Содержание программы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. 1 класс, 3 часа в неделю на каждого учащегося.

  • docx
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Содержание программ1.docx

Содержание программы

по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

1  класс,

3 часа в неделю на каждого учащегося.

1.Развитие слухового восприятия.

 Первая четверть

Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов1 и без аппаратуры (на оптимальном для учащихся расстоянии) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, коротких фраз):

обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Включи аппарат. Как тебя зовут? Возьми зубную пасту и щетку и.т.д,

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Игрушки», «В умывальной комнате», «Учебные вещи», «Части тела, лица», «Растения», а также математической терминологии и заданий (сначала в условиях ситуации, а затем — вне ее).

Восприятие -на слух незнакомых текстов, состоящих из 4—5 коротких предложений, составленных из знакомых по значению слов (сначала в условиях ситуации, а затем вне ее)   по темам: «Класс», «Школа», «Санитар».

Примерный текст.

Класс.

Класс большой и светлый. В классе стоят парты. На партах микрофоны и наушники. На стене висит доска. Около окна стоит шкаф. В шкафу лежат книги, тетради, карандаши. В классе два окна. На окнах стоят цветы.

Задания к тексту:

Посмотри на картинку. Что висит на стене? Расскажи, что висит в шкафу?

Повтори: большой, светлый класс, парты, на партах, окно, около окна, на окнах.

Вторая четверть

Восприятие на слух со стационарной звукоусиливающей аппаратурой (учащимися с III степенью тугоухости) и с индивидуальными слуховыми аппаратами (учащимися с I, II степенью тугоухости) знакомого по значению речевого материала (вне ситуации):

обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Какая сегодня погода? Как зовут твою учительницу? Скажи за экраном; Какое сейчас время года?

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «В столовой. Продукты питания», «Спальная комната», «Одежда и обувь», «Овощи, фрукты», а также математической терминологии.

Восприятие на слух незнакомых текстов (из 5—6 предложений), содержание которых близко личному опыту учащихся по темам: «В первом классе», «Осень», «Зима».

Обучение учащихся с I степенью тугоухости восприятию на слух шепотной речи.

Примерные фразы по теме «Овощи»:

Назови овощи,  (фрукты). Покажи огурец (яблоко, …).  Нарисуй помидор, (…).  Ты любишь яблоки, (…)?

Словарь:

Яблоко, груша, огурец, помидор, и. т. д.

Примерный текст:

Осень.

Наступила осень. День стал короче, а ночь длиннее. Солнышко светит редко. Трава пожелтела. Листья падают на землю. Только ели стоят зеленые. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер.

Задания к тексту:

Какое время года наступило? Какая стала трава? Расскажи, какая погода осенью?

Словарь: дождь, ветер, падают листья,  желтая трава, земля, на землю.

Третья четверть

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (учащиеся с I, II, III степенью тугоухости) речевого материала:

обиходно-разговорного характера и относящегося организации учебной деятельности типа Кто вчера был дежурный? Где работает твоя мама? и т. п.,

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Учебные вещи», «Признаки предметов по цвету», «На школьной кухне», «Зимние каникулы», «Мамин праздник», а также математической терминологии и заданий.

Восприятие на слух незнакомых текстов (из 6—7 предложений), содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся по темам: «Новый год», «Семья», «Зима».

Примерный текст:

Забота о птицах.

   В школьном саду ребята повесили кормушки. Утром они насыпают в кормушки зерно и крошки хлеба. В сад прилетают синички, снегири, другие птицы. Они клюют корм. Всю зиму ребята кормят птиц. Ребята- друзья птиц!

Задания к тексту: Для кого ребята повесили кормушки в саду? Какие птицы прилетают в сад? Почему ребята – друзья птиц? А ты сделал кормушку?

Словарь: корм, кормушка, ребята, снегирь, друзья птиц.

Четвертая четверть

Восприятие на слух речевого материала:

обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Что вы делали на уроке математики (чтения...) ? Положи книгу на стол. Когда будут летние каникулы? и т. п.;

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Части тела человека», «Весна», «Растения», а также математической терминологии. Восприятие на слух незнакомых текстов (из б—7 предложений) по темам: «Весна», «День рождения», «Скоро лето».

Примерный текст:

Весна.

  Наступила весна. Стало тепло. Ярко светит солнце. Снег тает. Он стал грязный, черный. Текут ручейки. На дорогах лужи. Деревья и кусты еще голые. Прилетели грачи. Они вьют гнезда на деревьях. Ребята вешают на деревья скворечники.

Задания к тексту:

Какой стал снег весной? Какие птицы прилетели? Что делают дети?

Словарь: светит, грязный. Черный, снег, дорога, на дорогах.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся к концу I класса должны уметь:

воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся типа Возьми мяч. У тебя есть кукла? Возьми семь палочек. Сколько в классе учеников?

воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 1 —1,3 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 0,3—0,4 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 5— 7 см (учащиеся с III степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5—1,7 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 1 -—1,2 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5—0,7 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 5—7 простых предложений), содержание которых близко опыту детей, на более близком расстоянии.

II. ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

I. Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа-папа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4—6 слогов (первое полугодие), в 7—8 слогов (второе полугодие), например: дайте тетрадь; можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию).

II. Голос

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

III. Звуки и их сочетания

Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).

Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: Ы,   3, Ж,   Г,   Ц,   Ч.

Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и—ы, с—ш, с—з, ш—ж, б—п, д—т, ц—с, ч—ш, ц—ч.

Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несет, пюре) и т. д.

Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

Работа по коррекции усвоенных звуков.

IV. Слово

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен (первая — четвертая четверть), а также слов со стечением согласных (третья — четвертая четверть), с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстроч­ному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

Соблюдение   в   речи   правил   орфоэпии   (сопряженно   и   отраженно,   по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;

с                                                                                             н

удвоенные согласные произносятся как один долгий (касса,   ванна); слова что, чтобы произносятся как што, штобы;

кого,    чего   и   окончания   -ого,    -его   —   как   каво,    чево,    -ова,    -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)стеуют, со(л)нце).

V. Фраза

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отраженно).