СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ
Оценка 4.8

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ

Оценка 4.8
docx
09.02.2023
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ.docx

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ

Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определения методологии, на базе которой возможно разработать содержание и технологию ознакомления детей с родным краем. Наша методология, в свою очередь, базируется на конкретных научных подходах.

1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии — представлен на разных уровнях:

 

 


                                        

 

 

 


— окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром

— усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека);

— усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

Особое значение имеет используемый нами принципиально новый подход, рассматривающий систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях. С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях, с другой — постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конечном итоге, основой саморазвития и творчества детей.

                Исходя из этого, нами за основу был взят новый фундаментальный принцип построения программ воспитания и обучения дошкольников, сформулированный Н.Н. Поддьяковым; принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, который явился основополагающим при разработке содержания и технологии ознакомления с окружающим миром.

       Реализация данного принципа позволяет установить гармоничное соотношение между                      процессами развития, обусловленными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

2. Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира. Этот подход формирует у ребенка особый взгляд на мир; он наделяет окружающие предметы гипотетическими свойствами. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.

3. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 


Как видно из схемы, именно деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). На наш взгляд, освоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени детства будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

В соответствии с этим был определен один из основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный нами «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью (по «принципу айсберга»): наличие памятников архитектуры и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.


 

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Реализация данного принципа позволяет установить гармоничное соотношение между процессами развития, обусловленными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка

Реализация данного принципа позволяет установить гармоничное соотношение между процессами развития, обусловленными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка

Как видно из схемы, именно деятельность человека является те м связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края)

Как видно из схемы, именно деятельность человека является те м связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2023