушки, кубики и многое другое);

·       стандартное и нестандартное (изготовленное самостоятельно либо с помощью родителей воспитанников) физкультурное оборудование и инвентарь

·       оборудование и инвентарь для оздоровительных и профилактических целей («дорожки здоровья», массажные коврики, следочки, массажёры, массажные мячики, пособия для выполнения дыхательных упражнений и упражнений, направленных на профилактику плоскостопия и нарушений осанки);

·       оборудование и спортивный инвентарь для организации спортивных игр и упражнений (велосипеды, самокаты, клюшки для хоккея и гольфа, шайбы, мячи теннисные, футбольные, баскетбольные, волейбольные, ракетки для бадминтона и тенниса и др.);

·       атрибуты для организации подвижных игр (маски, кокошники, шапочки, нагрудные знаки, медальоны);

·       дидактический материал в виде наглядности (плакаты, иллюстрации и фото на тему физкультура и спорт, ЗОЖ), а также в виде развивающих игр оздоровительной направленности, таких как «Лото», «Разрезные картинки», «Дидактические кубики», учебное наглядное пособие «В мире движений» Шебеко В.Н.

Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расположение разных предметов оборудования зависит от их предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой-скатом. Канаты, шесты, верёвочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и др.) размещаются вдоль стен помещения.

Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям двигаться.

Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. п.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на специальных крюках, на стенах в различных местах зала. Для растягивания сеток (для игр с мячом, натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на противоположных стенах, на разных уровнях.

Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала надо всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений.

Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий хорошо бы приспособить дополнительную комнату, расположенную рядом с физкультурным залом.

При наличии свободного помещения целесообразно создать тренажёрный зал со специальными детскими тренажёрами.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этими решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.


Скачано с www.znanio.ru

Содержание и особенности развивающей физкультурно-игровой среды в разных возрастных группах и различных технологических моделях

Содержание и особенности развивающей физкультурно-игровой среды в разных возрастных группах и различных технологических моделях

Регулируют вопросы организации физкультурно-игровой среды в учреждении дошкольного образования

Регулируют вопросы организации физкультурно-игровой среды в учреждении дошкольного образования

При создании развивающей физкультурно-игровой среды необходимо обязательно соблюсти санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, обеспечить функциональный и эмоциональный комфорт детей как через побор физкультурного оборудования и…

При создании развивающей физкультурно-игровой среды необходимо обязательно соблюсти санитарно-гигиенические требования и требования безопасности, обеспечить функциональный и эмоциональный комфорт детей как через побор физкультурного оборудования и…

Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и разнообразную двигательную деятельность; сменяемость игрового материала,…

Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и разнообразную двигательную деятельность; сменяемость игрового материала,…

ОРУ (гимнастические палки, обручи, кольца, флажки, ленточки, платочки, султанчики, погремушки, кубики и многое другое); · стандартное и нестандартное (изготовленное самостоятельно либо с помощью родителей воспитанников)…

ОРУ (гимнастические палки, обручи, кольца, флажки, ленточки, платочки, султанчики, погремушки, кубики и многое другое); · стандартное и нестандартное (изготовленное самостоятельно либо с помощью родителей воспитанников)…

Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться

Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020