Специфика работы педагога с детьми раннего возраста
Оценка 4.7

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

Оценка 4.7
docx
воспитание
Детсад
06.12.2023
Специфика работы педагога с детьми раннего возраста
Ясли 1.docx

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, - особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему.

 Очевидно, что работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели. Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми. Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность. Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Одной из распространённых ошибок воспитателей ясельных групп является устранение от детской деятельности. Воспитатель даёт малышам игрушки и предлагает самостоятельно поиграть с ними. Но далеко не всегда малыши сами могут придумать интересную и полезную игру, тем более- совместную. Они начинают «цепляться» за игрушки, отбирать их друг у друга, прятать или вообще не знают, что с ними делать. Только взрослый может показать, как можно играть с игрушками.

Только взрослый может организовать и поддерживать интересную для малышей игру. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими и, конечно же (если ребёнок понастоящему включён в неё), приносит эмоциональное удовлетворение. Вместе с тем применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые определяют содержание педагогической работы с детьми раннего возраста.

Это развитие предметной деятельности, речи, пространственной координации движений и т.д. Но все эти способности и качества возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной, непосредственной форме игры, когда ребёнок не догадывается, что его учат или специально развивают. Разделение занятий на разные «предметы»-на сенсорику, моторику, речь -в раннем возрасте неэффективно и нецелесообразно. Дети воспринимают целостные предметы, в которых ещё не выделяют отдельных характеристик. Выделение отдельных качеств происходит не на специализированных занятиях, а в естественной детской деятельности- прежде всего в предметной или сюжетной игре. Особенность вторая. Необходимость личной обращённости к ребёнку. Ещё одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личной обращённости к ребёнку.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, -всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае малыш может принять и понять предложения воспитателя.

Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей. Они показывают какой-либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое. Но в этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей активностью, но новое содержание они при этом не усваивают. Особенность третья. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста- неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Между тем взрослым гораздо проще использовать объяснительную стратегию воздействия: они призывают к послушанию, рассказывают, как правильно себя вести, что нужно делать и т.п.,а дети, как бы не слышат этих слов и не слушаются взрослых. Даже не потому, что ещё их плохо понимают, а потому что до трёх-четырёх лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим.

 Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают».

Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого совершенно недостаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей в тот или иной процесс, создание общего смыслового поля при эмоциональной включённости взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребёнку интерес к новой деятельности, привлечь к ней, увлечь ею и вызвать его собственное желание что-то делать. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным». Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм.

Прежде всего, необходимы естественность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, они чувствуют ложь, недоброжелательность, равнодушие. Нужно показать ребёнку, что вы присутствуете в ситуации общения неформально, что вас интересуют мысли и переживания маленького партнёра по общению, что вы отзываетесь на них свободно и открыто. Особенность четвёртая. Необходимо принимать ребёнка. Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к ребёнку, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Оно означает полное признание человека без всяких условий, типа «Я люблю тебя только тогда, когда ты делаешь всё правильно».

Это требование принять достаточно сложно. На первый взгляд оно вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен быть искренним, а значит,- выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие другого относится к восприятию личности в целом, но не к одобрению неправильного поведения малыша. Ребёнок должен быть свободен в общении со взрослым: ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни, опыта. Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый постарается понять его и помочь. Другими словами, вы можете выражать по отношению к ребёнку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеете права оскорблять его личность. Особенность пятая. Необходима эмпатия.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, то есть сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Оно даёт нам возможность лучше понять чувства ребёнка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему своё понимание его переживания и ищет подтверждения своей правоты.

Эмпатическое общение включает в себя последовательные остановки в ходе взаимодействия для уточнения того, правильно ли взрослый понял переживания ребёнка, и если нет, то как строить дальнейшее общение. Признаком того, что такое общение состоялось, являются облегчение и удовольствие, которые испытывают от беседы оба партнёра. Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период отношения ребёнка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.


 

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей в тот или иной процесс, создание общего смыслового поля при эмоциональной включённости взрослого в нужные действия

Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей в тот или иной процесс, создание общего смыслового поля при эмоциональной включённости взрослого в нужные действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023