«Содержание мониторинга по предмету "история" в общеобразовательной школе».
Оценка 4.7

«Содержание мониторинга по предмету "история" в общеобразовательной школе».

Оценка 4.7
doc
29.03.2022
«Содержание мониторинга по предмету  "история" в общеобразовательной школе».
МОНИТОРИНГ ПО ИСТОРИИ.doc

Доклад на тему: «Содержание мониторинга по предмету  "история" в общеобразовательной школе».

Подготовила: учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа №117»  городского округа город Уфа Республики Башкортостан Королевич Оксана Васильевна

 

            Мониторинг  в образовании — это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное  обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.

 Следует выделить три основных аспекта.

 

мониторинг

 
                                                                 

 

 

 

 


                                                    

Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации

 

Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом

 

Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие

           

 

   Объектом мониторинга является образовательный процесс. Информация,  собранная в ходе мониторинга, должная обеспечивать руководителя или учителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения, воспитания и управления.

   Можно сказать, что мониторинг учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает его в виде текущих и итоговых отметок в классном журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная работа начинается анализом предыдущей контрольной работы и завершается анализом результативности текущей.

 

Диагностический инструментарий учителя

 

Опросы

Продукты индивидуальной творческой работы

 

Тесты

Зачеты

Контрольные работы

Система домашних работ

 

 

   Система мониторинга, сложившаяся в нашей школе, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале личности. Система отслеживания личностного развития ограничена отдельными параметрами и соблюдает определенные правила и условия работы школы.

 

    Важным условием повышения качества образования является систематический анализ данных о состоянии результатов образовательного процесса, получаемый при проведении педагогического мониторинга, без которого трудно оценить эффективность работы школы и отдельных учителей.

 

   Для создания целостной системы мониторинга воспитательно-образовательного процесса в школе разработана программа, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.

 

Соответственно, проведение мониторинга делится на три этапа:

 

1 этап. Подготовка к мониторингу:

 

  • постановка цели;
  • изучение литературы;
  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
  • разработка основ и критериев стандартизации;
  • установка сроков проведения;

2 этап. Практический.

Сбор информации:

  • наблюдение;
  • собеседование;
  • тестирование.

3 этап. Аналитический.

  • систематизация и анализ полученных данных;
  • выводы, на основе которых определяется методика обучения и происходит коррекция учебного процесса.

   Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний.

В течение учебного года проводим мониторинг по следующему плану:

  • начало учебного года – стартовый контроль по предмету;
  • за две недели до окончания второй четверти промежуточный контроль;
  • за две недели до окончания учебного года – итоговый контроль.

   Мониторинг составляется по ключевым точкам учебного материала, касающихся разных аспектов истории: социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. Необходимо подбирать задания разного типа и уровня сложности, например:

 

I группа – задания с выбором ответа, в ней проверяется знание дат, фактов – места, обстоятельств, участников событий, характерных признаков событий и явлений.

 

II группа – более сложные задания, они предусматривают следующие виды деятельности:

 

  • соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических течений, к которым они принадлежали;
  • установление последовательности событий.

Формы проведения мониторинга различны: контрольная работа, тест и др. По продолжительности работа составляет от 20 до 40 минут.

   Подсчитываем абсолютную и качественную успеваемость и СОУ, оформляем в виде таблиц и диаграмм.

Результаты контрольных срезов по истории России в 9В классе за 2018-2019 учебный год.

время проведения

Абсолютная успеваемость %

качественная успеваемость %

СОУ %

19.10.11

100

66

63

19.12.11

100

86

73

17.03.12

100

79

77

 

 

   Данная таблица показывает абсолютную и качественную успеваемость и СОУ (степень обученности учащихся). Для расчета СОУ используют формулу, учитывающую процентное отношение обучающихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству обучающихся в классе.

СОУ

= n5*100% + n4*64% + n3*36% - n2*16%

n

n5 – количество пятерок,

n4 – количество четверок,

n3 – количество троек,

n2 – количество двоек,

n – общее количество учащихся.

 В течение учебного года заполняются сводные таблицы “Результаты успеваемости по истории в 10-х классах за 2017-2018 учебный год”.

 

класс

10а

10б

итого

кол-во уч-ся

20

22

42

I полугодие

5

5

2

7

4

14

13

27

3

1

7

8

2

---

---

---

абс.усп.%

100

100

100

кач.усп.%

95

68

81

СОУ%

72

58

65

 

 

 

 

 

 II полугодие

5

13

7

20

 

4

6

14

20

 

3

1

1

2

 

2

---

---

---

 

абс.усп.%

100

100

100

 

кач.усп.%

95

95

95

 

СОУ%

86

74

80

 

 

 

 

 

 год

5

13

7

20

 

4

6

14

20

 

3

1

1

2

 

2

---

---

---

 

абс.усп.%

100

100

100

 

кач.усп.%

95

95

95

 

СОУ%

86

74

80

     Эффективным является проведение мониторинга, позволяющего контролировать изучение обязательных знаний и умений учащихся, определенных Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Стандарт основного общего образования по истории). Для этого разбиваем темы на блоки, и по каждому блоку составляем сводную ведомость заданий и контроля.

 Например, тема “Русь в IX-XIII вв.”

Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся по теме: “Русь в IX-XIII вв.”

Ф.И. ученика

Практи-
ческое занятие №1.

Работа со словарем, основными понятиями .

Практи-
ческое занятие №2.

Работа с книгой.

Практи-
ческое занятие №3.

Алгоритмическое освоение

(работа с таблицами, схемами).

Практи-
ческое занятие №4. Повторная работа с основными понятиями.

Практи-
ческое занятие №5. Развивающий тренинг (семинар).

Тести-
рование

(контрольный тест)

Сооб-
щение

Карта “Русь в IX – начале XIIв.”

Карта “Раздроблен-
ность Руси в XII – п.чт.XIIIв.”

Карта “Борьба против иноземных захватчиков”.

Итоговая оценка за блок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    В течение четверти или полугодия заполняется и выставляется рейтинговая оценка по предмету.

  Результаты мониторинга оформляются в виде  таблиц сводных данных. Полученная информация рассматривается на заседаниях МО, доводится до учеников. Проанализировав информацию, учитель вырабатывает стратегию корректировки для отстающих учеников и работу с сильными учащимися.

  Разработанная модель не должна быть статичной, она должна быть открыта изменяющимся образовательным запросам учащихся, значит, потребность в ней существует в любом учебном заведении.

Это связано с рядом причин:

    Сложность переходного периода. Переход на концентрическую структуру школьного исторического образования осуществлялся в условиях отсутствия методологии и концепции исторического и обществоведческого образования.

    Изменения в образовательных и учебных программа, планах.

    Формирование учебных курсов.

    Переход к новым методам и технологиям обучения.

Роль педагогической оценки в школьном мониторинге.   

Педагогическая оценка выполняет две важнейшие функции: соотнесения и мотивации. В своей первой функции педагогическая оценка выступает как индикатор определенных результатов и уровня достижений, которых добился тот или иной школьник в своей учебной деятельности. Мотивационная функция педагогической оценки связана с побудительным воздействием на личность школьника, вызывая существенные сдвиги в самооценке ребенка, уровне его притязаний, в поведении, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками образовательного процесса. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического развития, происходят качественные преобразования в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности школьника.

Очень важно чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной.

Недостатки существующей системы оценивания:

 

·       Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;

·       Процедура оценивания носит констатирующий характер: не выучил урок —«неуд», выучил — положительная отметка;

·       Результаты обучающихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, перспективной работы) выставляются в журнал. Учитель может выставить или наоборот неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах младшего и среднего звена на уроке русского языка плюс дома в общей сложности ученик получает три-четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;

·       Полученные  данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен. Хотя в настоящее время это можно устранить  через неаудиторную нагрузку;

·       Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;

·       Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно, снизят свой потенциал.

 

            С учетом результатов проведённого мониторинга и с целью повышения качества образования по истории педагогам рекомендуется:

 

1. При планировании процесса изучения курса осуществлять отбор основного учебного материала, подлежащего усвоению учащимися в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы по учебному предмету. Изучение каждого раздела учебной программы начинать с информирования учащихся о тех элементах содержания исторического образования, которые должны быть усвоены.

2. При планировании отдельных уроков проводить детальный структурно-функциональный анализ содержания учебного материала, подлежащего изучению на уроке, с целью:

●                      выделения элементов содержания исторического образования (знаний, способов деятельности (специальных и общеучебных), опыта творческой деятельности, ценностных ориентаций), которые должны быть усвоены учащимися на уроке;

●                      определения наиболее эффективных методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению выделенных элементов содержания образования; средств обучения, необходимых для изучения нового учебного материала; внутри- и межпредметных связей нового учебного материала с ранее изученным.

Результаты структурно-функционального анализа содержания учебного материала удобно представлять в форме таблицы:

Таблица

Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала

Тема урока

Цели урока

Элементы содержания образования, которые должны быть усвоены на уроке (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации)

Методы, приемы, формы организа-ции учебно-познавате-льной деятельно-сти учащихся на уроке

Средства обучения

Межпред-метные и внутри-предмет-ные связи нового учебного материала с ранее изученным

Домашнее задание

 

3. При проведении уроков истории:

●                    обеспечивать четкую постановку целей урока, проведение рефлексии учебной деятельности учащихся и ее результатов на каждом этапе урока. Цели урока при этом рекомендуется формулировать таким образом, чтобы можно было проверить их достижение в конце урока. Содержанием рефлексивного этапа урока должен быть анализ не только эмоционального состояния учащихся («урок понравился или не понравился»), но и результатов учебной деятельности на уроке (достигнуты ли цели урока? что усвоено на уроке? какие трудности возникли в ходе изучения нового учебного материала?);

●                    целенаправленно формировать мотивацию учебной деятельности учащихся посредством объяснения практической значимости изучаемого материала; использования разнообразных форм, методов и приемов обучения (в том числе интерактивных и информационных технологий). В полной мере использовать содержание учебного предмета для формирования познавательного интереса учащихся к его изучению (в ходе анкетирования 50% девятиклассников и 42% одиннадцатиклассников отметили, что им нравится содержание учебного предмета «Всемирная история»);

●                    обеспечивать эффективную реализацию каждого этапа урока, усвоение учащимися большей части нового учебного материала на уроке. Избегать монологического характера уроков, организовывать активную учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке по усвоению учебного материала;

●                    обеспечивать осмысленное усвоение учащимися учебного материала; понимание школьниками логических связей между элементами учебного материала, причинно-следственных связей между историческими фактами. Этому будут способствовать актуализация ранее усвоенных знаний, составление плана ответа на вопрос, таблиц и логических схем («цепочек»);

●                    целенаправленно формировать у учащихся общеучебные умения: анализировать, контролировать, оценивать и корректировать результаты своей учебной деятельности; анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой по учебному предмету. При проведении повторительно-обобщающих уроков не ограничиваться репродуктивным воспроизведением изученного учебного материала, а акцентировать внимание на формировании у учащихся умений обобщать и систематизировать учебный материал, сравнивать изученные исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи между ними, формулировать выводы;

●                    оперативно выявлять затруднения учащихся при усвоении содержания учебного предмета, своевременно корректировать знания и умения учащихся; с этой целью обеспечивать систематическую и эффективную проверку выполнения учащимися домашних заданий, качественный анализ результатов учебной деятельности учащихся (проверочных работ, тестовых заданий и др.);

●                    при определении домашних заданий четко указывать, какие знания и умения учащиеся должны усвоить дома (даты, понятия, личности, причинно-следственные связи, оценка исторических фактов и т.д.). Не ограничивать формулировку домашнего задания словами: «выучить § 15». Домашнее задание рекомендуется задавать с учетом результатов учебной деятельности учащихся на уроке;

●        соблюдать психолого-педагогические требования к организации и проведению уроков: чередовать виды учебной деятельности; не ускорять темп урока, т.к. неоправданно быстрый темп проведения урока затрудняет восприятие и понимание информации, способствует перегрузке учащихся.

 

4. При организации внеурочной работы по учебному предмету:

 

●        использовать различные формы внеурочной работы по истории (предметная олимпиада, конференция, турнир знатоков, Неделя истории, интеллектуальные игры и др.) для развития познавательного интереса учащихся к учебному предмету, выявления и развития способностей учащихся к изучению истории;

●        целенаправленно использовать часы поддерживающих занятий для отработки тех элементов содержания учебного предмета, по которым учащиеся допускают наибольшее количество ошибок. При проведении поддерживающих занятий обеспечивать обязательное «наверстывание» учащимися учебного материала, пропущенного по разным причинам.

 

5. При организации методической работы учитывать запросы педагогов и обеспечивать практико-ориентированный характер работы методических объединений учителей истории. Включить в планы работы районных (городских) методических объединений учителей истории вопросы, которые (по результатам анкетирования учителей истории) вызывают у них затруднения:

●       формирование у учащихся общеучебных умений;

●                   реализация межпредметных связей в процессе обучения истории;

●                   проведение факультативных занятий;

●                   реализация индивидуального подхода в обучении истории;

●                   обучение учащихся приемам осмысленного запоминания учебного материала.

 

 

 

 

 

 


Доклад на тему: «Содержание мониторинга по предмету "история" в общеобразовательной школе»

Доклад на тему: «Содержание мониторинга по предмету "история" в общеобразовательной школе»

Опросы Продукты индивидуальной творческой работы

Опросы Продукты индивидуальной творческой работы

Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний

Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний

Данная таблица показывает абсолютную и качественную успеваемость и

Данная таблица показывает абсолютную и качественную успеваемость и

I I полугодие 5 13720 4 61420 3 112 2 --------- абс

I I полугодие 5 13720 4 61420 3 112 2 --------- абс

Ф.И. ученика Практи- ческое занятие №1

Ф.И. ученика Практи- ческое занятие №1

Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку; ·

Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку; ·

Результаты структурно-функционального анализа содержания учебного материала удобно представлять в форме таблицы:

Результаты структурно-функционального анализа содержания учебного материала удобно представлять в форме таблицы:

Этому будут способствовать актуализация ранее усвоенных знаний, составление плана ответа на вопрос, таблиц и логических схем («цепочек») ; ● ц еленаправленно формировать у учащихся общеучебные…

Этому будут способствовать актуализация ранее усвоенных знаний, составление плана ответа на вопрос, таблиц и логических схем («цепочек») ; ● ц еленаправленно формировать у учащихся общеучебные…

При проведении поддерживающих занятий обеспечивать обязательное «наверстывание» учащимися учебного материала, пропущенного по разным причинам

При проведении поддерживающих занятий обеспечивать обязательное «наверстывание» учащимися учебного материала, пропущенного по разным причинам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022